Неизвестный БАМ О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      71
книги              71
панорамы       58
статьи        6888
фото           7330








Первый литературный портал:



Стихотворение
Камень материнской любви

Стихотворение
И снова — море...






Разделы по теме

История Амурской области











Статьи по теме

Репрессии










Радиосериал Амурские волны.
Для чего нужна Книга Памяти?




Неизвестный БАМ В.М. Прядкин
Железнодорожные лагеря

18 ноября 2015 г.

   К содержанию книги Неизвестный БАМ В.М. Прядкин

   

   В 1938 году, начальник БАМЛАГа Н.А. Френкель вышел с ходатайством в ГУЛАГ НКВД СССР с предложением о создании специализированного железнодорожного стройуправления. Это предложение он обосновал сложной организацией подразделений БАМЛАГа, раскинутых на территории в 2000 километров. Дело в том, что к тому времени БАМЛАГ разросся до не мыслимых размеров, эффективно управлять созданным монстром, становилось проблематично. Ходатайство, причем обоснованное, на мой взгляд, на самом деле имело дальнюю перспективу. Френкель как хороший шахматист просчитывал ситуацию на несколько ходов вперед. На самом деле он решил осуществить давнюю мечту, выйти из под контроля ГУЛАГа. Образование железнодорожного стройуправления, было всего лишь задачей, при решении которой открывался путь к достижению заветной цели. И эту задачу он блестяще решил, не зря он в течение долгого времени подкармливал наркоматовских чиновников.

   Рассмотрев в НКВД СССР предложения Н.А. Френкеля, коллегия НКВД СССР соглашается с представленными доводами и приказом НКВД СССР ? 043 (ноль впереди означает секретно) от 28.02.39 г., на базе БАМЛАГа организовывается Управление железнодорожного строительства НКВД на Дальнем Востоке (ЖДСУ). В созданную структуру вошли восемь, вновь образованных железнодорожных лагерей: Западный, Южный, Амурский, Буреинский, Восточный, Юго-Восточный, Приморский, Нижне-Амурский. Новое подразделение становится мощней БАМЛАГа, поскольку БАМтранспоект переименовали в БАМпроект и передали в подчинение Н.А. Френкелю. С этого времени ЖДСУ одновременно ведет изыскание, проектирование и строительство железных дорог и объектов железнодорожного и других сообщений.

   Должен сразу оговорится, эти восемь лагерей были созданы одновременно с ЖДСУ одним документом, но в последствии претерпели значительную реструктуризацию. Соединяли два или три лагеря вместе в один, либо, наоборот, на основании одного организовывали два и т.п. ниже я об этом расскажу подробней. Например, В январе-феврале 1940 года Юго-Восточный, Западный и Нижне-Амурский лагеря объединили в один Нижне-Амурский лагерь. Все зависело от объема выполняемых работ. Огромное влияние на реорганизацию железнодорожных ИТЛ оказала начавшаяся в 1941 году война с Германией.

   

   Характеристика лагерей (численность заключенных, объем работ, место дислокации штаба):

   - Южный железнодорожный лагерь (Южлаг), со штабом: Бурят-Монгольская АССР, г. Улан-Удэ, с 22.05.38 по (не ранее 10.09.39 г.);
   ст. Заудинская Восточно-Сибирской ж. д. на 17.10.40 г.; Иркутская обл., г. Тайшет, п/я 216 с 22.11.40 г.
   Функционировал с 1938 по 1943 гг. Основное производство: строительство ж/д линии Заудинская-Наушки (Улан-Удэ - Наушки) (строительство 202), участка БАМа Тайшет - Братск (с конца 1940 г.), обеспечение инертными материалами спец строительств ГУЛЖДС (с 21.04.41г.), изготовление корпусов противотанковых и противопехотных мин, лесозаготовки, с. х. производство ширпотреба, жилищное строительство Численность заключенных: 01.10.38 г. - 39 772 чел., 01.01.40 г.- 24 076 чел., 01.07.40 г.- 12 834 чел.; 01.01.41г. - 7430 чел., 01.07.41г. - 12 558 чел.;
   01.01.42 г.- 9753чел.; 01.04.42 г.- 76126 чел., 01.01.43 г. - 10 558 чел.;
   21.04.43г. - 83457 человек.
   Начальники: капитан ГБ Шеммель (Шемель) И.Д., с 22.05.38 г. по (не известно) и с 04.01.40 г. по 25.01.42 г.; капитан ГБ Цывьян Г.Я., с 21.02.42 г. по 26.04.43г.

   - Амурский железнодорожный лагерь (Амурлаг), со штабом в г. Свободный. Период функционирования, 1938 - 1941 гг. Основная деятельность: строительство вторых путей ж.д. Карымская- Ворошилов ; линии ? 2 (Биробиджан-Ленинское), ? 208 (Завитая-Поярково), 206 (Барановское- Посьет) , вторых путей ж.д. Хабаровск- Губерово и Губерово-Ворошилов , БАМ-Тында, Тында-Зея, обслуживание авторемонтного завода в Свободном, обслуживание центрального механического завода в Тахтамыгде, обслуживание лесокомбината, сельхозов. Численность заключенных: 01.10.38 г. - 125 313 чел., 01.01.40 г. - 85 221чел, 01.05.40 г.- 118 067 чел. (УРО); 1941г. - 50040 человек.
   Начальники: с 20.05.38 г. по (неизвестно); майор ГБ Петренко И.Г., с 04.01.40 г. по (неизвестно); помощник начальника Филимонов М.В., с (неизвестно) - по 11.10.40 г.
   В июле 1941 года в соответствии с приказом ГУЛЖДС НКВД Амурский ИТЛ был расформирован, а на его базе вновь создан Буреинский лагерь во главе с И.Г. Петренко. Буржелдорлаг достраивал железнодорожные линии: Известковая - Ургал, Биробиждан - Ленинское, Барановский -Посьет, Завитая - Поярково. Укладка главного пути от Известковой до Ургала протяженностью 340 км. была закончена в октябре 1941 года, 7 ноября 1941 г. состоялось открытие сквозного движения поездов.

   - Нижне-Амурский железнодорожный лагерь (Нижамурлаг), со штабом в районе г. Комсомольска, п/я 349 на 31.10.46 г.; и п/я 322;
   п/я АЗ-322 на 27.02.53 г. и 30.05.53 г. Период функционирования, 1938 г., и вновь организован 29.09.48 (Восточное управление строительства и лагерей БАМ, реорганизован в Управление Нижне-Амурского ИТЛ и Строительства) ; закрыт 15.02.55 г. (лагерные подразделения переданы УИТЛК УМВД по Хабаровскому краю) .
   Основное производство: строительство ж. д. Комсомольск - Советская Гавань, Комсомольск-Ургал, Комсомольск-Волочаевка (1940-1941 гг.), нефтепровода Оха-Циммермановка 6 (с 17.05.41г.) , окончание работ на ж. д линии Известковая-Ургал, разборка ж.д ветки БАМ-Тында для строительства ж. д. Кулунда-Михайловское (с 22.01.43г.), строительство ж. д. Комсомольск-Советская Гавань от Комсомольска до перевала через хребет Сихотэ-Алинь (с 26.05.43 г.), ж. д ветки Советская Гавань - бухта Северная (с 11.06.49г.), ж. д. линия Комсомольск - Победино на участке Комсомольск - м. Лазарева (с 12.05.50 г.), строительство паромной переправы через р. Амур у г. Комсомольска и дополнительных причальных устройств к ней, работы по увеличению пропускной способности ж. д участка Комсомольск - Селихин Дальневосточной ж. д. и развитию ж. д узла Комсомольск, строительство нефтепровода Софийское-Комсомольск (с 03.11.49 г.), ремонт трубопровода на участке действующего нефтепровода Оха-Софийское (за счет МНП), строительство тоннеля под Татарским проливом работы подчиненного Нижамурлагу. Строительства 507 (с 06.12.50 г. по 14.04.51 г.), стротельство Дальневосточного металлургического завода (строительство Николаевского и Кимканского железных рудников, освоение месторождений: Бироканских (доломитового и магнезитового), Юхта-Бузулинского огнеупорных глин и Ольдойского кварцитового, строительство дробильно-обогатительных фабрик, ж. д путей, причала в Николаевске и жилищно-бытовое строительство), строительство аэродромов , Ключевского комбината, Могочинской ЦЭС и автодороги Могоча-Ключи (до 02.03.50г.). Строительные работы по развитию порта в бухты Ванино (для нужд Дальстроя, с 28.01.50 г.), обслуживание бетонного завода и жилищного строительства треста "Амурстальстрой" Минстройпрома, жилищного строительствава треста ? 6 Минстройпрома и механического завода Дальстроя ММП (г. Комсомольск), деревообработка и изготовление мебели (ст. Нылка Дальневосточной ж.д.), обслуживание треста "Хабаровскуголь" МУП (с. Чегдомын), Хурмулинского домостроительного завода, лесопильного завода (с. Селихин Комсомольского рйона), строительство этилосмесительной установки на Комсомольском НПЗ МНП (с IV кв. 1951 г.), производство извести (на Малмыжском заводе Нижнеамурстроя), кирпича (в том числе в с. Ургал Хабаровского края 20.03.50 г.), строительство кирпичного завода на ст. Шелехово (с 29.12.52 г.), расширение Хапсальского кирпичного завода в Комсомольске (с 06.06.52 г.), "спецобъектов", изготовление боеприпасов (мины М-82, М-120) и спецукупорки на заводе 139 НКПС и ремонтно-механических предприятиях лагеря: Тахтамыгдинском центральном ремонтном заводе, Свободненском ЦАРМЗ (г. Свободный), Известковских ЦРМ и ДОКе при них, Биробиджанских авторемонтных мастерских (г. Биробиджан) (1942 -1943 гг.), обслуживание ЦРМЗ в Комсомольске (до 03.03.49 г.) (на 26.05.43 г. - Комсомольские авторемонтные мастерские), Свободненского ЦАРМЗ (до 20.03.51г.), лесозаготовки, с. х работы в совхозе "Арга" (Аргинское с/х отделение, до 26.10.48 г.), в подсобных хозяйствах (Орловка, Усть-Ургальское, Аланан, Известковое, Карадуб, до 20.03.50 г.)
   Численность заключенных: 01.01.40г. - 27 166 чел., 01.07.40г. 62 194 чел.(УРО); 01.01.41г. 50 535 чел, 01.07.41г. - 52 621; 01.01.42 г. - 50 992 чел.; 01.01.43 г. - 64 05616 чел.; 01.01.44 г. - 33 746 чел, 01.01.45г. - 26 075чел, 01.01.46 г. - 12 074 чел., 01.01.47 г.- 7717 чел, 01.10.47 -5575 чел, 01.01.49 г.- 33 838 чел, 01.01.50 г. - 29 253 г., 01.01.51г. - 30 492 г., 01.01.52 г.- 32 998 чел, 01.01.53 г.- 30 689 чел.; 01.07.53 г. - 26 023 чел; 01.01.54 г. - 8995 человек.
   Начальники: подполковник Успенский Д.В., с 05.10.39 г. по 30.12.39 г. и с 04.10.45 г. по 03.03.46 г.; Большаков Г.П., с 04.01.40 г. по (неизвестно); Барабанов В.А., не позднее 03.03.41г. по 25.01.42 г.;
   Старший лейтенант ГБ Ориентлихерман Г.М., с 07.05.42 г.по 08.09.42 г.;
   майор ГБ (комиссар ГБ, г/м) Петренко И.Г., с 08.09.42 - не ранее 25.09.45 г.;
   майор Кучин Н.С., с 03.03.46 г. по 03.10.47 г.; полковник Орловский И.И., с 29.09.48 г. по 02.06.52 г.; полковник Козлов А.В., с 02.06.52 г. не ранее 29.11.52 г.; и.о. начальника майор Желонкин И.А., с 01.04.53 г. по (не ранее 17.04.54 г.); врио начальника старший лейтенант ГБ Акимов ?(упом. 06.42) ;
   и.о. начальника подполковник Ефимов Н.Л. (упом. 15.01.51);
   ( звание неизвестно) Овчаров С.Я., с 15.01.47г. по (неизвестно);
   полковник Ефимов Н.Л., не позднее 26.05.43 г. - по 12.10.51г.;
   майор Желонкин И.А., с 13.10.51 по (упом. 12.53).

   - Буреинский железнодорожный лагерь (Бурлаг), со штабом на железнодорожной станции Известковая. Период функционирования 1938 -1942 гг. ст. Известковая Дальневосточной ж. д., п/я 213.
   Основное производство: строительство ж. д. Известковая-Усть-Ниман , Известковая-Ургал, строительство Дуссе-Алиньского тоннеля, окончание работ по строительству ж. д. Бам-Тында, Тында-Зея, ? 208, Хабаровск-Ворошилов, обслуживание авторемонтного завода в г. Свободный и центральных механических мастерских завода в Тахтамыгде, сельхозов (с 30.01.41г.) , строительство автодороги от Усть-Умальты до Умальтинского рудника с 13.02.41г., строительство Дуссе-Альинского тоннеля, строительство ветки от Ургала до угольного месторождения, пристанской ветки ж. д. линии ? 21 (с 03.03.41 г.), изготовление боеприпасов (на 22.07.42 г.), после ликвидации Бирлага - выполняли его план по лесозаготовкам (с 16.01.42 г.). Численность заключенных: 01.10.38 г.- 40 2245 чел, 01.01.40 г. - 43 169 чел, 01.07.40 г. -37 077 чел. (УРО); 01.01.41 г. - 34 428 чел, 01.07.41 - 97 354 чел., 01.01.42 г. - 62 336 чел, 01.04.42 г.- 54 344 чел., 01.07.42 г.- 48 4456 чел.
   Начальники: комдив Давыдов А.Д., с 22.05.38 г. по 30.06.38 г. врид нач. - Борисов П.Т., с 30.06.38 г. по 27.11.39 г; (комдив Давыдов А. Д., арестован в июле, 15 апреля 1939-го осужден и расстрелян); Потемкин Н.Ф., с 04.01.40 г по 30.01.41г.; майор ГБ Петренко И.Г., с 30.01.41 по 08.09.42 г.
   зам. нач. - Ефимов И.Л. и Данель С.М., с 30.01.41 по (неизветно).
   В структуру этого лагеря входило пять отделений, 143 колонны.
   В 1941 году, в связи с ликвидацией Амурского железнодорожного ИТЛ, начальником Буреинского ИТЛ стал генерал И.Г. Петренко.
   В 1943 году Буреинский ИТЛ ликвидировали, все его подразделения включили в состав Нижне-Амурского ИТЛ, строительство линии Известковая-Ургал была временно законсервирована.
   Примечание: 31.05.41 ЛП Бурлага, дислоцированный на ст. Тында, со всем имуществом передан Алданскому дорожно-строительному управлению Дальстроя НКВД для организации пересыльного пункта.

   - Восточный железнодорожный лагерь (Востоклаг), со штабом дислокации в районе г. Комсомольска. Период функционирования 1938 - 1940 гг. Основное производство: строительство участка ж. д линии Комсомольск- Сов. Гавань и от Сов. Гавани до перевала через хребет Сихотэ-Алинь (исключительно), а также причалов и портовых сооружений в бухте Ванино и Константиновская. Численность заключенных: 01.01.44 г. - 12 977 чел.; 01.01.45 г. - 20 553 чел; 01.01.46 г. 10 157 чел.; 01.01.47 г. - 3122 чел. Начальники: (звание не известно) Потемкин Н.Ф., с 22.05.38 г. по (не известно)

   - Юго-Восточный железнодорожный лагерь (Югвостлаг), со штабом дислокации в районе железнодорожной станции Волочаевка. Период функционирования 1938 - 1940 гг. Основное производство: строительство ж. д линии Волочаевка-Комсомольск-на-Амуре и линии ? 2. Численность заключенных: 1938 г. - 31116 чел, 1939 г. - 27 395 человек. Начальники: старший лейтенант ГБ Б.И.Кузнецов с 22.05.38 г. по (неизвестно)

   - Западный железнодорожный лагерь (Заплаг), со штабом дислокации на станции Тайшет. Период функционирования с 1938 по 1940 гг. Строил железнодорожную ветку Тайшет - Падун (Братск). Численность заключенных: 1938 г. - 15643, 1939 г. - 16665 человек.

   - Приморский железнодорожный лагерь (Приморлаг), управление располагалось на станции Раздольная 2 ,Приморской ж.д., п/я 227 Период функционирования 1938-1940 гг. Основное производство; строительство железнодорожной ветки Барановский - Посьет. Обслуживание строительства 206 (ж/д линии Раздольная-Посьет). Численность заключенных: 1938 г. - 46256 чел.; 01.07.39 г. - 62 123чел; 01.01.40 г. - 58 028 чел. Данные по руководителям "Приморлага" не известны.

   В структуру штаба железнодорожного исправительно-трудового лагеря входили разные подразделения, но в основном он состоял из отделов:
      Политический
      Второй отдел - УРО (учетно-распределительный)
      Третий отдел - ОЧО (оперативно-чекистский)
      Отдел кадров
      ВСО (ВОХР) - Военизированная стрелковая охрана
      ПРО - производственный отдел
      КПО - контрольно-плановый
      ОТИ - отдел технической инспекции
      Технический
      ОТС - отдел технического снабжения
      ООС - отдел общего снабжения (в годы войны - ОИС - отдел интендантского снабжения)
      ЭМО - электромеханический
      Лесной
      Сельхозотдел
      Гуж-ветеринарный
      Автомобильный
      Связи
      Торговый
      Финансовый
      Санитарный
      КВО - культурно-воспитательный
      ТРО - транспортный
      КХО - коммунально-хозяйственный
      АХО - административно-хозяйственный
      Отдел противопожарной службы

   

   В январе 1941 года на базе ряда подразделений Амурского железнодорожного ИТЛ (Амурлаг) был создан Свободненский ИТЛ (Своблаг), п/я 210, который дислоцировался в г. Свободный и был закрыт в 1946 году. Основное производство: обслуживание лесокомбината. в городе Свободный; Желунского совхоза; изготовление с/х машин, орудий и запасных частей . Численность заключенных: 01.07.41г. - 6069 чел.; 01.01.42 г.- 15 333 чел.; 01.07.42 г. - 11 056 чел, 01.01.43 - 11 9413 чел.; 01.01.44 г. 9875 человек. Начальники: Прокопьев (звание, имя отчество не известны упоминание в архиве 05.08.42 г.)

   Следует отметить, что подразделения ЖДСУ работали и на других стройках СССР, управление новой структурой по прежнему осуществлялось с г. Свободный. В это же время четыре железнодорожных лагеря, Буреинский, Приморский, Южный и Амурский сливаются в один - Амурский железнодорожный исправительно-трудовой лагерь (АМУРЛАГ). Начальником АМУРЛАГа назначают комиссара государственной безопасности третьего ранга И.Г. Петренко

   Однако вернемся к тому, о чем я писал в начале главы. На мой взгляд ЖДСУ, это всего лишь промежуточной звено, трамплин к достижению той цели, о которой я говорил выше, выйти из под контроля ГУЛАГ. Еще бы! Сколько унижений, сколько плевков в свой адрес он получил от руководства этого главка ОГПУ-НКВД, а главное, для некоторых, он так и оставался зэком! Он понимал, чувствовал, что он умней и способней руководителей ГУЛАГА. Дело в том, что в структуре Наркомата внутренних дел существовал отдел по железнодорожному строительству. Вот и задумал Нафталий Аронович, на базе этого отдела сделать главк!

   В начале 1940 года, сбывается давняя мечта Н.А. Френкеля, на осуществление которой у него ушло 7 лет. В недрах НКВД, происходит очередная реструктуризация. Приказом НКВД СССР за ? 0014 от 0 4.01.40 г., на базе отдела железнодорожного строительства НКВД на Дальнем Востоке, создается Главное управление лагерей железнодорожного строительства НКВД, (ГУЛЖДС) СССР. На мой взгляд, эта структура родилась в голове Френкеля. Сколько сил, нервов, закулисной борьбы, материальных средств и взяток, ушло у Френкеля на это дело, можно только догадываться. Наконец то он ушел из под контроля ненавистного ГУЛАГа, теперь он на равных!

   Его назначают приказом НКВД ? 68лс от 16.01.40 года. Всё-таки под счастливой звездой родился Нафталий Аронович! И как всегда, чтобы реализовать свои планы подвернулся великолепный случай. В тот период началась неудачная война с Финляндией. Красная Армия увязла в карельских снегах, а для подвоза войскам необходимых резервов, отсутствуют дороги. Вот тут то и вспомнил В.И. Сталин про своего протеже, изобретательного, гениального организатора производства Н.А. Френкеля, который к тому времени поднаторел на строительстве и реконструкции железных дорог.

   "....надо сейчас, лютой зимой, безо всякой подготовки, не имея ни планов, ни складов, ни автомобильных дорог, построить в Карелии три железных дороги - одну рокадную и две подводящих, и построить за [три месяца], потому что стыдно такой великой державе так долго возиться с моськой Финляндией. Это - чистый эпизод из сказки: злой король заказывает злому волшебнику нечто совершенно неисполнимое и невообразимое. И спрашивает вождь социализма: "Можно"? И радостный коммерсант и валютчик отвечает: "Да!" Но уж он ставит и свои условия: 1) выделить его целиком из ГУЛага, основать новую зэковскую империю, новый автономный архипелаг ГУЛЖДС (гулжедээс) - Главное Управление Лагерей Железнодорожного Строительства, и во главе этого архипелага - Френкель; 2) все ресурсы страны, которые он выберет - к его услугам (это вам не Беломор!)." (А.И. Солженицын "Архипелаг ГУЛаг").

   Согласно архивных документов, строительство железной дороги осуществлялось без технического проекта и генеральной сметы по материалам изыскательских экспедиций Лентранспроекта и Лентрансмостпроекта, которые находились в районе строительства. "Я вел бригаду к реке Усе по будущей железнодорожной трассе. Нам выдали лопаты без черенков, топоры без рукояток, пилы не точенные и неразведенные. На кострах мы обжигали березовые жерди и осколками стекла от банок скоблили дерево, придавая ему форму черенков и топорищ, инструменты точили на камнях". (С. Д. Серов, бывший заключенный "Печоржелдорлага").

   В общем, с большими человеческими жертвами с расстрелами и сменой офицерского кителя на лагерную телогрейку, дорогу построили в срок. Например, за невыполнение плана начальник управления лагеря Г.П.Большаков, начальник санотдела К.В.Новосадова, начальник отдела снабжения В.Н.Гейденрейх, начальник 4-го отделения М.И.Сифинер и его заместитель М.И.Доброшинский, начальник 8-го отделения Н.Кондрашин, заместитель начальника 7-го отделения И.В.Савицкий были арестованы и отданы под суд.

   "Е.Ф. Линде вспоминает об этом эпизоде так: "В конце декабря 1940 года, придя на работу, мы узнали, что нашего начальника Управления и несколько начальников отделов арестовали. По слухам, они были осуждены "без права переписки". Что с ними стало, мы так и не узнали..." Рассказ Е.Ф. Линде дополняют воспоминания В.Х. Голика: "Не случайно было возбуждено уголовное дело в связи с большой смертностью рабочих. Судили начальника Печоржелдорлага Большакова, начальника ОИС (отдел интендантского снабжения), начальника санотдела и других. Военный трибунал приговорил Большакова к 15 годам, остальных к 10 годам лишения свободы". Дальнейшая судьба первого начальника Печоржелдорлага неизвестна". (О. Азаров, "По тундре, по железной дороге".)

   Много там было арестов и расстрелов, много там людей положили, это я так, для примера привел. Что касается Нафталия Ароновича, то он в генералы был пожалован, да "орден Ленина" в придачу. Не лучше была организованна жизнь заключенных и в других железнодорожных ИТЛ. "...С 17 декабря, в течение недели, нас бортовыми машинами увозили на ст. Алма-Ата 1 и грузили в телячьи вагоны по 24 человека. Потом эшелон тронулся. Через месяц, наверное, мы остановились в г. Новосибирске. Нас сводили в баню, постригли, одним словом, провели санитарную обработку. В феврале 1938 г. мы прибыли на ст. Манзовка, что в 80 км от г. Никольско-Уссурийского Хабаровского края (Амурлаг прим. автора). Через 3-4 км. заснеженной степи дошли до бараков, наспех сколоченных из горбыля. В каждом из них, не выходя наружу, можно было видеть и восход, и закат. Нам пришлось в срочном порядке (правда, дрова и печки были) утепляться. Оттаивали землю, снег. На этой воде, разведенной с жидкой грязью, замешивали раствор и каждый "благоустраивал" свое место у нар. Снаружи обкладывали снежными кирпичами - глыбами.

   После 21-дневного карантина я попал в этап на ст. Мучная, западнее ст. Манзовки на 30 км. Там мы строили военный объект. Кроме холода, страдали от недосыпания: днем лили бетон, ночами разгружали машины бута, песка и т. п. По окончании стройки, через 7 месяцев, нас вернули в Манзовку, которая до неузнаваемости расстроилась". (Воспоминания Ершова Василия Александровича из Базы данных "Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы".

   О своей лагерной жизни пишет Н. В. Горелов: "Арестовали меня в 1942 году по доносу о якобы нелестном отзыве о И. В. Сталине. Посажен в одиночную камеру. Через день начались допросы. Мне предъявили обвинение по 58-й статье. Вина - антисоветская пропаганда. Допрашивали меня два следователя, один из них использовал недозволенные методы допроса (бил резиновыми жгутами), другой был более сдержанным. Охранники тоже были разные. Одни рисковали и принимали передачи (я их трижды получал), другие были жестокие. После окончания "следствия" меня перевели в верхний изолятор Свободненской тюрьмы. В камере было холодно, вскоре я заболел и меня а бессознательном состоянии увезли в тюремную больницу. После тюремной больницы меня поместили в общую камеру, где сидели политические. Половина из них были железнодорожники. В каждой камере были доносчики и это надо было учитывать. В один из дней я не выдержал и избил одного подонка, за что меня посадили в карцер. Вскоре меня отправили в лагерь, находившийся в Возжаевке. В бараке вместимостью в 200 человек было много уголовников и уже на вторую ночь многих обворовали "старожилы" лагеря. Работали на овощных плантациях. Смертность в лагере была большая. Из 22 человек, прибывших из Свободненской тюрьмы, вернулось в Свободный нас трое. Весной 1943 года (через 9 месяцев после ареста) мне, наконец, объявили, что особым совещанием (тройкой) я осужден к 5 голам заключения за антисоветскую агитацию. В Свободном меня как бывшего кузнеца направили на завод в кузнечный цех. Завод этот относился к органам НКВД и работали здесь почти все заключенные. Продукцию здесь изготовляли самую разную: плуги, подковы, топоры и др. В производственном отделе завода работали, например, такие заключенные - бывший профессор Васильев, бывший генерал-полковник Орлов, технолог завода АМО Пузырев. Работали заключенные и в Царзе, на швейной фабрике". "... Зимой 1944 года нас 40 человек отправили в штрафной Перский лагерь на лесоповал. Начальником этого лагеря был некто Лаут -жестокий человек, который держал в руках судьбы трех тысяч человек. На высокой сопке он устроил карцер. Кто попадал в него замерзал или умирал от воспаления легких".

   Забегая вперед, скажу следующее. 28 апреля 1947 года, согласно приказа МВД ? 525лс, Френкеля, (уйдет на пенсию по липовой болезни) сменил генерал-майор И.Г. Петренко, исполнявший обязанности до 18 июня 1948 года. (приказ МВД ? 750лс). 5 августа 1948 года приказом МВД ? 994лс начальником ГУЛЖДС назначен генерал-майор инженерно-технической службы Ф.А. Гвоздевский. 21.08.51 (приказом МВД ? 1097лс) его сменил инженер-подполковник (позднее инженер-полковник) А.А.Смольянинов. Численность заключенных ГУЛЖДС (всех лагерей входящих в подчинение): 01.01.40 г.- 347 994 чел, 01.01.41г. - 421 412 чел., 01.01.42 г. - 355 123 чел., 01.01.43 г. - 267 821чел., 01.01.44 г. - 121 462 чел, 01.01.45 г. - 136 140 чел., 01.01.46 г. - 93 181 чел., 01.01.47 г. - 148 228 чел., 01.01.48г. - 214 478 чел, 01.01.49 г. - 236 452 чел., 01.01.50 г. - 294 070 чел., 01.01.51 г. - 253 859 чел., 01.01.52 г. - 199 847 чел., 01.01.53 г. - 205 956 человек.

   В 1943 году с организацией управления строительства 500 в составе трех лагерей (приказом НКВД ? 00894 от 26.05.43) строительство БАМа (его восточного участка) было частично возобновлено. С окончанием войны работы на БАМе развернулись в полном объеме. Для этого во исполнение Постановления ГКО ? 9898сс от 23 августа 1945 г. и приказа НКВД ? 001026 от 8 сентября 1945 г. было развернуто восемь лагерей ГУПВИ, в которые предполагалось направить 200 000 японских военнопленных; начальниками лагерей были назначены начальники соответствующих строительств НКВД.

   В 1945-1947 гг. была проведена реструктуризация ГУЛЖДС. Она началась с реорганизации управления строительством БАМа. В дополнение к Управлению строительства 500 приказом НКВД ? 001133 от 4 октября 1945 г. были созданы Управление Тайшетского строительства БАМ, Управление Ленского строительства БАМ и Управление Амурского строительства БАМ (последнее - в составе Амгуньского строительства и Ургальского строительства). Все эти организации не имели в подчинении исправительно-трудовых лагерей. Однако заключенных привлекали для работ на контрагентских началах. Через полгода было проведено частичное слияние перечисленных управлений и одновременно организованы в их составе исправительно-трудовые лагеря.

   В дальнейшем такие управления, имевшие промежуточный статус (между статусами главка и управления) осуществляли координацию деятельности нескольких лагерей, обслуживающих строительство одной железнодорожной магистрали (в случае БАМа - крупного его участка). В 1948-1949 гг. эти управления были расформированы, а входившие в них ИТЛ подчинены непосредственно ГУЛЖДС. 18 марта 1953 года производственные структуры ГУЛЖДС Постановлением СМ СССР ? 832-370сс были переданы Министерству путей сообщения СССР, а лагеря, входившие в состав главка, приказом Министерства Юстиции СССР ? 0013 от 2 апреля 1953 года переданы ГУЛАГу Министерства юстиции СССР. Таким образом, ГУЛЖДС прекратило свое существование. Однако вернемся к назначению Френкеля на должность начальника ГУЛЖДС. С легкой руки заключенных аббревиатуру ГУЛЖДС расшифровали так: "Гуталинщик (Сталин) устроил лагерную жизнь, достойную собак".

   Помимо Главного управления ИТЛ и колоний (ГУЛАГ), на тот период в НКВД СССР функционировали следующие главки: Главное управление аэродромного строительства; Главное управление лагерей гидротехнического строительства (Главгидрострой); Главное управление лагерей промышленного строительства (Главпромстрой); Главное управление лагерей горно-металлургических предприятий (ГУЛГМП); Главное управление по строительству Дальнего Севера (Дальстрой); Главное управление шоссейных дорог (ГУШОСДОР) и десяток просто управлений. Получив новое назначение, гораздо значимей и выше прежней должности, Н.А. Френкель из провинциального городка Свободный переезжает в г. Москву. Вот уж действительно: "пути Господни неисповедимы"! Из жуликов, прямой дорогой на нары, а от туда, в лагерные начальники, а потом, сменив телогрейку зэка на генеральский китель, прямиком в министерское кресло! Одним словом "из огня, да в полымя", но что самое любопытное, заработал все занимаемые посты своими удивительными организаторскими способностями. Конечно, жульничал, давал взятки, подкармливал нужных высокопоставленных чиновников, деньги казенные с умом распределял, но ведь и дело делал!

   Огромные лагерные структуры работали под его руководством четко, слажено, а главное с высокой производительностью труда в лагерных подразделениях. Поставленные, перед закрытой организацией, партией и правительством задачи, выполнялись в намеченные сроки и даже с опережающими темпами. Об этом говорят архивные документы. Строители ГУЛЖДС с 1941 по 1947 год построили 25860 км. ж. д. пути, свыше 10 тыс. км. автомагистралей, 161 аэродром, 3870 км. нефтепроводов, 1046 км. газопроводов и многое другое.

   Эти цифры приводили в своих работах на эту тему, в 80-90 годы, исследователи. Но один показатель, они обходили стороной и не упоминали о нем, либо упоминали как то вскользь, аккуратно, наверное, что бы ни обидеть кого то! А какова цена этим достижениям? А цена неоправданно высокая, сотни тысяч человеческих жизней! Сотни тысяч поломанных судеб! Сотни тысяч разрушенных семей! Но вернемся к Френкелю. Эта противоречивая личность по воспоминаниям современников, заключенных принимал за рабов. С одной стороны, его логику понять можно, их много, а он один, план выполнять надо, иначе к стенке поставят!

   Во многих публикациях, приводится случай, когда он спас от расстрела нескольких людей. В 1936 году (еще в бытность БАМЛАГа) работниками НКВД было инициировано так называемое "Большое дело БАМа". По их версии в БАМстрое и в БАМЛАГе действовала тайная диверсионно-шпионская организация, которой якобы руководила японская и германская разведки. Под эту версию, арестованных били до полусмерти, а после того, как те подписывали бумагу, что они являются японскими или немецкими шпионами, их расстреливали. Но этого чекистам показалось мало и они "раскрывают" дополнительно: "Повстанческую организацию восьмого отделения", "Свободниченскую контрреволюционную организацию" и ряд других.

   В действительности никаких подпольных вредительских и шпионских организаций не было. Сотрудники ОГПУ-НКВД выдумали их для получения орденов и медалей, денежных премий и званий. Это злодеяние становится особенно омерзительным, когда знакомишься с "делами" тысяч расстрелянных строителей БАМа. Убедится в этом, может любой желающий, архивы доступны для ознакомления. Именно по этим "делам" были расстреляны: первый начальник УСБАМ НПС Сергей Витальевич Мрачковский, начальник экспедиции Востизжелдора Д.И. Джусь, начальник отдела изысканий БАМстроя А.В. Далакашвили и многие другие руководители. Эти люди своим трудом внесли огромный вклад при изысканиях и строительстве БАМа. А сколько добрых дел, они могли сделать, со своим богатым опытом! Говорят Н.А. Френкелю, удалось буквально вырвать из рук следователей, нескольких руководящих работников БАМЛАГА, там же приводится их фамилии. И это как бы ставится Френкелю в заслуги. Однако лично я убежден, что сделал он это не из благородных целей. Скорей всего они нужны ему были для выполнения конкретного плана, наверное это были очень хорошие управленцы. Если даже я не прав, нельзя считать благородством то обстоятельство, что десятки тысяч людей он загнал в землю, а семерых спас.

   В январе 1941 года, НКВД СССР, приказало ликвидировать АМУРЛАГ. Расформирование лагеря растянулось на полгода. Первое отделение (строившее железнодорожную ветку БАМ-Тында-Зея) было расформировано, а на его базе создан Тындинский лагерный пункт. В его задачу входило: - эксплуатация железнодорожной ветки БАМ-Тында; - консервация строящегося железнодорожного участка Тында-Зея.

   Летом 1941 года АМУРЛАГ был окончательно расформирован, а на его базе создан Буреинский железнодорожный исправительно-трудовой лагерь (БУРжелдлаг, в прессе встречается аббревиатура Бурлаг) во главе с И.Г. Петренко. Данная лагерная структура и достроила железнодорожные линии: Известковая-Ургал, Бирабиджан-Ленинское, Барановский-Посьет, Завитая-Поярково.

   В 1943 году, БУРжелдлаг объединяют с Нижне-Амурским железнодорожным лагерем, начальником которого назначается И.Г. Петренко. В числе многих, в Бурлаге погиб священномученик диакон Григорий (в миру Самарин Григорий Васильевич), позднее причисленный к лику святых Русской православной церкви, а также Александр Михайлович Цицеров протоиерей, Звенигородский Благочинный, священномученик, настоятель Храма святителя Николая в селе Никольское Одинцовского района Московской области. В военные годы была построена железнодорожная ветка Комсомольск - Советская Гавань. В 1946 году продолжилось строительство железнодорожных веток: Тайшет-Братск-Усть-Кут; Комсомольск-Ургал; и восстановление пути на перегонах Известковая - Ургал-Чегдомын.

   Все эти годы, вплоть до кончины в 1953 году Сталина, в стране, исправно работала репрессивная машина, поставляющая всё новые и новые эшелоны с вновь испеченными "врагами народа". Они заменяли тех строителей, которых закапывали на бесчисленных тайных и явных погостах без имени и фамилии, номер на колышке и все! На мой взгляд, эти несчастные строители внесли огромный вклад в экономическое развитие Дальнего Востока, Забайкалья, а также других регионов СССР. На реконструкции Транссиба и строительстве БАМа они выполняли все земляные работы, укладывали верхнее строение пути, строили мосты, путепроводы и другие искусственные сооружения. Кроме того, в 1937 году на Транссибе началось строительство подводного однопутного тоннеля под Амуром у Хабаровска (стройка ?4). Протяженность всего тоннельного перехода составляла 11 090 м, а длина самого тоннеля - 7 247 метров.

   Этот тоннель строили многие организации. Военные железнодорожники, вели земляные работы. Специалисты из Метростроя занимались непосредственно тоннелем (руководитель инженер-генерал Н. А. Ермолаев). В большом количестве привлекалось местное население (подсобные работы). Заключенные, занимались самой тяжелой физической работой: добывали на Тунгусском и Новокаменском карьерах известняк. В 1942 году, как уже было сказано выше они построили 800 км. ж. д. под Сталинградом, тем самым внесли непосредственный в клад в победу над фашистской Германией.

   Занимаясь историей экономического развития Дальнего Востока в 30-40 гг., я пришел к убеждению, что практически, ни одна стройка не обходилась без участия этой категории наших граждан. Я постоянно задаю себе один и тот же вопрос. Ну почему мы потомки, такие не благодарные? Устанавливаем памятники собакам, которые проявили себя при охране границы или в других чрезвычайных обстоятельствах, лошадям и другим животным. Десятками возводим памятники литературным героям, т.е. тем, кого в действительности никогда не было. Начали строить памятники огурцам и другим овощам. На знаменитых кладбищах Москвы и в других мегаполисах возведены целые мавзолеи приступным авторитетам, стоимостью в несколько миллионов долларов США. Почему то власти не дают команды снести их бульдозером, как это сделали с захоронениями в 1975 году на Дуссе-Алиньском тоннели!

   Ни одного памятника тем, плодами трудов которых, мы пользуемся сегодня! В г. Свободном установили крохотный памятник у бывшей конторы БАМЛАГа, такое впечатление, что его поставили тем, кто руководил этим страшным лагерем. Когда едешь по ветке БАМ-Тында, иногда, за окном пассажирского вагона, промелькнет старая, заросшая деревьями и кустарником насыпь, или обросший мхом бетонный мост. Да в городе Тынде, на горе, внизу которой пробегает одноименная речка, стоят и по ныне деревянные бараки, построенные заключенными для офицерских семей НКВД (в них до сих пор живут люди). Вот и все, что осталось в память о тех несчастных, которые за кусок хлеба, а большая часть, ценой своих жизней произвели полную реконструкцию Транссиба и построили часть знаменитой железной дороги БАМ. Построили десятки заводов, линий электропередач, аэродромов, причалов, шоссейных дорог, которыми мы пользуемся сегодня. Ни одного памятника! Что же мы за люди такие?


   Дополнительно по данной теме можно почитать:


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Портал Lib.ru/Современная литература