Неизвестный БАМ О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      71
книги              71
панорамы       58
статьи        6888
фото           7330








Первый литературный портал:



Стихотворение
Камень материнской любви

Стихотворение
И снова — море...






Разделы по теме

История Амурской области











Статьи по теме

Репрессии










Радиосериал Амурские волны.
Для чего нужна Книга Памяти?




Неизвестный БАМ В.М. Прядкин
История организации БАМЛАГА

10 ноября 2015 г.

   К содержанию книги Неизвестный БАМ В.М. Прядкин

   

   Как уже было сказано выше, в октябре 1932 года Политбюро ЦК ВКП (б) принимает решение о передачи строительства Объединенному государственному политическому управлению (ОГПУ).

   Перед БАМЛАГом было поставлено три основные задачи:
  • строительство Байкало-Амурской железной дороги;
  • прокладка вторых путей на Транссибе,
  • лесозаготовка, деревопереработка и добыча золота.

   За Наркоматом Путей Сообщения оставались (до 1938-го) следующие функции по БАМу:
  • обеспечения проектами и сметами;
  • слежение за качеством производства работ;
  • приемка работ.
  •    Приказом ОГПУ ? 1020/с, от 10.11.1932 года, был создан Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь (БАМЛАГ). Забегая вперед скажу, это был один из самых крупных лагерей в СССР. БАМЛАГ был создан, как объект оборонно-стратегического значения. Управление БАМЛАГом осуществлялось из г. Свободный (по тогдашнему административно-территориальному делению Дальневосточный край, ныне территория Амурской области).

       Непосредственной причиной его развертывания, стала оккупация Маньчжурии японскими войсками осенью 1931года. В тот период создалась реальная угроза железнодорожному сообщению по одноколейной (по тогдашнему НПС СССР Амурской ж. д., ныне Забайкальской и Дальневосточной ж. д.) вблизи государственной границы СССР. Деятельность БАМЛАГа связана с сооружением на значительном удалении от границы новой ж.-д. магистрали от Забайкалья до Приморья (Байкало-Амурская магистраль, БАМ), а также вторых путей на Транссибирской магистрали для увеличения ее пропускной способности.

       Здесь я хочу обратить внимание читателя на тех "злодеев", которыми укомплектовывался БАМЛАГ. На мой взгляд, это очень важное обстоятельство, а слово злодеи я взял в кавычки не случайно, потому, что на 90% (может и больше), это были не в чем не повинные люди. Дело в том, что при наркоме внутренних дел Н.И. Ежове ввели правило дифференцированного размещения контингентов ГУЛАГа по отдельным лагерям. Как указывает в своей работе "Лагерники (ГУЛАГ без ретуши)" С. Кузьмин, в БАМЛАГ запрещалось направлять осужденных за измену Родины, шпионаж, совершение террористических актов, разрушение и повреждение государственного имущества, за контрреволюционную троцкистко-зиновьевско-бухаринскую деятельность, руководителей и активных членов контрреволюционных фашистских и националистических организаций, бывших белогвардейцев.

       В своей работе "Строительство железных дорог на востоке России", профессор О.П. Еланцева ссылается на перечень, утвержденный решением Политбюро ЦК ВКП (б) от 1 февраля 1938 года. Этот перечень запрещал наркому внутренних дел осуществлять комплектование Дальневосточных лагерей за счет уголовников-профессионалов, а также, осужденных за повстанчество и бандитизм, измену Родине. Кроме того, не разрешалось посылать лиц; японской, китайской, корейской, немецкой, польской, латышской, эстонской, литовской и финской национальностей.

       Кто же отбывал сроки, строя БАМ в системе огромного БАМЛАГ? Ответ на этот вопрос дают люди, побывавшие там, в качестве заключенных и чудом оставшиеся в живых. "В нашей бригаде большинство составляли сельские жители: врачи, учителя, агрономы, почтовые работники, много колхозников и всего несколько москвичей". (М. Б. Миндлин "Возвращение", глава Бамлаг)

       "Здесь на пересыльном пункте (ст. Манзовка, БАМЛАГ прим. автора) мы промерзли до косточек, это наша группа из 5 человек более-менее одетых, ложились вместе, под нами были голые доски, мы не раздеваясь закрывались, что было с головой и надышим и засыпали, а остальные по всей ночи бегали по длинному бараку, чтобы не замерзнуть совсем. Давали нам по 400 грамм хлеба и раз в день баланду из мороженой свеклы, которую можно было есть пока она горячая, а потом она превращалась в густой клей. Днем нас выгоняли в чистое поле и заставляли перелопачивать снег и мы, чтобы не окоченеть, делали это с усердием). (Из воспоминаний В. Л. Ицковича (1898-1989 гг)

       Однако вернемся к становлению БАМЛАГа. Стоит отметить, что организаторы БАМЛАГа столкнулись с массой трудностей. Прежде всего, не было опыта строительства железных дорог силами заключенных. В ОГПУ имелась масса приказов, инструкций и других нормативных документов, регламентирующих содержание заключенных, их надо было соблюдать. Партии заключенных нужно было рассредоточить на больших расстояниях друг от друга. В частности на линии строительства разъезда БАМ-зимовье Тындинское на 190 километрах. Не было ни жилья, ни дорог - тайга, мари, зимой морозы под 60 градусов по Цельсию.

       Поскольку далее я буду часто упоминать Сковородино, то вкратце расскажу его историю. Сковородино это третье по счету название небольшого городка и одноименной железнодорожной станции на Транссибе ныне Забайкальской ж. д.). При постройке Амурской железной дороги станцию назвали Невер-1 - по имени речки, которая там протекает, затем Рухлово - в честь министра путей сообщения Сергея Васильевича Рухлова. Он был крестьянским сыном, и исключительно благодаря своему таланту и трудолюбию достиг министерского поста. Вот судьба злодейка! В октябре 1918 года, в возрасте 62 лет крестьянский сын Рухлов был расстрелян на Северном Кавказе большевиками, как "царский сатрап" - представитель "проклятого прошлого". Какая дикость! А ведь этот человек мог своим опытом, знаньями, умом, сделать многое для развития путей сообщения страны!

       В 1927 году поселку Рухлов был присвоен статус города и дано новое название - Сковородино. Где то я прочитал, что Афанасий Сковородин, был председателем поселкового Совета, его тоже расстреляли в 1920 году, но уже японские интервенты. Так вот, в поселке Рухлове (Сковородино) уже подчиненная БАМлагу начала функционировать железнодорожная лагерная командировка с питательным пунктом, через который ежегодно пропускались тысячи следующих на восток заключенных, а также выгружались заключенные для строительства ж. д. ветки разъезд БАМ - зимовье Тындинское. Среднестатистический железнодорожный состав в 30 вагонов доставлял на станцию от 900 до 1100 заключенных.

       В срочном порядке начали проектировать типовые лагерные пункты на 1, 1.5, 2, 3, и т.д. тысячи заключенных. В непролазной тайге, вдоль намеченной изыскателями будущей ж. д. трассы, из не ошкуренных лиственниц, стали строить бараки, смотровые вышки, вкапывать в вечную мерзлоту столбы, на которые крепили рядами колючую проволоку, силами самих заключенных. Делалось это все в невиданной спешке. Хочу подчеркнуть, жилые бараки появились позже, а до того, заключенные селили в старых дырявых палатках, списанных из имущества Красной армии, наспех сооруженных шалашах. Спецодежды не было никакой. Заключенные находились в той одежде, в которой были арестованы, зачастую истрёпанную в длительных этапах и участии на различных работах. При этом еще отсутствовали пастельные принадлежности. Бедолагам, приходилось спать на голых нарах (в бараках) или на подстилках из веток (в палатках и шалашах). О банях не было и речи, от болезней в тот период погибли тысячи заключенных. Все это подтверждается архивными документами и многочисленными свидетелями (ниже я вернусь к данной теме).

       Чтобы понять в какие условия попадали люди осужденные тройками за анекдоты, по доносу, и т.п., нужно хотя бы мысленно поставить себя на их место. Ниже я приведу рассказы самих заключенных и выдержки из некогда засекреченных протоколов проверок, осуществляемых представителями местных райкомов ВКП (б) и прокурорских работников.

       При этом, заключенные должны были находиться под пристальным надзором охраны, поскольку существовали директивные документы, инструкции, регламентирующие охрану и надзор за ними. Требовалась целая армия стрелков охраны, которых негде было взять. Выход был найден, стрелков стали подбирать из состава самих заключенных. Для этого в ОГПУ разработали специальные инструкции, по каким статьям можно привлекать, а по каким нельзя. Кроме того, это обстоятельство стало одним из способов мотивации труда заключенных. За ударный труд сокращали срок, и имелся шанс попасть в охранники. Об этом, самом страшном периоде в истории БАМЛАГа, я расскажу ниже, и в этом мне помогут архивные документы и воспоминания очевидцев.

       Не позавидуешь руководству и организаторам БАМЛАГа. Не смотря на вышеперечисленные трудности по обустройству лагерных пунктов и проблем бытового характера, был утвержден месячный и квартальный план по строительству железнодорожной линии. Невыполнение плана и других производственных заданий расценивалось как вредительство, за это добавляли срок (если это был заключенный) либо давали новый срок, если это был вольный, либо расстреливали. В самом БАМЛАГе круглосуточно работали "тройки". Об этом подробно я тоже расскажу ниже.

       По замыслу правительства СССР, БАМЛАГу предстояло осуществить колоссальный проект: через огромные пространства, где отсутствует людское жилье, через тайгу, болота и горные хребты, на большом удалении от внешних границ государства, проложить новую железную дорогу, значительно сокращающую расстояние от Байкала до Тихого океана. Следует отметить, что С.В. Мрачковского оставили в должности начальника управления строительства, но его заместителем и одновременно начальником БАМЛАГа назначили Н.Ф. Еремина.

       Во всех публикациях о БАМЛАГе, о Еремине ни сказано не слова. Я решил восполнить этот пробел. Узнать о нем мне удалось не много. Родился 30.12.1891 г. в городе Темрюк Кубанской области, русский, образование - 5 классов городского училища. Любопытно, в 1910 году осужден Кавказским военным окружным судом на 12 лет каторжных работ (срок заменен заключением в тюрьме на 5,5 лет). В общем, о жизни на нарах знал не по на слышке. С 1918 года он занимал различные должности в ОГПУ, ГУЛАГ НКВД. В каком специальном звании системы ОГПУ он пришел на должность начальника БАМЛАГа, мне узнать не удалось. Перед БАМЛАГом, в сентябре 1931 года, его назначают помощником начальника ГУЛАГа ОГПУ СССР (г. Москва). Вот с этой должности он и пришел в БАМЛАГ. Я нашел документ, где говорится, что 9 декабря 1935 года ему присвоили специальное звание - майор госбезопасности. Если не ошибаюсь, в переводе на армейские звания - полковник. В 1939 году его арестовали и 19.12.1939 г. - осужден Особым совещанием (ОСО) НКВД СССР на 5 лет ИТЛ (58-я статья п. п. 1-б, 11 УК РСФСР). С января 1940 года по апрель 1944 года Еремин зек, - заключенный Северного Железнодорожного исправительно-трудового лагеря (Коми АССР). Реабилитирован - 10.07.1954 года (Решение Военной коллегией Верховного суда СССР). Умер в Москве 23.02.1973 года.

       Мягко говоря, и Мрачковский и Еремин не имели симпатии друг к другу. Дальнейшая судьба С.В. Мрачковского оказалась трагической. Он не смог работать в системе ОГПУ, НКВД (был порядочным человеком).

       Сегодня, во многих публикациях на тему БАМЛАГа, говорится, что его в 1933 году арестовали и тут же расстреляли. Сохранившиеся документы опровергают такое заключение. Покинуть этот пост его заставили некоторые обстоятельства, в т. ч. и многочисленные доносы которые писал на него в ГУЛАГ Н.Ф. Еремин (сохранились в архиве). Хочу обратить внимание читателей, что эта травля была задумана руководством ГУЛАГА. Об этом свидетельствуют рассекреченные документы ГУЛАГ ОГПУ-НКВД. По личной просьбе, в сентябре 1933 года Мрачковского снимают с должности начальника управления строительства БАМ и переводят на должность начальника Казжелдорстроя НКПС СССР. Но в феврале 1936 года его арестовали, а в августе в числе других членов троцкистско-зиновьевского блока, расстреляли. И лишь в 1988 году его полностью реабилитировали за отсутствием состава преступления.


       Дополнительно по данной теме можно почитать:


    ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

       Портал Lib.ru/Современная литература