Чжурчжэни О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      73
книги              91
панорамы       58
статьи        9539
фото           8373








Первый литературный портал:



Стихотворение
Так хочется жить

Стихотворение
Дорисуй






Статьи по теме

Народы Приамурья











Народы Приамурья. Чжурчжэни

16 января 2015 г.
Список дополнительных статей

   1. Заметки об этнониме «чжурчжэни» и наименовании языка

   2. Из истории жизни чжучжэней в Приамурье

   3. Монгольские и тюркские заимствования в образцах малого чжурчжэньcкого письма

   

Кто такие чжурчжэни?

   Чжурчжэни (нюйчжэни, нюйчжи) – народ, известный в Приамурье и сопредельных территориях с XI века. Первоначально так называли одно из племен, обитавшее в бассейне реки Сунгари. Позднее этот этноним распространился на большинство мохэских племен, вошедших в состав государства, которое создали чжурчжэни в начале XII века. Китайский историк Цзи Ши полагает, что чжурчжэни – это не самоназвание народа, а термин, которым обозначали их кидани. Происходит он от киданьского слова «нюйгу» - золото. «Нюйчжэнь», «нюйчучжэнь» - это «народ, живущий по реке Золотой».

   Развитое средневековье на Амуре и в Маньчжурии часто называют чжурчжэньской эпохой, то есть связанной с политически и культурно доминирующим этносом региона.

   Чжурчжэни – потомки мохэского этноса, занимавшего огромную территорию и имевшего множество локальных вариантов культуры. Они наследовали это разнообразие, и поэтому археологи, изучая чжурчжэньскую археологическую культуру в различных районах, сталкиваются порою с очень непохожим материалом. Даже амурских чжурчжэней следует делить на две группы: западную и восточную. Первая сформировалась на территории современной Амурской области из потомков найфельдских и троицких мохэ. В целом культура этих групп была похожа. Основное отличие - в оформлении домашней (лепной) посуды. В начале II тысячелетия народы Амура осваивают производство гончарной керамики, что почти полностью сглаживает различия между культурными группами.

   История и культура чжурчжэней наиболее активно стала изучаться со второй половины XX века. В настоящее время работа ведется как историками, так и археологами. По данной проблематике работал А.П. Окладников, исследования продолжают В.Е. Медведев, Е.И. Деревянко, Ю.М. Васильев. Изначально чжурчжэньская культура формировалась в бассейне рек Сунгари и Амур. Однако в древности Амур не расценивали как единую водную артерию, а считали, что верхнее и среднее его течение – приток Сунгари. Нижний Амур – продолжение Сунгари, которая впадает в море.

Поселения чжурчжэней.

   Жили чжурчжэни в неукрепленных и укрепленных поселениях (городищах), которые располагались, как правило, по берегам рек. Городища – это укрепленные валами и рвами поселения. В Амурской области чжурчжэньские жилища раскапывались на городищах Гора Шапка (с. Поярково), «Кучугуры» (с. Марково), Новопетровское. Чжурчжэни сооружали укрепленные поселения различных типов. Это зависело от ландшафта и фортификационных традиций, которым следовали строители, перенимавшие опыт соседних народов: бохайцев, корейцев, киданей, китайцев.

   Жилища чжурчжэни строили двух типов: полуземлянки и наземные дома. Полуземлянки - это деревянные строения четырехугольной формы, на несколько десятков сантиметров углубленные в землю. Средневековый источник по этому поводу пишет, что чжурчжэни строят дома, «вырывая ямы и заваливая их сверху лесом». Наземные дома строились на выровненной площадке.

   Обычно для строительства своих жилищ чжурчжэни использовали доски и бревна, которые затем выстилали берестой или покрывали дерном. Входом жилища были обращены на юг, юго-восток или восток. Согревались дома каном – оригинальным отопительным сооружением, изобретенным древним населением Дальнего Востока. Кан представлял собой систему дымоходных каналов, выложенных камнем и проведенных внутри жилища, вдоль стен. Циркулирующий по кану теплый воздух от очагов через долго сохраняющие тепло камни обогревал жилище. Китайский летописец так описывал чжурчжэньский кан: «Вокруг комнаты устраивается земляная постель, под которой разводят огонь. На этой постели спят, едят и живут». О существовании общественных зданий свидетельствуют останки храмового сооружения, обнаруженного на поселении в устье реки Тунгуска. Основанием этого здания служили каменные базы, украшенные выбивкой в виде лепестков лотоса. Для покрытия крыши постройки использовалась серая черепица. Вероятно, подобный храм, но с менее изысканно украшенными базами колонн и без черепицы когда-то стоял на месте современного села Владимировка (Благовещенский район).

Чем занимались чжурчжэни.

    Хозяйство у чжурчжэней было многоотраслевое. Они разводили свиней, лошадей, быков, собак. Занимались также и земледелием, пахали землю с использованием тягловой силы животных. Не была забыта и охота. Древняя летопись свидетельствует, что каждый чжурчжэнь «может преследовать животного по следу, догнать и убить его». Охотились они на изюбров, лосей, коз, медведей, тигров, кабанов, волков, фазанов.

   Важное место в хозяйстве чжурчжэней занимало рыболовство, о чем свидетельствуют обнаруженные на памятниках керамические и каменные грузила, рыболовные крючки. Промышляли они и собирательством, бортничеством, добывали золото, речной жемчуг. Ремесло в чжурчжэньском обществе можно разделить на домашнее недифференцированное, которое обеспечивало всем необходимым в основном рядовое население, и профессиональное, сосредоточенное в определенных центрах. Высокого уровня достигли чжурчжэни в изготовлении глиняной посуды. Если на ранних стадиях существования их культуры доминирует лепная керамика, то с IX в. начинается ее вытеснение станковой (изготовленной на гончарном круге), доля которой в XII – XIII вв. составляет около 95%. Станковая посуда богато орнаментирована различными штампами, прочерчиванием, налепами, лощением. Особым видом декора сосуда является дольчатость, делающая поверхность тулова рельефной и схожей с тыквой.

   Немалых успехов достигли древние амурчане в обработке черных, цветных и драгоценных металлов. Чжурчжэньские кузнецы и ювелиры владели такими технологическими приемами, как ковка, сварка, клепка кусков жести, кручение, литье, паяние, штамповка, чеканка, волочение.

   Большую часть своей истории чжурчжэни вели войны с соседними народами. Летописи писали, что это были люди, «не знающие в должной мере цену жизни и смерти». Основной их силой была конница. Воины одевались в доспехи, состоящие из железных пластин, накладывавшихся по принципу чешуи. Вооружены они были палашами, иногда особыми колющими мечами, ножами, топорами, копьями, которые условно можно разделить на простые и сложносоставные. Основным оружием чжурчжэней был лук. Делали его из разных пород дерева, рога, бересты. Наконечники стрел преобладали железные, однако найдены и костяные: граненные (бронебойные) и имеющие уплощенное перо. Последние применялись для стрельбы по незащищенному латами противнику, а также на охоте. Оригинальными, собственно чжурчжэньскими можно назвать наконечники стрел с поворотной функцией. «При попадании такую стрелу невозможно вытащить (из тела)».

Вера в загробную жизнь.

   Умерших и погибших в бою чжурчжэни хоронили. Их могильники археологи подразделяют на два типа: курганные и грунтовые. Погребальные действия были разнообразны. Доминирует трупоположение, то есть обряд, по которому умершего клали на спину с подогнутыми в коленях ногами. Единичны случаи, когда покойный был положен скорченно на бок или захоронен сидя. Вторичный обряд погребения состоял из двух этапов: сохранение костяка на воздухе до разложения мягких тканей и погребение останков в грунт. Отмечен и обряд кремации покойника до полного сожжения трупа или с целью лишь его обожжения. Ю.М.Васильев выделяет еще один обряд – эксгумацию.

   Несмотря на столь большое количество разнообразных действий, проводимых над покойником, цель их, вероятно, была одна – проводить душу сородича в загробный мир. Просто в зависимости от обстоятельств пути избирались разные. По аналогии с традиционными культами коренных народов Приамурья можно предположить, что чжурчжэни наделяли человека душой, которая была неразрывна с телом и жила в нем до разрушения мягких тканей. Кремация, вторичный обряд, эксгумация были способами разрушения вместилища души с целью освободить ее от пут тела.

   Многообрядность действий при захоронении говорит о широком распространении у чжурчжэней шаманизма. Однако знакомы они были и с буддизмом. Источник свидетельствует, что «чжурчжэни с особым почтением делают подношения Будде, чтобы пользоваться его милостями».

   Идеологические воззрения и окружающий мир находили воплощение в изобразительном искусстве чжурчжэней. В Корсаковском могильнике найдена объемная литая бронзовая с позолотой скульптурка стоящего Будды. Отражающим тот же культ можно назвать и изображение лотоса на керамике, подвесках. О шаманизме как религии, обожествляющей природу, свидетельствуют изображения животных, зоо- и антропоморфные подвески. На памятниках обнаружены обязательные предметы шаманского костюма – бронзовые зеркала толи. Изготавливались они в виде дисков, с одной стороны абсолютно гладких, с другой орнаментированных и имеющих петлю для подвешивания. В Амурской области такое зеркало обнаружено на поселении Иннокентьевское (Архаринский район).

«Золотая империя» Цзинь.

   Государственность начинает складываться у чжурчжэней с середины XI века. Формально их правители признавали сюзеренитет киданьской империи Ляо, но фактически правили лишь по собственным законам. Постепенно в чжурчжэньской среде возвысился род Ванянь, представитель которого Агуда в 1115г. объявил себя императором, а созданное государство – Золотой империей («Цзинь»). Есть две версии по поводу данного названия. Намекая на разгром империи Ляо («Железная»), Агуда, по преданию, провозглашая новую династию, сказал: «Хоть железо … и прекрасно, оно ржавеет и может быть изъедено ржавчиной! Только золото не ржавеет и не может разрушаться». По другим сведениям, Агуда назвал империю Золотой по названию реки Аньчуху или Альчук, у которой обитал правящий род чжурчжэней.

   Государство Цзинь было многонациональным и занимало огромную территорию, включая всю Маньчжурию и Северный Китай. Оно было разгромлено монголами в 1234 году.


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

    А.В. Баранов, Д.П. Болотин, Ю.В. Малиновский, Б.С. Сапунов, А.А. Сидоренко, И.Е. Федорова, Н.А. Шиндялов «История Амурской области» С древнейших времен до наших дней - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005г.