Амурская авиация О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      71
книги              71
панорамы       58
статьи        6881
фото           7330








Первый литературный портал:



Стихотворение
Кокетки

Стихотворение
Острова. А помнишь лето странное...






Статьи по теме

Народное хозяйство










Статьи по теме

Транспорт































Радиосериал Амурские волны. История судоходства на Амуре. Начало

nbsp;   Радиосериал Амурские волны:
Капитан Амурской речной флотилии Демьян Высочин











Геннадий Сергеев - Счисление пройденного пути
Последние годы тысячелетия

21 января 2021 г.

   На главную страницу: Геннадий Сергеев - Счисление пройденного пути

   

   Некогда единая гражданская авиация под названием «Аэрофлот» распалась на сотни крупных, средних и мелких авиакомпаний. Как бы вторя этому процессу, охватившему Аэрофлот, начали распадаться и его правопреемники. Дробление авиапредприятий не везде завершалось полным согласием внутри образовавшихся акционерных предприятий. Под напором различных причин вольно или невольно из обществ «выдавливались» специалисты, в том числе те, которые были способны и имели возможность организовать свое дело. При этом, если припомнить, существующее правовое поле для такого рода начинаний было широким. Ведь разрешалось делать все, что не запрещалось законом, а юридические и экономические зацепы позволяли темное сделать светлым и наоборот. Рекомендации отраслевого уровня, следуя законам рынка, также поощряли образование мелких и средних структур околоавиационного бизнеса.

   Буквально через месяц после акционирования Благовещенского предприятия гражданской авиации, 5 апреля 1995 года, в Благовещенске зарегистрировано первое в Амурской области независимое агентство по продаже авиаперевозок «Авиатраст», которое возглавила Галина Семеновна Буслова — главный финансист «Амуравиа». Ровно через два года коллектив агентства «Авиатраст» обслужил своего стотысячного клиента, а в 1999 году получил право продавать перевозки всех авиакомпаний мира.

   Городское агентство АООТ «Амуравиа» по решению совета директоров было выделено в самостоятельное общество с ограниченной ответственностью. Авиационное агентство с названием «Амур-круизавиа» прошло регистрацию 26 марта 1996 года, а возглавил его Владимир Иванович Романов -— инженер и организатор авиационного производства.

   С образованием двух компаний по продаже авиаперевозок, казалось бы, резонно озадачить себя вопросом: зачем нужны они городу и области со столь незначительным населением? Но внедряющийся рынок авиатранспортных услуг требует именно таких решений. Должна быть соревновательность в любой сфере обслуживания. И хорошо, что она появилась. Хорошо только потому, что в нынешние авиационные агентства приятно просто заглянуть, что с потенциальными авиапутешественниками там стали обходиться по-человечески, а после приобретения авиабилета пассажир не мучается мыслью о том, что при посадке в самолет для него вдруг может не хватить места.

   Первым аэропортом местных воздушных линий, вышедшим на вольные хлеба, был аэропорт Тында. Его коллектив принял решение выделиться из «Амуравиа» и образовать самостоятельное открытое акционерное общество «Тындинский аэропорт». Аэропорт новой формы собственности был зарегистрирован в администрации города Тынды 26 марта 1996 года. Учредителями общества с примерно равными долями капитала выступили АООТ « Амуравиа», комитеты по управлению имуществом города Тынды и Тын-динского района, Управление Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, акционерное общество ЛПК «Тындалес» и старательская артель «Тукурингра». Директором открытого акционерного общества «Тындинский аэропорт» был назначен тогдашний начальник аэропорта Анатолий Яковлевич Евстигнеев.

   Решением совета директоров «Амуравиа» было создано самостоятельное общество с ограниченной ответственностью «Авиаторг». Коллектив этого дочернего предприятия «Амуравиа» был наделен магазином, цехом приготовления бортового питания, столовой и должен был выполнять соответствующие функции, но, как предполагалось, уже на качественно новой основе. Учредителями этой организации, зарегистрированной в администрации города Благовещенска 27 марта 1996 года, выступило АООТ «Амуравиа» и несколько физических лиц из руководителей головного предприятия. Возглавляемая ныне бывшим пилотом Благовещенского авиапредприятия гражданской авиации Александром Ефтиным, организация успешно справляется со своими социально значимыми задачами.

   Виктор Медведев, которому, по выражению из газеты «Амурская правда» от 19 марта 1996 года, «сели на хвост» (авиаторы вновь поставили вопрос о выражении недоверия), уже тогда вынашивал мысль о создании собственной авиакомпании. Сразу же после освобождения его от должности генерального директора АООТ «Амуравиа», 10 сентября 1996 года, В. Медведев зарегистрировал ЗАО «Благовещенскавиа». Он сумел увлечь своей идеей руководство торгового дома «Холдер» и акционерного общества «Дальвос-туголь», и эти предприятия стали учредителями авиакомпании. В своей беседе с М. Тимченко — корреспондентом газеты «Амурская правда» В.А. Медведев говорил:

   ... Готовились мы основательно, проработали все аспекты: материальные, финансовые, другие... Мы все предварительно обсчитали и уверены, что в проигрыше не будем. Все льготы, которые предоставляют действующие сейчас компании, сохраним в полном объеме, а билет до столицы будет у нас немного дешевле. Не проиграют ничего доверившиеся нам пассажиры и по части сервиса.

   Вообще мы за конкуренцию, она заставляет лучше работать, совершенствоваться. Л места в небе хватит всем. Что же касается клиента, то ему конкуренция принесет только выгоду.

   Слова Виктора Александровича были опубликованы в феврале 1997 года, а 17 марта в 9 часов 15 минут самолет авиакомпании «Благовещенскавиа» рейсом ББ 3921 вылетел из Благовещенска в Новосибирск и Москву.

   Предусмотренная решением собрания акционеров АООТ «Амуравиа» дочерняя авиакомпания «Амурские авиалинии» была зарегистрирована в администрации г.Свободного 31 декабря 1996 года, но по большому счету «встать на крыло» так и не смогла. Слишком много проблем и подножек пришлось на период становления этого нового авиапредприятия в исторически сложившемся и, по мнению многих почитателей воздушного транспорта, исконном месте амурской авиации.

   13 января 1997 года в Благовещенске была зарегистрирована авиакомпания «Амуртрансаэро» как дочерняя фирма АООТ «Амуравиа», руководителем которой был назначен Александр Амеличкин. Рождение этой авиакомпании проходило не просто, и прежде всего в имущественном плане. Наконец, после довольно длительной судебной тяжбы, «Амуртрансаэро» унаследовала два самолета Ту-154 и пять самолетов Як-40. Первый регулярный рейс из Благовещенска в Москву под номером 12 на самолете Ту-154 этой авиакомпании вылетел 9 августа 1997 года. Некоторое время авиакомпания выполняла полеты во Владивосток, Южно-Сахалинск, на Камчатку. Однако уже в сентябре было принято решение о продаже 90% акций этой авиакомпании с целью ликвидировать вновь выросшую задолженность АООТ «Амуравиа» по заработной плате, перед Пенсионным фондом и бюджетами. Желающими владеть столь крупным пакетом акций «Амуртрансаэро» были коллективы «Благовещенскавиа» и «Авиатраст». Это решение, названное в местной прессе «сделкой века», было реализовано в пользу авиационного агентства «Авиатраст», руководитель которого под гарантии администрации области воспользовался кредитом «Амурсбербанка». Галина Буслова, таким образом, стала и президентом авиакомпании «Амуртрансаэро». По этому случаю «Амурская правда», отвечая на вопросы своих читателей, 18 октября комментировала событие так:

   ...Кстати, эту сделку можно назвать сделкой века для Приамурья без всяких кавычек: пожалуй, еще никогда в практике нашей области расположенный у нас банк не выдавал кредит на такую крупную сумму— с процентами она эквивалентна 3 миллионам долларов! То есть впервые наш банк осуществил инвестиции в экономику Амурской области в таких масштабах.

   Предприятие, однако, лихорадило от групповщины, взаимного недоверия, иных внутренних противоречий. Не прошло и пяти месяцев, как в «Амуртрансаэро» был практически полностью заменен командно-летный состав. Новым директором авиакомпании был назначен Виктор Вахрин. Без малого год с регулярностью три дня в неделю авиакомпания выполняла межрегиональные полеты. Из-за больших задолженностей перед смежниками и призрачных перспектив скоро выйти из создавшегося положения 30 июля 1998 года авиакомпания прекратила авиационные перевозки. Бывшая служба горюче-смазочных материалов «Амуравиа», руководил которой Виктор Васильевич Верховцев, тоже стала самостоятельным предприятием. Под названием «Амурская топлив-но-заправочная компания» оно было зарегистрировано в Благовещенске 17 июня 1997 года. Руководителем этого закрытого акционерного общества остался Виктор Верховцев.

   Государственное унитарное предприятие «Аэропорт Благовещенск» зарегистрировано в мэрии Благовещенска 11 июля 1997 года. В соответствии с постановлением главы администрации Амурской области А.Н. Белоногова уставный капитал предприятия утвержден в размере 20 435 400 000 рублей, а руководителем предприятия назначен Валерий Васильевич Давыдов.

   Четвертого августа 1997 года в Благовещенске было зарегистрировано закрытое акционерное общество «Авиационно-техническая база Благовещенск». Решение совета директоров «Амуравиа» совпало с мнением других учредителей, и директором этого общества был назначен Сергей Петрович Кононенко, в команде которого остались инженеры с большим стажем работы в авиации Леонид Михайлович Жаданос и Валерий Константинович Молокоедов.

   В августе 1997 года окончательно решился вопрос о передаче аэропортов местных воздушных линий (кроме аэропорта Свободный) из состава АООТ «Амуравиа» в муниципальную собственность. При общем согласии представителей авиации, глав администраций области, городов и районов было принято решение организовать два муниципальных предприятия: одно -- на базе аэропорта Зея_с включением в его состав аэродромов Береговой, Бомнак, _Гор_ный, Октябрьский. Снежногорск, Хвойный, Ясный; другое — на базе аэропорта Экимчан с включением в его состав аэродромов Златоустовск, Огоджа, Стойба и Февральск. Руководителями этих образований были назначены соответственно Сергей^Марко-вичЧигрин и Владимир Иванович Семенов.

   Читатель уже, как говорится, прикинул, что бывшее предприятие гражданской авиации Приамурья, с учетом собственно АООТ «Амуравиа», за 1996-97 годы распалось на 12 самостоятельных предприятий, и это в принципе соответствовало основным направлениям развития авиационной политики Амурской области. Стремление к всестороннему развитию и расширению новых авиационных компаний всех форм собственности на здоровой конкурентной основе с соблюдением требований авиаперевозок превзошло, пожалуй, все ожидания. Этому процессу, благодаря средствам массовой информации, надо полагать, сопереживало все сознательное население Приамурья, поскольку в эти два года только «Амурская правда» поместила на своих страницах около пятидесяти публикаций и сообщений на тему жизнедеятельности гражданской авиации. Безусловно, все напечатанное и сказанное отражало действительные факты и события, официальные и частные взгляды на происходящее в одной из уважаемых отраслей транспортного комплекса области.

   Проведенная коренная перестройка структуры гражданской авиации области, однако, не привела к увеличению объемов авиаперевозок и работ, не принесла социального облегчения авиаторам. Если пользоваться сведениями областного учреждения госстатистики, то в январе — июне 1998 года, к примеру, амурскими авиакомпаниями было перевезено 18,3 тысячи пассажиров. Правда, 25,3 тысячи амурчан в первом полугодии 1998 года воспользовались услугами других авиакомпаний через агентство «Авиатраст». Всего перевезено 43,6 тысячи пассажиров. Показатель несколько больше, чем в аналогичном периоде 1997 года, но надо согласиться, что это в 6,4 раза меньше достижений юбилейного для предприятия 1983 года.

   В первом полугодии 1998 года с нарушением графиков движения выполнено 30% внутренних рейсов и 22% — рейсов местного сообщения. Коэффициент использования пассажировместимости воздушных судов составил 53%. Всего 546 самолето-вылетов в этом периоде обслужили работники государственного унитарного предприятия «Аэропорт Благовещенск». Более чем в 10 раз, в сравнении с первым полугодием 1997 года, упала доходность Благовещенского Центра по УВД и РТО. Практически все авиапредприятия несут на себе бремя огромных долгов, почти везде с задержками выплачивается заработная плата. Незанятый авиаперсонал, находясь в отчаянном положении, все больше перестает доверять руководителям. Последние, от бессилия поправить положение на местах, ссылаются на ситуацию в отрасли, стране.

   С удовлетворением можно лишь констатировать, что даже в сложившихся непростых условиях гражданская авиация Приамурья, делая отчаянные попытки сохраниться и выжить, не утрачивает людской тяги к себе. Напротив, бывший летный и технический персонал Благовещенского авиапредприятия в основе своей составляет костяк ныне действующих и вновь образующихся авиационных организаций.

   Многие авиаторы с увлечением работают на поприще профессиональной ориентации молодежи. В среде амурских авиаторов не переводятся авиационные специалисты, способные взять на себя весь груз ответственности за создание новых авиационных производств. Это ставшее традиционным явление вселяет надежду и уверенность в то, что гражданская авиация Приамурья будет жить, работая на экономику и жителей нашего региона.

   С 19 августа 1997 года на базе общественного авиационно-тех-нического клуба «Амур» Федерации любителей авиации в Ивановке формируется первое в Амурской области предприятие авиации общего назначения. Его организаторы — военный летчик Сергей Александрович Котков, бывшие работники- Благовещенского авиапредприятия гражданской авиации Николай Федорович Будз и Анатолий Михайлович Чернышев — для размещения собственного аэродрома получили в пользование земельный участок, приобрели и сертифицировали легкомоторные воздушные суда. Приступили к оформлению необходимого пакета документов для регистрации предприятия в Дальневосточном межрегиональном территориальном управлении Федеральной авиационной службы России.

   Следуя решениям съезда лесничих Приамурья, который проходил 5-8 августа 1997 года, на базе старейшего аэропорта Свободный при активном содействии администрации области получает законную «прописку» отряд лесной авиации. Он должен стать структурным подразделением Амурской базы авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства, а по замыслу ее создателей — дополнительно выполнять социально значимые авиаперевозки и работы. Руководители базы авиаохраны лесов Иван Семенович Шаповалов, Виктор Викторович Коносевич и один из первых летчиков-наблюдателей базы Михаил Васильевич Яснов, согласовывая в администрации области состав руководящих и исполнительных кадров отряда лесной авиации, остановили свой выбор на персонале Благовещенского авиапредприятия. Отряд возглавил Олег Борисович Макаров. Ближайшими его сподвижниками по работе стали В.М. Лукутин, Г.Е. Близневский, В.О. Круглик, A.M. Тимашев. Первыми командирами экипажей самолетов Ан-2 были назначены Александр Горбунов, Анатолий Кор-жавин, Сергей Кошевой, Виктор Машковский, Евгений Пашнев, Владимир Петров, АлександрТТоловинкин. Управлять воздушным движением в зоне базового аэродрома и в районе полетов поручено диспетчеру Сергею Мелихову.

   В мае 1998 года была зарегистрирована и ровно через год подготовилась для выполнения полетов в межрегиональных сообщениях ЗАО «Амурская авиационная компания». Учредителем компании выступило государственное унитарное предприятие «Центр региональных программ развития Амурской области НПО ИМЭС Управления делами Президента РФ». Одиннадцатого мая 1999 года самолет Ту-154 этой авиакомпании, которым управляли пилоты С.Г. Обухов и В.Н. Дударь, вылетел первым регулярным рейсом из Благовещенска в Москву. Впервые в практике деятельности авиаторов Приамурья самолеты Ту-154 Б2 RA 85427 и 85503 «Амурской авиационной компанией» были взяты на эксплуатацию в оперативный лизинг. Руководители компании Равиль Гумярович Бимиев и Николай Никопяррич Марченко г.читяют лизинговые отношения в авиации характерной и необходимой чертой периода реформирования.

   Внутрирегиональные авиационные перевозки и работы планирует начать зарегистрированная в том же году авиакомпания «Благовещенские авиалинии».

   Безусловно, все означенные проекты авиационной деятельности имеют свою привлекательность и даже необходимость. В 1999 году названные предприятия, надо полагать, разрешения на полеты получат. Однако, независимо от того, сколь продолжительное время можно надеяться на их устойчивую и надежную работу, следовало бы задуматься о заинтересованном управлении этими проектами.

   Раздробленность и разобщенность — это сегодня самые большие беды для гражданской авиации вообще и амурской в частности. Именно они, вероятно, и сводят на нет все усилия по стабилизации ее деятельности.

   Амурская гражданская авиация переживает нелегкие времена, находясь, можно сказать, в непривычной, нестандартной конфигурации. Малейший сдвиг в среде ее деятельности может привести к непоправимому. Потому от людей, управляющих ею, требуются теперь особое мастерство и взаимопонимание.

   

   Сергеев Г.И.


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

   Амурская авиация


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Сергеев Г.И. "Счисление пройденного пути". Благовещенск, 1999 г, Творческое объединение "ЗНАК"
   Электронная версия - Главный редактор портала "Амурские сезоны" Коваленко Андрей