Амурская флотилия О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      71
книги              71
панорамы       58
статьи        6888
фото           7330








Первый литературный портал:



Стихотворение
Жизнь меняется постепенно...

Стихотворение
Солнышко взошло!...






Статьи по теме

Народное хозяйство










Статьи по теме

Транспорт































Радиосериал Амурские волны. История судоходства на Амуре. Начало

nbsp;   Радиосериал Амурские волны:
Капитан Амурской речной флотилии Демьян Высочин











Кокуй - отец Амурской флотилии
Эпоха Хрущёва (1956 - 61 гг.)

16 января 2015 г.

   На страницу истории Кокуй

   

   На основании распоряжения заместителя министра Лариошина – начальник технического отдела Леонов ИМ откомандирован в г. Хабаровск на завод п\я 151 10.03.56г. Начальником технического отдела назначен Самошин Владимир Акимович, помощником директора по кадрам назначен Локтев В.В., а на место начальника цеха 10 был назначен молодой специалист Тимошенко. В плане постройки продолжения строительства судов серийных судов проекта 450бис и началось строительство серии речных винтовых сухогрузных теплоходов грузоподъемностью 600 тн, проекта 765, габаритные размеры: длина – 65,5м, высота – 9,6м, ширина – 9,6м. Суда проекта 450 на стапеле в зимнее время были доведены до большой готовности. Основные монтажные и обстроечные работы выполнялись в блоках. Это позволило к началу навигации подготовить ряд судов к сдаточным испытаниям. В 1956 году, в мае месяце были проведены швартовные испытания на 5 судах и в июне месяце еще на 3-х судах. В 1956 году было сдано 15 единиц судов проекта 450 № 1Б7 ПО 3Б1 (1Б7, 1Б8, 1Б9, 1Б10, 2Б1, 2Б2, 2Б3, 2Б4, 2Б5, 2Б6, 2Б7, 2Б8, 2Б9, 2Б10, 3Б1). Ответсдатчики и строители те же, что и в 1955 году без изменений. Кроме того, были сданы головное судно сухогрузное 2-х винтовое- теплоход проекта 765 в г. Благовещенске, ответсдатчик Ярош В.И. и серийное № 2. Проектной документацией постройки этих теплоходов предусматривалась глубокая пропитка пиломатериала для обстройки кают. В срочном порядке был спроектирован и изготовлен автоклав и другое необходимое оборудование, сделана пристройка к лакокрасочному отделению цеха 5. В декабре месяце 1965 года была пущена в эксплуатацию пропиточная цеха 5 (антипиренная).

   В декабре месяце этого года завод получил задание о подготовке производства строительства товаропассажирских судов 860 проекта. Упорно ведутся работы по механизации трудоемких ручных работ. Внедряется механизация очистки корпусов судов от окалины и ржавчины путем внедрения пескоструйных аппаратов. По технике безопасности открытый пескоструй для организма был очень вреден. Образовывалось много пыли вокруг судов. Как правило, эту работу выполняли во вторую смену. Песок и пыль попадал на палубные механизмы, поэтому все надо было закрывать брезентовыми чехлами. Территория вокруг судов засыпалась песком, но тем не менее, это было намного производительнее и облегчало тяжелый ручной труд. Очень тяжелый труд – выбивание вручную кувалдами, в горячем виде, листов наружной обшивки корпусов судов на постелях и городках. Эту работу с приобретением гидропресса начали переводить на штамповку и с объекта, зав. 5 проекта 765 полностью перешли на гибку листов на гидропрессе.

   Изменилась обстановка и в получении качественных электродов, по линии межзаводской кооперации с Комсомольского-на-Амуре завода. В сентябре месяце была ликвидирована электродная мастерская и рабочие с этого участка были переведены на другие работы. Велись работы по реконструкции пусковых дорожек. Взамен плоских уложенных на городках дорожек были построены коробчатые с направляющими, существующие до настоящего времени , спусковое устройство, которое вошло в строй в сентябре месяце 1956 года.

   Кроме судостроения завод получил задание по линии сельского хозяйства. Приказом от 1.09. за № 598 было доведено задание – изготовить 2000 штук мотовил для сельского хозяйства. В мае месяце было сдано 1000 штук водоналивных катков марки ЭКВГ-1.

   В декабре месяце получено задание – изготовить в 1957 году 10700 штук буев для заградительных сетей.

   Для решения вопроса по снабжению электроэнергией в декабре месяце был введен в эксплуатацию еще один дизельгенератор 600 л.с. 6Ч36/4. По жилищному строительству в декабре месяце был сдан в эксплуатацию 56 квартирный дом и котельная жилпоселка № 2 в районе заводоуправления, но в дальнейшем с вводом в эксплуатацию новой котельной под горой, эта котельная была ликвидирована, помещение планируется использовать под прачечную завода с соответствующими перепланированием.

   В декабре месяце подсобное сельское хозяйство получило от транспортного цеха новую автомашину ЗИС 355 и наконец была списана полуторка ГАЗ АА 1/1/2тн, которая прослужила там долгие трудные годы.

   

   1957 год

   В 1957г произошли крупные реорганизации в промышленности. Министерства были реорганизованы в Совнархозы. В июле месяце завод был переведен в Читинский совнархоз. Председатель Совнархоза т. Шемякин. Завод вошел в управление машиностроения Читинского Совнархоза. Директор завода т. Гудим Иван Степанович был назначен начальником управления машиностроения Читинского Совнархоза. Директором завода стал тов. Похитонов Петр Петрович, главным инженером был назначен т. Локтев Виктор Васильевич, начальником цеха 1 был назначен т. Долгих, строители судов Ярош, Аброскин, Милонадис, Малюгин, Тимченко, Калугин.

   В плане производства окончание постройки последних 5 единиц судов 450 проекта за №№ 3Б2,3Б3,3Б,3Б5,3Б6.Последние из которых были в эксплуатацию в сентябре месяце. Всего было построено судов данной серии 450 проекта 66 единиц. Продолжение постройки двухвинтовых речных сухогрузных теплоходов 765 проекта. В плане сдачи года их 15 единиц. Всего было сдано в 57 году 20 единиц (5 единиц 450 проекта и 15 единиц 765 проекта).

   В июле месяце на стапеле было заложено головное товаропассажирское двухвинтовое судно проекта 860 (длина 77м, ширина 15.2 м, водоизмещение 830 т, скорость 20 км\час, экипаж 26 человек.)

   Теплоход представлял собой по конструкции двухпалубное, каюты 1, 2 и 3 класса, комфортабельное оборудование, 2 ресторана в корме на нижней и верхней палубе, в носовой части 2 салона для отдыха, где стояли пианино и другое оборудование для отдыха пассажиров. В последние годы эти суда Амурским речным пароходством были использованы, как туристические по реке Амур из г. Хабаровска до г. Николаевска-на-Амуре. При постройке судов этой серии потребовалась высокая квалификация специалистов обстройщиков достроечного цеха. Было организовано дополнительное обучение специалистов обстройщиков. Часть людей были командированы на западные заводы по перенятию опыта, особенно по вырезке по дереву, по художественному оформлению. Кроме постройки судов для Амурского пароходства, было запущено в производство изготовление этих судов в разборном варианте для Осетровской судоверфи на Лене.

   По механизации работ по трудоемким участкам долгое время шли поиски замены очистки окалины и ржавчины корпусов судов вместо вредного пескоструйного производства более усовершенствованного способа очистки. Началось внедрение очистки турбинками с вращающимися металлическими щетками.

   С объекта № 5 проекта 765, в ноябре месяце было официально оформлено внедрение очистки пневмотурбинками с металлическими щетками, которые готовил инструментальный цех в большом количестве. Работа с пескоструйными аппаратами была отменена. По инициативе комсомольской организации в июне месяце 1957 года был заложен корпус здания спортивного зала, силами общественности, в районе средней школы № 1.

   По жилищному строительству 9 октября был подписан акт о принятии в эксплуатацию 12 кв. дома. В октябре месяце также был принят в эксплуатацию новый дом многоквартирный с магазином в подсобном сельском хозяйстве в п. Вавилон деревянной конструкции, выстроенной по инициативе и силами работников подсобного хозяйства. 5 августа 57 г на заводе случилось "ЧП". Заводской кассир поехал в город за директором завода Гудим И.С., и в пути следования перевернулся и утонул вместе с водителем Егоровым. Был большой подъем уровня воды, все попытки розыска водителя положительных результатов не дали, так бесследно он исчез . На этом месте, на правой стороне реки Шилка, напротив села Матакан, на месте гибели установлено памятник Егорову.

   

   1958 год

   С переводом завода в ведение Читинского Совнархоза, на заводе произведены некоторые структурные изменения.

   1. На основании постановления Читинского Совнархоза от 27 июня 1958г за № 199, приказа по заводу № 188 от 21 июля 1958г ликвидируется Сретенский строительный участок треста Нерчинсксвинецстрой и заводу передается строительно-монтажные работы хоз. способом. (Начальником Нерчинского управления треста свинецстрой был т. Кравчин). Заводу было передано от Сретенского строительного участка:
   шоферов – 8 человек
   шоферов автокрана – 3 чел.
   бульдозерист – 1 чел
   эл.сварщиков – 2 чел
   мотористов компрессора – 1 чел.
   автослесарей – 4 чел.
   токарей – 2 чел.
   возчиков – 5 чел.
   подсобных рабочих – 1 чел.
   шофер легковой – 1 чел.
   сторожей – 4 чел.
   пилорама со штатом – 11 чел.
   всего: - 43 чел. (приказ по заводу № 222 от 27.08.58г).

   Приказом по заводу № 205 от 7 августа 1958г создана заводская строительная организация ОКС. Начальником был назначен т. Якубовский Юрий Осипович. Бывший начальник Сретенского строительного участка. Главным инженером ОКС был назначен тов. Паньков Андрей Владимирович. Главным бухгалтером ОКСа т. Перов А.М. В Госбанке был открыт свой расчетный счет ОКСа.

   2. По распоряжению Читинского Совнархоза от 1 июля 1958г № 24-УМ-317 заводу передается Кокуйские детские ясли № 1 на 50 мест и " 2 на 25 мест от райздравотдела и Кокуйского поселкового Совета (председатель поселкового Совета был тов. Кливенко).

   В сентябре месяце на базе столярной мастерской Сретенского строительного участка был организован более крупный ремонтно-строительный цех 30 с передачей изготовления всех столярных изделий для капитального строительства этому цеху. Начальником цеха назначен тов. Ильин И.М. Здание бывшего участка цеха 30 (каркасно-засыпной конструкции) был передан цеху № 5, а затем ЭРА для комплектовочного участка цеха. В 1986 году, после перевода комплектовочного участка ЭРА в другое здание,, это здание было списано и разобрано в апреле месяце.

   В 1958 году при энерго-механическом отделе было создана контрольно-надзорная группа из 2-х человек по технадзору и приемке объектов строительства и капитального ремонта.

   В плане постройки были суда : т\пассажирские 860 пр. с 1 по 9, двухвинтовые сухогрузные теплоходы проекта 765 с № 18 по № 37 и суда проекта 564 №№ 4 и 5 разборного варианта.

   В сентябре месяце головное товаропассажирское судно проекта 860 проекта было предъявлено в г. Хабаровске к сдаточным испытаниям государственной комиссии. Сдаточная программа испытаний была большая. Председателем государственной комиссии по приемке головного судна был назначен главный инженер Амурского пароходства т. Приходченко. При сдаче было сделано много конструктивных замечаний, особенно по линии санинспекции. Главный недостаток – это большая вибрация судна, особенно в кормовой части. Рекомендации ЦКБ "Ленинская Кузница" (главный конструктор т. Вольфсон) по подкреплению корпуса в отдельных местах, положительных результатов не дали. Были привлечены на помощь работники институтов им. Крылова МСП и Министерства речного флота. Было произведено ряд дополнительных работ по подкреплению корпуса, фундаментов машинного отделения в районе главных двигателей, настройки, но довести уровень вибрации до норм не смогли. Положительно был решен вопрос, только после того, как переставили гребные винты с правого борта на левый и наоборот, были вырезаны специальные колодца в корпусе судна над гребными винтами. Это мероприятие значительно сократило вибрацию судна. Вопрос был снят с повестки дня. На главных двигателях поставлены специальные рейки. Все эти экспериментальные работы были закончены только в 1969 году и в 1969 году был подписан акт о приемке в эксплуатацию головного пассажирского судна проекта 860 Амурским речным пароходством "Ерофей Хабаров".

   В 1968 году было сдано в эксплуатацию 22 единицы, в том числе 15 единиц теплоходов пр. 765 №№ с 18 по 32 Амурскому речному пароходству и 5 единиц в разборном виде за №№ 33,34,35,36,37 на Лену Осетровской судоверфи.

   Кроме того, Осетровской судоверфи было отгружено еще 2 судна проекта 564 зав. № 4 и 5. Сдаточная программа была весьма напряженная. Хорошая подготовка судов в стапельный период обеспечивала интенсивную организацию их сдачи, что можно видеть из графика начала даточных испытаний, оформленные приказом по заводу:
   06.05 – 765 № 19 – ответсдатчик Тимченко
   09.05 № 20 - -"- Ярош
   24.05 № 25 -"- Тимченко
   28.05 № 26 -"- Малюгин
   02.06 № 27 -"- Малюгин
   12.06 № 18 -"- Ярош
   12.06 № 23 -"- Тимченко
   28.06 № 28 -"- Малюгин
   05.07 № 22 ответсдатчик Ярош
   31.07 № 29 -"- Ярош
   5.09 № 30 -"- Малюгин
   19.09 № 32 -"- Малюгин
   27.09 № 31 -"- Ярош

   Строителями остальных судов были:
   Калугин пассажирского 860 пр., заводский № 2
   Милонадис – пассажирских 860 пр. заводские №№ 3,6,7,8,9,10
   Чередниченко строитель всех разборных судов на Лену, проекта 860 заводские №№ 4 и 5, 765 проекта заводские №№ 33,34,35,36,37
   Аброскин – ответсдатчик головного пассажирского проекта 860 в г. Хабаровске.

   С июля 1958г в поселке наводнение, р. Шилка вышла из берегов. Дополнительно от ливневых дождей большая вода валом пошла по речушкам Мыгжа, Кунга. В связи с большим уровнем воды в р. Шилка, получился подбор воды у выхода поступающей воды с Мыгжи и Кунги. Была затоплена большая территория, особенно в нижней части поселка. Многие мосты были выведены из строя, повреждены в ряде районов электро и телефонные сети. Многие дома были затоплены, люди эвакуированы. По Заводской улице шла вода. Уровень воды в доме, восточнее заводоуправления, где размещается отдел кадров, бухгалтерия, ОКС, уровень воды на 1 этаже доходил до 0,8 метра. В таком же положении были дома в этом районе в нижней части поселка.

   В районе бывшего конного двора спасали людей на лодках. На заводе, на пирсе уровень воды был больше метра. Большую тревогу вызывало опасение, что суда находившиеся у причала, скуловой частью заходили на пирс (прижимало течением) и при падении уровня воды могли "садиться" на кромку пирса. Дежурили круглосуточно катера и оттаскивали суда. Центральные склады, расположенные в те годы в нижнем конце завода были полностью затоплены. Много материальных ценностей, которые не успели вывезти, были испорчены. Была создана аварийно-спасательная служба, которая дежурила на заводе круглосуточно и принимала меры по спасению оборудования и имущества, также возможную помощь жителям поселка, пострадавшим от наводнения. Для ликвидации последствий наводнения был создан восстановительный участок рабочих в составе 10 человек. Председателем восстановительной комиссии был назначен Лайд А.П., заместителем начальник транспортного цеха Бахаев Т.Г. Восстановительная работа проводилась в течение нескольких месяцев и была произведена большая работа, как на территории завода, так и в рабочем поселке.

   11 декабря 1958г был издан приказ о проведении подготовительной работы к переходу на 7 часовой рабочий день с 2 квартала 1969 года. В конце года завод получил по линии новой техники электроконтактную машину МШПР 300/200 для шовной сварки.

   Кроме судостроения, в план производства 68 года было включено строительство понтонно-мостового парка 755 проекта, которые были запущены в производство в мае месяце. 15 октября приказом № 284 была назначена комиссия по приемке головного комплекта заказа 755 проекта, после чего началась отгрузка их железнодорожным транспортом, Заказчик Министерство железнодорожного транспорта.

   

   1959 год

   В 1959 году произошли очередные перестановки в ряде служб завода.

   В соответствии с постановлением Читинского Совнархоза от 24 января 1959 года за № 3\к и приказа по заводу от 9 февраля за № 30, главным инженером завода назначен Лайд АП. Локтев ВВ был освобожден от должности главного инженера и переведен главным строителем судов (приказ № 66 от 23.03.59г).

   Помощником директора по кадрам был назначен тов. Суханов Ф.А.

   Распоряжением Совнархоза от 6.04.59г за № 22\к, приказом по заводу от 20.03. № 95 Т. Юрлов Михаил Степанович назначен начальником планово-производственного отдела. В этом году проводится и ряд других изменений в организации производства. В соответствии с письмом Министерства финансов СССР и ВЦСПС от 31.12.58г № 392\23 от заводского комитета профсоюзов передаются на баланс завода здания, помещения и сооружения, со всеми находящимся в них инвентарем и оборудованием.

   Приказом по заводу от 18.05.59г за № 118 доводится до сведения об отмене выплаты единовременного вознаграждения за выслугу лет и процентная надбавка за работу в отдаленности (введенная Указом президиума Верховного Совета СССР от 3 октября 1942г).

   В соответствии с постановлением бюро Читинского Совнархоза – приказа по управлению машиностроения № 107 от 30.09.59г подсобное сельское хозяйство завода передается Сретенскому мясокомбинату (приказ по заводу № 247 от 3.10.59г.), через некоторое время весь переданный скот, в том числе и дойные коровы были переведены на мясо. В момент передачи, кроме крупного рогатого скота, лошадей, одних овец было около 2 тысяч голов и свиноферма. Это было непоправимой ошибкой вышестоящих органов. Если бы сохранилось подсобное хозяйство, и с учетом дальнейшего развития, имея уже в то время около 3 тыс. га земельных угодий, очевидно к юбилейной дате ,50 летию завода, подсобное сельское хозяйство могло бы полностью обеспечить работников завода цельным молоком, мясом и овощами.

   Приказом № 101 от 25.03.59г юрисконсульт подчинен по своей работе непосредственно заместителю директора по материально-финансовой части. За зиму ЦКБ "Ленинская Кузница" провела проработку проекта пассажирского головного судна 860-1 по замечаниям Госкомиссии и выдала необходимую документацию. В апреле месяце в г. Хабаровске была произведена расконсервация объекта, после зимнего отстоя и возобновлены работы по устранению замечаний. В мае месяце было спущено на воду второе пассажирское судно, и в июле, после окончания швартовных испытаний и выполнении дополнительных работ по замечаниям с головного судна, отправлен на сдаточную базу в г. Хабаровск.

   В постройке и сдаче последние 5 судов 765 проекта заводские №№ с 38 по 42 и продолжение изготовления понтонно-мостовых парков 755 проекта, кроме того, запущено в производство изготовление рефрижераторных судов проекта 585 и самоходных речных паромов, проекта 1781

   В товарной продукции 2 пассажирских 860 проекта, в том числе головной, 5 единиц теплоходов 765 проекта и понтонно-мостовой парк 755 проекта.

   По линии новой техники в 1959 году были оформлены мероприятия:
   1. Внедрение холодной штамповки и гибки корпусных деталей
   2. Приказом от 2.04 за № 80 была создана комиссия по приемке в эксплуатацию вновь построенного участка химической чистки металла при корпусном цехе. Ванны были установлены непосредственно в районе склада металлов (начальником корпусного цеха был Долгих).
   3. В июне месяце для обслуживания судов на плаву, завод получил новый катер 150 л.с. (с двигателями 3Д6).

   По линии капитального строительства в ноябре месяце был принят в эксплуатацию новый 16 кв. дом. После наводнения зимой, во многих местах, в поселке открылись водные ключи. Затопило не только отдельные участки, но и дома из под пола. Распоряжением по заводу была создана комиссия по оказанию помощи жилому массиву. Несколько домов были окончательно разрушены, и впоследствии разобраны.

   Приказом от 16 декабря 1959 г за № 296 сообщалось: "В соответствии с постановлением Читинского Совнархоза и президиума облпрофсовета от 15.12.59г с января месяца 1960 года завод переводится на 7 часовой рабочий день".

   

   1960 год

   В январе месяце в соответствии с Постановлением Читинского Совнархоза упразднена заводская типография (приказ № 3 от 4.01.60г). Это очередная глупость со стороны Совнархоза. Любое порядочное предприятие должно иметь свою заводскую типографию. Это просто необходимо для оперативной жизни завода.

   Приказом от 20 февраля 60г за № 38,в связи с исполнением 10 февраля 25 лет заводу, награждено 107 человек ценными подарками (часами, ковровые дорожки, стульями, туфлями, отрезами на костюм и т.д.), 70 человек объявлена благодарность за долголетнюю безупречную работу на заводе, 15 человекам были вручены почетные грамоты, тем, которые уже не работают, ушли на пенсию.

   В мае месяце (приказ № 144 от 26.05.60г) на заводе ликвидируется гужевой парк, и завод переходит на обслуживание механизированным видом транспорта (малые трактора, автотранспорт).

   С 1 ноября 60г на базе производственных площадей ремесленного училища завод организовал участок с участием учащихся ремесленного училища, по изготовлению скобяных изделий для предприятий Совнархоза (оконные задвижки, петли шарнирные разных размеров, петли форточные, крючки ветровые, угольники).

   На заводе узким местом продолжает оставаться снабжение электроэнергией. Совнархозом было принято решение выделить заводу энергопоезд Д-3000. В декабре месяце были закончены пусконаладочные работы. По решению Совнархоза энергопоезд должен обеспечить электроэнергией не только завод, но и Сретенскую сапоговаляльную фабрику, которая входила в систему совнархоза. Для этого было запланировано строительство линии электропередачи с завода на правый берег Шилка и по правой стороне, через город, до сапоговаляльной фабрики.

   Строительство ЛЭП и обслуживание поручалось заводу. В дальнейшем был получен второй еще энергопоезд. Было построено специальное помещение для энергопоездов, так как практика показала, что обслуживание на открытом воздухе зимой, при забайкальских морозах очень неудобно, и вызывало много дополнительных хлопот. Здание было построено службой ЭМО и ремонтно-строительным цехом. Общее руководство было за начальником ЭМО т. Наконечным А.Ф. После перевода энергопоездов в это здание, на длительный период вопрос со снабжением электроэнергией с повестки дня был снят. Для обслуживания энергопоездов потребовалось организовать специальную учебу машинистов-турбинистов. Основной штат был укомплектован за счет дизелистов электростанций, дизеля были оставлены в холодный резерв. После строительства ЛЭП из Холбона, энергопоезда были возвращены, кроме одной турбины, оставленной, как аварийный резерв на электростанции, питающаяся паром с центральн6ой котельной. Здание энергопоездов после реконструкции было передано, часть электроцеху, часть использовано под служебные помещения ЭМО. Для решения вопроса снабжения теплом, паром, в аренду был взят от железной дороги паровоз, который был установлен в районе современного строй двора СМУ, и оттуда снабжал паром западную часть завода. Таким образом, решались тогда вопросы энергетики до постройки котельных сооружений.

   По линии новой технике основной направление было расширенное освоение механической электросварки. В августе месяце было оформлено внедрение электросварочного трактора ТС-32 и создана комиссия по приемке и оформлению электросварки в среде углекислого газа (СО2). Начальником корпусного цеха стал Зайцев Б.М. В январе месяце был введен в эксплуатацию первый фанеровочный пресс на заводе, в цехе 5. В марте месяце было закончена реконструкция литейного участка. По многим направлениям внедрялась новая техника.

   В августе месяце ОКС переводится на 7 часовой рабочий день и новую систему оплаты труда. При ОКСе организована шлакоблочная мастерская по изготовлению шлакоблоков, новое строительство из-за ограниченности кирпича в основном ведется шлакоблоками собственного производства. В сентябре месяце представляется комиссии новый 24 квартирный дом по ул. Клубная от 18.03.60 г. приказом № 80 вводятся в эксплуатацию производственные площади и санитарно-бытовые помещения в эллинге.

   В плане производства: пассажирские суда 860 проекта, самоходные паромы проекта 1781, рефрижераторные суда 585 проекта, разборные лесовозы проекта 308 для Осетровской судоверфи, Ленского пароходства. В 1960 г были сданы в эксплуатацию 2 пассажирских судна проекта 860, заводские №№ 3 и 6 – строители и ответсдатчики Милонадис Н.Ф, Калугин, самоходные паромы проекта 1781 3 шт. строители и ответсдатчики головногго № 1 Ярош ВИ, серийных 2 и 3 Лайд В.И., 2 шт, рефрижераторные суда проекта 585 за №№ 1 и 2, строители и ответсдатчики головного № 1 Ежков, серийного № 2 Карпов, 2 разборных лесовоза. Всего 9 судов, и понтонно-мостовые парки 755 проекта. В 1960 году были запущены в производство изготовление нефтеналивных самоходных танкеров со вставными круглыми цистернами. Кроме судостроения, заводу было включено в план изготовление бульдозерных навесок для тракторов ДТ-54.

   В ноябре месяце был предъявлен к сдаче первый образец спасательного плота для всех проектов судов. Для этого было выделена специальная построенная небольшая мастерская каркасно-засыпной конструкции и носила название "шлюпочной". В дальнейшем была разобрана и на этом месте построено капитальное здание-раскроечный станочный участок достроечного цеха № 5.

   

   1961 год

   В 1961 год в план производства включены ряд новых заказов. Завод получил задание о постройке двух лихтеров для Монгольской народной республики на озере Хупсигул. Один из которых, сухогрузный, другой нефтеналивной. Проекты судов 1703 и 1704. Технология сборки их предусматривалось, предварительная сборка корпусов судов на стапелях завода с последующей разборкой на секции, с учетом возможности их транспортировки автотранспортом от станции железной дороги, через границу, до места их окончательной сборки в селении Турта на озере Хупсигул. В апреле началось форсирование работ по изготовлению секций. Приказом от 1 июня за № 124 назначается состав работников для оформления виз на выезд в МНР, для сборки этих судов. Уполномоченным от завода –начальником базы в МНР был назначен Локтев ВВ, старшим строителем судов был назначен Милонадис НФ. Эти заказы находились под особым контролем, и, несмотря на отсутствие оборудованного места для их достройки, строительство их велось форсировано. На берегу озера силами завода была оборудована достроечная площадка. Доставлены дизельгенераторы для снабжения электроэнергией, передвижные автокомпрессоры, автокран и другое необходимое оборудование для их достройки. Для работников завода были выделены 2 комнаты в общежитие, одна комната для мужчин, вторая для женщин, организована небольшая столовая. В план заводу включается большой заказ –изготовление понтонно-мостового парка проекта 65. 10 апреля на завод прибывает представитель заказчика по наблюдению за постройкой т. Григорченко Алексей Семенович, который оказал хорошую техническую помощь в освоении головного комплекта этого заказа на заводе. Кроме того, в план производства включают еще изготовление нижнего строения железнодорожного понтонно-мостового парка (НЖМ), проект 4715, для изделий 755 проекта. Изготовление ферм этой конструкции занимало ограниченную территорию площади сборки. На заводе не смогли развернуть работы в полном объеме по сборке объемных блоков. В декабре месяце, по решению Читинского Совнархоза заводу передаются в аренду свободные площади и цех на забайкальском заводе подъемно-транспортного оборудования в Оловянной. Там был организован филиал завода по изготовлению этих ферм НЖМ проекта 4715. Начальником этого участка-филиала был назначен строитель т. Карпов. Туда были командированы работники завода, доставлено оборудование, оснастка, металл и было организовано их изготовление. В дальнейшем этот заказ был полностью передан этому заводу, а т.Карпов был назначен главным инженером этого завода подъемно-транспортного оборудования.

   По судостроению для Амурского речного пароходства в плане сдачи 1961 года планировались:
   1. Товаропассажирские суда 860 проекта заводский №7, ответсдатчик Чередниченко, заводский № 8 Калугин.
   2. Рефрижераторные теплоходы проекта 585, заводские №№ 3,4,5 ответсдатчик Ежков.
   3. Нефтеналивные теплоходы проекта 866
   головной № 1 – ответсдатчик Молоков В.
   заводские №№ 2,3 – ответсдатчик Лямин
   заводской № 4 – ответсдатчик Молоков

   Всего было сдано Амурскому речному пароходству 9 единиц различного типа судов. Кроме того, в постройке и сдаче были заказы 65, 755 и НЖМ 4715. При спуске на воду пассажирского судна, заводский № 7. была получена пробоина в днище корпуса, вода начала поступать, затоплять машинное отделение. В срочном порядке был подведен подводный пластырь и временно заделаны дыры. Для устранения пробоины срочно был спроектирован и изготовлен специальный кисон по обводам корпуса и подведен в район пробоины, откачена вода и обеспечен доступ под корпус для установки заделки и заварки пробоины, таким образом на плаву была устранена аварийная ситуация, судно пошло в сдачу без слипования.

   По улучшению организации производства приказом от 17.10.61г за № 249 при техническом отделе организовано бюро инструментального хозяйства.

   В конце декабря месяца было закончено строительство линий электропередачи (ЛЭП-35) Кокуй-Сретенск. Были подключены под электроснабжение с заводских энергопоездов сапоговаляльная фабрика, мясокомбинат – подведомственные предприятия Читинского Совнархоза и дополнительно Сретенский гарнизон.

   В апреле месяце была создана комиссия по приемке в эксплуатацию вновь построенного здания широкоэкранного кинотеатра "Авангард".

   В мае месяце было закончено строительство пионерского лагеря "Вымпел" с вводом в эксплуатацию в июне месяце (приказ по заводу № 119 от 24 мая 61г).


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

   Амурская флотилия разогнала тучи над Амуром

   Из истории постройки Амурской флотилии


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Портал "Кокуй-сити"