Амурская флотилия О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      71
книги              71
панорамы       58
статьи        6888
фото           7330








Первый литературный портал:



Стихотворение
Камень материнской любви

Стихотворение
И снова — море...






Статьи по теме

Народное хозяйство










Статьи по теме

Транспорт































Радиосериал Амурские волны. История судоходства на Амуре. Начало

nbsp;   Радиосериал Амурские волны:
Капитан Амурской речной флотилии Демьян Высочин











Кокуй - отец Амурской флотилии
Послевоенные годы (1947 - 55 гг.)

16 января 2015 г.

   На страницу истории Кокуй

   

   В 1946-1947 г.г. и последующие годы в основном стабилизировался на длительное время командный состав различных служб завода, реже стали проводиться перестановки руководителей. Основной состав руководителей служб завода:
   1. Шапошников ЕН – директор завода
   2. Гудим ИС – главный инженер завода
   3. Демьяненко НС – начальник ОРСа
   4. Сажин НИ – зам.начальника ОРСа
   5. Кутепова АЛ – гл.бухгалтер ОРСа
   6. Терещенко ВА – пом.директора по ОНУ
   7. Забаровский СВ – начальник ОКСа
   8. Рябинин НП – гл.бухгалтер ОКСа
   9. Иванов ГБ – начальник ЖКО
   10. Ивачев ИИ – гл.бухгалтер ЖКО
   11. Абрамов ВА –гл.бухгалтер завода
   12. Леонов ИМ – начальник тех.отдела
   13. Румянцева ГЕ – начальник констр.бюро при ТО
   14. Сигиденко АА – начальник технолог.бюро при ТО
   15. Юдин ФИ – начальник отдела труда и зарплаты
   16. Камалягин НП – начальник ОМТС
   17. Голобоков –зам.нач-ка ОМТС
   18. Бобров АМ – начальник ППО
   19. Костоломов СФ – начальник отдела подготовки кадров
   20. Федоров ФД – начальник 9-го отдела
   21. Уткин МП – начальник МПВО
   22. Аввакумов И – начальник ОТК
   23. Ляшко КС – начальник ОТК
   24. Сухавольский СН – начальник корп. цеха
   25. Кутепов КВ – начальник монт.цеха
   26. Комков ЕИ – зам.начальника корп.цеха
   27. Егоров ПД – начальник ПРБ корп.цеха
   28. Павлов АП –начальник деревообраб.цеха (в конце года Синцов ГМ)
   29. Похитонов ПП –начальник механ.цеха
   30. Григоренко ФО –начальник инструм.цеха, затем Лукашов
   31. Локтев ВВ – начальник литейного цеха
   32. Артемов ИВ –начальник ремонтно-механ.цеха
   33. Косарев АМ –гл.строитель судов
   34. Забегалов БМ – начальник эл.станции
   35. Наконечных АФ – начальник электроцеха
   36. Бахаев ТГ – начальник транспортного цеха
   37. Пониткин АТ – начальник цеха ЭРА

   Объем валовой продукции в 47 году был увеличен на 25% к плану 46 года или на 50% к плану 1945г. В постройке продолжения строительства судов буксиров 719 пр., баржи 412, дополнительно включены баржи 412 бис за №№ 184,185,186,187,188 – 5 единиц и достройка и сдача нефтетранспорта зав. "№: - ответсдатчик Чувашова Зоя Александровна.

   Морские буксиры 719 пр. на стапелях доводились до большого процента технической готовности. Приказом от 22 апреля 47г объявлялось о начале швартовных испытаний сразу на 3-х буксирах зав. №№ 241,242,243 – ответсдатчик Лайд АП и 31 мая они были уже на понтонах отправлены на сдаточную базу в г. Хабаровск.

   Большую помощь в выполнении монтажных работ на этих удах оказало ремесленное училище во главе с мастером т. Крюковым ПД. Им было доверено не только монтаж вспомогательных механизмов, но и монтаж главных двигателей с центровкой валовых линий, с которыми они успешно справлялись в сжатые сроки и с хорошим качеством работ.

   В приказе по завод от 8 апреля 47 за № 59 говорилось: "Группа учащихся ремесленного училища участка мастера Крюкова ПД в ознаменовании международного дня 1 мая встал на стахановскую вахту, взял обязательство выполнить месячный план к 28 апреля на 150% и призвал всю молодежь завода последовать их примеру. Этот призыв был по заводу поддержан. Участок успешно справился со взятыми обязательствами. Со стороны руководства завода уделялось постоянное внимание и оказывалась необходимая помощь ремесленному училищу. В частности, приказом № 103 от 23 июня 1947 г обязывалось подготовить комплекс мероприятий по подготовке к началу учебного года, обеспечить набор учащихся в количестве 450 человек. В 1947 году был взят курс на механизацию трудоемких работ, внедрению новой техники, усовершенствованию производства, как это предусматривалось в 4-ой Сталинской пятилетке. В частности, был внедрен станок для правки и рубки электродной проволоки, где постоянно работали вручную 6 человек (годовая затрата труда 8400 н\часов). Механизация малярных работ, где ручной труд занимал около 50% общей трудоемкости цеха и т.д.

   Принимались меры и на укреплению трудовой дисциплины среди командного состава. Так приказом от 26 мая 47г обязывался выход руководящего состава цехов на работу за 30 минут до начала работы. Был организован контроль прихода и ухода с работы руководящего состава с ненормированным рабочим днем. Это мероприятие положительно сказывалось на улучшение подготовки рабочего места и организации труда.

   В 1947 г было сдано 7 буксиров 719 проекта 241-247 и суда проекта 411 – 8 единиц. Всего 15 единиц.

   

   1948 год

   В мае месяце ликвидируется лагерь военнопленных-японцев. Приказ по заводу № 92 от 21 мая 1948г. Возвращаются на родину. В годы восстановительного периода сохраняется напряженность труда действие приказа Народного Комиссара судостроительной промышленности от 12 ноября 1945 г за № 246, обязывающий привлекать к сверхурочным работам на срочных заказах по 3 часа в день и отработкой 2-х выходных дней в месяц. В плане постройки серийных рейдовые 150 л.с. морские буксиры 719 проекта, баржи 250 тн. проекта 411бис, плавучие мастерские № 233 и 234.

   В связи с расширенным объемом работ собственной заготовки корпусов судов увеличивается потребность в кислороде для резки металла. Получаемый с Читы кислород небольшими партиями в ограниченном количестве не обеспечивает нормальную работу завода. Доставка на завод было связано с большими трудностями. Отправка в основном производилась пассажирской скоростью по 10-20 баллонов в отправку, и каждый раз выезжал в Читу представитель завода на оформление, получение и отгрузки. Посылка автомашин из-за плохого состояния дорог в Читу тогда не практиковалась. Было принято решение о строительстве собственной кислородной станции. Приказом от 31 мая 1948г за № 96 было объявлено о начале строительства здания кислородной станции на территории завода.

   В связи с переходом на постройку цельносварных корпусов судов, все шире развивается и внедряется механизация электросварочных работ взамен ручной электросварки. Приказом от 1.11.48 за № 142 утверждается задание по механизации электросварочных работ.

   1. На баржи проекта 411бис установлено задание по внедрению автоматической сварки – 20%, полуавтоматической 10%, сварку ультро-коротковолновой дугой 20% к общему объему наплавленного металла.

   2. На буксиры 719пр – автоматической сварки 8%, полуавтоматической –20%, сварка ультрокоротковолновой дугой 20%.

   Приказом от 9.10.48г за № 167 вводится внедрение поточно-позиционного метода постройки судов проекта 411бис.

   Учитывая короткий навигационный период, принимаются меры по максимальному доведению технической готовности судов в зимнее время на стапелях. Учитывая, что в те годы эллинга не было, сборка и достройка судов производилась на открытых строительных площадках, отдельные районы судов обстраивались снаружи, внутри отсеков устанавливали печурки и был специальный штат истопников для топки этих печей. Это себя оправдывало с точки зрения обеспечения выполнения всех работ в зимнее время и к весне , навигационному периоду ряд судов были приготовлены к началу сдаточных испытаний, в апреле месяце, в частности, приказом от 26 апреля было объявлено о начале швартовных испытаний сразу 4 морских буксирных судов пр.719, зав.№№ 248,249,250,251 –ответсдатчик Лайд А.П.

   С 19 июля вступают в период швартовных испытаний плавучие мастерские для КАФа,зав. 233,234 – ответсдатчик т. Козев АД. В июне месяце баржи пр. 411бис за №№ 184,185 ответсдатчик Егоров П.Д.

   Принимаемые меры по выполнению максимального объема работ на каждом судне в зимнее время с выборкой всех замечаний по узлам построечного периода обеспечивали более эффективное использование короткого навигационного периода.

   План года по всем показателям был выполнен к 25 октября, а по валовой продукции к 12 октября. Было сдано всего 17 единиц судов. Обеспеченность рабочими было 99,7%. Хорошие показатели были у многих труженников в социалистическом соревновании. Широко было развернуто соц.соревнование за досрочное выполнение сталинской пятилетки. Судосборщик (гибщик на ручной гибке в горячем виде) Кошкарев Аким Герасимович первым на заводе завершил пятую годовую норму и план за 2 года и 4 месяца. Ему было вручена премия в 1000 рублей.

   Приказом от 10.07 за № 122 организовывается школа по обучению скоростным методом резания металла по опыту токаря цеха 10 Шайдурова Михаила Анисимовича. выполнившего нормы выработки на 300 –400%. Многие рабочие достигли высоких показателей производительности труда.

   Так, у Кошкарева АГ – нормы выработки 272%
   Шайдурова МА - 333%
   Федорова 228%
   Протасова 286%
   Ушакова 238%
   На заводе было 263 чел. стахановцев 31 человек выполнили по 2 и более годовых норм. Развернулось строительство жилья, которое было прекращено в годы войны. В 1948 г было сдано в эксплуатацию 1946 м2 жил. площади. Было построено 7 шт. индивидуальных домиков по заводской улице.

   Не плохое подспорье в продовольственном снабжении давало подсобное хозяйство. С подсобного хозяйства было получено для рабочих завода картофеля 3000 цент.
   молока – 147 цент
   яиц – 1631 шт
   ягод – 7 цент
   меду – 7 цент
   собрано грибов – 3 цент

   В июне месяце начальником ОРСа был назначен т. Крутских ГФ.

   

   1949 год

   В связи с увеличением объемов производства, остро встает вопрос с обеспечением завода электроэнергией. Приказом от 15 августа 1949 за № 2 создается специальная группа по разработке технической документации на реконструкцию электростанции в составе: т.т. Посадского – начальника конструкторского бюро, Карловой З.Д - -ОКС, Терехова – конструктора, Червякова с ОКСА.

   В целях повышения теоретических знаний мастеров практиков, приказом по заводу от 5.11 за № 158 на заводе организовывается 2-х годичная школа производственных мастеров без отрыва от производства. На первый курс было зачислено 26 человек.

   Продолжается совершенствование технологических операций. Приказом от 12 марта 1940г за 31 организовывается специализированное производство – участок под индексом – цех поточно-позиционной постройки судов пр.411бис (450 тн. баржа). Суда проекта 719 (буксиры) переводятся на блочный метод постройки. Отдельные блоки, как носовой, собирались на палубе килем кверху. В блоках устанавливаются полностью насыщение и частично обстройка. Это значительно ускорило стапельный период постройки. Самый сложный и длительный по технологическому процессу была изоляция экспанзитом на эдитолевом клее. Процесс сушки длился две недели, экспанзитовые плиты прижимались к металлическим стенкам корпуса деревянными стойками. В период сушки клея никакого доступа в эти районы не было и никакие работы там не проводились. Ходовая рубка ставилась на место уже окончательно изолированной и обстроенной. Все это позволило доводить на стапелях к большой технической готовности и заблаговременно до открытия навигации подготовить суда к сдаточным испытаниям. В 1949 году к открытию навигации приказом по заводу было объявлено о начале швартовных испытаний сразу на 5 буксирах 719 проекта заводские №№ 254,255,256,257 и 258. Ответсдатчик Лайд АП, и на двух судах проекта 411бис №№ 197 и 198, ответсдатчик т. Березенко. В конце мая все эти буксиры были на понтонах отправлены с завода на сдаточную базу в г. Хабаровск, используя весенний паводок подъема уровня воды на реке Шилка.

   План года был выполнен к 5 ноября (на 56 дней раньше срока). По итогам работы коллективу завода в 1-ом квартале было присуждено второе место, а во П-ом и Ш-ом кварталах 1 место и переходящее Красное Знамя Совета Министров. В 4 квартале в срок не было сдано судно СБР, и завод классное место потерял. Рост по валовой продукции составил 47%, а по производительности труда на 38%.

   Текучесть кадров оставалась высокой-23%. Производительность труда оставалась на высоком уровне. Многие давали по 2 и более готовых норм, такие рабочие, как:
   1. Поленко Семен Павлович –судосборщик – 2 год.нормы
   2. Куценко Герман Семенович судосборщик 2 год.нормы
   3. Заметин Иван Алексеевич – рубщик – 2 год.нормы
   4. Костюченко Георгий Васильевич – автогенщик 2,5.год нормы
   4. Самойлов Ф едор Данилович – 2,4 год. нормы
   5. Наделяев Антон Яковлевич – плотник 2 год. нормы
   6. Самойлов Алексей Иннокентьевич – столяр 2 год. нормы
   7. Федоров Василий Филппович – столяр 2 год. нормы
   8. Харин Евдоким Савельевич – станочник 2 год. нормы
   9. Марьясов Никта Андреевич – мастер – 2,1 год нормы
   10. Шайдуров Михаил Анисимович – токарь – 2,4 год. нормы
   11. Никаноров Константин Федорович – шофер – 2,6 год. нормы и многие другие.

   Неплохую помощь заводу оказывали учащиеся ремесленного училища. Учащимися было выполнено в объемном выражении 4,6% от общего объема валовой продукции завода и было выполнено на 14000 нормо-часов больше, чем в 1948 г

   В связи с ликвидацией подсобного хозяйства УРСа № 3 военстроя 3- приказом от 15.01.49г за № 6\21 их земли передаются УРСу завода (в районе Чернышевска-Укурея).

   29.11 приказом № 226 Плотников, начальник цеха 30 был освобожден от занимаемой должности, начальником цеха был назначена т Курицина.

   

   1950 год

   Директор завода Гудим Иван Степанович, тов. Шапошников ЕН переведен директором Керченского завода. Главным инженером назначен т. Бочаров Борис Сергеевич, переведенный с Зеленодольского завода, где он раньше работал в должности начальника ОТК завода.

   В 1950 году происходит ряд структурных изменений в жизни завода.

   Приказом от 10 января 50г за № 5 было объявлено: во исполнение Постановления Совмина СССР от 11 декабря 1949г № 19711 и приказа Минсудпрома № 732 от 24.12.49г на заводе ликвидируется ОРС. Все материальные ценности, магазины, склады, столовые, базы, производственно-бытовые предприятия вместе с товаро-материальными ценностями, имуществом, оборудованием и транспортом передается Сретенскому отделению Читинского торга ( на правах аренды). Подсобное сельское хозяйство остается за заводом.

   Приказом от 5.07.50г кирпичный завод с баланса ОКСа передается в распоряжение Сретенского кирпичного завода Мипрома строительства в аренду сроком на 1- лет. Дополнительно приказом 45\5552с от 5.11 Минсудпрома кирпичный завод передается безвозмездно.

   Приказом от 18.-3.50г за № 63 с 1 марта 50г профессиональная пожарная охрана переформируется в военизированную пожарную охрану и считается составной частью отряда ВОХР завода. Начальник ВПО назначен т. Гагаркин ПИ.

   Приказом от 30.12 за № 286 на заводе организовывается центральная заводская лаборатория с подчинением главному инженеру завода через технический отдел.

   Приказом от 15.10 за № 234 узаконивается, что начальник ОТК завода подчиняется непосредственно директору завода. Начальник ОТК т. Грибанов ВИ.

   Кроме переходящих судов проектов 411,411бис,719,СБР, 435 приказом по заводу от 28 июня 50гза № 137 в план производства завода включается строительство судов 450 проекта.

   Приказом № 157 от 24.07.50г сообщается: во исполнение приказа Министра судостроительной промышленности за № 0506 от 7.07.50г постройка и сдача объектов проекта 450 считать первоочередной и главной задачей завода. При постройке головной серии этого проекта перед заводом было много проблем и трудностей, как по корпусным работам, особенно по носовой части, а также по конструкции гидравлической системы открытия и закрытия носовых створок. Этого типа судов ранее в Союзе не строили, опыта не было. Особо сложно было обеспечить плотность и водонепроницаемость аппарели прижимаемой в закрытом состоянии по периметру к контуру рамы с резиновым уплотнением специальной формы. Эта конструкция аппарели являлась как-бы носовой водонепроницаемой переборкой при опущенном состоянии по нему заходила в грузовой трюм необходимая техника.

   После поднятия аппарели и закрытия трюма, при помощи гидроцилндров гидросистемы и специальной системы рычагов закрывались носовые створки, образовалась обтекаемая носовая конструкция корпуса с форштевнем, состоящая по длине из двух половинок, плоскости которых были простроганы и соединялись между собой при помощи талрепов и болтов. Учитывая и ряд других конструктивных сложностей и неувязок, переделок, корпусный цех не справлялся с заданием. Начальник корпусного цеха т. Михайлов был освобожден от должности начальника цеха. Начальником цеха был назначен Забегалов Борис Викторович, который до этого был назначен старшим строителем головного судна 450 проекта. Старшим строителем головного судна был назначен Лайд А.П. Тов. Михайлов был назначен строителем заводского № 2 450 проекта. Учитывая большую серию постройки этого типа судов, в организацию производства в принципиальную технологию была заложена крупноблочная поточно-позиционная система постройки этих судов. В корпусном цехе, в восточной стороне были выделены 2 пролета, где собирались блоки. В одном пролете только кормовые блоки, во втором носовые и отдельно цилиндрический блок. Внедрялась специализация работ и закрепление узлов за бригадами.

   Это дало возможность в дальнейшем сократить циклы постройки и выпускать их в год в большем количестве. Технологическая документация разрабатывалась заранее группой технологов завода во главе с начальником технического отдела т. Леоновым ИМ в ЦКБ-51 в г. Ленинграде, параллельно с разработкой проектной рабочей документацией. Это мероприятие себя оправдало, так как при разработке чертежей учитывались технологические требования завода.

   Завод набирал темпы роста по объемам производства и численности рабочих. С 1945 по 1950 год объемы производства выросли в 5 раз, а численность рабочих в 2 раза.

   В октябре месяце 1950г указом президиума Верховного Совета СССР, за выслугу лет и безупречную работу на заводе было награждено орденами и медалями 106 человек работников завода.

   

   1951 год

   В 1951 году особых изменений, как структурного характера, так и в плане производства не произошло. В плане производства освоение головной серии судов 450 проекта. По этому проекту было издано много приказов и указаний, как со стороны Министерства, так и по заводу. По ускорению их строительства был установлен строгий контроль. Для всех работающих на этих заказах были выданы специальные пропуска и ограничение допуска людей на заказ. 15 июня 1951 года головной объект вступил в период швартовных испытаний. Ответсдатчик -–Лайд АП. Главным строителем судов был назначен Леонов А.П. Спуск на воду головного судна был произведен с большим риском из-за мелководья на реке Шилка. Акт о спуске на воду никто не хотел подписывать. Замглавного конструктора т. Ивашков, который был постоянным представителем ЦКБ по наблюдению за постройкой, обратился в районные органы с просьбой запретить спуск на воду из-за возможной аварии. Но, несмотря на все опасения и возражения, директор завода т. Гудим ИС взял на себя всю ответственность, сам подписал акт о разрешении на спуск судна и приказал произвести спуск. Главный инженер т. Бочаров на период спуска куда-то ушел, появился только после спуска. На спуск прибыло все районное начальство, в том числе и работники внутренних дел ГБ. Но спуск прошел нормально, без каких-либо повреждений, чем было обеспечено дальнейшая работа на судне и начала швартовных испытаний. Со стороны директора завода т. Гудима это было смелое и оправдание решение. В программу швартовных испытаний входила погрузка и выгрузка спецтехники. Эта часть испытаний была проведена во вторую смену в присутствии ограниченного контингента людей. Отправка судна на понтонах была запланирована на 3 июля. Окончательная сдача по программе в морских условиях в г.Владивостоке.

   В 1951 году было сдано 2 объекта пр.450 головной и заводской № 2. Кроме проекта 450 было сдано СБР-2.

   Приказом от 15.01.51г за № 10 на заводе была введена единая система форм предъявления готовой продукции по узлам –книга извещений.

   Приказом от 29.10.51 за № 206 был организован паросиловой участок –энергоцех, выделен из состава ремонтно-механического цеха, как самостоятельное структурное подразделение при ЭМО.

   В 1951 году положение с продуктами питание остается еще трудным. В докладной записке директора завода в адрес Обкома КПСС отмечено, что в пос. Кокуй в месяц на одного жителя приходится:
   Мясо и мясные изделия с консервами – по 290гр
   Рыбы и рыбных изделий – по 350 гр
   Кондитерских изделий – по 400 гр.
   Крупы – по 420 гр.
   Это все с учетом столовых и детских учреждений.

   

   1952 год

   В 1952 году произошли некоторые изменения в руководящем составе и в структурных подразделениях. Помощником директора по общим вопросам был назначен т. Похитонов ПП. Приказом Минсудпрома № 440 от 28.11.51г помощником директора по найму и увольнению был назначен Тимошенко Н.Г (бывший председатель Сретенского райисполкома). А т. Терещенко В переведен строителем судов.

   В ноябре месяце начальником ППО был назначен т. Одинаров НН, т.Бобров АМ был освобожден от этой должности.

   В ноябре месяце Министром судостроительной промышленности был назначен т. Носенко Н.ЭИ., а тов. Малышев переведен в Совет Министров. Произошли и некоторые структурные изменения. Приказом от 29 сентября 1952 года за № 213 на базе существующего корпусного цеха создаются два самостоятельных цеха (корпусозаготовительный с присвоением ему № 1)…, цех общей сборки судов с присвоением ему учетного шифра № 6.

   Начальником корпуснозаготовительного цеха был назначен Михайлов МИ. Начальником общей сборки судов был назначен Забегалов БВ.

   С 1 августа приказом № 155 электродная мастерская (по изготовлению электродов) выделена в самостоятельную хозрасчетную единицу при цехе № 4 (литейный цех) А29/111 приказом № 102 литейный цех включен в состав цеха № 10, как литейный участок при цехе № 10. Начальником цеха 10 т. Локтев ВВ.

   В 1952 году было сдано 7 единиц судов 450 проекта с заводского № 3 по № 9, притом объект № 9 был отправлен с завода 5 октября недостроенный. Достройка велась в пути следования до Хабаровска. Для достройки в пути было отправлено с судном 49 человек во главе со строителем Синцовым ГМ. В пути следования все работы были закончены, и по прибытию судна в Хабаровск, судно было представлено к сдаточным испытаниям. Судно было сдано, но оставлено зимовать в г. Хабаровске, так как через лиман выводить судно в г .Владивосток было уже рискованно.

   Начальник сдаточной базы – ответсдатчик в Хабаровске был Лайд А.П.

   Кроме того, в 1952 году были сданы еще 4 судна проекта 523, ответсдатчики т.т. Калугин ВД, Ваксман. Гражданское строительство выполнял УНР-296. В 1952 г были предъявлены к приемке следующие объекты строительства:
   в январе месяце – корпусный цех
   в мае месяце – 8 кв. дом № 6
   в июле месяце – 12 кв. дом № 4
   В 1953 году вновь произошла замена в руководстве завода.

   Главный инженер Бочаров БС был освобожден от занимаемой должности. Главным инженером назначен Похитонов Петр Петрович. Заместителем директора по общим вопросам назначен т. Лайд А.П. И.о. начальника цеха ц.5 Синцова ГМ освобождают от занимаемой должности, начальником цеха назначен молодой специалист, инженер Зубарь Б.Е., начальником цеха 6 назначен Егоров П.Д, Т. Забегалов Б.В был откомандирован в г. Горький на Сормовский завод. Начальником ц.30 назначен т. Барахтин П.П. Приказом от 6.05.53г № 125 состав электросварочного бюро при цехе № 1 был утвержден в составе: начальника бюро, старшего инженера-технолога и инженера-технолога. Начальником бюро был назначен т. Козлов, а Зайко переведен строителем судов.

   

   1953 год

   В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1953года Минсудпромом введен в состав Министерства транспортного и тяжелого машиностроения. Министром транспортного и тяжелого машиностроения был назначен тов. Носенко ИИ.

   В плане производства строительство судов 450 проекта. В постройке 15 единиц, из них было сдано 11 единиц. Строители судов: Терещенко, Малюгин, Зайко, Ваксман, Калугин. Заводские №№ 1А10(№10) и с 2Д1(11) по 2Д10(20), но в связи с засухой и низким уровнем воды в р. Шилка 4 объекта по согласованию были установлены на зимний отстой в Сретенский затон, заводский №№ 2Д7, 2Д8, 2Д9 и 2Д10 с гарантией контрольного выхода весной 1954г в г.Хабаровске.

   Приказом Минстроя транспортного и тяжелого машиностроения № 618 от 25.08.53г за достигнутые лучшие результаты по выполнению условий социалистического соревнования – присвоено:
   1. Звание "Лучшая бригада Министерства" – бригаде слесарей-монтажников, бригадир Белобородов С.С.
   2. Лучший "Звание рабочий Министерства" – бригадир судосборщиков Русинов МА с вручением премии бригаде Белобородова 1300 рублей, в том числе бригадиру т. Белобородову СС – 500 руб, бригадиру Русинову – 500 руб.
      Министр Носенко

   Это был первый приказ министра по нашему заводу по присвоению высоких званий министерства.

   В 1952 г. завод получил пополнение рабочих с ремесленного училища:
   судосборщиков – 28 чел.
   электросварщиков – 15 чел.
   токарей – 15 чел.
   слесарей-монтажников – 15 чел.
   столяров – 11 чел
   всего - 88 чел.

   5 июля 1953г было заложено начала строительства здания эллинга. А 21 сентября началась приемка в эксплуатацию корпусного цеха. Из-за засухи начались в районе пожары лесных массивов. 21 сентября на тушение пожара было мобилизовано более 100 человек в районе Вавилона.

   

   1954 год

   С 1 января вводится дополнительная специализация и организация работ по постройке судов 450 проекта. Не только рабочие были закреплены за определенными технологическими операциями, но и командный состав и соответственно планирования и организация работ, что в дальнейшем дало возможность успешно выполнить сдаточную программу.

   Строители судов закреплялись:
   строитель Артемов ИВ. – строитель заказов на стапеле
   строитель Васман АЗ - строитель носовых и цилиндрических блоков
   строитель Малюгин – строитель кормовых нечетных блоков
   строитель Новиков ГМ – строитель кормовых четных блоков
   строитель Синцов ГМ – строитель плоскостно-объемных секций

   На каждом участке были свои графики выполнения работ, обеспечивающие ритмичную работу стапельной сборки. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 11.03.53г № 1002, приказ Министра транспортного тяжелого машиностроения от 11.01.54г № 33 на заводах Министерства вводится положение о сдельно-премиальной системе оплаты труда.

   Приказом Министра от 30.10 за № 514 заводу по итогам работы в 3 кв. присуждено 2 место среди предприятий министерства транспортного и тяжелого машиностроения. В мае месяце мастеру т. Федулову было присвоено звание "Лучший мастер главного управления судостроения". Приказом от 6.08.54г № 177 доводится до сведения, что завод переходит к строительству судов 2 серии 450 проекта – 450Б, в которую были внесены для конструктивных изменений и новшеств.

   Приказом от 20.09.54г старшим строителем головного объекта 450 бис (1Б1) был назначен т. Ярош ВИ, строителем 1Б2, 1Б3 Кайманаков.

   Проведенная перестройка в организации постройки судов 450 проекта по спецификации и создано замкнутых участков блочной сборки с закреплением ответственных лиц и внедрения графиков поточного цикла дала положительные результаты в ускорении постройки и сдачи этих судов, что подтверждается приказами о последовательном начале сдаточных испытаний в частности:
   02.08. – на объекте 3м9 начаты швартовные испытания, ответсдатчик Зайко
   06.08 – на объекте 3М10 начаты швартовные испытания, ответсдатчик Синцов Г.М.
   11.08. – объект 4К1 начаты швартовные испытания, ответсдатчик Кайманаков
   15.08 объект 4К2 начаты швартовные испытания, ответсдатчик Зайко
   20.08 объект 4К6 начаты швартовные испытания, ответсдатчик Синцов Г.М.
   01.09 объект 4К6 начаты швартовные испытания, ответсдатчик Малюгин
   18.09. объект 4К5 начаты швартовные испытания, ответсдатчик Милонадис Н.Ф.

   Из этого перечня видна интенсивность проведения сдаточных испытаний. В месяц одновременно на 5 судах шли швартовные испытания, на относительно сложных заказах того времени. Срок проведения швартовных испытаний длился 12-15 дней. До августа месяца были проведены сдаточные испытания еще на 8 судах данной серии. Первая десятка 1-10, вторая 2Д1-2Д10, третья 3м1-3м10, четвертая 4К1-4К10.

   В дальнейшем суда этой серии "бис" 1Б4-1Б10, 2Б1-2Б10, 3Б1-3Б10. Суда проекта 450 строились для разных ведомств заказчиков. В 1954 году было следующее распределение строящихся судов для заказчиков 450 №№ 4К7, 4К8, 4К10, 1Б6, 1Б7, 1Б8, 1Б9, 1Б10, 2Б1, 2Б2, 2Б3, 2Б4, 2Б8, 2Б9, 3Б1 –заказчик ВМФ. Суда: 1б2, 1б3, 1б4, 1б5, 1б6, 1б7, 2б5, 2б7, 2б10 –Заказчик Министерство строительства.

   Эти заказы строились по двум вариантам:
   1. с раскрывающимися носовыми створками (с отсутствием форпика) с опускающейся носовой аппарелью для захода колесной техники
   2. с установкой и заваркой накладных листов по контуру раскрывающихся створок, т.е. обыкновенное сухогрузное судно с одним длинным трюмом.

   В 1954 году было сдано 16 судов по 4К6 и проведены контрольные выхода и выполнение гарантийных обязательств тех 4 судов (2Д7-2Д10), которые из-за мелководья были оставлены на зимовку в Сретенском затоне.

   По усовершенствованию технологии в конце года началось внедрение в производство газорезательной машины 18РА. По благоустройству в июне месяце 1954г была произведена первая посадка деревьев и кустарника на заводском стадионе. Был организован воскресник по благоустройству заводского стадиона.

   В 1954 году продолжалась в Забайкалье засуха. Создалась трудная обстановка с заготовкой сена. Подсобное сельское хозяйство вынуждено было организовать заготовку сена далеко в Газзаводском районе. Были там в срочном порядке построены легкие скотные дворы и на зиму весь молодняк крупного рогатого скота и овцы, более 1000 голов, были перегнаны на зиму в Газзаводский район, в отдаленности 15 км. от ближнего населенного пункта. На месте стоянки было одно зимовье и установлена юрта, где жили скотоводы-буряты. Продукты завозились периодически на автомашине. Командный состав на заводе оставался в основном без изменения. За исключением начальника ОТК, им был назначен Ципулев, начальником ЭМТа т. Царев.

   

   1955 год

   В соответствии с циркулярным письмом Минсудпрома С-16/003516 от 23.12.54 9-ый отдел расформирован и переведен в службу ППО. В руководстве отдельных служб на заводе произведены некоторые изменения. Главным строителем судов назначен т. Случак, начальник цеха № 1 Линецкий, ремонтно-механического Батист, начальник монтажно-механического Волошин И.А., начальник ОМТС Чумак ПС, архитектор завода Кашко, строители судов: Ярош, Милонадис, Горбунов, Кайманаков, Синцов, Михайлов, Карпов, Артемов, Зайко.

   1 октября главный строитель Случак командирован во Владивосток для организации сдачи головного 450Б. В связи с освоением головной серии 450Б и запуском в производство новой серии речных сухогрузных самоходных теплоходов, сдаточная программа была несколько сокращена. В 1955 году были сданы суда проекта 450 – 4 ед. (4К7,4К8, 4К9, 4К10) и 450БИС, 1Б1,1Б2,1Б3,1Б4,1Б5,1Б6, в том числе головной 1Б1, всего 10 судов.

   В конце года ремесленное училище перевели в новый корпус с учебными мастерскими. В старом здании училища организовали участок по изготовлению изделий ширпотреба. Директор училища Чашков А.Д. Директор подсобного сельского хозяйства Чафодзе был освобожден от этой должности и вновь директором был назначен Пермяков Д.В.

   Таким образом, за следующее десятилетие с 1946 по 1955 год было построено всего 153 единицы различного типа судов, самоходных и несамоходных. В том числе:
   1. Рейдовых морских буксиров 150 л.с пр. 719-38 единиц. При этом, на этих буксирах были установлены главные двигатели импортной поставки американской фирмы "Лоример" (мощностью 170 л.с.)
   2. Плавучие мастерские для КАФа – 2 ед.
   3. СБР для КАФа – 2 ед.
   4. Проект 523 – 4 ед.
   5. Суда проекта 450 и 450 бис – 46 ед.
   6. Морские баржи пр.411,412,411бис – 51 ед. (250-450 тн.)


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

   Амурская флотилия разогнала тучи над Амуром

   Из истории постройки Амурской флотилии


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Портал "Кокуй-сити"