Амурская флотилия О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      71
книги              71
панорамы       58
статьи        6888
фото           7330








Первый литературный портал:



Стихотворение
Камень материнской любви

Стихотворение
И снова — море...






Статьи по теме

Народное хозяйство










Статьи по теме

Транспорт































Радиосериал Амурские волны. История судоходства на Амуре. Начало

nbsp;   Радиосериал Амурские волны:
Капитан Амурской речной флотилии Демьян Высочин











Кокуй - отец Амурской флотилии
Великая отечественная война (1943 - 46 гг.)

16 января 2015 г.

   На страницу истории Кокуй

   

   В 1943 году вновь были произведены некоторые перестановки среди руководящего состава и структурные изменения. Трудная обстановка создалась с обеспечением инструментом. Со стороны поставки резко сократились, надо было максимально готовить самим.

   Приказом от 10 апреля 43г за № 117 вновь был организован инструментальный цех с присвоением ему названия цех 3, начальником цеха был назначен Гайдуков А.Н.. Ухудшилась обстановка с материально-техническим снабжением, обстановка требовала исключительно четкой организации работ, максимально использовать местные ресурсы и оперативности в работе. Начальник ОМТС т. Израйлев был освобожден с занимаемой должности, как не обеспечивающий руководство (приказ № 153 от 8 мая 1943г). Начальником ОМТС вновь был назначен т. Камалягин, который потом долгие годы остался начальником этой службы.

   Были проведены реорганизационные и по линии производства. Приказом от 21 ноября за № 300 планово-производственный отдел был разделен на два самостоятельных отдела: Планово-экономический – начальник Мельникова, Планово-производственный – начальник Токмачев. Начальником ОТК был назначен инженер Аввакумов, прибывший из Киева "Ленинской Кузницы". Начальником цеха 10 т. Шеремет Н.Е., заместителем начальника ц.10 т. Леонов И.М., начальником БТП ц.10 т. Похитонов П.П. В цехе создался сильный квалифицированный руководящий состав, так как многие изделия ранее получаемые по линии МЗК со стороны надо было готовить самим. Была освоена такая сложная работа, как обработка и балансировка гребных винтов, стали получать только литье, изготовление арматуры и ряд других сложных работ.

   Руководителями отдела кадров – помощник директора стали работники НКВД. В начале года был т. Новиков, в мае месяце он был отозван, на его место прибыл подполковник т. Поляков И.Д. После т. Полякова на эту должность был назначен работник завода- инженер т.Терещенко В.А. с присвоением ему воинского звания – капитан службы НКВД. Он долгие годы после войны еще работал на этой должности. Кадровый вопрос с повестки дня не снимался, несмотря что был организован досрочный выпуск учащихся ремесленного училища. В 1943 году с завода еще было призвано в ряды Советской Армии 160 человек. Фронтовые заказы увеличилась и были установлены жесткие сроки на их выполнение.

   В постройке продолжалась оставаться весьма сложная продукция, с большой трудоемкостью для КАФа и ТОФа. Старый задел прошлых лет был доведен до минимума. В плане производства:
   1. Суда типа литер "А" №№ 79.80 – строитель Тощаев
      81,82 - строитель Гладковский
   2. Суда типа литер "Г" №№ 141.142,143 – строитель Михайлов
   3. Суда типа литер "Т" №№ 156,157,159,128 – строитель Забегалов
   4. Рефрижераторные суда № 93 – строитель Блюмфельд
      94 – строитель Чувашова
   5. Буксирные пароходы №№ 228,227 – строитель Блюмфельд (переходящие с задела 1941г).

   Все суда были сданы, кроме лит"А" №№ 81.82,80 литер "Г" № 143, лит. "Т" №№ 156,157. Всего было сдано 9 единиц.

   В эти военные годы принимались строгие меры к бракоделам. В приказе № 149 от 4 мая 43г говорилось"… рабочего Битюкова за учиненный брак подкрепления (арт.установка) на заказе № 79 (лит."А") и попытку скрыть его – отдать под суд. Передать материалы в прокуратуру для привлечения к уголовной ответственности. Для выполнения фронтовых заказов в установленные сроки, многие работали до глубокой ночи и сутками не выходили из завода. Частые срывы работ были связаны из-за несвоевременного получения стального литья и поковок получаемые по линии МЗК из Владивостока и Комсомольска-на-Амуре, где постоянно находились "толкачи" с завода и добивались отгрузок пассажирской скоростью. В связи с сокращением задела прошлых лет, номенклатура и количество судов к сдаче сократилось, но трудоемкость годовая увеличивалась за счет сложности и большого процента продвижения готовности. Аналогичная обстановка наравне с поставками изделий МЗК была с вопросами материально-технического снабжения. Занимались поисками местных материалов и заменителей. Большие трудности были с лакокрасками, получаемые ранее с запада. Внедряли местное сырье. В частности с Балейзолота привозили отработку руды, белый материал, разводили на олифе, использовали вместо белил. Была организована рабочая бригада из 4-х человек во главе с т. Лайдом, который в годы Великой Отечественной войны был назначен заместителем начальника материально-технического снабжения и судового оборудования. Бригада выехала в Шилкозавод, в старой заброшенной шахте екатерининских времен, на высокой горе добывали желтую охру. В колхозе арендовали лошадей в мешках доставляли на вьючных лошадях добытую руду на берег Шилки и на барже доставляли на завод. Это было выходом из создавшейся обстановки. Олифу варили сами из какого-то эрзац-масла.

   Труднее стало и с продуктами питания, приказом по заводу от 15 февраля 43г при ОРСе завода была организована специальная детская столовая на 100 мест для голодающих детей и детский дом на 30 детей особо нуждающихся, отцы которых были на фронте или погибли на фронте.

   Строгий контроль был за правильным расходованием продовольственных фондов.

   При испытании хлебопекарни на головном рефрижераторном судне, для выпечки хлеба было выдано определенное количество муки, но при проведении испытаний, естественно часть ушла в брак, трудно было обеспечить требуемый выход хлеба, который должен был бы возвращен в ОРС для выдачи по хлебным карточкам. Не исключено, что было и некоторое хищение со стороны наладчиков пекарни и тех рабочих, которые были с этим связаны. В следствии чего, вышел приказ по заводу № 168 от 28 апреля 43г, где говорилось: "… на испытание хлебопекарни объекта № 94 из ОРСа завода было выдано 478 кг муки. Выпеченный хлеб подлежало сдать ОРС, сдали только 211кг, остальное брак и хищение. За непринятие мер по розыску лиц, похитивших хлеб, подлежавший к раздаче по карточкам, строителю Чувашовой объявлен строгий выговор.

   Но, несмотря на все эти трудности, соцсоревнование на заводе было на высоком уровне и многие выходили победителями в социалистическом соревновании.

   Приказом народного комиссара судостроительной промышленности от 20 ноября 1943г за № 562 говорилось: "… Отмечая победителей во Всесоюзном социалистическом соревновании завода № 369, приказываю: наградить значком "Отличник социалистического соревнования судпрома"
   1. Блинникова Дмитрия Дмитриевича – шофера транспортного отдела
   2. Мерзликину Дарью Тимофеевну – маляра цеха 5
   3. Яреева Милика – мастера цеха 1
   4. Хохлина Александра Степановича – мастера цеха 30

   Народный комиссар судостроительной промышленности СССР А.Носенко

   Кроме вопросов производственного характера, одновременно принимались меры по линии МПВО. Учитывая обостренную обстановку с японскими захватчиками и близости границ, на заводе и в жилом поселке была обеспечена полная светомаскировка. Стекла окон были заклеены лентами-крест-на-крест. Были организованы особые батальоны, которые после работы дежурили по ночам. (Находились, как бы на казарменном положении в отведенном помещении). В задачу входило – патрулирование по поселку и следить за состоянием светомаскировки, в ночное время ходили по всем улицам и проверяли по домам, нет ли посторонних лиц в поселке. Если у кого был неизвестный в гостях, доставляли в штаб для проверки личности. Во многих дома были одни женщины с детьми, мужья на фронте и трудно было ночью достучаться в дом для проверки жильцов, люди боялись. Были случаи, что начали через форточки кричать "помогите грабят", не верили, что это патруль и проверка по линии штаба. Но напряженная обстановка требовала бдительности.

   Кроме того, проводились по вечерам и воскресеньям строевые занятия, изучение винтовки, пулемета, стрельбу, для подготовки людей к защите в случае нападения, ибо обстановка на востоке была тоже напряженная. Так, что физическая нагрузка на людей была большая, но люди терпели и самоотверженно работали во имя победы.

   

   1944 год

   Трудности военных лет с кадрами, материально-технического снабжения и ряд других причин приводят к срывам задания госкомитета обороны, в связи с этим, прозводится замена отдельных руководящих работников. Главный инженер т. Груздь освобождается от этой должности, главным инженером в апреле месяце назначен т. Шапошников ЕН, парторг ВКП(б) – Васильев. Председатель заводского комитета профсоюзов т. Костоломов СФ, секретарь комитета комсомола т. Соснин, начальник технического отдела т. Гудим И.С.

   В 1944 году заводу включается в план довольно большой объем судоремонтных работ для Амурской военной флотилии. Кроме судостроения, завод получает задание по изготовлению запасных частей для тракторов (в плане производства изготовление 600 шт. осей к каткам и другие изделия). В те годы заводом было изготовлено большое количество водоналивных катков с различной модификацией (2-х катковые, 3-х катковые и т.д.)

   Заводом было выполнен большой заказ по изготовлению специальных буйков ТОФу для установки заградительных сетей в море. Также, было изготовлена большая партия креплений лыж для Советской Армии. Этот заказ выполнялся для фронта в аварийном порядке. Для ускорения выполнения работ, в связи с неукомплектованностью рабочими широко привлекался к достроечным работам личный состав приемных команд. В феврале был издан приказ за № 34, где был оговорен порядок привлечения к работе и система оплаты труда военнослужащих, в соответствии с приказом народного комиссара Военно-морского флота Союза ССР за № 472. В 1944 году были внесены некоторые структурные изменения в службах завода. Приказом от 15 сентября за № 254 на заводе был организован электромонтажный цех, выделен этот участок с цеха 7 как самостоятельный цех. Начальником был назначен т. Наконечных АФ. 12 октября приказом № 251 на заводе организовано бюро контроля измерительных приборов. Начальником этого бюро был назначен т. Кревин ВД. В дальнейшем он преобразован в измерительную лабораторию, начальником лаборатории назначен т. Вяльцев И.Г.

   В трудовом коллективе все шире развивается социалистическое соревнование за присвоение звания "Гвардейца труда". Приказом по заводу от 16 апреля за № 82 присвоено звание "Гвардии труда" следующим работникам: Белову АМ, Имандинову И, Хохлину АС, Горбунову АА, Ибрагимову АМ, Рыкову АМ, Замятину ИА, Крысовой АА, комсомольско-молодежной бригаде Шипицына СЕ, в составе бригадира Шипицына СЕ , слесарей Уварова ИГ, Костоломова, выполнившие нормы выработки на 158%.

   В 1944 в мае месяце заводу за высокие производственные показатели было вручено Знамя комитета обороны. В 1944 году в плане производства:
   лит "А" (самоход) №№ 80,81,82
   лит "Г" № 143
   лит "Т" № 156, 157
   нефтетранспорт №№ 235, 236
   плавмастерские №№ 233, 234
   баржа 100 тн. №№ 100, 101, 102
   баржа 250 тн. №№ 176, 177, 178
   Из них сданы лит. "А" № 80, 81, 82, лит "Г" –143, лит "Т" № 156, 157, 100 тонные баржи №№ 100, 101, 102 всего единиц 9. Из них наиболее сложные и трудоемкие самоходные лит. А и лит. Г.

   Лит "Т" № 157 был в разобранном виде отправлен на озеро Иссык-Куль на завод № 175 для достройки и сдачи. Туда же были командированы наши специалисты, группа работников во главе строителя т. Забегалова БВ, производственного мастера т. Егорова ПД (приказы по заводу №№ 195 от 20.08.44г и 218 от 7.10.44г).

   Кроме нового судостроения, заводу включено в план большой объем судоремонтных работ для судов КАФу (приказ № 25 от 21.01.44г) дополнительно в соответствии с приказом народного комиссара судостроительной промышленности и постановления Читинского обкома ВКП(б) заводу дано задание по изготовлению, ремонту и реставрации деталей к тракторам, по которым установлен жесткий контроль и организован ежедневный отчет. Кроме того, часть работ по линии МЗК были переданы заводу . Так, как гребные винты стали поступать только литье, без обработки, в цехе 10 вынуждены были организовать специальный новый участок по обработке гребных винтов, опыта по этой части завод не имел (приказ по заводу № 59 от 14 марта 44г).

   Цех 10 не стал справляться с работой. Приказом по заводу от 14.02.44г за № 40 была создана квалификационная комиссия в составе 7 человек специалистов, которые произвели тщательную проверку по всем разделам: состояние чертежного хозяйства, технологической подготовки, инструментального хозяйства, получение, хранение и выдача полуфабрикатов и материала, подготовка рабочих мест, инструктаж мастерами на рабочем месте и контроль за работой, состояние качества продукции и контроль, оперативное планирование, состояние станочного парка, оплата труда низкоразрядным и ученикам, учеба рабочих. По всем этим разделам были выявлены недостатки, с выводами цех был укреплен и кадрами рабочих и ИТР. Определенную помощь заводу оказывали учащиеся ремесленного училища.

   В приказе № 55 от 11 марта указано на недостаточную помощь и большие потери в феврале месяце со стороны ремесленного училища. По табелю отработано учащимися 7000 чел\час, а продукции сдали только на 1100 н\ч. Дополнительно привлекались к работам на рабочее место ИТР.

   Приказом по заводу № 77 от 5.04.44г обязывается "Учитывая исключительно большие задачи, возложенные на завод по сдаче готовой продукции, наличие отставания и отсутствием квалифицированных рабочих, приказываю: с 6 апреля перевести часть производственных мастеров на рабочие места, с использованием их бригадирами рабочих бригад" (перечислено конкретно с какого цеха и отдела сколько человек перевести на рабочее место).- Сидоренко

   Большой и трудоемкий объем занимала очистка ржавчины и окалины вручную скребками и камнями. В помощь цеху 5 на очистку ржавчины и окалины направлялись люди с цехов и отделов з\упрвления. В частности, приказ № 88 от 17.04.44г гласит:
   -направить на очистку ржавчины и окалины объекта 80 с ц.1 – 20 чел
   с ц.2 – 5 чел, с ц.3 – 3чел, ц.5 – 7 чел. (ИТР и МОП),с ЭМО – 5 чел, с ц.30 – 5 чел ПЭО – 2 чел, ООТ- 3 чел, ППК –5 чел, ВВО-5 чел, ОНУ-2 чел, ОТС- 8 чел, ППО-2 чел, Гл.бухг.-10 чел, АХО- 3чел, Тех.отдел – 7 чел всего 92 человека.

   Это повторялось по всем судам. В 44 году объем литейных работ значительно увеличился в связи с сокращением поставок по линии МЗК. Приказом № 48 от 2.03.44г литейный участок был преобразован в самостоятельный цех № 4, в мае месяце (приказ № 110 от 3.05.) лесоцех № 9 был ликвидирован и переведен в цех 5, как мастерский участок цеха. Учитывая, что в военные годы промышленность западных районов была разрушена, многие судостроительные заводы перестали строить новые суда, поставка разборных судов прекратилась, завод получил задание о переходе на собственное производство изготовления корпусов судов. Принимаются срочные меры по изготовлению временного плаза (на щитах). Приказом от 11 марта за № 55 обязывают начальника цеха 5 закончить все работы и сдать плаз в марте месяце. Первые суда плазовой разбивки были морские баржи проекта 411 и 412, 150 сильные морские рейдовые буксиры полуледокольного типа 719 проекта.

   В 1944 году энергохозяйство состояло из многочисленных малых механизмов, что требовало дополнительного количества обслуживающего персонала. На учете числились:
   Локомобиль 500 л.с Компрессор Б88 – 1шт
   Дизель 300 л.с. Компрессор 0,65 м3 – 2 шт
   Дизель 200 л.с Компрессор 6,5 м3 – 1шт
   Локомобиль 40 л.с Водотрубный котел "Шухова" – 1 шт
   Локомобиль – 28 л.с. Паровой жаротрубный котел 86 м2 - 2 шт

   Это оборудование работало на основное производство. Для меньшей потери давления воздуха в основной магистрали в стапельном районе (где нынче плотничий и комплектовочный участки цеха 6) было построено небольшое каркасно-засыпное сооружение, где разместили несколько маломощных компрессоров. Но воздуха не хватало, давление было низкое, поэтому многие пневморубочные и сверловочные работы вынуждены были переводить во 2 смену.

   В эти трудные годы много внимания уделялось и на бытовые вопросы, особенно по подсобному хозяйству и обеспечению рабочих дровами. Эти вопросы находились под постоянным контролем дирекции завода и выходило много директивных приказов, указаний по организации работ. Многие руководители, не обеспечивающие задания были наказаны и снимались с работы. Так было и с производством подсобного хозяйства и участка дровозаготовок. Приказом от 5.05.44г были установлены сроки выполнения работ по всем видам посевной компании и расписана необходимая помощь цехов в проведении этой важной работы на подсобном сельском хозяйстве. А приказом от 15.05 для посадки картофеля выделялось:
   с цеха 1 – 10 чел
   ЖКО – 10 чел
   Гл.бух. – 5 чел
   цеха 2 – 2 чел
   цех 3 – 2 чел
   тех.отдел – 3 чел
   цеха 5 – 3 чел
   АХО – 3 чел
   ООТиЗ – 3 чел
   ЭМО – 3 чел
   ОГС – 2 чел
   транспорт- 2 чел
   ОКС – 4 чел
   всего 52 чел

   За работниками сохранялся средний заработок и этим приказом обязывалось отработать на посевной компании сверхурочно по 3 часа в день. По дровозаготовкам было несколько приказов по массовым выездам и о выделении людей. В частности, приказ № 6 от 8.01.44г объявляет: "В связи с тяжелым положением с топливо-дровами, приказываю 9.01 в 8.00 часов выйти на пробивку дороги на дровозаготовительный участок. Начальникам цехов выделить людей: ц.% - 21 чел, ц.1 – 26 чел, ц.2 – 12 чел, ц.6-12 чел, ОГС- 6 чел., гараж – 4 чел= итого 80 чел. Цеху 30 и ОКСу все бригады использовать на постройку дома. Начальнику ОРСа организовать для всех завтраки и ужин после возвращения.

   

   1945 г

   1945 год – год завершения Великой Отечественной войны с фашистской Германией. Напряженность труда не снижается. В плане производства достройка переходящих судов и освоение новой продукции. Заводу дано задание на постройку большой серии морских рейдовых 150 л.с буксиров полуледокольного типа проекта 719 для службы ОВСГ ТОФа, для разных портов Дальнего Востока и серия барж 411 и 412 проекта. Кроме этого, в постройке переходящие суда электросварной конструкции первой секционной сборки нефтетранспорта за №№ 235 и 236 и плавучие мастерские №№ 233,234. Плавучие мастерские из-за отсутствия необходимого оборудования были окончательно сданы только в 1948 году В 1945 году были сданы – 2 буксира 719 пр. за №№ 237 и 238, в том числе головной .Окончательная сдача их производилась в г.Хабаровске на заводе им. Кирова, куда они доставлялись на специально изготовленных понтонах, так как их осадка была 1,5 метра. Первые суда понтонировались путем затопления понтонов на дно реки (выше электростанции), выводились на поверхность воды высокие трубы и насосами выкачивалась вода, таким образом и производился подъем понтонов. Пневматика и установка кингстонов были выполнены позднее по рац.предложению т. Козева (строителя судна). Кроме того были сданы нефтетранспорта №№ 235 и 236 и 9 барж 250 тн. за №№ 176-183, всего 13 объектов. В целях более оперативного решения вопросов, возникающих в процессе постройки судов и заинтересованности цехов в выполнении работ по заказам строителей судов, приказом от 24.04 в распоряжение строителей судов выделялся лимит трудоемкости для возможности принятия в отчет, после выполнения необходимых дополнительных работ. На вновь строящиеся суда проектов 719 приказом по заводу № 245 от 1.10.45г вводится весовой контроль на все изготавливаемые конструкции и изделия. Это была большая дополнительная хлопотливая работа. Кроме судостроения, в плане производства остаются изготовление буев, большая номенклатура изготовления запасных частей к тракторам. Приказом № 154 от 5.-4. устанавливаются сроки их выпуска.

   В целях усиления контроля за ходом выполнения производственного плана, приказом по заводу от 23.07 за № 219 введено по цехам еженедельное планирование мастерами плана, который должен составить 1\4 часть месячного плана. В социалистическом соревновании продолжается соревнование за присвоение звания "Гвардеец труда". Так, приказом № 225 от 25.08. это звание было сохранено за рабочими: т.т. Жилиным С.Я, Липецких А.П., Переломовым Н.Г. Гвардейцы труда имели определенные льготы при карточной системе снабжения.

   Приказом от 22.09 за № 244 ЦК ВЛКСМ и народным комиссариатом судостроительной промышленности, приказом от 9.08. по итогам социалистического соревнования комсомольско-молодежных бригад отмечена хорошая работа бригады бригадира Переломова Н.Г. Секретарем комсомольской организации труда был Михайлов М.И. Много приказов тогда было издано по заводу с денежными премиями победителям комсомольско-молодежным бригадам. Ежемесячно подводились итоги проверки взятых обязательств.

   В связи с надвигающимися событиями на Востоке с Японскими захватчиками, приказом от 17.08 по району было введено угрожающее положение. Всякое движение с 11.00 до 5 часов утра запрещалось. Все лица, нарушающие Положение будут направлены в органы Госбезопасности. Приказом от 23.08. № 8 в соответствии с приказом начальника МПВО угрожаемое положение было снято и отменялась светомаскировка.

   Приказом от 31.07.45г. за № 199 восстановлено представление очередных отпусков работникам завода, в соответствии с указом президиума Верховного Совета СССР от 30.06.45г, отмененного в период военного времени указом президиума Верховного Совета от 26 июня 1941 г

   Приказом от 15.10.45г за № 258 завод переходит на работу с 8 часовым рабочим днем с 16 октября 45 г.

   Для оказания помощи заводу в рабочей силе заводу выделяется контингент военнопленных японцев. Принимаются срочные меры по организации лагеря для военнопленных. Лагерь был построен на участке хозяйственного двора подсобного сельского хозяйства, где сейчас построен больничный комплекс. Приказом № 249 был установлен срок окончания оборудования 12 октября. Были оборудованы бараки, кухня, подсобные помещения, огорожены колючей проволокой в 2 ряда и установлены караульные вышки, помещение для административных работников. Лагерь был оборудован в рекордно-короткие сроки и в недалеком будущем был заселен военно-пленными японцами.

   В 1945 году были введены некоторые структурные изменения в службах завода. Приказом от 31.12.44г при техническом отделе создана группа стандартизации, начальником группы был назначен т. Агеев О.Н. Приказом от 15.01.45г за № 11 цех 6 сливается с цехом № 1, такелажный цех, как самостоятельная единица переводится мастерским участком корпусного цеха.

   С повестки дня не снимаются бытовые вопросы. Приказом от 13.01.45 за № 8-17\1 объявлен рабочим днем для заготовки дров для работников завода, каждому цеху было дано задание, сколько кубов дров должен каждый цех заготовить и стрелевать. Также принимались меры помощи подсобному сельскому хозяйству.

   Приказ № 108 от 10.04.45г
   В целях обеспечения повышения урожайности картофеля и обеспечении всех правил агротехнических мероприятий, приказываю:
   Закрепить за цехами и отделами завода на период выращивания и уборки урожая картофеля площади земли следующей разбивки:
   цех 1 – 6,4 га
   ППК – 2,9 га
   цех 2 – 1,9 га
   ВВО – 3.0 га
   цех 4 – 0,9 га
   ОТС и СКЛ – 1,8 га
   цех 5 – 3,3 га
   ППО –1,2 га
   цех 10 – 2,2 га
   ОНУ – 0,6 га
   транспор.- 4,2 га
   ОТЗ – 0,7 га
   ЖКО – 3,7 га
   Гл.бухг. – 2,4 га
   Лесозавод – 0,7 га
   Тех.отдел – 2,1 га
   АХО – 0,1 га
   ОТК – 0,5 га
   Б\стр. – 0,3 га
   ОГС – 13,9 га
   ОКС – 3,2 га
   1-ый и 9 –ый МПВО –0,3 га
   Дет.сады – 0,7 га
   цех 7 и ЭМО – 7 га
   П\х 90 га, в том числе:: 10 га карт, 53 зерновых, остальное – овощи.

   Сидоренко

   10 февраля приказом по заводу была отмечена юбилейная дата – десятилетие завода. Приказом было премирована большая группа работников завода, проработавших 10 лет, т.е. со дня основания завода.

   В 1945г командный состав завода был в конце года:
   Начальник ТО – Гудим И.С., ППО – Воронков И.В.
   Пом.директора ОНУ –Терещенко В.
   1 отдел – Лоншаков
   Гл.бухгалтер – Абрамов, зам. Кутепова
   ОКС – Крутских Г.Ф., зам. –Карлова З.Д.
   АХО –Борщевская
   ОМТС –Камалягин
   ЖКО – Иванов ГБ
   БИХ – Григоренко
   Транспорт. – Бахаев
   ОГС – Демьяненко
   ОТЗ – Суббочев
   ОТК – Аввакумов
   Гл.стритель – Косарев
   цех 10 – Леонов
     1 – Суховольский
     5 – Павлов
     4 – Савинов-Локтев
   Юрист –Ермолаев
   цех 2 – Шеремет
   штаб МПВО – Корабейкин
   ЭМО – Ляшко К
   ВВО – Скульский
   Констр. бюро – Румянцев
   Председатель завкома – Чумак П.С.
   Парторг – Васильев, потом – Шеремет
   Директор ремесл.училища – Чашков А.Д.
   цех 3 – Тищенко, заменил Артемов
   Начальник эл.станции –Забегалов Б.Е.

   В таких трудных условиях шло становление Сретенской судоверфи в первую десятилетку.

   

   1946 год

   Год 1946 начинается с воссстановления народного хозяйства после военной разрухи. На заводе происходит замена руководящего состава завода.

   Приказ № 9 от15 января гласит: В соответствии с приказом Народного Комиссара судостроительной промышленности от 31 декабря 1945 г за № 210 – вступаю в должность директора завода № 369 НКСП. § 2 В соответствии с приказом Народного Комиссара судостроительной промышленности от 31 декабря 1945 г за № 210 – Главным инженером завода 369 НКСП назначается т. Гудим Иван Степанович. Директор завода Е.Н.Шапошников

   19 марта 1946г, в связи с преобразованием СОВЕТА Народных Комиссаров в Совет Министров – завод № 369 введен в состав Министерства судостроительной промышленности (приказ № 78).

   С начала 1946г, на заводе работают военнопленные (японцы). Приказом от 12 января 46г установлен порядок работы, учет труда и система оплаты труда военнопленным. Начальником лагеря военнопленных № 25 был капитан Иванов. На территории спецконтингента № 25 было 9 землянок, большой барак № 39, столовая, конюшня, санчасть. Лошади были стройные, высокие, хорошей породы. Но потом заболели сапом и были пристрелены и сожжены. На работу военнопленных водили строем. В начальный период ходили они молча с подавленным видом, впоследствии стали ходить с песнями и даже с красным флагом. Офицерский состав обращался с рядовыми грубо, особенно в начальный период. Были случаи, когда офицер давал пощечину своему солдату, а тот стоял смирно, руки по швам. Но, в дальнейшем под воздействием нашего командного состава эти меры воздействия были отменены. Работали на заводе на разных работах. Среди них были и хорошие специалисты-токаря, автослесари и т.д., и работали неплохо. Отношение к ним со стороны работников завода было гуманное (кое-кто поддерживал их с питанием, варенной картошкой и другими домашними приготовлениям). С хлебом сами имели нужду. В лагере военнопленных кормили в основном трофейными продуктами, основной хлебный продукт был галян и чумиза. В зимнее время мерзли, плохо переносили забайкальские морозы, хотя были одеты в свои зимние одежды. Многие умирали после простуды. На горе, западнее нашего кладбища, было кладбище военнопленных. Над каждой могилой ставили вертикальные столбики с фамилиями умершего. Случай побега из лагеря был один раз, и то в зимнее время, но скоро были пойманы.

   Положение с продовольствием остается тяжелым. Особенно трудно было многосемейным и одиноким, у которых мужья погибли на фронте. 28 января был издан приказ, где говорилось: На основании постановления Совнарком Союза ССР № 2394 от 20.09.45г и приказа НКСП № 460 от 1.01.46г при заводе № 369 открыть детский дом для детей сирот, родители которых работали на заводе и погибли в годы Великой Отечественной войны, а также для детей многосемейных родителей, нуждающихся в материальной помощи. В начальный период в детском доме было 30 человек. Заведующий детским домом была Лукашова, энергичная женщина, постоянно участвовала в кружках самодеятельности. Муж – инженер, зам.начальника конструкторского отдела.

   Укреплялась и юридическая служба на заводе, приказом от 1.02.46г за № 19 на заводе организована самостоятельная юридическая служба – юрчасть. Юрисконсультом был назначен т. Ермолаев К.И.

   Принимаются меры реконструкции завода, работы, по которым в годы Великой Отечественной войны были практически прекращены. В целях усиления работ по капитальному строительству, приказом 148\294 от 23 мая 1946 года капитальное строительство передается в ведение УВСР-211, как подрядная организация.

   Объемы электросварочных работ на заводе расширяются. При корпусном цехе приказом от 27.02.46 за № 26 организовывается электросварочный участок. Руководителем этого участка был назначен высококвалифицированный специалист по электросварке, инженер Зайко Иван Романович. А в сентябре 1947 г было организовано специальное электросварочное бюро в составе 3-х человек по технологической подготовке производства и внедрению на заводе электросварки. Руководителем этого бюро был назначен Зайко И.Р. (приказ по завод № 145 от 26.11.47г) Были большие трудности в получении готовых электродов. Поэтому, на заводе была организована небольшая электродная мастерская в бывшем крестьянском домике на восточном конце завода, где в те годы находились центральные складские помещения легкой деревянной конструкции. В начальный период готовили и варили с электродами меловой обмазкой, а затем начали готовить и постепенно переходить к сварке с качественными электродами. Для прихваток готовили из-за ограниченности электродной проволоки "лапшу" – резали прутики с листового металла с последующей обмазкой. Электродная мастерская была оборудована вращающимися барабанами для приготовления компонентов, сушильными самодельными электропечами для прокаливания и сушки электродов и другим необходимым оборудованием. Несмотря, что была организована двухсменная работа, но из-за маломощного оборудования, был постоянный дефицит с электродами, так как объемы электросварочных работ взамен клепаных конструкций постоянно расширялся.

   В плане производства находились в основном 2 проекта судов. Морские рейдовые буксиры проекта 719 и морские сухогрузные баржи 16 единиц рейдовых буксиров 719 пр. с определенными процентами технической готовности и 7 штук морских барж 412 пр. за №№ 110 и 116. Из указанных судов были сданы: 7 единиц морских рейдовых буксиров с заводскими №№ с 233 по 240 и 7 единиц барж с № 110 по 116. Всего 15 единиц. Это первые суда на заводе, которые начали строить, начиная с плазовой разбивки и собственной заготовки металла. завод переходит с судосборочной верфи в судостроительный завод.

   Строителями судов проекта 411 был назначен тов. Михайлов М.И., судов пр.71 – Лайд А.П., освободив его от должности заместителя начальника отдела снабжения и судового оборудования (приказ по заводу № 83 от 7 мая 1946г).

   Кроме судостроения, в плане производства был выпуск изделий ширпотреба. В литейном цехе готовили: сковородки малые и большие, чугунки, пепельницы, в деревообделочном цехе – табуретки, стулья жесткие, этажерки, шкафы для платья, столы, ведра, тазы, ванны (всего 2133 штук изделий)(приказ по заводу № 46 от 08.06.46г).

   В 1946 г план производства был увеличен на 25% против 1945г.План года по валовой продукции был выполнен на 105%. Завод достиг и значительно перевыполнил объемы довоенного уровня 1940г К 1940 г кадровый состав основных рабочих был:
   судосборщиков 84 чел. из них мужчин 60% , женщин 40%
   эл.сварщиков – 36 чел.
   рубщиков – 14 чел.
   сл.монтажников – 28 чел.
   токарей – 56 чел.
   маляров – 16 чел.
   формовщиков – 16 чел
   ОКС – 37чел
   дипломир.инженеров – 28 чел.
   дипломир.техников – 32%
   практиков 62 чел. –63%
   Выпускников РУ 269 ЧЕЛ. Основные кадры были выпускники ремесленного училища.

   Большое внимание было уделено технической учебе. Служба подготовки кадров вновь была выделена в самостоятельный отдел подготовки кадров. Начальником отдела был назначен Костоломов С.Ф. Приказом по заводу обязывалось провести занятия по техминимуму с полным охватом работающих по цехам с последующим проведением итоговых занятий. Устанавливались оценки – хорошо, отлично ,удовлетворительно. Также были организованы целевые занятия среди ИТР и служащих завода. В организации производства не снимались вопросы социалистического соревнования с ежемесячным подведением итогов. Победители получали денежные вознаграждения и выдавали талоны на получение дефицитных вещей (пальто, платье, гимнастерки, брюки и т.д.).


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

   Амурская флотилия разогнала тучи над Амуром

   Из истории постройки Амурской флотилии


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Портал "Кокуй-сити"