Амурская флотилия О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      71
книги              71
панорамы       58
статьи        6888
фото           7330








Первый литературный портал:



Стихотворение
Жизнь меняется постепенно...

Стихотворение
Солнышко взошло!...






Статьи по теме

Народное хозяйство










Статьи по теме

Транспорт































Радиосериал Амурские волны. История судоходства на Амуре. Начало

nbsp;   Радиосериал Амурские волны:
Капитан Амурской речной флотилии Демьян Высочин











Кокуй - отец Амурской флотилии
Предвоенные годы (1937-40 гг.)

16 января 2015 г.

   На страницу истории Кокуй

   

   С 1 января 1937 г. Жуков от должности начальника строительства и директора строящейся судоверфи был освобожден. Директором судоверфи был назначен т. Ракша Станислав Иосифович, который проработал на этой должности до 1940 года.

   С заменой руководства на судоверфи вводится ряд структурных изменений и дополнений, соответственно меняются руководящие кадры.

   В мае месяце организован производственный отдел, начальником которого назначается Касьянов, но в августе месяце (приказом № 100 от 22.08.) преобразован в планово-производственный отдел, начальником отдела стал Мякишев ( впоследствии работник планового отдела Министерства). Касьянов назначен начальником технического отдела. В состав технического отдела входили: конструкторское бюро, техническое нормирование и подготовка производства, штаб – всего 16 человек. Конструкторским бюро ведал Виноградов. Главным механиком был назначен Номаконов Н.И., и.о. начальника ОМТС Камалягин Н.П., начальник административно-технического отдела – Марков. Начальник транспортного отдела Голованов, начальник ОТК Стадник И.К., главный бухгалтер Голов, юрисконсульт Бултников, главный инженер ОКСа Поляков. Начальник монтажно-механического цеха Блюмфельд (старший), начальник корпусного цеха Зайцев, достроечного цеха Муравьев, такелажного молодой специалист Кутепов К.В. Представитель заказчика (от ВМФ) Хлебников Василий Яковлевич (строились землесосы для них).

   Согласно распоряжения начальника главка в состав производственных цехов судоверфи включаются электромонтажные мастерские, как самостоятельная структурная единица с подчинением техническому директору верфи. Начальником этого участка был назначен Лебедев.

   Строителями (прорабами) судов были – Ковалев, Быков, Крылов.

   В 1937 г резко увеличилась производственная программа и номенклатура строящихся судов, особенно самоходных колесных буксирных пароходов.

   В плане производства числились: все переходящие суда с 1936 года; 400 л.с. буксирные пароходы №№ 9, 11, 79, 80; 200 л.с. буксирный пароход № 74; Товаропассажирские № 125, переходящий с 1936 г и дополнительно № 128; Землесосы №№ 1, 2; 6шт. – 150 тн. барж; 3 шт. – 100 тн. баржи №№ 169, 170, 173; 1 шт – 250 тн барж № 59.

   Из перечисленных в плане производства судов в 1937 году были сданы заказчикам: 4 шт. – 400 сильных буксирных парохода; 6 шт. – 150 тн барж; 1 шт. – 100 тн. баржа. Всего было сдано 11 единиц. Остальные перешли на следующие года. Товаропассажирский № 125 был сдан в 1938г и № 128 в 1941 г. Землесосы в 1938 г. Баржа 250 тн. № 59 в 1940 г. Баржи 100 тн. №№ 170, 17№ В 1941 Г.

   Так за эти 2 года накопилось в заделе большое количество судов, переходящие в сдачу в последующие годы.

   В эти годы широко развернулось стахановское движение. На судоверфи насчитывалось 191 стахановец и 154 человека ударников. Учитывая резкое увеличение производственной программы и недостаток рабочих, много было привлечено к сверхурочным работам. Только за один апрель месяц 1937 г было израсходовано 13.500 часов сверхурочно. Вместе с тем была большая текучесть кадров, в течение года было принято 1368 человек, а уволено 1615 человек.

   В эти годы свирепствовала отрицательная компания репрессии под видом "враги народа". В связи с этим, пострадали и были арестованы, посажены не только руководящие работники верфи, но и многие рабочие, бригадиры. Только за 2 года 1936 и 37 г.г. с судоверфи были арестованы под лозунгом "враги народа" около 50 человек.

   Кроме судостроения, форсировались строительные работы по капитальному строительству. 1 августа 1937 был принят в эксплуатацию монтажно-механический цех и промышленный водопровод по судоверфи.

   Для оформления приемки построенных сооружений судоверфи за эти годы была создана комиссия Главречпрома. На основании акта комиссии Главречпрома от 12 марта 1937 года считались сданными в эксплуатацию следующие объекты строительства:
   1. ТЕПЛОВАЯ СТАНЦИЯ
   2. Электростанция дизельная
   3. Монтажно-механичесий цех
   4. Кузнечный цех
   5. Лесосушикла для пиломатериалов
   6. Лесопильный цех и парокотельная
   7. Склад сухого лесоматериала (временно приспособленная для деревообделочного цеха, после пожара цеха), после числился, как шлюпочный цех
   8. Стапельное устройство и стапельные сооружения (за исключением №№ 19, 20, 24, 5, 8 и 18)
   9. Насосная станция
   10. Рабочая столовая
   11. Баня
   12. Больница амбулаторная
   13. Клуб (сгорел в 1940г)
   14. Жилые дома – 12 квартирные №№ 1 и 2
   15. Общежитие одноэтажное (барачного типа) – 5 шт.
   16. Шубный дом
   17. Брусчатые дома №№ 1, 2, 3 (комсомолькие)
   18. Пожарное депо
   19. Районная котельная жил. поселка
   20. Бензо-нефтесклад и горючих материалов
   21. Силовая и осветительная сеть
   22. Железнодорожные пути по судоверфи
   23. Водопровод по судоверфи
   24. Школу (бывший колхозный клуб)
   25. Гараж
   26. Конный двор с пристройками
   27. Склад готовых изделий
   28. Теплушка для обогревания рабочих (временно приспособленная для столярной мастерской, после пожара деревообделочного цеха)
   29. Площадка для разгрузки леса (склад)
   30. Склад метизов (болты, заклепки.

   Все эти сооружения были легкой в основном деревянной конструкции, многие временного характера, не имели никаких бытовых удобств, но данном этапе были очень нужные для организации производства и обеспечения выполнения тех больших задач, которые стояли перед судоверфью по постройке судов для Дальневосточного региона в те трудные годы развития края. Многие эти объекты начали эксплуатировать до полного их окончания строительства, поэтому в акте перечислялись объемы работ по доделкам и были установлены сроки их окончания, что было отражено в приказе по судоверфи от 7 марта 1937г за № 33. Хотя эти сооружения были легкой конструкции, многие, а часть и капитальные, но это свидетельствует об этой огромной работе, проделанной в первые годы становления завода по капитальному строительству, параллельно со строительством судов разных проектов, в 1937 году, весьма, сложных самоходных паровых. Амурский речной флот стал быстро пополняться пароходами постройки Сретенской судоверфи, особенно, колесными буксирами, которые долгие годы плавали по Амуру, пока их не стали вытеснять буксиры-теплоходы и самоходки, также в большинстве постройки Сретенского судостроительного завода, как наиболее экономичнее и рентабельнее.

   Сдаточная программа 1937 года была не выполнена, несмотря на то, что был сделан значительный скачек по количеству и технической оснащенности построенных судов. Часть этих судов перешли в сдачу 1938 года. Большие трудности и срывы в сроках сдачи были связаны с монтажами и наладочными работами главных силовых установок. Почти что на всех судах переремонтировали центровку валов гребных колес, из-за несовершенной технологии их монтажа и малой квалификации монтажников, на ходовых испытаниях нагревались подшипники, заклинивались и по несколько раз переремонтировались. Много неприятностей было при регулировке золотниковой коробок паровых машин. По обстройке и корпусу комиссия давала много замечаний, по несколько сот. Особенно по вмятинам в корпусе и течи палуб, надстроек. Палубы надстроек были деревянными, покрытые равендуком на шпаклевке и было много течи, особенно в местах прохода болтов и в узлах.

   Несмотря, что судоверфь еще находилась в стадии первоначального строительства, а программа судостроения резко росла. Много было неурядиц, срывов работ, по причине отсутствия квалифицированных кадров, это в свою очередь вызвано частыми заменами руководящих работников цехов, отделов (навряд ли это себя оправдывало).

   Так руководящий состав в 1938 году: Технический директор – Александров М.О., Начальник технического отдела – Гладковский А.Н., Начальник планово-производ. отдела – Мякишев, Начальник отдела кадров – Костоломов С.Ф., Начальник отдела главного механика – Лопарев, Главный диспетчер завода – Фисун, Начальник корпусного цеха - Семенцов И.Ф., Начальник монтажно-механического цеха – Стадник И.К., Начальник деревообделочного цеха – Васильев, Начальник такелажного цеха – Кутепов К.В., Начальник 1 строительного участка – Шипота, Начальник 2 строительного участка – Благодеров, Начальник финансового отдела – Солодов, Председатель завкома – Важин, Секретарь ВЛКСМ – Косарев, Руководитель электромонтажного участка ЭРМа – Еремеев. В плане производства с учетом переходящих судов прошлых лет:
   1. Землесосы заводские №№ 1, 2, 3, 4 250м3
   2. Буксирные пароходы 400 л.с. №№ 139, 140, 218, 215
   3. Буксирные пароходы 200 л.с. №№ 74, 75
   4. Товаро-пассажирские 400 л.с. №№ 125, 125
   5. Рефрежераторное судно № 44
   6. Мусорные шаланды – 6шт. №№ 56, 57, 58, 59, 60, 61
   7. Баржа 400 л.с. –12 шт
   8. Баржа 150 тн. – 6 шт

   Кроме того, начала поступать техдокументация на постройку судов специального назначения под кодовым названиями литер "А" и литер "Г" (для перевозки и высадки спец. техники). В плане было предусмотрено начало строительства лит. "А" за №№ 87, 88, 89.

   Головной землесос № 1 был сдан в эксплуатацию только в начале октября месяца (вместо предусмотренного в плане сдачи в 1937г) ). В 1938 году было сдано всего, с учетом переходящих заказов 24 единицы. В том числе: буксирных пароходов 400 л.с. – 3 шт, №№ 139,140, 218; буксирных пароходв 200 л.с. – 2 шт №№ 74 и 75; землесос – 4 шт. №№ 1,2, 3, 4; товаро-пассажирское 1 судно № 125; барж всего 14 шт, в том числе 2 мусорные шаланды.

   В связи с отсутствием твердой инструкции по определению технической готовности, допускались частые переотчеты по продвижению технической готовности судов. Поэтом, в октябре месяце 1938 г была выпущена специальная инструкция, разработанная начальником планово-производственного отдела Мякишевым по оформлению процента технической готовности строящихся судов. Для определения технической готовности по каждому судну создавалась экспертная комиссия в составе: прораба судна 0 председатель комиссии, мастера ОТК по данному цеху и производственного мастера цеха. Процентовка производилась визуальной проверкой районов и готовности узлов. Процент готовности определялся путем голосования большинства голосов. Цеховые процентовки передаются в П.П.О., где оформляются актом о технической готовности и процента продвижения готовности за данный месяц за подписями начальника ПДО главного диспетчера и главного бухгалтера.

   Одновременно со строительством судов интенсивно ведется строительство промышленных объектов, особенно жилья. Распоряжением № 4 от 21.04.38г на судоверфи введена система оформления паспортов на все жилые дома (характер здания, количество квартир, комнат, кубатура, год постройки и т.д.).

   На судоверфи продолжается большая текучесть кадров, за год было принято 1515 человек, уволено 1452 человека. Численность рабочих и служащих была 1627 чел, стахановцев 292 чел, ударников 192 чел. Жителей в пос. Кокуй около 7 тыс. человек.

   Для решения вопросов улучшения культурно-бытовых вопросов в 1938 г было заложено строительство ресторана, гостиницы (1 этаж ресторан, 2 этаж гостиница), где в дальнейшем была организована в годы Великой Отечественной войны и клуб завода, который в дальнейшем, на долгие годы использовался, как клуб и общественные организации. Строительство этого здания (ресторан, гостиница) было закончено к концу 1940 года, вместе с котельной жил. поселка ( в районе центральной заводской площади).

   В 1939 году произошли большие изменения организационного характера в жизни судоверфи. С 20 апреля 2939г Сретенская судоверфь с ведения Главречпрома переведена в народный комиссариат судостроительной промышленности в 3 Главное управление. На основании приказа Главречпрома № 165 с 1 января 1939г организован самостоятельный отдел. Организацией труда и заработной платы, ОтиЗ начальником был назначен Титюшкин. Приказом по верфи от 7 января за № 6 с 10 января 1939г на судоверфи организован самостоятельный отдел – жилищно-коммунальный, выделив его из состава АХО с непосредственным подчинением директору судоверфи, с подчинением ему подотделов жилищно-коммунального и ремонтно-строительного.

   Начальником был назначен Тищенко приказом от 14 января за № 8 было произведено закрепление отделов и служб судоверфи за руководителями судоверфи.
         I. За директором судоверфи закреплялись отделы:
   1. Спец. отдел
   2. Секретная часть
   3. Управление делами (Воронкова-Соловьева)
   5. П.П.О. (Мякишев)
   6. Бухгалтерия (Якименко)
   7. ОтиЗ (Титюшкин)
   8. Отдел кадров
   9. ЖКО (Тищенко)
   10. ОКС
         II. За техническим директором
   1. Технический отдел в составе: конструкторское бюро, технологическое бюро, нормативно-материальная группа, теплопартия и лаборатория, начальник отдела – Александров
   2. Отдел технического контроля
   3. Отдел главного механика
   4. Бюро технической информации
   5. Бюро прорабов (строители судов)
   6. Диспетчерский отдел
   7. БРИЗ
   8. Бюро техники безопасности
   9. Корпусный цех
   10. Монтажно-механический
   11. Деревообделочный цех с лесосушкой
   12. Такелажный цех
   13. Электро-монтажный участок
         III. За коммерческим директором (с 31.08. т. Царев)
   1. Отдел снабжения
   2. Транспортный отдел в составе: автотранспорт, гужевой транспорт, водный транспорт, железнодорожный транспорт, участок погрузбюро, начальник Белозеров
   3. Финансовый отдел
   4. Юрисконсульт
   5. Лесозавод
         IV. Главному инженеру ОКСа
   1. Отдел капитальному строительства
   2. 1 строительный участок
   3. 2 строительный участок
   4. 3 строительный участок
         V. Помощнику по охране верфи
   1. П.П.О.
   2. Пожарная охрана
   3. Вооружено-вахтерская охрана

   С 15 января электромонтажная мастерская от ЭРМа была передана в ведение судоверфи. Начальником был назначен Белов, ст. мастер Новиков. 20 мая был организован самостоятельный отдел судового оборудования, был выведен из состава ОМТС. И.о. начальника был назначен Трепкин, с сентября месяца стал Фисун. Трепкин был назначен вновь организованного отдела № 9 (6 отдел был ликвидирован) на основании приказа ГУ НКСП от 08.07.39 за № 28л и приказа по судоверфи от 28.07.39г

   С 1 ноября приказом по судоферви за № 315 пор основным цехам были введены службы бюро по технической подготовки производства БТПП. Начальниками этих бюро были назначены: 1. По корпусному цеху инженер – Терещенко В.С. 2. По монтажно-механическому – Терещенко А.А. (двоюродные братья) 3. По деревообделочному цеху – Коробейник

   В декабре месяце – приказом от 13.12.39г за № 368 для контроля исполнения приказов и распоряжений – вводится должность инспектора контроля и проверки исполнения с прямым подчинением директору судоверфи. На основании указания начальника 3 ГУ НКСП тов. Задорожного (приказа по заводу п\я 22 от 23.11.39г) на заводе вводится номерная система названия цехов.
   1. Корпусный цех – цех № 1
   2. Монтажно-механический – цех № 2
   3. Деревообделочный (достроечный цех) – цех № 5
   4. Такелажный цех – цех № 6
   5. Отдел главного механика – цех № 7

   На основании указания НКСП с 20 октября 1939г Сретенская судоверфь преобразована в завод. Присвоен индекс завод п\я 22. На основании указания НКСП с июня месяца Сретенской судоверфи был установлен телеграфный индекс Сретенск "Якорь", а с декабря месяца – Сретенск "Сопка" (приказ № 366 от 2.12.39г). Инспектором ЦК Союза был назначен Глухов.

   Таким образом в течение всего 39 г производилась реорганизация служб, замена руководящих кадров, преобразование сборочной верфи судостроительный завод п\я 22 и с переходом в ведение НКСП, принимаются срочные меры по доукомплектовании верфи инженерно-техническими кадрами за счет молодых специалистов, выпускников учебных заведений. В 1939 году прибывает на завод большая группа выпускников разных учебных заведений. Прибыли из Горького инженеры: Шапошников Евгений Николаевич, Забегалов Борис Николаевич, Румянцев Г.С., с Владивостокского ДВПИ: Гудим И.С., Терещенко В.А., Терещенко А.А., Зайко И.Р., Лукашов, строители Карлова ЗД, Карнаух, Попов, Горшков. С Владивостокского судостроительного техникума: Ярошевский, Тюнтин, Башаров, Коненко, Артюх, Мещеряков, Лайд, из сталинградского судостроительного техникума: Истюфеев БН, Мамаев, Подошкин, Михайлов. Это была вторая большая партия после 1935 года молодых специалистов, направленных на Сретенскую судоверфь. Многие из них стали руководителями различных служб не только на заводе, но в союзном масштабе. Так Шапошников ЕН заместителем Министра судостроительной промышленности. Гудим ИС заместителем начальника Главного управления Министерства, Забегалов – главным инженером Горьковского завода "Красное Сормово"и многие другие занимали руководящие посты, как на заводе, так и за его пределами. В дальнейшем, в плановом порядке ежегодно на завод стали прибывать молодые специалисты, выпускники разных учебных заведений страны. Многие после отработки положенных трех лет уезжали в разные края, на более длительный срок и на постоянное место жительства оставался небольшой процент из прибывших по направлению, по разнарядке.

   С переводом судоверфи в ведение НКСП программа судостроения была значительно расширена по номенклатуре и по объемам. С учетом переходящих судов в плане производства:
   1. Буксирные пароходы 400 л.с. – 6 шт. №№ 215, 216, 179, 180, 181, 182
   2. Плавбазы 400 л.с. –2 шт. №№ 201 и 202
   3. Товаропассажирские 400 л.с. №№ 126, 128, 127
   4. Буксирные пароходы 200 л.с. – 4 шт. №№ 26,29,28,30
   6. Рефрижератор № 44
   7. Мусорные шаланды 20м3 – 5 шт. №№ 58,59,60,61,62
   8. Нефтеналивная 100 тн. баржа СБ-64 – 4 ШТ.
   9. Морские баржи 350 тн. – 10 шт. №№ с 312 по 321
   10. Морские баржи 250 тн. – 7 шт. №№ 149 по 155
   11. Лит "А" 87,88,89.

   Естественно, охватить такое количество судов судоверфь была не в состоянии и многие суда, как лит. "А" и другие заказы практически продвижения технической готовности не имели, только числились в плане и строились по несколько лет. Такое планирование сверху было ошибочное и засоряло завод, были большие потери деталей, неразбериха, завод лихорадило, менялись часто руководители служб и ответственные руководители, строители судов, начальники цехов, мастера. По итогам работы года было заменено и руководство завода, директор завода Ракша И.С. вместо него назначили Сидоренко И.М., а затем и заменен главный инженер.
   1. Главный строитель и строитель 10 шт. морских барж 312-321 Шапошников Е.Н.
   2. Тощаев – строитель 400 л.с.ю буксирных пароходов
   3. Косарев –строитель 200 л.с. буксирных пароходов
   4. Важенин – строитель мусорных шаланд и барж
   5. Чувашова –строитель плавмастерских и рефрижератора
   6. Блюмфельд –строитель товаропассажирских судов
   7. Михайлов –строитель 47 шт. 250 тн. барж
   8. Лайд АП –строитель 4 шт. 100тн нефтеналивных барж.

   В итоге было сдано всего 8 единиц ,в том числе: 4 нефтеналиных барж и 4 сухогрузных баржи – строитель Шапошников, остальные суда перешли в сдачу последующих годов, судоверфь работала в задел.

   Шапошников Е.Н одновременно выполнял обязанности главного строителя. После сдачи нефтеналивных 100 тн. барж СБ-64 Лайд был назначен ему помощником на переходящие объекты №№ 316-321. В те годы на строителей (прорабы) возлагалась большая ответственность, как за техническое продвижение готовности, организацию работ и сдачу, так и решение возникающих технических вопросов, согласование при необходимости со службами наблюдения.

   Кроме того, строители набирали каждому цеху номенклатурный план по трудоемкости по каждому судну, а в конце месяца принимали отчеты у цехов и сдавали рапорта в П.П.О. Строители имели определенный процент резервной трудоемкости по каждому судну. Когда они давали заявки на дополнительные работы или выполнялись неучтенные работы, он имел право принимать от цехов в отчет за счет своего резерва (этот резерв был значительный). Цеха беспрепятственно выполняли эти работы по заявкам и были заинтересованы получить в отчет часы дополнительно.

   После перехода судоверфь в систему НКСП была введена система премирования за сдачу объектов в срок и досрочно. Так приказом по заводу от 4 октября за № 278 говорилось: "… в связи с окончанием работ на объектах СБ-64 – премируются лучшие добросовестные стахановцы и ударники, которые приложили свои силы и старания для окончания строительства этих объектов.

   Премировалось 70 человек от 100 до 200 рублей ( в том числе прораб – Лайд – 200 руб). Это была первая премия на этом предприятии молодого специалиста в первый год прибытия. Также за высокие производственные показатели, работники завода премировались по линии Народного Комиссариата судостроительной промышленности. В частности, приказом начальника 3 ГУ от 7 сентября 1939г за № 30 премировалась за высокие производственные показатели бригада судосборщиков, бригада Сергеева. В приказе говорилось: "… выполняя спец. задание по сборке объектов, бригада судосборщиков Сретенской судоверфи, во главе с бригадиром т. Сергеевым добилась исключительно больших успехов – сократила сроки сборки в 2 раза. Отмечая образцы стахановских методов работы, выношу благодарность всему составу бригады, приказываю: "Директору завода т. Ракша премировать участников бригады денежным вознаграждением в следующих размерах:
   1. Бригада т. Сергеева – 500 руб члены бригады сборщиков
   Борзенко – 300 руб Борзенко – 300руб
   Башукова С –300 руб Алеева – 300 руб
   Ушакова Н – 300 руб. Шадзевич А – 300 руб
   Машукова В – 300 руб. Грошенко Л – 300 руб
   Малкишева О –300 руб Важенин Г – 300 руб...

   В эти годы, в самом разгаре было стахановское движение и на заводе многие рабочие добились исключительно высоких производственных показателей ( к сожалению списки их не сохранились). В марте месяце 1939г главным инженером стал т. Гуляев Г.И., Александров был назначен начальником технического отдела. В акте передачи подробно описана техническая вооруженность судоверфи в момент передачи и численность рабочих. Так, в это время числилось:
    Мощность электростанции 525 кв – потребная мощность 1200 кв, в том числе :локомобиль 500 л.с с генератором 325 кв, русский дизель 150 л.с с генератором 75кв, 200 л.с с генератором 125 кв, котел шухова 185 м2, компрессора: Борец 19,5 м3, Фиат 6, 5 м3, Ж.З. 1,5 м3, водонасосная башня на 40м3 высотой 20 метров для подкачки имелось 4 насоса, станков для обработки металлов 16 единиц, станков для деревообработки 15 единиц, Рабочих: в корпусном цехе 255 чел, в монтажно-механическом 119 человек, в достроечном 140 человек, в такелажном 27 человек, в эл. монтажном 38 человек (начальник цеха Белый), В 1939 г был сдан в эксплуатацию первый экспериментальный 4-х этажный, на вечной мерзлоте 24 квартирный дом по ул. 2 Набережная, 1.

   Опыта постройки многоэтажных домов на вечной мерзлоте грунта тогда еще не было. В первоначальной период центральное отопление было проведено с котельной лесозавода, которая находилась в районе современного блок-склада. В ночь на 17 ноября 39г, в связи с аварией котла на лесозаводе полностью была заморожена отопительная система нового 24 кв. дома. В срочном порядке, во всех квартирах были установлены временные металлические печурки с выводом дымоходов через окна. Это было неприятное зрелище, когда по этажам из многих окон торчали трубы и дым дымился, это было опасно и в противопожарном отношении, но другого выхода не было, были приняты соответствующие противопожарные меры и обошлось без "ЧП". Были приняты срочные меры по ускорению пуска своей котельной 24 квартирного дома и 1 декабря 1939 была пущена в эксплуатацию эта котельная. В дальнейшем, эта котельная несколько раз подвергалась реконструкция и расширялась, обеспечивала отоплением целого 2 микрорайона поселка.

   Рабочая столовая в эти годы располагалась в каркасно-засыпном помещении. пристроенная к небольшому крестьянскому домику, в районе, где находится скверик и памятник погибшим войнам в годы ВОВ 1941-1945 г.г., возле кинотеатра "Авангард". В зале была печь для отопления, но создать тепло было трудно, поэтому, в зимнее время обедали не раздеваясь, в верхней одежде. После перевода столовой в новое здание (в дальнейшем клуб завода), бывшая столовая была приспособлена под узкоэкранный кинотеатр, но в зимнее время трудно было высидеть сеанс в ботиночках из-за холода. Рядом, в небольшом крестьянском домике, где современный кинотеатр "Авангард", долгие годы была поселковая аптека, также с печным отоплением.

   Для культурного отдыха в эти годы был организован очень красивый цветочный сквер между первыми комсомольскими домами. Были красивые аллеи, посыпанные песком, где было множество скамеек для отдыха, по аллеям прогуливались по вечерам не только молодежь, но пожилая часть населения. По середине скверика работал красивый фонтан, среди которого была большая статуя лебедя, который выпускал воду. Скверик был хорошо освещен электролампами, ухаживал за цветами – любитель цветовод – Таскаев. Никто из посетителей без его разрешения не имел право вырвать хоть один цветок, он за этим строго следил. Скверик открывался по субботним и воскресным вечерам, и он все время прохаживался по аллеям и следил за порядком. Он был большой любитель цветов и разводил много сортов красивых цветов и оформлял клумбы. После его ухода (он был в пожилом возрасте) скверик захирел и потом окончательно был ликвидирован (и вряд ли будет еще когда-либо восстановлен).

   По воскресным дням многие ездили в г. Сретенск, по вечерам и воскресным дням работал ресторан (на баяне долгие годы играл слепой музыкант). В районе речного вокзала была прекрасная пельменная, там всегда можно было получить разновидные порции вкусных сибирских пельменей. Напротив здания райисполкома, а тогда райкома ВКП(б) был красивый парк с хорошими аллеями, весь освещен, в центре была танцевальная площадка, по вечерам играл духовой оркестр и были танцы. Заводская молодежь ездила туда на танцы, а ночью пешком возвращалась обратно в Кокуй. Значительно позже танцевальная площадка была организована в Кокуе под баян, духовой оркестр на заводе был организован только в 1941 году.

   1940 год начинается снова с заменой руководства завода с 10 января 1940 г директором завода стал Сидоренко Иван Михайлович, который закончил пром. академию ( в эти годы так называлось учебное заведение, которое готовило руководящие кадры для промышленных предприятий) и был направлен директором Сретенского судостроительного завода. В течение года было проведено ряд структурно-организационных изменений в различных службах завода и замена ряда руководящих работников. 15 февраля 1940г приказом № 35 на заводе организован отдел инструментального хозяйства с организацией центрального инструментального склада. Начальником был назначен Полевиков. Но, в связи с приказом НКСП (от 21.09. № 356) об упрощении структурно-управленческого аппарата заводоуправления, приказом по заводу от 25.09. № 344 вновь был возвращен в состав механического цеха, а склад в ОМТС складского хозяйства, этим же приказом были объеденены:
   1. планово-экономический отдел с планово-производственным, начальником был назначен Мельников БН (в дальнейшем работник госкомитета по труду и заработной плате).
   2. отдел технологов с конструкторским, начальником назначен Кравчик
   3. ОМТС и ОСО, договорно-претензионную группу в единый коммерческий отдел, начальником назначен Камалягин НП
   4. отдел найма и увольнения с отделом подготовки кадров в отдел кадров начальником назначен Костоломов СФ
   5. из одного отдела главного механика образовать – отдел главного механика в составе ремонтно-механического и ремонтно-строительного участка И.о. нач-ка Ильин
   6. отдел главного энергетика в составе: энергетического хозяйства, электроремонтный цех, телефонной станции и радиоузла, начальником назначен Наконечных АФ
   7. начальником конструкторского бюро была Тохмачева, главный бухгалтер Абрамов В.А.. В августе начальником ЖКО был назначен Иванов Г.Б. Начальником ОтиЗ Зеленин. Начальником АХО Новиков.

   Приказом № 100 от 31 мая 1940 г в соответствии с постановлением Совета Народных комиссаров Союза ССР от 29 апреля 1940г за № 621-202 Сретенская судоверфь включена в список особорежимных предприятий нашей промышленности с присвоением ей особого наименования "завод № 369".

   Этим же постановлением, начиная с 1 мая 1940г на заводе введены льготные условия работы: "За непрерывную работу на заводе, всем без исключения работникам один раз в году сверх основных видов зарплаты производится одновременная выплата вознаграждения в следующем размере:
   1. За прослужение 3 и 4 года – 2-х недельный заработок
   2. За прослужение 5,6,7,8 и 9 лет – месячный заработок
   3. За прослужение 10 лет и выше – 2 месячный заработок

   Приказом от 20.06.40г № 113 из цеха 2 выделены, как самостоятельно-планово учетную единицу механический и кузнечный участки в самостоятельный цех. Присвоено ему цех 10 начальником назначен Симанов. Начальником монтажного цеха № 2 был назначен Фисун.

   В августе 1940г на заводе организован цех ЭМТа Дальневосточного отделения, начальником цеха назначен Соболев ИА (приказ № 188 от 23.08.40г). Объемы производства продолжают расти. В связи с тем, что в год увеличивается количество переходящих судов, номенклатура типов судов, в производственной программе кроме внутренних неполадок, очень пагубно отражается на производстве недопоставки узлов поставщиками разборных судов, утеря деталей. Поступающие детали корпусов судов от множества различных проектов, в разобранном виде занимает большую территорию, необходим учет, комплектация всего оборудования и изделий. Для этой цели содержалась специальная бригада, около 16 человек грузчиков, которые на плечах растаскивали листы и другие конструкции вручную, раскладывали их по проектам и районам на территории завода. При сборке много выяснялось брака деталей, все это осложняло работу. В 1940 году в сдаточную программу было запланировано сдать 30 единиц различного типа судов с учетом переходящих не сданных в 1939 году. Многие суда, как товаропассажирские, рефрижераторные суда и некоторые буксирные пароходы, плавбазы строились по несколько лет – числились в производстве, судоверфь не справлялась с заданием, поэтому номенклатура постоянно росла.

   В сдачу планировалось:
   1. Буксирные пароходы 400 л.с. – 6 шт. №№ 215, 216, 217 – АУРПу 179, 180, 181 – КАФу
   2. Буксирные пароходы 200 л.с. – 3 шт. №№ 26,27,30 в том числе 2 шт для погранвойск
   3. Товаро-пассажирские 400 л.с. №№ 126 и 127
   4. Морские баржи 350 тн. – 6 шт. №№ 316,317,318,319.320.321
   5. Мусорные шаланды 250 м3 – 7 шт №№ 149,150151,153,154,155
   6. Сухогрузная баржа 400тн – 1 шт. № 8
   Из низ было сдано 20 единиц, в том числе:
   1. Товаро-пассажирское судно 400 л.с № 126
   2. Буксирный пароход 400 л.с № 215 "Фурманов"
   3. Буксирный пароход 400 л.с. № 216 "Ленинград"
   4. Буксирный пароход 200 л.с. № 26 "Саратов"
   5. Буксирный пароход 200 л.с. № 30 "Донбасс"
   7. Буксирный пароход 200 л.с № 27
   8. Буксирный пароход 400 л.с. № 179 –КАФу
   9. Буксирный пароход 400 л.с № 180 – КАФу
   10. Морские 350 тн. баржи – 6 шт. №№ 316,317,318,319,320,321
   11. Баржа 400 тн № 8
   12. Мусорные шаланды 250м3 – 5 шт. №№ 58,59,60,61,62

   10 шт. судов плана сдачи 1940 года перешли на 1941 г. Кроме того, в плане производства значилось продвижение процента технической готовности ряда судов, которые числились в производстве с прошлых лет и дополнительно планировалась новая номенклатура, в том числе, плавмастерская зав. 233 сдачи 1941г, нефтеналивные транспорты №№ 234, 235, рефрижераторные суда №№ 93 и 94, сухогрузные 100 тн баржи №№ 170,171 и 172. Кроме этого, в плане предусматривалось форсирование подготовки производства и запуск совершенно нового типа судов, весьма сложной конструкции под кодовыми названиями литер "А","Г","М","Т". Литера "А" и "Г" по 4 шт. за №№ 80,87,88,89 и 140-143. Литер "М" – 5 ШТ. ЗА №№ 156-160. Литер "А" и"Г" (ПВО) имели сплошные удлиненные надстройки с защитными броневыми листами для перевозки техники и людей, для чего были оборудованы специальные опускающиеся сходни. На них были установлено защитное вооружение (пулеметы типа 2М3 и скорострельные пушки).

   Эти суда участвовали в войне с японцами при высадке десанта. Литер "М" морские баржи были оборудованы для перевозки мин.

   За наблюдением строительства и приемки работ на заводе находилось постоянное представительство от заказчиков во главе от ГУК ВИФ ст. военпред Ревазов, от ГУП ВО – Тумаков, от нарковода ст. инженер Гончаров. Приказом от 1.06.40г № 104 с 1 июня вменялось в обязанности прорабов судов – ввести журналы постройки каждого судна, где отражались все основные моменты постройки и сдачи судов. Завод с выполнением плана не справлялся, рабочих не хватало, в начале года, в корпусном цехе числилось: судосборочных (укрупненных бригад ) – 10, клепальных бригад – 45, сверловочных бригад – (по 2 чел.)- 17 , чеканщиков – 25, рубщиков – 10, электросварщиков –27, чернорабочих 1 бригада-15.

   В связи со срывом плана и тяжелым положением, производилась частая замена отдельных руководителей (навряд ли это себя оправдывало).

   На завод прибыл инженер Груздь, в начале был назначен зав. производством, а потом назначен главным инженером завода, а Гуляев был освобожден. В августе месяце план был выполнен по валу на 73%, по товар. прод. 53%, отработано сверхурочно 5924 н\ч

   План 1940 года был выполнен: по валовой продукции на 76,2%, по товарной продукции на 83,6 %, по товарному выпуску на 67,7%, перерасход фонда заработной платы 208 т.р., выработка на одного рабочего – 77,4%, текучесть кадров 70,7% от среднесписочного состава. Причина большой текучести кадров была не только по причине недостатка жилья, но плохое продовольственное снабжение. Была карточная система ,хлеб выдавали по 1 кг. на работающего и 300 гр. на члена семьи. Плохое питание в столовой – однообразие блюд (на второе лапша на воде, каша овсяная или манная, жиров было мало). (С докладной записки директора завода). Никаких бытовых условий в цехах не было, работа выполнялась на улице, на открытых площадках. Только на отопление установленных на судах печурок за 1940 год было израсходовано 250м3 дров или на 15 тыс. рублей.

   Вместе с программой судостроения продолжались выполнения работ по капитальному строительству, как промышленного, так и жилого фонда. Большие перебои были со строительными материалами, особенно с кирпичами. В декабре месяце (приказ № 359 от 3.12.40г). В целях усиления работ по строительству объектов жил. поселка и цехов завода для производства собственного кирпича, в соответствии с принятием решения вышестоящих органов, артель "огнестрой" с кирпичным заводом были переданы заводу 369. Директором кирпичного завода в ведение завода, положение со снабжением кирпичом строителей было решено положительно.


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

   Амурская флотилия разогнала тучи над Амуром

   Из истории постройки Амурской флотилии


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Портал "Кокуй-сити"