Судоходный надзор на Амуре О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      71
книги              71
панорамы       58
статьи        6881
фото           7330








Первый литературный портал:



Стихотворение
Кокетки

Стихотворение
Острова. А помнишь лето странное...






Статьи по теме

Гос.структуры












































Судоходный надзор на Амуре

27 сентября 2019 г.

    Речное судоходство на Амуре открылось в 1854 году. В 1874 году действие «Положения о введении инспекторов судоходства на реках Волга и Кама» и «Инструкции для инспектора речного судоходства и его помощников» образца 1867 года было распространено на все бассейны России. Но на Амуре судоходного надзора не было. Командирами первых судов и их помощниками были либо кадровые, либо отставные морские офицеры, перешедшие на коммерческую службу. Уже в 1885 году на Амуре числилось 42 парохода. Специалистов для управления судами стало не хватать. Приходилось иногда на должности командиров и механиков назначать неподготовленных людей. В 1886 году, по ходатайству судоходов на Хабаровском съезде «Сведущих людей», вступило в действие Обязательное постановление Приамурского Генерал - Губернатора о цензе для командиров и машинистов. Таким образом, говоря современным языком, была начата работа по дипломированию командного состава – что по настоящее время является одной из главнейших функций судоходного надзора. Как отмечалось позднее, в трудах 4 – го Хабаровского съезда: «В европейской России даже в самом Петербургском округе путей сообщения от капитанов образовательного ценза закон не требует, и как на Волге, так и на реке Неве в самой столице, речные пароходы управляются даже неграмотными командирами; наш же Амурский бассейн уже 18 лет огражден от столь ненадежного по большей части элемента беспатентных командиров».

    В 1895 году «на необходимость учреждения судоходного инспекторско - полицейского надзора на реках Приамурского края» указывалось в Очерке главнейших водных путей Приамурского края профессора Института Инженеров Путей Сообщения - Тимонова Всеволода Евгеньевича. Это:
    «1) частые случаи неисполнения Правил по судоходству, имеющих целью обеспечить в пределах возможности безопасность движения;
    2) остающиеся вне правительственного контроля случаи повреждений пароходов, которые засим продолжают плавать без надлежащего удостоверения в том, что сделанное исправление надёжно восстановило необходимые для безопасности плавания качества судна и машины;
    3)разбираемые без участия администрации случаи столкновения и аварий судов;
    4) частые жалобы пассажиров на неудобства, дурное обращение капитанов и прочее. Жалобы, не могущие ныне быть своевременно проверяемыми и остающиеся часто без последствий;
    5) случаи засорения рек постановкой сплошных заездков для ловли рыбы, случаи неправильных сборов за пользование бечевниками и др. Инспекторские обязанности могли бы быть поручены лицам временного технического надзора за водными путями»
.

    «01 января 1898 года создано постоянное учреждение (Округ), для заведывания р.р. Амурского бассейна в техническом отношении и судоходного на них надзора, под именем “Управление Водными Путями Амурского бассейна”. С учреждением Управления Водных Путей, оно приняло в своё ведение проведение экзаменов на право занятия командных должностей на судах». Спустя год, 15 декабря в Благовещенске открывается речное училище, а 24 февраля 1900 года, производство испытаний на звание командиров пароходов, помощников и машинистов передаётся в его ведение. Временные правила 1886 года отменены.

    Штаты судоходного надзора увеличивались. В 1911 году. Отдел инспекции судоходства состоял из шести человек: инспектора судоходства, двух старших помощников, письмоводителя, инженера – механика и пароходного техника. На судоходный надзор тратилось около одной третьей части всех расходов Управления водных путей. Впервые годы деятельности судоходного надзора аварийность на Амурском флоте была высока. Особенно часто суда садились на мель – 178 случаев, пробивались о камни - 154, повреждались льдом -53, горели -29 и теряли якоря -120 случаев.

    После Октябрьской революции 1917 года, 27 января 1918 г. Совет народных Комиссаров постановил национализировать флот. С 1918 по 1922 год функции судоходного надзора частично распределялись между различными организациями управления флота. 20 марта 1923 года утверждается новое Положение о местном судоходном надзоре на внутренних водных путях и его штат. Начался советский период деятельности судоходного надзора.

    В 1937 году в период массовых репрессий судоходные инспекции на местах «для усиления бдительности руководства» переданы в состав бассейновых управлений пути, а в наркомате – в состав центрального управления водных путей. Это резко понизило роль надзора. В навигацию 1937 года в Амурском бассейне количество происшествий выросло до 406, примерно в 2,5 – 3 раза больше чем было до этого. В 1939 году органы судоходного надзора выведены из подчинения управлений водных путей.

    1 октября 1949 года в Китае образовалось новое государство – Китайская Народная Республика. 30 мая 1951 года Постановлением Совета Министров СССР было утверждено «Соглашение о порядке плавания по пограничным рекам Амур, Уссури, Аргунь, Сунгача и оз. Ханка в пограничных их частях». Была создана Смешанная советско – китайская комиссия по вопросам судоходства. В комиссии - рабочая группа, рассматривающая нарушения правил плавания судоводителями и транспортные происшествия с участием судов обеих сторон. В работе комиссии принимают участие работники судоходной инспекции. Такой вид деятельности на внутренних водных путях России осуществляет только Амурский судоходный надзор.

    В ходе проведения административной реформы в стране 03 мая 2005 года Распоряжением Правительства Российской Федерации № 532-р, «Ликвидировано федеральное государственное учреждение «Государственная речная судоходная инспекция Российской Федерации». Функции инспекции переданы Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. На местах образованы Государственные управления морского и речного надзора. Начался новый этап жизни судоходного надзора.

    Коллектив судоходной инспекции, осуществлявшей контроль и надзор на реках Амурского бассейна, всегда состоял из опытных специалистов, отдавших много лет работе на речном флоте и это, в том числе, позволило сократить аварийность на Амурском бассейне. В 2005 – м году 3 случая. А на реках Амурской и Читинской области в 2006 – м и 2007 – м году не было ни одного транспортного происшествия.

    

    Шатный И.В., курсант. Научный руководитель: Петров В.С., преподаватель высшей категории. Амурский филиал ФГОУ ВПО «Морской государственный университет им. Адмирала Г.И. Невельского»



ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

    Сайт Компании "Декларант плюс"