Дальний Восток в 1920-30 годах О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      73
книги              91
панорамы       58
статьи        9631
фото           8450











Разделы по теме

История Амурской области











Статьи по теме

Приамурье Советское














Особенности осуществления дежежных переводов китайскихз мигрантов через банковские структуры Советского Дальнего Востока (1920-е гг.)

07 июня 2022 г.

   С упразднением Дальневосточной республики (ДВР) Дальний Восток был объявлен частью Советской России. Вся полнота власти передавалась вновь созданному Дальневосточному революционному комитету (Дальревкому), который постановлением ВЦИК и СНК от 25 июля 1923 г. был объявлен высшим органом центральной власти РСФСР на территории образованной Дальневосточной области (ДВО). в задачи Дальревкома (ДРК) входило руководство административными и хозяйственными органами области, для чего были созданы отделы и управления ДРК. Во главе отделов и управлений стояли уполномоченные соответствующих народных комиссариатов. После упразднения ДВР и присоединения Дальнего Востока к РСФСР Дальревком провозгласил свою власть над всей территорией бывшей ДВР.

   Административно-территориальными единицами ДВО были губернии. В 1923 г. Прибайкальская и Приамурская губернии, образованные в условиях ДВР, были упразднены. Территория ДВО была поделена на четыре губернии - Забайкальскую, Амурскую, Приморскую, Камчатскую. В дальнейшем, на основании постановления ВЦИК РСФСР от 4 января 1926 г. ДВО была реорганизована в Дальневосточный край (ДВК).

   Более позднее присоединение Дальнего Востока к советской России обусловило то, что экономика Дальневосточного края (ДВК) к ноябрю 1922 г. оказалась зависимой от стран дальневосточного региона. Основной валютой была японская иена, для ее вытеснения с рынка Дальревком активно использовал меры запретительного и регламентирующего характера. Эти меры коснулись всех слоев населения, в том числе и китайских мигрантов, в силу геополитических и исторических причин продолжавших свою хозяйственную деятельность на территории ДВК и после его советизации.

   К началу 1924 г. в Забайкальской, Амурской, Приморской губерниях было зарегистрировано 50 183 чел. китайских мигрантов, в т.ч., в городах Забайкальской губернии насчитывалось 2996 китайцев, что составляло 2,6 % городского населения губернии, в Амурской губернии - 4427 чел. китайцев (1,1 % всего населения) [3, с. 234].

   Одной из серьезных проблем использования труда китайцев в ДВК была проблема утечки денежной массы из региона. Заработав деньги, китайские мигранты активно переправляли их на родину. Стремясь перевезти на родину заработанные в России деньги, китайские коммерсанты организовали в ряде городов ДВК несколько нелегальных контор по обмену валюты для дальнейшего сбыта за границей. Созданные конторы занимались скупкой не только валюты, но и пушнины, женьшеня, пантов, золотых и серебряных изделий и, согласно отчету Дальневосточного отделения Главного Таможенного управления, зачастую работали под вывеской транспортноэкспортной фирмы. Все финансовые операции, в том числе и контрабандные, осуществлялись через Владивостокское отделение Чосен-банка.

   Доминирующее положение иены во время интервенции японских войск в Сибирь и на Дальний Восток упрочило связи китайских торговцев с Чосен-банком, который, в свою очередь, поддерживал частные китайские банкирские конторы, укрепляя курс иены - основной денежной единицы в операциях этих контор. Таким образом, у китайских торговцев существовал отлаженный канал для отправки денег на родину. Китайские рабочие-сезонники зачастую возвращались в Китай, имея при себе все заработанное наличными.

   Одной из постоянных характеристик социально-экономической обстановки в Дальневосточном крае были значительные объемы контрабандного импорта, который фактически равнялся 100 % легального ввоза. До денежной реформы, проведенной после советизации Дальнего Востока, контрабанда, главным образом, китайская, оплачивалась царским серебром или сохранившейся на руках у населения иностранной валютой. Когда запасы этих платежных средств у населения иссякли, контрабанда стала оплачиваться червонцами, которые, в свою очередь, попадая за границу, предъявлялись там в Дальбанке к размену на инвалюту. Таким образом, инвалютные советские резервы истощались, не выполнялись валютные планы. Так, в первом полугодии 1926 г. было запланировано поступлений инвалюты в масштабах всего ДВК в размере 8216 тыс. руб., расход - 7408 тыс. руб. (валютный баланс предполагалось свести с активным остатком в сумме 808 тыс. руб.). Фактически же поступление составило 6786 тыс. руб., расход - 7204 тыс. руб. То же самое произошло во втором полугодии - поступление составило 7481 тыс. руб., расход - 13516 тыс. руб. [1, д. 159, л.л. 32-36]. Сложившаяся ситуация приводила к истощению советских инвалютных резервов.

   В середине 1920-х гг. советские властные органы на Дальнем Востоке предпринимают попытки поставить вывоз денежной массы под контроль государства. Продажа валюты выезжающим за границу должна была производиться исключительно в отделениях Госбанка, причем отделения Госбанка должны были производить продажу валюты только по именным удостоверениям, выдаваемым административными отделами исполкомов одновременно с выдачей выездной визы. В своих действиях региональные власти руководствовались циркулярами Валютного Управления Наркомфина СССР, которое с 1927 г. установило жесткие лимиты валютных расходов. Предел потребительских переводов за границу устанавливался в 100 руб. для одного лица ежемесячно, поэтому всем банкам СССР вменялось в обязанность выяснять цели перевода и, в случае необходимости, требовать соответствующие справки и удостоверения от переводителя. С 8 марта 1928 г. обменивать инвалюту могли только те лица, срок пребывания которых на территории СССР насчитывал не менее 18-ти месяцев, а в паспорте стояла исключительно советская въездная виза. Валютные обмены резидентам с визой царского правительства не разрешались [1, д. 159. л.л. 64-65].

   Местные органы, регулировавшие передвижения валюты за границу (ОВС), предпринимали активные действия по снижению инвалютных переводов за границу и, в частности, китайских переводов. С 10 сентября 1926 г. Читинский ОВС рекомендовал Дальбанку снизить сумму переводов до 10 тыс. руб. в месяц. Правление Дальбанка и Далькрайфо согласилось с этим лимитом. Госбанк производил переводы в минимальных размерах - до 1500 руб. ежемесячно, остальные банки ДВК вообще не осуществляли переводных операций. Лимит однократного перевода для частных лиц составил 100 руб., при превышении данного лимита в пределах до 5 тыс. руб. требовалось разрешение ОВС.

   Таким образом, региональные власти перешли к политике ограничения переводов, особенно переводов частных граждан. Денежные переводы китайских подданных находились в зоне особого внимания, все их переводы свыше 200 руб. на одно лицо автоматически причисляли к контрабандным. Для китайских мигрантов это было одним из способов сохранения заработка, осуществления коммерческой деятельности, которая в советской стране порицалась и жестко контролировалась. Чтобы помочь соотечественникам, китайское консульство в Чите, в свою очередь, стало выдавать китайским мигрантам удостоверения, подтверждающие неторговый характер переводов, превышающих 100 руб. Небезынтересно отметить, что удостоверения, в которых указывался род занятий китайца и цель перевода, консульством выдавались платно - по 1 руб. за каждые 100 руб. перевода [1, д. 159, л.л. 32-36].

   После советизации Дальнего Востока частные китайские банкирские конторы, которые занимались переводом денег по дальневосточному региону СССР и Китаю, продолжали функционировать. Их услугами успешно пользовались китайские мигранты. Госбанк России оказывал услуги по отправке денежных переводов только в крупные населенные пункты Китая, где имел свои отделения, а частные банкирские конторы переводили деньги и в самые глухие китайские деревни и поселки, причем без ограничения переводимой суммы [2, д. 403, л. 2]. Во второй половине 1926 г. китайские банкирские конторы были ликвидированы, но вскоре возникли вновь.

   В 1926 г., согласно письму китайского консула, в Читинском округе насчитывалось более 20 тыс. китайцев, которые, как отмечал консул, «своим трудом приносят большую пользу, как советским государственным предприятиям, так и советским гражданам, снабжая их необходимыми для жизни продуктами питания и изделиями, отказываясь от личных удовольствий, сокращая личные жизненные расходы, живя в тяжелых условиях, зарабатывают и накопляют некоторые суммы денег только для того, чтобы иметь возможность отправить домой для поддержания семьи» [2, д. 373, л. 30]. Суммы, которые китайским гражданам необходимо было переводить в Китай, намного превышали установленные нормы. Только за три дня (с 19 по 22 ноября 1926 г.) было подано 14 заявлений от китайских граждан о необходимости перевода денег за границу, на сумму 6500 руб. Все китайские подданные предоставили соответствующие справки китайского консульства, что переводимые деньги заработаны «законным способом» и переводятся не для «торговых целей, а на содержание семей». Читинский ОВС на своем заседании от 22 ноября постановил все ходатайства удовлетворить, снизив, однако, сумму перевода до 4850 руб. К 1 декабря (за последующую неделю) в ОВС было подано 11 заявлений от китайцев (сапожников, зеленщиков, старьевщиков, огородников) на общую сумму 5310 руб. 1 декабря 1926 г. на Читинском особом валютном совещании ОВС постановило выдать всем разрешения на перевод сумм не превышающих 300 руб. Через неделю (к 7 декабря) подобных заявлений было уже 28 на общую сумму 16150 руб., причем средние запрашиваемые суммы перевода возросли с 300 до 600-700 руб. ОВС вернулось к ограничению не более 100 руб. ежемесячно, но в качестве исключения предоставило Дальбанку разрешение переводить без разрешения ОВС ( но с последующей регистрацией) суммы до 250 руб., полученные от скупки шлихового золота, что было сделано для притока золота в банк. В общем же, 1 декабря 1926 г. на Читинском особом валютном совещании разрешенная сумма переводов была установлена в 3900 руб. вместо заявленной 5310 руб., 7 декабря того же года - в 6950 руб. вместо 16 150 руб. [1, д. 373, л.л. 47-53]. Таким образом, в целях уменьшения вывоза валюты за границу отделения Госбанка и Дальбанка в одностороннем порядке снижали суммы переводов, обозначенные в заявлениях китайских граждан.

   Китайское консульство в Чите неоднократно проводило переговоры по поводу ограничений перевода денег китайскими гражданами и просило окрисполком возбудить по этому поводу ходатайство перед центральными органами власти. В письмах китайского консула отмечалось, что ограничения в переводе денег являются «притеснительными мерами» для китайских трудящихся (огородников, плотников и т.д.), так как они приезжают в Россию только на сезонные заработки, и срок их пребывания, безусловно, не мог составить указанных 18-ти месяцев. По окончании сезона работ они возвращались на родину. Также консульство предлагало считать легальными визы царского правительства, «ибо во время их выдачи никакого другого правительства не существовало». Окрисполкомы в ответных депешах ссылались на то, что большинство китайских огородников, взяв землю в аренду, проживают в России по нескольку лет, а в целом наблюдаются частые случаи спекуляций валютой, использование китайцами поддельных паспортов и провоз ими валюты для других, в т.ч. юридических, лиц (торговых фирм и т.д.). [1, д. 373, л. 62, 66]. Для региональных и центральных властей переводы китайских мигрантов априори носили контрабандный характер.

   Если китайские торговцы продолжали переводить свои деньги через Чосен-банк, то китайские рабочие оказались лишены возможности отправить необходимые суммы на родину. Главное таможенное управление в своем предписании от 9 июля 1927 г. поручило начальнику Дальневосточного отделения ГТУ, таможням и органам погранохраны, расположенным по китайской границе, разъяснять всем выезжающим из СССР китайцам-рабочим действующие правила в отношении вывоза валюты и производить задержание и последующую конфискацию вывозимых китайцами-рабочими валютных ценностей «только при очевидности сознательного намерения выезжающего вывезти валюту с нарушением правил» [4, д. 1258, л. 170].

   В целом, советские властные органы в процессе финансового регулирования практиковали жесткий контроль и запреты, стремясь как можно быстрее достичь унификации денежного обращения с советской Россией, при этом местные особенности дальневосточного рынка и присутствие здесь значительного количества китайских мигрантов практически не принимались во внимание. К концу 1930-х гг. на Дальнем Востоке сформировалась советская планово-централизованная модель финансовой системы. Интересы китайского населения, продолжавшего свою хозяйственную деятельность в ДВК, не были учтены в этой жестко регламентированной структуре.

   

   Список источников, литературы и электронных ресурсов:
    1. Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК). Ф. Р-474. Оп. 1.
    2. Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). Ф. П-2. Оп. 11.
    3. Залесская О.В. Китайские мигранты на Дальнем Востоке России (1917-1938 гг.). - Владивосток: Дальнаука, 2009. - 380 с.
    4. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ).Ф. 1306. Оп. 1.

   

   Залесская Ольга Владимировна, доктор исторических наук, профессор кафедры романо-германских и восточных языков Благовещенского государственного педагогического университета



ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

    Печатный источник - Чтения памяти профессора Е.П. Сычевского. Выпуск 20 (2020)
    Электронная варесия - Главный редактор портала "Амурские сезоны" Коваленко Андрей