Великая отечественная О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      71
книги              71
панорамы       58
статьи        6805
фото           7317








Первый литературный портал:



Стихотворение
Согласные

Стихотворение
Наконец и угли догорели...






Разделы по теме

История Амурской области











Статьи по теме

Ветераны ВОВ



















































Амурский театр в Великую Отечественную войну

23 декабря 2019 г.

   Древние говорили: «Когда гремит оружие, молчат музы». Но история Великой Отечественной войны показала: музы не молчали.

   Хочется сегодня вспомнить о том вкладе, который внесли наши амурские артисты в дело Победы.

   Война внесла свои жестокие коррективы и в планы Благовещенского театра. Уже в августе и сентябре 1941 года произошло резкое сокращение штатов на 49 человек. Часть мужчин была призвана в армию. Актерский состав был доведен до 26 человек вместо 42 на начало 1941 года, вспомогательный состав до четырех, оркестр был в составе трио. Театру пришлось работать лишь три раза в неделю - пятниц}', субботу и воскресенье.

   Резко уменьшилось количество зрителей в городе, и актеры стали выезжать в районы области.

   Перестройку своей творческой работы театр начал с репертуара, переводя его на военную тематику. Новый театральный сезон открылся 6 сентября постановкой патриотической пьесы Константина Симонова о славных героях танкистах - «Парень из нашего города». Спектакль был показан также в г. Свободном, Куйбышевке-Восточной и Черемхове. Этой же устремленностью была пронизана и вторая работа коллектива - спектакль «Честь» по пьесе Г. Мдивани (о советских пограничниках). По-настоящему взволновали зрителей и постановки о героическом прошлом русского народа. Так в ноябре 1941 г. был поставлен спектакль К. Финна и М. Гусса «Ключи Берлина» (о славной победе русских войск над армией прусского короля Фридриха П-го в период Семилетней войны). Он прошел около 20 раз. В феврале 1942 года была поставлена на сцене театра «Надежда Дурова» А. Гладкова. В роли кавалерист - девицы Дуровой - героини Отечественной войны 1812 г. — выступила актриса Е.Л. Каблучко. Показана была также коллективом театра и патриотическая пьеса «Осада мельницы» по рассказу Эмиля Золя из эпохи франко-прусской войны.

   Прямым откликом на происходящие события являлся скетч «Кафе Адольфия», разоблачающий ненавистного фермера и его подручных. Была поставлена также одноактная патриотическая миниатюра «Рыбачка с побережья». С 1942 г. появляются уже многоактные спектакли, непосредственно посвященные событиям войны.

   С энтузиазмом принимали зрители такие постановки, как «Батальон идет на Запад» - о героических делах бойцов и командиров инженерного батальона в боях с немецкими фашистами (он был поставлен в честь 24 годовщины Красной Армии), «Партизаны в степях Украины» А. Корнейчука, «Жди меня» К. Симонова, «Урок жизни» В. Головчинера, «Бессмертный» А. Арбузова и А. Гладкова, «Песнь о черноморцах» Б, Лавренева, «Солдаты Сталинграда» Н. Вирты, «Синий платочек» В. Катаева и другие, посвященные мужеству народа, борющегося против гитлеровских орд.

   Каждый спектакль живо откликался в сердцах амурских зрителей, в семьях которых с тревогой и надеждой ждали вестей об ушедших на фронт мужьях, отцах, сыновьях. Ведь ко времени постановки пьесы Мдивани «Батальон идет на Запад» советские войска оттеснили фашистов от Москвы, а поставленная пьеса «Партизаны в степях Украины» показала героев в условиях борьбы с оккупантами. Буквально потрясли зрителей спектакли, поставленные по таким выдающимся произведениям советской драматургии, как «Русские люди» Симонова (режиссер А.А. Иванов) и «Нашествие» Леонида Леонова (режиссер А.Д. Лебедев). Каждый из спектаклей становился оружием, бьющим по врагу. Художественный руководитель театра тех далеких лет А.А. Иванов в статье «Благовещенский театр в дни войны» писал в 1942 г.: «В новом сезоне актерский коллектив обязался всеми средствами театрального искусства звать массы на полный разгром в 1942 г. лютых врагов человечества - фашистских бандитов» (Амурская правда, 1942 г. 12 июля).

   Идея интернационализма, пронизывающая выступления артистов, противостояла оголтелой фашистской идеологии расизма. Об этом писал в том же 1942 г. режиссер Я. Цейкинский о шекспировском спектакле «Отелло»: «Культура человека не зависит от его расовой принадлежности. Мы знаем пример высокого героизма цветных рас в борьбе за подлинную культуру и цивилизацию и знаем отвратительные поступки представителей белых, так называемых избранных народов, вроде немецко-фашистских бандитов, творящих подлые и мерзкие дела» (Цейкинский «Отелло» // Амурская правда, 1942 г. 18 июля).

   «Мы ставили себе одну цель, - писал секретарь парторганизации Благовещенского театра А. Голубев, - чтобы каждый наш спектакль вдохновлял зрителя на самоотверженную помощь фронту, вселяя в массы жгучую ненависть к врагу и непреклонную волю к победе». (А. Голубев «Театр в дни войны» // Амурская правда, 1942 г. 1 марта).

   Им это удалось.

   Мобилизовывали зрителей на борьбу даже театральные программки тех лет (они сохранились в архиве), на которых и сегодня можно прочесть слова: «Каждый должен уметь быстро тушить зажигательные бомбы. Горячую бомбу или ее остатки удалять из помещения, выбрасывая на улицу, ... в бочку с водой», и так далее. Зрители сидели в пальто, валенках, шапках, театр не отапливался. Актеры в легких платьях, сыграв свои роли, бежали за кулисы, где стояла небольшая буржуйка и, сгрудившись около нее, отгоревали руки и ноги. Заслуженный работник культуры Дмитрий Шубинский вспоминает, как приводил в чувство для выхода на сцену единственного скрипача и композитора театра Владимира Захаровича Орлова, буквально заледеневшего в своей нетопленной комнатенке. Но творческая жизнь театра не приостанавливалась ни на минуту. Директор театра Агалаков, подводя итоги театрального сезона 1941-1942 гг., писал в отчете: «Весь репертуарный план театра построен с учетом военной обстановки, рассчитан на мобилизационное внимание масс населения на помощь фронту, на защиту Родины, зовущей к новым победам».

   В театральном сезоне 1943-1944 гг. коллектив возглавил А.Д. Лебедев. Были поставлены новые спектакли о войне: «Бессмертный» А. Арбузова и Гладкова, «Домик в Черкизове» Арбузова (о возмужании молодого советского человека в военных испытаниях), «Песнь о черноморцах» Б. Лавренева, посвященный защитникам Севастополя, и др. Произведения военно-патриотического характера продолжали занимать главное место в репертуаре. Современно зазвучали и «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского, и «Слава» В. Гусева. Ставились спектакли патриотического характера, созданные на фольклорном материале («Батыр Курманбэк» киргизского драматурга К. Джантошева), на основе героических страниц истории («Давным -давно» А. Гладкова о войне 1812 г., «Олеко Дундич» и др.). Не выпала из репертуара и классика - шли произведения Грибоедова, Островского, Горького («Ревизор», «Горе от ума», «Егор Булычев» и др.).

   На оформление спектаклей средства затрачивали минимальные. В интервью, данном 12 июля 1942 г. корреспонденту «Амурской правды», А.А. Иванов сказал: «Театр, зная, как дорог стране каждый рубль, не только не взял за первое полугодие 1942 г. ни одной копейки из отпущенной государством дотации в 160 тыс. рублей, но даже дал накопления в сумме 40 тыс. рублей». Театр стремился к строгой экономии. Был максимально уплотнен рабочий день, сокращены сроки работы над спектаклями. Бережно относились к реквизиту, реставрируя старые костюмы и элементы бутафории. Снижены были затраты на постановки премьерных спектаклей.

   Значительное сокращение штатов не сказалось на качестве спектаклей. Благодаря одновременным постановкам параллельных спектаклей, театру удалось поставить только в 1942 г. 47 спектаклей в городах области, дать 41 концерт, 4 спектакля показать в порядке шефства. Постоянно театр обслуживал бойцов погранотряда и частей Красной Армии. А летом, работая над спектаклями по антифашисткой теме Головчинера «Урок жизни» и пьесой Симонова «Русские люди», театр успел дать 25 концертов в колхозах и совхозах, области и показать 32 спектакля во время уборочной. В 1943 г. Благовещенский театр, ежегодно до войны получавший 500-700 тыс. рублей дотации, не взяв ни копейки от государства, сдал в бюджет на нужды обороны 250 тыс. рублей.

   Всего было сдано театром за годы войны 500 тыс. рублей.

   Шефствовал театр и над тружениками угольного бассейна Райчихинска. Во время гастролей в августе 1942 г. для них были поставлены лучшие спектакли: «Нашествие», «Олеко Дундич», «Урок жизни» и др. Среди зрителей можно было увидеть горняков Кивды, рудника «Аллочкин разрез», колхозников близлежащих деревень. 18 спектаклей было поставлено в Завитой, столько же в Шимановске, 14 раз выступал театр перед строителями железной дороги, обслужив 16400 человек. Артистов можно было увидеть не только на сцене. Они участвовали в общественной жизни города, отдавая все силы на помощь фронту. Ведущие актрисы А.Н. Зубарева и В.Ф. Георгиевская руководили сбором зимней одежды для красноармейцев, принимали живейшее участие в реализации билетов денежно-вещевой лотереи, в сборе средств на эскадрилью боевых самолетов. Было сдано в фонд обороны облигаций на сумму 30 150 рублей, собрано и сдано теплой одежды (144 предмета) на 1996 рублей., отправлено посылок в действующую армию на 962 руб. Общий театральный митинг принял решение дополнительно отчислить в фонд обороны двухдневную зарплату.

   Артисты участвовали в общегородских воскресниках молодежи, работали на бисквитной фабрике, выполняли норму на 180 %, трудились в колхозах, работали на разгрузке зерна в Худино, в Чигиринском совхозе.

   Организованы были и группы самозащиты. Политруком учебного подразделения стал актер Б.А. Соломонов. Артисты после спектаклей ночами помогали укреплять оборонную линию на берегу Амура. Среди них можно было встретить и вернувшегося с фронта Дмитрия Шубинского, занятого уже в спектаклях «Синий платочек», «Слава».

   Невзирая на военные трудности - перегрузку, нехватку времени, тяжелое материальное положение - годы войны стали периодом творческого роста многих молодых актеров театра: Д.В. Иовлева, Б.А. Соломонова, Е.Л. Каблучко, К.Р. Морозовой и др.

   Всем своим трудом в годы Великой Отечественной войны Амурский театра драмы внес весомую лепту в дело борьбы с фашизмом.

   

   A.M. Вайсман, к.ф.н., БГПУ


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   "Амурчане - участники боевых сражений и труженики тыла 1941-1945. К 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне". Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского. Балговещенск 2005 год.
   Электронная версия - Главный редактор портала "Амурские сезоны" Коваленко Андрей