Великая отечественная О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      71
книги              71
панорамы       58
статьи        6814
фото           7326








Первый литературный портал:



Стихотворение
Козы

Стихотворение
Испытанный приём






Разделы по теме

История Амурской области











Статьи по теме

Ветераны ВОВ



















































Финансы Хабаровского края в период второй мировой войны (1938-1945 гг.)

23 декабря 2019 г.

   Финансовые органы Хабаровского края в 1938-1941 гг.

   В октябре 1938 года Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ о разделении Дальневосточного края на два самостоятельных — Приморский и Хабаровский. Для практической реализации Указа было создано Организационное бюро ЦК ВКП(б) по Хабаровскому краю в составе пяти человек, которое в октябре 1938 года возглавил В.А. Донской. Шло формирование Хабаровской краевой партийной организации и руководящего партийного органа. Выступая на краевой партийной конференции, В.А Донской сказал: «Наш край за годы стаггинских пятилеток в корне преобразился Выросли новые города, мощные предприятия социалистической индустрии, рудники, шахты, новые стройки, создана широкая сеть школ и других учебных заведений» [1].

   В связи с административными изменениями встал вопрос о создании нормально действующего краевого исполнительного комитета.

   Исходя из народно-хозяйственных, оборонных, демографических, политических и других задач, стоящих перед краем, формировалось и изменялось его территориальное деление, в том числе и структура финансовых органов, обеспечивающих выполнение этих задач.

   В состав Хабаровского края, образованного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 октября 193 8 года, из территории Дальневосточного края входили: Амурская, Нижне-Амурская, Камчатская. Сахалинская, Хабаровская области и Еврейская автономная область. Остальная территория бывшего Дальневосточного края, в том числе и часть территории Хабаровской области, вошла в состав Приморского края.

   На 1 января 1939 года Хабаровский край административно был разделен на три области, а те, в свою очередь, на 18 районов. Шесть районов: Аяно-Майский, Кербинский, Нижне-Амурский (бывший Николаевский), Охотский Ульчский и Тугуро-Чумиканский — в Нижне-Амурской области; пять районов: Вяземский, Кур-Урмийский, имени Лазо, Нанайский и Хабаровский — в Хабаровской области; четыре района: Бирский, Блюхеровский, Смидовичскии и Сталинский — в Еврейской автономной области; три района: Ольский, Северо-Эвенский и Средне-Эканский - относились к районам краевого подчинения.

   В то время в Хабаровском крае шесть населенных пунктов имели статус городов; из них — Комсомольск-на-Амуре и Биробиджан с присоединенной к ним сельской местностью; Бикин и Облучье стали городами районного подчинения.

   Накануне перемен четко обозначилась промышленная специализация многофункциональных городов края. Особенно бурно развивался Хабаровск. К началу 1940 года в городе насчитывалось 197 индустриальных предприятий. Хабаровск превратился в один из важнейших промышленно-транспортных центров Дальнего Востока.

   В соответствии с проведенным административно-территориальным делением Хабаровского края в подчинение краевого финансового отдела вошли шесть областных финансовых отделов (облфо) и три районных (райфо). Статус отдела Хабаровского крайисполкома финансовый отдел получает 13 января 1940 года.

   Бюро ДалькрайкомаВКП(б) 15 февраля 1938 года утвердило в должности заведующего крайфинотделом (крайфо) И.В. Морозова, приехавшего в Хабаровск по путевке ЦК ВКП(б) [2].

   И.В. Морозов стал руководить финансовым органом в сложный организационный период. Факты, приведенные в докладе Морозова на собрании партийной организации, проходившем 7 мая 1938 года, красноречиво свидетельствуют о состоянии дел. Вот только несколько выдержек из его выступления: «...Бюджетное хозяйство развалено, утверждение бюджета затянулось, созданные финансовые резервы используются не по назначению, а иногда в личных целях, руководство не ведет борьбу с хищениями <...> в налоговой работе существуют массовые недообложения единоличников и, наоборот, переобложения колхозников <...> в области государственных доходов — постоянные задержки платежей в бюджет, слабый контроль над состоянием производства <...> в ревизионной работе — бюджетно-финансовая дисциплина на низком уровне, планы ревизий не выполняются <...> в штатной работе — нарушения планирования штатов и ставок заработной платы...» [3].

   Со дня ареста И.В. Морозова и до января 1939 года обязанности заведующего крайфо исполнял его заместитель С.А. Платковский.

   В октябре 1938 года Дальневосточное краевое финансовое управление, в связи с разделением Дальневосточного края на Приморский и Хабаровский, преобразовано в Хабаровский краевой финансовый отдел.

   В январе 1939 года в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 28 декабря 1938 года на должность заведующего Хабаровским краевым финансовым отделом назначен А.Т. Мотылев [4].

   На этой должности А.Т. Мотылев пробыл недолго, до января 1940 г.: его назначили аместителем председателя краевого исполнительного комитета. Выбор руководителя оказался удачным. Уже в 1939 г. финотделы Хабаровского края оказались одними из лучших в СССР, что отмечал в своих воспоминаниях тогдашний министр финансов СССР А.Г. Зверев [5]. В 1943 г. Мотылев был переведен на работу в Москву и выехал из Хабаровска.

   В середине 1930-х годов крайком ВКП(б) предложил оживить работу шефских организаций, усилить помощь колхозам и совхозам со стороны рабочих коллективов городов. Коснулось это движение и работников краевых финансовых органов. Роль финансистов заключалась не только в обучении сельских счетоводов составлению отчётности, организации полного учёта доходов единоличных хозяйств, распространении государственных займов среди сельских жителей, но и в участии в посевных и уборочных кампаниях. Комсомольская ячейка крайфу - шефы села Некрасовки — передала сельчанам библиотечку, две партии шашек, оборудовала избу-читальню, провела учёт неграмотных, организовала ликпункт (пункт по ликвидации неграмотности).

   13 января 1940 г. Краевой финансовый отдел получает статус отдела Хабаровского крайисполкома. Заведующим финансовым отделом Хабаровского краевого исполнительного комитета назначается С. А. Платковский. Проработав на этой должности более десяти лет, до 1951 года, Семен Артемович оставил заметный след в деятельности финансовых органов Хабаровского края [6].

   На должность заместителя заведующего финансовым отделом Далькрайисполкома Платковский был назначен постановлением президиума Дальневосточного крайисполкома от 7 апреля 1938 года. А в январе 1940 года решением Первой сессии Хабаровского краевого Совета депутатов грудящихся он был утверждён в должности заведующего краевым финансовым отделом.

   На долю С.А. Платковского выпала сложная задача по налаживанию финансовой работы в крае после волны партийных чисток и репрессий. Семен Артёмович Платковский успешно справлялся с поставленными перед ним задачами.

   Об успешной работе финансовых органов Хабаровского края говорят сухие официальные цифры.

   Выполнение производственных планов за 1939 г. в %

   
I квартал
II квартал
III квартал
IV квартал
За весь год
Налоги
110,4
95,6
124,9
118,3
112,5
Госдоход
100,4
105,2
101,2
103,9
102,7
Госстрах
158,1
115,9
108,0
126,9
116,6

   24 января 1939 г. Партийная организация Хабаровского облфо рассмотрела вопрос о заключении договора на соцсоревнование с Приморским, Нижнеамурским облфо и Облфо Амурской области и приняла решение принять вызов этих областных финансовых органов [7].

   В целом удовлетворительная работа финансовых органов края естественно не означала, что все идет гладко, что в работе финорганов нет никаких проблем, недостатков и промахов. В выступлениях руководителей крайфо и облфо неоднократно отмечались эти недостатки: начальники отделов слабо контролировали работу своих сотрудников, имелся недокомплект кадров, слабо осуществлялось руководство низовыми финансовыми органами, не все обязательства соцсоревнования выполнялись [8]. Ревизии выявляли различные нарушения: наблюдалось недообложение налогами кустарей, были установлены растраты рядом руководителей [9]. Например, начальник крайгосстраха Шуберт устраивал попойки с начальниками, в аппарате у него почти все были растратчиками. За эти нарушения в январе 1938 г. Шуберту был объявлен выговор по партийной линии. Недостаточно активно велась работа на селе. В связи с этим 16 июля 1939 г. было принято решение усилить работу на селе в части сбора налогов. Отмечалась необходимость полного учёта доходов единоличных хозяйств и колхозников, активизации работы по распространению государственного займа на селе.

   В результате проверки работы с жалобами трудящихся, поступавшими в крайфо и крайгосстрах, была отмечена слабая работа с жалобами, Это выражалось в задержке ответов на жалобы, в отсутствии контроля и учёта проделанной работы по жалобам граждан.

   Не обошла финансовые органы Хабаровского края и кампания по борьбе с «врагами народа». Их обвиняли в развале финансовой работы в области бюджета, налогов, госдоходов, ревизионной работы, кадровой, по сберкассе и т.д. Парторганизации нацеливались «на борьбу по разоблачению врагов народа». Это давало свои «результаты». Так, в 1938 г. партийное собрание крайфо в числе «врагов народа» из финансовых органов называло Павлова, Дементьева, Акчурина, Субботовского, Воронина, Шустермана-Синчука, Абрамсона, Сергеева, Воронихина, Буторина, Морозова и др. За связь с «врагом народа» и упущения в работе исключили из партии и предложили снять с работы и.о. зав. крайфо Я.В. Разумова [10]. В то же время члены парторганизации крайфо приняли к исполнению решение Январского Пленума ЦК ВКП(б) «Об ошибках парторганизаций при исключении коммунистов из партии. О формально-бюрократическом отношении к аппеляциям исключенных из ВКП(б) и о мерах по устранению этих недостатков» [11].

   В условиях надвигавшейся войны руководство финансовых органов неоднократно рассматривало вопрос об оборонной работе, находя её неудовлетворительной.

   26 мая 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была тиквидирована Хабаровская область, одновременно и Хабаровский блфинотдел.

   В июне 1940 г. в связи с предстоящим выпуском очередного эсударственного займа коллективы крайфо и крайгосстраха обсудили меры, торые необходимо было предпринять, чтобы успешно разместить заём [12].

   

   Деятельность финансовых органов Хабаровского края в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

   Великая Отечественная война потребовала концентрации всех экономических ресурсов страны, перевода народного хозяйства на военные рельсы, содержания многомиллионной армии, снабжённой сложной и дорогостоящей техникой. Материальные издержки оказались настолько велики, что продукции одних только военных предприятий, запасов вооружения и военной техники, накопленных в мирное время, оказалось недостаточно для ведения этой кровопролитной войны.

   Грандиозные масштабы и длительный характер войны вызвали крайнее напряжение всей финансовой системы нашей страны, потребовали мобилизации колоссальных денежных средств и расходования их для нужд фронта. Ни одна Другая страна за всю свою историю не испытывала такого напряжения всех сил и ресурсов, не понесла таких потерь. За четыре с половиной года Великой Отечественной войны (с 1 июля 1941 г. по 1 января 1946 г.) расходы, связанные только с финансированием Народного комиссариата обороны СССР и Народного комиссариата военно-морского флота СССР, составили 531,1 млрд руб., или более половины всех ресурсов Государственного бюджета страны.

   Война явилась суровым испытанием для финансовой системы нашей страны, которое страна выдержала с честью. Советская финансовая система сумела изыскать огромные ресурсы, полностью обеспечить все потребности связанные с победоносным ведением войны.

   Основным источником финансирования военных расходов явились доходы государственных предприятий и организаций. В целях увеличения доходов правительство повысило цены на предметы не первой необходимости: водку, табак, парфюмерию и другие товары. В то же время на протяжении всей войны государственные цены на товары первой необходимости, распределяемые по карточкам, сохранились на неизменном уровне. Был введён военный налог. Поступления по налогу с оборота и отчислениям от прибыли составили за годы Великой Отечественной войны 473 млрд руб., или около 45% всех государственных доходов, от военного налога — 72,1 млрд руб. и по займам — 76,1 млрд руб.

   Положительную роль в повышении доходов бюджета в годы войны сыграло установление новых правил взимания налогов. В апреле 1942 г. был введен в действие новый механизм взимания местных налогов. Значительно упрощена земельная рента, упорядочен и упрощен налог со строений.

   В июле 1941 г. утвердили специальную надбавку к подоходному налогу. В ноябре 1941 г. введён налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Были повышены нормы доходности по обложению сельскохозяйственным налогом, и усилена прогрессивная ставка налога.

   Всего же за годы войны поступления от населения составили 133 млрд руб. и на 89,7 млрд руб. было распространено среди населения займов. Еще 12 млрд руб. в годы войны дало проведение четырёх денежно-вещевых лотерей. Дополнительные доходы дала государственная торговля по коммерческим ценам (помимо реализации товаров по фиксированным ценам и карточкам).

   Поскольку налоги оказались недостаточными для покрытия возраставших военных расходов, цивилизованным методом покрытия дефицита являлись государственные займы.

   По данным 1947 г., за четыре года войны советский народ подписался на займы на огромную сумму — в 90 млрд руб., что почти вдвое превышает сумму размещенных в СССР займов до войны.

   Патриотический подъем населения сделал возможным введение новых форм мобилизации финансовых ресурсов: фонд обороны и фонд Красной Армии, которые использовались на строительство танковых колонн, эскадрилий самолетов и т.п., поступления от взносов в которые составили 16 млрд руб.

   Существенным финансовым ресурсом в годы войны явились вклады населения в сберегательные кассы, причём доверие у населения к государству было настолько велико, что приток вкладов превысил довоенные размеры и составил за годы войны 0,5 млрд руб.

   Всё это, в конечном счёте, позволило в 1944 г. сбалансировать государственный бюджет, который был исполнен за этот год по доходам в сумме 269 млрд руб. и по расходам 264 млрд руб. Прекращение эмиссии денег для покрытия бюджетного дефицита в значительной степени способствовало укреплению рубля.

   В первые же дни войны советское правительство, по представлению Наркомата финансов, приняло решение о сокращении тех расходов бюджета, которые не были связаны с обеспечением военных действий. Вся работа финансовых органов была направлена на осуществление жёсткой экономии, укрепление дисциплины в использовании средств, изыскание новых источников доходов.

   Перевод экономики на военный лад сопровождался укреплением трудовой дисциплины. Введено было строгое нормирование потребления населением продуктов с применением карточной системы. Установлен был для взрослых 11 - часовой рабочий день, при 6 рабочих днях в неделю.

   Уже в первой половине июля V пленум Хабаровского крайкома партии принял решение подчинить всю работу помощи фронту, плановые задания только перевыполнять, усилить оборонную работу. 15 июля коллектив крайфо полностью поддержал решение пленума. 26 сентября закрытое партийно-комсомольское собрание крайфо приняло решение об участии коллектива в работе по воскресеньям [13].

   В связи с выбытием работников финансовых органов, включая аппарат крайфо, в ряды РККА и пополнением кадров за счёт молодых специалистов, которые по своей квалификации уступали ушедшим на фронт более старым товарищам, наблюдалось снижение эффективности работы финансовых органов края. Это привело к тому, что планы мобсбора за IV квартал 1941 г. оказались невыполненными по нескольким позициям: по отделу госдоходов, госстраха, по размещению займа и вкладам [14]. В то же время по краю, и в коллективе крайфо, успешно прошла реализация билетов денежно-вещевой лотереи НКФ СССР. Не были выполнены основные показатели финплана за I квартал 1942 г:

   По налогам и сборам
   По госдоходу
   По горфо г. Хабаровска

   Отмечались нарушение трудовой дисциплины, низкая производительность труда некоторых работников финорганов, недостаточно активное их участие в соцсоревновании [15].

   В связи с этим руководством райфо была проделана большая работа по выполнению указаний руководителей партии и государства по оказанию помощи фронту, наведению порядка, укреплению трудовой и производственной дисциплины в коллективах финансовых учреждений края. Было принято решение принять активное участие во Всесоюзном соцсоревновании на лучшее выполнение госбюджета 1942 г. и обеспечить подписку на Вторую денежно-вещевую лотерею не менее 15% к зарплате среди всех сотрудников финорганов [16].

   Осенью 1942 г, коллективы финансовых органов края бсудили вопрос о режиме жёсткой экономии и приняли решение о необходимости сокращения расходов на содержание аппарата, накладных и административно-хозяйственных расходов (печатать на машинке на обеих сторонах листа, i. телеграммах избегать лишних слов, практиковать рассылку указаний и разъяснений почтой, сократить междугородние телефонные переговоры), выявить завышенные ставки, содержание лишних единиц и незаконных выплат [17].

   О необходимости строгой экономии говорилось в докладе Дмитриева на партсобрании крайфо 19 октября 1942 г.: «Нерациональное расходование сырья, материалов в дни войны влечёт недоснабжение армии, хозяйства и населения. Сейчас во всем необходимо проводить величайшую экономию: по нефти, углю, дровам, правильно использовать оборудование, рабсилу; экономно расходовать сырьё, металл, экономить электроэнергию, хлеб, денежные средства. От качественных показателей и снижения себестоимости продукции зависит состояние бюджета и устойчивость рубля. Важнейшим источником увеличения доходов госбюджета стали внутрипроизводственные экономия и радикальное снижение себестоимости продукции. Основной задачей госбюджета является финансирование нужд войны...» [18].

   Война потребовала внесения изменений в финансовые взаимоотношения предприятий с государственным бюджетом. Был изменён порядок взимания прибыли в бюджет, изменился порядок исчисления подоходного налога с физических и юридических лиц, появились новые виды налога: налог на холостяков и одиноких граждан и другие. В связи с этими изменениями в штат налоговых инспекций были введены должности налоговых инспекторов, которые занимались сбором местных налогов с населения. Им было разрешено принимать налоговые платежи у граждан непосредственно на месте и затем сдавать их в банк на соответствующие счета.

   Принятые меры по перестройке работы финансовых органов края привели к положительным результатам. Финплан за 1943 г. был не только выполнен, но и по многим показателям перевыполнен: по налогам и сборам -на 103,4%, по госстраху - на 107,0)%, по займу - на 105,0%; за I квартал 1944 г.: по госдоходам - на 100%, по госстраху - на 108%, по спецвкладам - на 125%, по вкладам-на 102%, позайму села-на 140%, а города - на 102% [19].

   Коллективы финансовых органов края, так же как и другие жители края, активно участвовали в деле помощи фронту, собирали тёплые вещи для бойцов Красной Армии, организовывали сбор и отсылку посылок, подарков на фронт, собирали средства на строительство танков, самолетов, проводили воскресники, на которых безвозмездно работали в пользу фронта; оказывали помощь семьям фронтовиков: выявляли нужды и запросы семей военнослужащих, оказывали им денежную помощь, подвозили и распиливали дрова, ремонтировали обувь и т.д.

   Оказывалась помощь и сотрудникам финансовых органов, командированным в войска: сеяли, перекладывали печи и полы, ухаживали за огородами, подготавливали к зиме жилые помещения. Бригады по 9-10 еловек работали на лесозаготовках, чтобы обеспечить дровами семьи рудников, ушедших на фронт. Только в крайфо в 1943 г. насчитывалось 15 мей сотрудников, ушедших в РККА [20].

   Сотрудники финансовых органов активно участвовали и в •пропагандистской работе в качестве агитаторов, информируя население о (положении на фронтах. Организовывались политдни, проводились регулярные Ьитки газет, беседы, сообщались сводки Совинформбюро и т.д. [21].

   14 сентября 1943 г. было принято постановление СНК СССР № 987 о троведении с 25 октября 3-й денежно-вещевой лотереи. Весь доход от неё [должен был быть направлен на финансирование мероприятий, связанных с войной против фашистских захватчиков. В этой лотерее было увеличено количество крупных денежных выигрышей и общее количество вещевых выигрышей. Сумма лотереи определялась в 25000 млн руб. Коллектив крайфо сразу же откликнулся на это постановление и решил провести подписку в один день с охватом 100% сотрудников. Коммунисты и комсомольцы подписывались не менее чем на свою двухмесячную зарплату [22].

   В 1944 г. НКФ СССР возложил на краевые и областные финотделы страны новые функции - назначение и выдача пособий многодетным и одиноким матерям, потерявшим кормильца в годы войны. Эти функции финорганы выполняли вплоть до 1956 г.

   Сразу же после начата войны с Японией коллектив крайфо на собрании 9 августа 1945 г. постановил рекомендовать администрации (С.А. Платковскому) издать инструкции об обязанностях дежурного по крайфо в дни войны, организовать группы самозащиты, приобрести недостающий противопожарный инвентарь [23].

   Признанием успешной работы финансовых органов края и заслуг в этом их руководителя С.А. Платковского стало его награждение в 1944 г. орденом Трудового Красного Знамени.

   Таким образом, государственные финансы, их назначение, функции, роль в воспроизводстве, а также организационное построение накануне и в период Великой Отечественной войны во многом предопределили Великую Победу советского народа. Немалый вклад в дело мобилизации финансовых ресурсов Для достижения Победы внесли финансовые органы и финансовые работники Хабаровского края.

   

   Примечания:
   01. Цит. по: Финансовые органы Хабаровского края: История в документах и судьбах / Авторы-составители: А. Л. Анисимов, Л. В. Потоцкая. В, Ф. Герасимов; Под общ. ред. А. С. Кацубы. Хабаровск, 2003. С. 82.
   02. Несколько штрихов к биографии первого руководителя финансовых органов Хабаровскою края И. В. Морозова стало возможным восстановить по незначительному количеству документов, сохранившихся в архиве Отдела регистрации и архивных фондов УФСБ РФ но Хабаровскому краю.
   Морозов Иван Васильевич родился 21 мая 1902 года в деревне Дракино Серпуховского района Московской области, в семье рабочего. Закончив сельскую школу, работал по найму; после 1917 года переехал в Москву, гае получил высшее образование и начал работать служащим в финансовых учреждениях.
   В Хабаровск приехал вместе с женой Пелагеей Борисовной и дочерью Верой, жил в квартире на ул. Запарина. По необоснованному обвинению в принадлежности к «военно-гражданскому право-троцкистскому блоку в ДВК» Иван Васильевич Морозов 9 июля 1938 года был арестован. В ходе следствия Морозов также обвинялся в проведении вредительской деятельности в финансовом хозяйстве края [1]. В предъявленных обвинениях начальник крайфинотдела виновным себя не признал. Специально проведенное экспертно-судебное следствие установило, что И.В. Морозом за менее чем полгода работ заведующим крайфо сумел добиться значительного улучшения финансового состояния края, также не было найдено доказательств его причастности к правотроцкистскому блоку. 7 октября 1939 года И. В. Морозову, отбывшему уже более года в заключении, военный трибунал 2-й Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии вынес оправдательный приговор и постановил освободить его из-под стражи. Морозову были возвращены все личные документы и фотографии. К сожалению, о дальнейшей судьбе Ивана Васильевича Морозова и членов его семьи пока ничего неизвестно.

   03. Цит. по: Финансовые органы Хабаровского края: История в документах и судьбах... С. 85.
   04. Мотылев Алексей Тимофеевич родился в 1901 году в с. Хавки Вепевского района Тульской области, в крестьянской семье. До пятнадцатилетнего возраста занимался вместе с отцом крестьянским хозяйством, в 191 б году стал рабочим механического завода Жамочкина в Москве и проработал там до середины 1917 года. В тот год Мотылев серьезна заболел и вынужден был вернуться к родителям в Тульскую область. В марте 1920 года, когда вовсю бушевала Гражданская война, он был мобилизован в ряды РККА и прослужил в Красной Армии до августа 1923 года. Во время армейской службы окончил школу инструкторов-артиллеристов младшего комсостава при 1-й Московской артиллерийской бригаде, по окончании которой, вплоть до демобилизации, занимал должность старшины артиллерийской батареи. После военной службы вернулся в Москву и поступил на государственный кожевенный завод имени Э. Тельмана, где трудился рабочим до 1929 года. В ноябре 1929 года обшим собранием рабочих завода Мотылев был выдвинут в советский аппарат на должность заместителя заведующего окружным финансовым отделом и направлен на финансовые курсы рабочих-выдвиженцев. После успешного окончания курсов Алексей Тимофеевич Мотылев определен в аппарат Наркомата финансов РСФСР на должность старшего экономиста, где проработал до января 1939 года на различных должностях. Без отрыва от работы успешно закончил вечерний финансово-экономический институт при Наркомфине РСФСР. Перед отъездом на Дальний Восток занимал должность начальника отдела руководящих кадров.
   05. Зверев А.Г. Записки министра. М„ 1973. С. 147-148.
   06. Платковский Семен Артемович родился 3 февраля 1903 года в с. Летяхи Красногорского района Орловской области, в семье крестьянина. Закончив в 1914 году сельскую школу, продолжить образование из-за трудного имущественного положения родителей не смог, поэтому остался в селе заниматься земледелием. В 1918 году поступил в школу 2-й ступени, там же вступил в комсомол, в сентябре 1921 года был мобилизован на должность продовольственного инспектора, с 1922 по 1925 годы Семен Артемович Платковский — секретарь Летяховского сельсовета. После службы в Красной Армии, с 1928 по 1938 годы, работал заведующим районными финансовыми отделами в Орловской области, в 1938 году был назначен заместителем заведующего Орловским областным финансовым отделом, а в апреле этого же года направлен в Хабаровск.
   07. Государственный архив Хабаровского края (1 АХК). Ф. 292. Он. I. Д. 1. Л.11; Ф. 389. Оп. 1. Д. 44. Л. 1-5; Д. 18. Л. 4, 8 и об.
   08. Там же. Ф. 389. Оп. 1. Д. 103. Л. 1-4; Ф. 192. Он 1.Д. 15. Л. 108; Д. 16. Л. 14-15; Ф. 292. On. 1. Д. 3. Л. 1-5.
   09. Там же. Ф. 389. Оп. 1.Д. 103. Л. 18-21: Ф. 192. Оп. 1.Д. 17. Л. 36-37; Ф. 292. Оп. 1. Д. 3. Л. 38.
   10. Там же. Ф. 192. Оп. 1. Д. 15. Л. 11, 22-43, 59-72.
   11. Там же. Л. 1-4.
   12. Там же. Ф. 192. Оп. 1. Д. 17. Л. 41 и об.
   13. Там же. Ф. 192. Оп. 1. Д. 18. Л.26-28, 30.
   14. Тамже. Д.19. Л. 1. 10.
   15. Там же. Л. 22.
   16. Там же. Л. 26.
   17. Тамже. Л.29.
   18. Там же.
   19. Тамже. Д.2 ГЛ. 19.
   20. Тамже. Л.1, 2, 10,23-25
   21. Тамже. Л.28.
   22. Там же.
   23. Там же. Л.48.

   

   А.Л. Анисимов, д.и.н., В.Л. Анисимов, Хабаровский педагогический институт, г. Хабаровск


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

   Памятник ветеранам ВОВ в селе Серышево

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Дальневосточники во второй мировой войне. Материалы региональной научно-практической конференции «Дальневосточники на фронте и в тылу» (октябрь 2010 г.). Изд.: Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского. Благовещенск, 2011
Электронная версия - Главный редактор портала "Амурские сезоны" Коваленко Андрей