Учителя - солдаты Родины О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      71
книги              71
панорамы       58
статьи        6805
фото           7317








Первый литературный портал:



Стихотворение
Согласные

Стихотворение
Наконец и угли догорели...






Разделы по теме

История Амурской области











Статьи по теме

Ветераны ВОВ



















































Учителя - солдаты Родины

23 декабря 2019 г.

   Чем дальше уходят от нас грозные военные годы, тем отчетливее м, видим и сознаем величие подвига, совершённого нашим народом.

   В годы Великой Отечественной войны наш народ победил благодаря массовому героизму, будничному труду миллионов советских людей разньц национальностей, возрастов и профессий. В этом массовом подвиге есть ц доля учителей.

   После окончания Великой Отечественной войны во многих школах Амурской области работали учителя-фронтовики. В Октябрьском районе более 20 учителей были солдатами Родины. В далекое довоенное время учителя были самыми почётными, уважаемыми людьми на селе. Они не только учили детей писать и считать, они прививали любовь к родной земле, к своему краю. Ходили с учениками в дальние походы, по местам боевой славы, изучали природу, вместе с воспитанниками оказывали помощь колхозам и совхозам.

   Слово «война» ворвалось в их жизнь подобно страшному смерчу, который в одно мгновение унёс их надежды и мечты. Война отодвинула далеко на задний план личное: любимую семью, интересную работу, приносившую им радость, она вплотную подвела их к общей цели - защите Отечества. С оружием в руках, по первому зову Родины, учителя встали на её защиту.

   С фронта приходили письма. Учитель Семен Яремовский писал: «Едем в районе Сталинграда через деревни Варваровка, Покровка, Песчановка. И кажется, что полыхает война в селах нашего района».

   Шесть учителей из Николо-Александровки отдали свои жизни, защищая Родину. Это Пискунов, Тиоктистов (к сожалению, имена их пока не известны), Попов Георгий Гаврилович, учитель физкультуры, Яремовский Семен Филиппович, учитель русского языка и литературы, Яремовский Яков Филиппович, учитель начальных классов, и директор школы Середа Николай Иосифович. Из семи учителей, ушедших на фронт, вернулся только Миронов Михаил Георгиевич. Дальнейшая судьба его не известна, в школах Октябрьского района он не работал.

   Есть люди, жизнь которых смело можно назвать подвигом. Они, как правило, всегда и во всем впереди, будь то грозные годы войны или мирный созидательный труд. Николай Петрович Масленников родился в 1920 году в л Исаково Немского района Кировской области. В 1939 г., после окончания педагогического училища, был направлен в Кагановичский район Амурской области, в зерносовхоз имени Мухина. Он работал учителем и заведующим начальной школы в с. Вольном. В годы войны сражался против немецко-фашистских захватчиков на Юго-Западном и Украинских фронтах. Участвоваи в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии.

   Чехословакии. За мужество, героизм и умелое ведение боя Николаю Петровичу »ласленникову в марте 1945 г. было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны Николай Петрович окончил Военно-политическую академию им. В И Ленина и служил политработником в Советской Армии.

   «Подвиг длиною в жизнь» назвали краеведы школы с. Восточного судьбу Чуркова Аркадия Фроловича. Окончив Иркутский педагогический институт в ]933 г., он приехал на Дальний Восток к родителям, которые переехали в Завитинский район из Казахстана. В Завитой стал работать учителем географии. Уроки Чуркова не ограничивались рамками класса и учебника. Он учил детей понимать и любить родную природу. Много им вместе с ребятами было исхожено троп по Амурской земле, а Завитинский район они исходили вдоль и поперек. Сколько было запоминающихся встреч с людьми, преобразующими наш дальневосточный край. В 1935 г. Аркадий Фролович был назначен директором семилетней школы зерносовхоза «Восточный». Молодой директор оказался удивительно энергичным, он своим энтузиазмом вовлек всех в воспитательный процесс. Возможно, поэтому после уроков жизнь в школе не замирала: физкультурники готовились к соревнованиям, работали кружки музыкальный и театральный. На уроках географии Аркадий Фролович завораживал ребят рассказами о путешествиях и приключениях.

   Война прервала благородный и гуманный труд учителя. Грозный танк Т-34 заменил ему учебный класс. Бывший преподаватель географии беспощадно утюжил своим танком, разил метким огнём ненавистного врага. В боях с фашистами А.Ф. Чурков защищал ту самую землю, любовь к которой прививал детям. Учитель-танкист при штурме Кенигсберга в апреле 1945 г. был ранен в голову. Аркадия Фроловича полуживого из горящего танка вытащили товарищи. Потом госпиталь, длительное лечение, инвалидность. Солдат полностью потерял зрение и частично слух. Еще в госпитале он понял, что вернуться в школу к любимой работе, увлекательным походам не сможет. Вернулся фронтовик с войны в сопровождении медсестры домой к родителям в Завитую. Будучи слепым, в 1958 году он написал книгу «Мы идём по тайге», в предисловии к которой отметил: «В этой книге мне хотелось в форме юного путешественника рассказать о природе Завитинского района Амурской области. Как удалось мне это сделать - пусть судит сам читатель». Последние годы Аркадий Фролович жил в г. Днепропетровске. Его не стало в 1967 году. Сколько мужества, стойкости и сил имел простой учитель из Октябрьского района.

   Алексей Тимофеевич Лысенко, учитель семилетней школы с. Трудового, Ушел на фронт в 1941 г. В бой вступил с первых дней войны. Часть, в которой °н воевал, по Варшавскому шоссе подошла к городу Туле. Защищая этот город °т врага, в день отбивали по 5-6 атак. Рядом с учителем плечом к плечу сражался его ученик Максим Мирошниченко.

   Между боями, на коротких привалах, Лысенко писал ученикам письма, в которых чувствовалась вера в победу, и эту веру через расстояния он передавал своим воспитанникам. Он писал: «Дорогие ребята! От всесокрушающего удара нашей родной Красной армии немецко-фашистские негодяи, мечтавшие отнять у нас Родину, бегут сейчас назад. Да бегут так, что головы свои теряют, и многочисленное вооружение, и боеприпасы. Бьют немецких душегубов и мародеров наши бойцы беспощадно!..»

   В письмах он часто описывал ужасы, которые чинили захватчики на оккупированной территории. Из фронтового письма: «Я видел труп казненного красноармейца. У него отрублены руки, ноги, пробита голова. Невдалеке лежит женщина...».

   В письме, опубликованном в газете «Большевистская правда» от 1 февраля 1942 г., Алексей Тимофеевич написал: «Гитлеровских людоедов мы бьём, бьём, бьём. И будем бить до тех пор, пока на нашей земле не останется ни одного фашистского мерзавца! Ребята! Крепко учитесь, уважайте учителей, будьте везде и во всем дисциплинированы!!! Ваш бывший учитель, ныне боец действующей армии товарищ Лысенко».

   В составе 39-й Краснознаменной стрелковой дивизии в должности командира стрелкового взвода Алексей Тимофеевич воевал на Дальнем Востоке. Из его воспоминаний мы узнали: чтобы овладеть городом Мулин, соединению, где служил Лысенко, потребовалось трое суток изнурительного марша, чтобы добраться до города. В Мулине располагался небольшой японский гарнизон, который считал невероятным появление советских войск. Внезапность заставила японцев без особого сопротивления покинуть город и рассеяться по окрестным сопкам. А также мы узнали об ожесточенном бое за город Муданьцзян, где располагались продовольственные и медицинские склады Квантунской армии. В этом сражении приняли участие несколько советских дивизий стрелкового корпуса и огромное количество боевой техники. Здесь противник оказал отчаянное сопротивление. Вот что вспоминал Алексей Тимофеевич: «С подходом дивизиона наших гвардейских минометов по позициям японских войск был открыт ураганный огонь. Перед заходом солнца японские части, бросая артиллерию, автомобили, стали спешно скатываться с перевала. С наступлением темноты город озарился пожарами. Это японские части взорвали административные здания, казармы... На рассвете мы спустились с перевала и увидели сам город, воздух был пропитан запахами лекарств, горелым рисом».

   После войны Алексей Тимофеевич вернулся в село Трудовое. И ещё долго работал в школе. На уроках истории большое внимание уделял патриотическому воспитанию на примерах боевых и трудовых подвигов жителей старшего поколения, участников Великой Отечественной войны.

   У Прасковьи Николаевны Дубинец было пять сыновей и дочь. Когда началась война, все пять братьев Дубинец ушли на фронт защищать Родину. Федор Иванович Дубинец до войны работал в Екатеринославской школе, преподавал русский язык и литературу в средних классах. Он последним из братьев покинул родной дом. Сражаясь на фронте, Федор Иванович узнал о гибели братьев Дмитрия и Владимира. Солдат дал клятву отомстить за близких ему людей. При освобождении города Риги он проявил отвагу и мужество, за что был награжден орденом Отечественной войны второй степени. Пять раз был ранен. Вернулся с фронта живым, но в школах Октябрьского района не работал. К сожалению, дальнейшая судьба его неизвестна.

   Кто знает, как бы сложились судьбы у Георгия Фроловича Енина и длександра Петровича Носова. Возможно, до самой старости они бы работали учителями в школах, если бы не война. Носов Александр Петрович окончил педагогическое училище в Ульяновской области и работал до войны в одной из школ. В годы войны он добровольцем ушел на фронт, воевал на Карельском фронте под Мурманском. Артиллерист, командовал огневым взводом. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». Из воспоминаний: «В этом суровом крае особенно активно действовала вражеская авиация, так как наша союзница в войне Америка поставляла морем к Кольскому полуострову продовольствие, оружие и боеприпасы». После войны поступил в Харьковское военно-политическое училище, по окончании которого молодой офицер получил назначение в гарнизон города Завитинска Амурской области. В 1953 г. демобилизовался и работал в райкоме партии Октябрьского района.

   Енин Георгий Фролович до призыва в армию работал в школе учителем начальных классов. В 1939 г. был призван в ряды Красной армии. Службу проходил в 4-м полку связи под Хабаровском. Незадолго до демобилизации, на учениях, связисты получили сообщение о вероломном нападении фашистской Германии на советскую землю. Из воспоминаний: «В день объявления войны мы находились научениях в районе села Анастасьевка. Мы, связисты, первыми узнали о нападении Германии на нашу Родину. И сразу вернулись в часть, где состоялся митинг, на котором наш полк был расформирован». Боец Енин получил назначение командиром взвода в 306-й батальон связи. В течение войны его взвод занимался укреплением пограничной зоны Приамурья.

   Когда началась война с Японией, важную роль в осуществлении управлением войсками играла устойчивая связь командиров частей со штабом. Такой связью обеспечивал командование взвод лейтенанта Енина. За участие в операции при взятии города Муданьцзян Георгий Фролович награжден орденами Отечественной войны второй степени и Красной Звезды. 2 сентября был радостный день. Пришла долгожданная Победа, закончилась Вторая мировая война. Взвод Енина обеспечивал связью наши войска до полного возвращения их из-за границы. Георгий Фролович вернулся с войны в 1946 г. и пошёл работать на узел связи с. Екатеринославки.

   Большой и славный боевой путь прошел Слуцкий Федор Филиппович. Война его застала в городе Алдане Якутской АССР, где он работал завучем в педучилище (учился в Московском пединституте имени В.И.Ленина, перевелся на заочное отделение и приехал по распределению жены в Якутию). Осенью 1942 г. Федор Филиппович ушел на фронт. От Воронежа до Вены воевал в пехоте артиллеристом. Был командиром расчета, командовал взводом, был старшим офицером противотанковой батареи. В 1944 году старший лейтенант был переведен в редакцию дивизионной газеты «Ворошиловец» 53-й стрелковой Дивизии, которая входила в состав 7-й Гвардейской армии. Демобилизовался в 1946 году, восстановился в институте. Через год получил диплом и был Направлен на Дальний Восток директором Петропавловского педагогического Училища. По дороге заболел тифом, а после излечения получил новое назначение - село Екатеринославка Кагановичского района. Слуцкий Ф.Ф. учитель-краевед, основатель Екатеринославского районного историке краеведческого музея. Все свободное время он отдавал развитию краеведческого движения в Октябрьском районе. Умер в 1989 году за рабочим столом в музее. Быстро бежит время, совсем мало осталось живых фронтовиков. И мы. живущие сегодня, должны знать и помнить победителей, потому что это наша история, поскольку нет в России семьи, которой не коснулась война.

   

   Л.Д. Мезенцева, Екатеринославский районный историко-краеведческий музей, Амурская область, с. Екатеринославка


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Дальневосточники во второй мировой войне. Материалы региональной научно-практической конференции «Дальневосточники на фронте и в тылу» (октябрь 2010 г.). Изд.: Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского. Благовещенск, 2011
Электронная версия - Главный редактор портала "Амурские сезоны" Коваленко Андрей