Исторические документы О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      71
книги              71
панорамы       58
статьи        6888
фото           7330








Первый литературный портал:



Стихотворение
Жизнь меняется постепенно...

Стихотворение
Солнышко взошло!...






Разделы по теме

История Амурской области











Статьи по теме

Исторические документы





























По делу проложения почтовой дороги между г.Благовещенском и станицей Поярковою








































   пунктуация и орфография сохранены

   1884 г. марта 24, №2137. — Господину Генерал-Губернатору Восточной Сибири

   Вследствие предложений Вашего Высокопревосходительства, от 19 января и 5 декабря минвшаго года за №№ 213 и 3090, имею честь представить следющия данныя о ходе постройки по вновь проэктированной дороге от г.Благовещенска до ст.Поярковой. Данныя эти, для удобства и ясности изложения, я разобью на следующие отдела:

   1. Изменение в направлении дороги против первоначальнаго предположения.

   2. Изменения в сооружениях первоначально проэктированных на основании краткаго соображения по стройств мостов, мостиков и гатей, представлянагося в Министерство Внтренних Дел при испрошении исчисленной по тому соображению сммы на устройство дороги.

   3. Заготовление материалов для дрожных соооружений.

   4. Распоряжения по возведению дорожных сооружений.

   5. Постройка почтовой станции Озерки.

   1. Изменение в направлении дороги против первоначальнаго предположения. По первоначальному предположению новая дорога от р.Зеи должна была идти на реку Хонинь-Хорха и затем левым ея берегом до пади, на которой лежит китайская деревня Малый Алинь. На всём этом протяжении местность низкая, топкая, удобная для проезда только в сухое время, а в наводение затапливается водою. Ещё в 1882 г., при объезде мною крестьянских селений, местные жители заявили мне, что при одновременной прибыли воды в Амуре и Зее вода здесь поднимается от 2 до 3 сажен и никакия сооружения не стоят против напора воды и неминуемо будут разрушены и снесены. Ввиду этого пришлось отказаться от первоначальнаго направления дороги в этом месте и избрать другое, тем более, что предстяли весьма значительные затраты на сооружения по этому участку. В обыкновенное время, когда нет наводнения, местные жители ездят вдоль Зеи на Владимировку и манчжурскую деревню Будунда, а оттуда на Алиньский увал, при чём участок от Владимировки до Будунды даже в дождливое время, удобен для проезда. Это направление мною было и указано для начала дороти от Зеи, а как участок от Владимировки до Будунды также затапливается, то я решил дорожныя сооружения начать только от Будунды. Соображения эти мною были высказаны лично Начальнику телеграфнаго округа и он, с своей стороны, прищнал также необходимым первоначальное прямое направление телеграфной линии изменить под углом - на Будунду, параллельно почтовой дороги. От такого изменения в направлении этого участка дороги и отказа от сооружений на тех местах, участка дороги и отказа от сооружений на тех местах, которыя заливаются водою, произошли следующия сокращения в работах:

   а) по первоначальному направлению на рч. Хонин-Хорха предположено было соорудить: 6 мостов длиною все вместе 102 саж. и гать длиною в 30 саж. На сооружения эти исчисленно было по краткому соображению 17507 р. 52 к.

   б) по новому направлению, на участке от Будинды до увала, предположено устроить, как это видно из предъявляемой при этом карты: три мостика длиною все вместе 12 саж. и две гати длиною в 316 саж. и на эти сооружения исчисленно 3140 руб. 58 коп., т.е. менее первоначального предположения на 14366 руб. 94 коп.

   II. Изменения в сооружениях, проектированных на основании краткаго соображения. Сметное исчисление на различныя дорожныя сооружения или краткое соображение, как оно названо составителем, областным архитектором Крыгиным, было выработано последним на основании описания местности по вновь проэктированной дороге, составленнаго чиновником особых поручений и землемером Лузиным, на котораго было позложено это дело после проезда Вашего Высокопревосходительства в июле месяце 1881 года. Таким исчислением и соображением я не мог удовлетвориться, почему поручил особой комиссии, под председательством Полковника Петрова и членов: областного архитектора Крыгина и землемера Лузина, объехать весь путь вновь проэктированной дороги и в точности выяснить и определить все неободимыя сооружения, а затем, пользуясь объездом Командира Амурскаго коннаго казачьяго полка, Полковника Чеснока казачьих посёлков, признал необходимым возложить и на него собрание лично и чрез местных жителей всех данных для вырешения окончательно вопроса о дорожных сооружениях. На основании данных комиссии и Полковника Чеснока составлены: окончательное соображение о дорожных сооружениях, с исчислением стоимости таковых и представляемая при этом карта вновь проэктированной дороги от Благовещенска, чрез Будинду до ст.Поярковой, на которой и нанесены все проэктированныя сооружения. Изменения против первоначальнаго предположения заключаются в следующем:

   а) исключены следующия прежде проэктированныя сооружения:

   1) Между станциями Озерки и Гильчинской-гать чрез Эльгузинскую падь в 30 саж. длины.

   2) Между деревней Гильчин и посёлком Ключевским - четыре мостика через пади длиною все вместе 10 саж. и гать в 15 саж.

   3) Между посёлками Ключевскми и Димским - пять мостиков длиною все вместе 9 саж.

   б) сделаны изменении в сооружениях, первоначально проэктированных:

   1) Мост через р.Гильчин определен в 10 саж. длины, вместо 12 саж.

   2) Длина гати через падь Грязную определена в 175 саж. вместо 150, при чём признано нужным настилку гати произвести двумя рядами фашинника, вместо одного

   3) Так же признано нужным настилку гати по долине р.Топкочь произвести в два ряда фашинника, а длина гати определена в 120 саж., вместо прежних 150 саж.

   4) Длина моста через р.Топкочь определена в 6 саж., вместо 5.

   5) Длина гати на правом берегу р.Завитой определена в 100 саж., вместо 160.

   6) Пункт для переправы через р.Завитую выбран выше прежде намеченнаго и длина моста через эту реку определена в 45 саж., вместо 63.

   7) От леваго берега Завитой до ст.Поярковой предполагалось соорудить: гать длиною в 350 саж. с фашинником в один ряд и семь мостиков через балки. В настоящее время выяснилось, что на этом участке необходимо соорудить: а) гать в 170 саж. длины, с фашинником в 5 рядов и двумя мостиками; б) две гати в 200 и 35 саж. длины, с фашинником в два ряда и пятью мостиками и в) три мостика через лога, все вместе длиною в 19 саж.

   На основании исключений и изменений против первоначальных предположений, указанных в настоящем (II) и предыдущем (I) пунктах, общая стоимость всех сооружений определена в 34871 руб. 76 коп., а с добавлением 10% с этой суммы на перевозку материалов (3487 руб. 17 коп.) в 38358 ру. 93 коп., т.е. меньше испрошенной и ассигнованной суммы (49010 руб. 62 коп.) на 10651 руб. 69 коп.

   III. Заготовление материалов. а) Заготовление строеваго и леснаго материала (бревен и досок). В местности, где пролегает проэктированная дорога совершенно не имеется строеваго леса, почему необходимо было озаботиться закупкою его в г.Благовещенске, куда обыкновенно, в летнее время, сплавляется лес различными предпринимателями. С другой стороны, встречалось громадное затруднение по сплаву этого леса, после покупки, в складочные пункты, так как дело это сопряжено с громадным риском. Таким образом возложить всю эту операцию, сопряженную с большою материальною ответственностию, на областнаго архитектора (а других свободных чиновников у меня не было и нет) я немог, тем более, что в тоже время требовалось и постоянное присутствие Крыгина в городе, где уже начались работы по возведению новой тюрьмы. Вследствие чего я поручил областному архитектору приискать лицо, которое взялось бы на свой страх и риск закупать лесные материалы и сплавлять в указанные мною складочные пункты: деревню Будинду; почтовую станцию №2; ст.Константиновскую; устье р.Дим, близь посёлка тогоже имени; и ст.Поярково. Такой предприниматель и нашёлся в лице купца Аверичева, который в навигацию прошлаго года исполнил принятое на себя обязательство вполне добросовестно и все необходимые лесные материалы доставил в указанные складочные пункты. Из этих последних, в зиму настоящаго года, материалы эти (бревна и доски) развезены к местам работ: на участок от Будинды до Гильчина включительно безвозмездно крестьянами Черемховской, Ивановской и Гильчинской волостей: на участке от Гильчина до Поярково казаками Константиновскаго станичнаго округа - небольшую часть безплатно, а большую за незначительную мною определённую плату, - каковое вознаграждение и признал необходимым дать, в виду малонаселенности, в сравнении с крестьянским, казачьяго населения и значительности материалов, подлежащих перевозке по этому участку. б) Заготовление фашинника для гатей: заготовление этого материала для участка от Будинды до Гильчина включительно возложено было мною на крестьянские общества Черемховской, Ивановской и Гильчинской волостей, что и исполнено ими безвозмездно в феврале и марте (Заготовление хвороста возложено только в зимнее время, так как он собирается преимуществено по островам и берегам Зеи и Амура), для участка же от Гильчина до Поярково заготовление фашинника рапределено между крестьянами Завитинской волости и казаками Константиновского округа, при чем в виду значительности заготовления определил плату 2 руб. 50 коп. за сажень (по сметному исчислению назначено 4 руб.):

   IV. Распоряжения по постройке дорожных сооружений. Для постройки дорожных сооружений дорога разделена на два участка: от Будинды до Гильчина включительно и от Гильчина до Поярково. Работы по первому участку сданы купцу Аверичеву, по контракту, заключённому с ним 24 сего марта; а по второму - казачьему населению под наблюдением командира полка, Полковника Чеснока, который и распределил работы по участку между посёлками Константиновского округа. Все работы по обоим участкам предположено окончить к 1 октября настоящаго года.

   V. Постройка почтовой станции Озерки. По смете на постройку почтовой станции исчисленно 7007 руб. 17 коп., из этой суммы подлежало отчислению в технический капитал 194 руб. 17 коп., а действительныя работы определены на сумму 6812 руб. 63 коп. Не имея возможности возложить постройку станции хозяйственным способом на областнаго Архитектора, который не может часто отлучаться из города для наблюдения за работами, я предполагал постройку эту передать почтосодержателю почтовой станции №1, переходящему, с открытием дороги, на станцию Озерки, но он заявил цену столь высокую, что я не мог принять его предложение. После того явился ко мне купец Аверичев, с заявлением взять постройку станции за 6500 руб. Аверичев известен мне по постройке храма в селе Ивановском, как добросоветсный исполнитель-строитель. Я предложил ему за постройку станции 6250 руб., он принял это предложение и 14 мая минувшаго 1883 г. заключен был с ним контракт. Работы по постройке станции в настоящее время уже окончены, за исключением окраски окон, дверей и крыш, что отложено до наступления теплаго времени, почему в начале сего месяца назначена была мною комиссия для осмотра произведённых работ, которыя найдены доброкачественными и соответствующими смете и плану.

   В заключение имею честь высказать о необходимости устроить постоянное паровое сообщение через реку Зею. В настоящее время перевоз сдается городом в аренду, с торгов; арендатор, как это было до настоящаго времени, заводит два небольших баркаса и переправа совершается ан веслах. Такой способ переправы возможен только в малую и среднюю воду. При половодьи же и разливе Щеи сообщение должно прекращаться, так как баркасы не мор\гут подниматься вверх по Зее, примерно до манчжурского селения Будинды, где левый берег Зеи уже не заливается. Чтобы устранить это важное неудобство, я обращался к городскому голове с предложением устроить от города паровое сообщение или предложить кому либо взять на себя это дело, с небольшой субсидиею от казны, которую я обещал исходатайствовать. Предложение поступило только одно - от пароходовладельца Пахолкова, но он, увеличивая ныне существующую таксу за перевоз, предъявил не возможныя для казны условия, именно он просит о выдаче при заключении контракта, единовременной субсидии в 20-ть тыс. руб., почему и предложение это не могло быть принято. Город, без всякаго сомнения, не примет на себя заботу по устройству столь необходимаго пароваго сообщения через Зею и придётся обратиться к частным предпринимателям, едва ли пожелающим взять на себя это дело без некоторой субсидии от казны. Чтобы не испрашивать особаго для этого ассигнования, я полагал бы предназначить для этой субсидии весь остаток от ассигнованной на постройку дороги суммы. Остаток этот, как видно из настоящаго донесения, ожидается в сумме 10 1/2 тыс. рублей, но я полагаю, что он будет больше. Представляя это на благоусмотрение Вашего Высокопревосходительства, испрашиваю ходатайства Вашего об оставлении в моём распоряжении всей суммы, имеющей остаться от ассигнованных 49 тыс. руб. на постройку дороги, для выдачи с разрешения Вашего Высокопревосходительства субсидии тому предпринимателю, который взялся бы устроить и содержать помянутое паровое сообщение через Зею.

   Приложение. Карта вновь проэктированной почтовой дороги от г.Благовещенска через деревню Будинду до ст.Поярковой, с показанием вновь проведённой телеграфной линии и мет требующихся по дороге сооружений.

   

   Подписал: Военный Губернатор, Генерального Штаба Генерал-Майор Лазарев.


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

   


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Сборник Главнейших официальных документов по управлению Восточною Сибирью. Том VIII. Часть II. Вопросы пограничные, льготы городам и селениям, Амурскому пароходству; о морских и сухопутных сообщениях; о мерах к улучшению бытовой обстановки войск Приморской области; о рыбопромышленности около о.Сахалина
   Электронная версия - Коваленко Андрей, главный редактор портала "Амурские сезоны"