Исторические документы О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      71
книги              71
панорамы       58
статьи        6888
фото           7330








Первый литературный портал:



Стихотворение
Камень материнской любви

Стихотворение
И снова — море...






Разделы по теме

История Амурской области











Статьи по теме

Исторические документы





























Отношение о перенесении в глубь страны почтовой дороги между г.Благовещенском и станицей Поярковою в Амурской области











































   пунктуация и орфография сохранены

   1882 г. мая 3. — Господину Министру Внутренних Дел

   Участки почтовой дороги и телеграфной линии от г.Благовещенска до станицы Поярковой, проходя почти на всем 155-верстном протяжении низменною местностью и у самаго берега Амура, ежегодно подвергаются значительным повреждениям от наводнений, при чём в некоторых местах вода поднимается на столько, что затопляет столбы на всю их высоту. Такия неблагоприятныя условия местности в связи с затруднениями, с которыми сопряжено следование по линии и приискание по ней рабочих средств вообще, при наводнениях-же в особенности: с одной стороны лишают телеграфное ведомсттво возможности осдержать помянутый участок телеграфной линии в надлежащей исправности, а с другой не дозволяют местной администрации принять меры к лучшему устройству почтовыой дороги.

   Почтовое сообщение по этому участку производится: летом по Амуру на пароходах, а зимою рекою же по льду; во время разлива Амура и рекостава сообщения никакого не бывает в течение нескольких недель.

   Местность эта обращает на себя особое внимание потому обстоятельству, что на ней по берегу Амура на протяжении 66 вёрст в длину от р.Зеи до ст.Низменной и на 20 верст в глубь края, размещается 14 тысячное население китайских подданных, оставшихся по Айгуньскому договору на нашей территории но в ведении китайскаго правительства. Сзади китайскаго населения, на начинающемся плоскогорьи, никогда не заливаемом Амуром, поселены наши казаки и крестьяне, могущие доставить, в случае надобности, достаточныя рабочия руки.

   По этой почтовой дороге по почтовому дорожнику 1880 года (ст.83) находятся следующие почтовыя станции:
   Станция №1 - 26,75 в.
   Неожиданная (станция №2-й) - 21 в.
   Низменная - 25,5 в.
   Константиновка - 26,75 в.
   Сычёвка - 20,75 в.
   Пояркова - 33,75 в.
   Всего 6 перегонов и 154,5 версты.

   Казённые станционные дома имеются только на первых двух станциях №1 и №2, во всех прочих местах станции помещяются в частных домах почтосодержателей. Из прилагаемых у сего двух протоколов, составленных 27 июня 1881 года обслатным архитектором Амурской области и командиром 2-й сотни амурскаго коннаго казачьяго полка, видно, что строения обеих станций пришли в совершенную негодностьи должны быть капитально ремонтированы или заменены новыми. На обеих станциях помещения выстроены были в 1866 году; материалы заготовлены на счёт бывшаго военнаго капитала, а 1200 рублей за работу уплачены заимообразно из хозяйственных сумм Амурской конной бригады, в счёт коих возвращено всего 231 руб. 59,75 коп.

   Телеграфное ведомство имеет на этом участке телеграфную станцию в станице Константиновской, меду тем гораздо выгоднее для сего была бы станица Пояркова, в которой, вследские удобства, представляемаго заливом Амура, каждую зиму остаются на зимовку суда и пароходы, имеющие весьма существенную надобность в телеграфном сообщении.

   Для ограждения телеграфной линии от повреждений наводнениями и получения возможности с большими удобствами производить ея ремонт, начальник Благовещенского телеграфнаго округа возбудил вопрос о переселении линии между г.Благовещенском и ст.Пояркова далее от берега на возвышенность и направление ея через поселения Владимировку, Алин, Гильчин и Ключи, то есть на путь, по которому непрекращается позможность телеграфнаго собщения даже во время разлива и где самая длина линии уменьшится противу настоящей на 33 верста. Вместе с тем начальник округа вошёл в сношение с Военным Губернатором Амурской области о перенесении на новое направление и почтоваго пути.

   Амурский Губернатор подобное перенесение почтоваго тракта в глубь страны нашёл нетолько возможным, но и крайне желательным по следующим соображениям.

   1) Новый путь будет короче нне существующаго, от 32,5 до 37 вёрст и будет иметь одною почтовою станциею меньше, а именно:
   Ст.Озерки - 30 вёрст летом, 25 - зимою
   Ст.Гильчин - 26 вёрст
   Ст.Ключи - 25 вёрст
   Ст.Дим - 25 вёрст
   Ст.Пояркова - 16 вёрст
   Итого 122 версты зимою и 117 вёрст летом (здесь - ошибка в вычислении суммы: Прим.К.А.)

   По другим сведениям путь будет ещё короче, а именно в 115 вёрст, но до производства трассировки дороги осторожнее взять несколько большия цифры. Сокращения пути на 33 версты поведёт к уменьшению расходов казны на выдачу прогонов и притом не единовременно, а постоянно.

   2) На этих нынешних станциях подержатся по три пары лошадей, годовая плата за коих, в текущее трёхлетие 1881-1883 год. составляет сумму 10079 руб., а именно:
   За станцию №1 уплачивается 1410 руб.
   За станцию №2 уплачивается 2265 руб.
   За станцию Низменную уплачивается 1699 руб.
   За станцию Константиновскую уплачивается 2255 руб.
   За станцию Сычёву уплачивается 2450 руб.
   Итого - 10079 руб.

   Согласно кондициям содержатели почтовых станций обязаны перевести почтовых лошадей на другую дорогу без особаго вознаграждения, а потому переводя лошадей со станций:
   №1 - в Озёрскую, как приблизительную
   №2 - в Гильчин
   Константиновки - в Ключи
   и Сычёвки - в Дим

   останется в сбережении плата за лошадей, содержимых ныне на ст.Низменной, в размере 1699 ируб. ежегодно. Станции в Гильчине, Ключах и Диме будут помещены в домах почтосодержателей без всякаго вознаграждения; помещение для станции в Озерках придётся выстроить, так как в этом пункте не имеется свободных домов.

   3) Дорога эта, проходя по местностям населённым русским людом, будет служить и транспортною дорогою для населения.

   4) На старой дороге переправа через реки Хони-Курган и Гильчин производятся на паромах, содержимых казаками Амурскаго войска по наряду, весьма тяжёлому для войска и об освобождении от коего поступают настоятельным представления казачьяго управления; на новой дороге через те же речки возможно устроить мосты и наряд казаков тогда прекратится.

   5) Устройство новой дороги послужит началом проведения необходимаго полезнаго пути от Хабаровки до Сретенска, столь важнаго для Амурскаго края, в котором, как весною и осенью, на несколько каждый раз недель, совершенно прекращается всякое сообщение кроме телеграфнаго, и наконец,

   6) Дорога эта, проходя сзади китайскаго населения, даст возможность ближайшего и более удобнаго за ним наблюдения, а с тем вместе и составить естественный рубеж, за который нельзя уже будет переходить китайцам, постоянно ныне стремящимя к новым захватам внутри края.

   Соглашаясь по этим доводам дать дальнейший ход предположению о перенесении почтовой дороги между г.Благовещенской и ст.Поярково на новое направление, и предложил Военному Губернатору Амурской области составить ближайшия соображения о стоимости постройки новой станции в Озерках и дорожных сооружений на новой линии.

   Из полученных ныне данных оказывается:
   первое, что возведение станционных построек обойдётся по прилагаемым у сего плану и смете до 7007 р. 17 копеек, и
   второе, на устройство мостов, мостиков и гатей, по соображениям областного архитектора, необходимо 49019 р. 62 к., считая в том числе 44555 р. 11 к. собственно на работы по ценам для Благовещенска и 4455 р. 51 к. надбавки (10%) для покрытия расходов во всех пунктах пути, где цены могут оказаться выше уже по одному тому, что многие материалы придётся привезти из г.Благовещенска.

   Всего следовательно на устройство новаго почтоваго пути потребно 56,017 руб. 79 коп.

   Предполагая строить дорогу хозяйственным способом, по отсутствию в крае подрядчиков и совершенной безнадёжности объявления торгов, Военный Губернатор Амурской области ходатайствует об отпуске всей этой суммы в его распоряжение, с обязательством по окончании работ представить отчёт в виде сметы. К сему Генерал-Майор Лазарев прибавляет, чт соображения о работах составлены крайне экономно, а потом исчисленная сумма не только не преувеличена, но скорее менее дейсвтительно потребной в виду возможнаго повышения цены, особливо на рабочия руки.

   При отсутствии в крае населения, которое можно бы привлечь по закону к отбыванию натуральных повинностей, всю исчисленную сумму 56,017 р. 79 к. следует отнести на счёт Государственного Казначейства. В видах облегчения Казначейства, я полагаю возможным станцию в Озерках построить на счёт Амурскаго кредита, назначаемаго в моё распоряжение, с отпуском из него потребных на это 7007 р. 17 к. в течении двух лет, так как в один год выделить такую сумму за множеством других расходов невозможно.

   Сообщая о вышеизложенном Вашему Высокопревосходительству, честь имею покорнейше просить исходотайствовать разрешение на перенесение дороги с отпуском исчисленных выше денежных сумм. Затрата 60 т.руб. по моему будет вполне производительна. Считая по 6%, сумма эта даст в год 3600 руб., которые покроются во первых сбережением от содержания лошадей на упразднённой станции, что даст 1699 руб. и во вторых сокращением расходов от прогонов за меньшее на 33 версты пртяжение дороги. Конечно, трудно с точностию определить, сколько именно будет сбережено от уменьшения прогонов, но следует допустить, что во всяком случае сбережение это выразится покрайней мере суммою 1900 руб., которые вместе с сбережениев в 1699 руб. от оплаты за лошадей составит проценты на затрачиваемый капитал.

   Подписал: Генерального Штаба Генерал-Лейтенант Д.Анучин.

   

   


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

   


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Сборник Главнейших официальных документов по управлению Восточною Сибирью. Том VIII. Часть II. Вопросы пограничные, льготы городам и селениям, Амурскому пароходству; о морских и сухопутных сообщениях; о мерах к улучшению бытовой обстановки войск Приморской области; о рыбопромышленности около о.Сахалина
   Электронная версия - Коваленко Андрей, главный редактор портала "Амурские сезоны"