город Тында О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      71
книги              71
панорамы       58
статьи        6881
фото           7330








Первый литературный портал:



Стихотворение
Кокетки

Стихотворение
Острова. А помнишь лето странное...






























Тында
Тында меняет облик

24 мая 2021 г.

   На страницу г.Тында

   

   Москвичи подробно вникали в вопросы создания нового города. Архитекторы разрабатывали скверы и улицы, проектировали жилые дома, здания учреждений культуры, быта, поликлиники, больницы, школ, детских садов, яслей, магазинов. Тында постепенно вырисовывалась как новый московский микрорайон с главной улицей Красная Пресня. Его центральная часть застраивалась белоснежными девятиэтажными домами, конструкции и детали которых изготавливались в Москве, но с учетом природно-климатических условий Тынды: значительно были утеплены наружные панели, столярные изделия для окон выполнялись с тройным остеклением. Колорит Москвы можно было заметить во многих зданиях, возводимых шефами – коллективом управления «Главмосстрой» на БАМе, руководил которым долгие годы Ю.Г.Коростышевский. Впоследствии, продолжили его дело А.В.Лобынцев и А.П.Рощин.

   Строительство города под постоянным контролем держал московский городской комитет КПСС. Не раз приезжали сюда руководящие работники горкома – познакомиться с условиями работы на месте, оказать конкретную помощь градостроителям.

   В 1982 году москвичи порадовали строителей и железнодорожников сдачей в эксплуатацию самого крупного на БАМе больничного комплекса, в состав которого вошли поликлиника на 750 посещений в смену, хирургический комплекс на 300 коек, инфекционный и детский корпуса и ряд других объектов. Еще через год распахнул двери торгово-общественный центр, который по градостроительным нормам мог обеспечить культурное и бытовое обслуживание микрорайона на 20 тысяч жителей. В едином комплексе здания ТОЦа – Дворец культуры железнодорожников, крупнейший в городе универмаг, продовольственный магазин, почта, аптека, сберкасса.

   - Тот облик, который приобрела Тында всего за десять лет, - отмечал бригадир Анатолий Гусев, выступая на страницах газеты «БАМ» 9 августа 1985 года, - это в основном, наша работа. Можно добавить, что все без исключения объекты сданы с опережением сроков строительства и с высоким качеством. Вместе с Тындой, если можно так выразиться, хорошел и коллектив Главмосстроя, прочно обживаясь на новом месте, он активно не только трудиться, но и отдыхает. В клубе «Зарядье» кроме зрительного зала есть помещения для кружковой работы. И они не пустуют: более ста наших работников занимаются в драматическом, хоровом, вокальном кружках, здесь собираются любители домоводства. Действует агитбригада «Мастерок», театр миниатюр, клуб любителей искусства. На сцене клуба регулярно выступают артисты, совершающие свои гастрольные поездки по БАМу.

   Очень многое связывает нас с Тындой, размышлял Анатолий Гусев со страниц печатного органа. Мне лично, приехавшему сюда с первым отрядом многое помнится. Первый куб бетона в фундаменте первой девятиэтажки, первая свадьба, рождение первого тындинца в среде москвичей, первые новоселья в только что построенных нами первых высотных домах Тынды. Появились и первые награжденные. А всего за прожитое десятилетие 39 человек были удостоены орденов и медалей СССР за ударный труд на строительстве города.

   Вспоминал о прожитых на БАМе годах и Мусаиб Аюбов. Накануне заселения первого шестнадцатиэтажного дома (а произошло это в 1985 году накануне 68-й годовщины Великого Октября), он рассказывал журналистам газеты «БАМ»:

   «Три года понадобилось моей комплексной бригаде, чтобы освоить новый проект, поднять две шестнадцатиэтажки, а рядом заложить еще два фундамента. Много это или мало? Много, если учесть, что такие дома впервые возводятся в северных условиях. Но это был не эксперимент. Несколько лет назад архитекторы «Моспроекта», обсуждая проект дальнейшей застройки Тынды, решили особо украсить город, сделать его не похожим на другие. В работу включились главный архитектор проекта В.Гудков и конструктор В.Павлов. Они и «вписали» шестнадцатиэтажки в центральную часть города. Возводить дома было трудно, требовалось применить свое, особое мастерство и знания. Все пришлось делать впервые. Сборкой панелей занимались высококвалифицированные монтажники и электросварщики Леонид Коваленко, Сергей Зубов, Сергей Вертиховский, Владимир Мирошниченко. Они успешно справились с заданием. Среди звеньев лучшими были звенья Сергея Гамидова, Юрия Никитина, Юрия Петрова, Владимира Ижболдина. Быстро и добротно вели они все работы. На отделке квартир особенно хорошо потрудились бригады штукатуров-отделочников Анны Соколовой и Павла Кузина. Мы совершили тогда настоящий трудовой подвиг…»

   Заметный след трудовой активности оставила в городе и бригада Владимира Негреева.

   В 1986 году был сдан в эксплуатацию вокзальный комплекс в виде огромной птицы, получивший на международном конкурсе в городе София вторую поощрительную премию за оригинальность архитектурного решения фасада, своеобразную планировку, отделку внутреннего и внешнего пространства, живописность и пластику. Авторы проекта В.Гудков и А.Козлов использовали все средства архитектурного творчества и создали настоящий шедевр архитектуры, а московские строители успешно осуществили реализацию этого проекта. Здание является самым высоким железнодорожным вокзалом на Дальнем Востоке. По площади вокзал считается самым большим в Приамурье – 400 кв. метров.

   В год 45-летия города уместно вспомнить москвичей-первопроходцев. Первым начальником управления был Юрий Григорьевич Коростышевский. Это на его плечи легла вся ответственность за работу посланцев Москвы на БАМе. Он много сделал в организации технологической цепочки монтажа деаятиэтажек, объектов социальной сферы. Вернулся Коростышевский в столицу лишь после того, как была выполнена основная часть строительно-монтажных работ на тындинской площадке.

   Начальник общестроительного участка № 1 Николай Николаевич Дубасов. Коллектив участка занимался строительством жилых 9-этажных домов, монтировал торговый комплекс «Арбат», среднюю школу № 1, детский сад на 250 мест и другие объекты. В большинстве своем работа Дубасова была тесно связана с бригадой Анатолия Гусева. В имении организовать работу на стройплощадке под стать ему был и старший прораб Михаил Алексеевич Ляликов.

   Евгений Алексеевич Голышков. На строительство БАМа приехал в 1974 г. с отрядом «Московский комсомолец» и вместе с бойцами стал готовить площадку под строительство поселка Новотындинский, затем, в декабре 1974 года отправился с первым десантом на будущую станцию Кувыкта. В составе бригады В. Степанищева рубил просеку, монтировал водопропускные трубы. В октябре 1976 г., перешел к московским строителям. Работал в составе бригады А. Гусева на строительстве разных объектов вплоть до ликвидации в Тынде управления Главмосстрой. Живёт в городе до настоящего времени.

   Маляры из бригады Валентины Ляликовой - Наталья Сотникова, Галина Бутова, Татьяна Иванова, Людмила Добромыслова, Марина Аббасова приехали из Москвы строить Тынду. Несмотря на молодость, они стали настоящими мастерами своего дела, неоднократными победители социалистического соревнования начало 1980-х годов.

   Павел Иванович Кузин – знаменитый в Главмосстрое бригадир штукатуров, мудрый, заботливый, справедливый, прекрасный организатор, с огромным опытом в строительстве (участник строительства множества очень значимых московских объектов, в т.ч. и на ВДНХ). Константин Иванович Зубанов – многие годы возглавлял объединённый постройком московских организаций в Тынде, опытный строитель, Вера Казакова – инженер ПТО. Все они доработали до ликвидации Управления.

   Москвичи проявляли активность и в общественной жизни города, красочно оформляли праздничные колонны во время значимых советских и международных праздников. На одном из снимков - первомайская демонстрации, начало 1980-х годов. В центре - лучший мастер отделочного участка Людмила Волокушина (Берёзкина), рядом – энергетик Анатолий Власенко, крайний – прораб Юсим Степанович Николаев, строитель и Москвы и Тынды. Начинал рабочим, овладел многими специальностями. Его руками облицована мрамором лестница в ГДК «Русь» (ДКЖ «Октябрь»), лестницы и гранитные полы в первых двух вставках между 16-ти этажными домами. Под его руководством велись облицовочные работы натуральным камнем в здании железнодорожного вокзала.

   Одним из лучших прорабов на стройке считался Виктор Дмитриевич Берёзкин. На строительство города Тынды приехал из Москвы в 1981году. Работал в Москве плотником, мастером, прорабом в СУ-48 УС Главмосстрой. В Тынде принимал участие в строительстве больничного комплекса и сложнейших 16-и этажных домов. Строительство объектов такой этажности в зоне вечной мерзлоты и сейсмичности до 7 баллов, в то время считалось уникальным в нашей стране. В Тынде женился на мастере отделочного участка Л. Волокушиной, их дочь и сын – тындинцы. В Москву семья вернулась в 1989 году. Лучшими годами своей жизни считают Березкины, были бамовские годы.

   Замечательный след трудовой деятельности оставили в Тынде бригадиры общестроительных комплексных бригад - Анатолий Кузьмин и Владимир Негреев, возводя, в основном объекты соцкультбыта. Особая благодарность ветераном Главмосстроя, которые долгие годы трудились в Тынде. Это Анатолий Дмитриевич Гусев, Мусаиб Велимагомедович Аюбов, Анатолий Иванович Кузьмин, Владимир Васильевич Арзамасов, Владимир Савельевич Колесников, Александр Александрович Казаков, Александр Денисович Денисов, Павел Иванович Кузин, Алексей Иванович Тенихин, Николай Росляков, Алексей Филин.

   

   ***

   

   Большая заслуга в становлении столицы БАМа принадлежит первому секретарю Тындинского городского комитета КПСС Ю.А.Есаулкову. Свою лепту в формирование и развитие городского хозяйства внесли председатели горисполкома С.А.Пекарский, Д.В. Полубинский, В.Г. Федулов, А.И. Терещенко, В.Н. Павлюков, мэр Тынды М. Б.Шульц.

   Огромное значение для развития города имело решение директивных органов об организации в системе МПС Байкало-Амурской железной дороги. Центром управления новым транспортным предприятием России была определена Тында. Организация самостоятельной дороги имело огромное значение, прежде всего, для освоения зоны БАМа, обеспечения комплексного строительства магистрали и ускорение ее сдачи в постоянную эксплуатацию. С созданием БАМ ж.д. новые денежные вливания ожидали и Тынду. Руководство дороги за годы существования Управления успело кое-что сделать, но этого оказалось явно недостаточно. Временных рамок не хватило для осуществления планов и задумок. Дорогу расформировали и все рухнуло. Пришлось довольствоваться тем, что осталось от дороги, то есть Тындинским отделением.

   

   ***

   

   Рассказывая о прошлом города Тынды нельзя обойти фигуру начальника Главбамстроя, заместителя министра транспортного строительства СССР Константина Владимировича Мохортова. Он больше, чем кто-либо из руководителей, занимался Тындой: от проектирования до строительства. Тында для Мохортова была объектом особого внимания. Хотя и другие бамовские города и поселки в этом смысле не были обойдены. Он скрупулезно вникал в процесс застройки, близко к сердцу принимал облик каждого вокзала на БАМе, постоянно требовал от проектировщиков помимо добротности и качества еще и нестандартных архитектурных решений того или иного объекта.

   

   Шестак Иван


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Шестак И. - "Главный город Магистрали". 2020 год
   Электронный вариант - Коваленко Андрей, Главный редактор портала "Амурские сезоны"