город Тында О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      71
книги              71
панорамы       58
статьи        6812
фото           7322








Первый литературный портал:



Стихотворение
Солнышко игривое

Стихотворение
Дочь тишины






























Тында
БАМ, концепция градостроительства

26 апреля 2021 г.

   На страницу г.Тында

   

   Наполненный высоким патриотизмом лозунг «БАМ строит вся страна» относился не только к строителям, железнодорожникам, поставщикам технологического оборудования и строительных материалов. Реализация этого лозунга начиналась с разработки проектных решений, основной градостроительной концепции развития зоны БАМа, с определения замысла планировки и застройки каждого населенного пункта на магистрали. Разрабатывая градостроительные документы на долгосрочную перспективу, проектировщики первыми изучили и учли все многообразие объективных условий региона и субъективных факторов его хозяйственного освоения, определили основные пути развития городов и поселков будущих крупных народнохозяйственных комплексов.

   Основополагающим градостроительным документом стала Генеральная схема районной планировки зоны влияния БАМа. Она была разработана по заданию Госстроя РСФСР институтом «Гипрогор» при участии 20 научно-исследовательских и проектных институтов. В состав авторского коллектива входили архитекторы-градостроители, экономисты, социологи, инженеры. Генеральная схема стала первым проектно-планировочным обобщением перспективных планов многих министерств и ведомств, предложений ученых и специалистов, определила принципиальные направления и планировочные основы комплексного развития зоны БАМа.

   Каким представлялся единый архитектурный ансамбль магистрали, протянувшейся более чем на 3000 км, и возможно ли вообще его создание при таком большом количестве проектных и строительных организаций? Отметим, прежде всего, что «единый» вовсе не означал «единообразный», т.е. создаваемый по единому образцу и шаблону. Архитектурное единство авторам Генеральной схемы виделось в многообразии градостроительных приемов, в сочетании многонациональных архитектурных решений, найденных зодчими всех союзных республик бывшего Советского Союза.

   Этому, безусловно, способствовал обязательный учет, как региональных особенностей трассы, так и специфических факторов хозяйственного освоения примыкающих к ней территорий. Их не освоенность, удаленность от сложившихся промышленных и культурных центров, сложность и разнообразие суровых природно-климатических условий, зачастую выдвигали противоречивые требования к планировке и застройке населенных мест. Поэтому с самого начала поиска градостроительной концепции были выработаны единые требования к архитектурно-планировочной организации населенных мест на БАМе. Главные из них – максимальная компактность и плотность застройки; четкость архитектурно-планировочного построения, ясность композиции, основанная на том, что главными ее осями должны стать улицы, ведущие к железнодорожному вокзалу, производственной зоне и общественному центру.

   Если рассматривать каждый поселок БАМа как единый градостроительный ансамбль, то его главным элементом, безусловно, является здание железнодорожного вокзала. В архитектуре вокзалов нашли наиболее полное выражение традиционные формы и черты национальных архитектурно-художественных школ всех союзных республик, участвующих в сооружении и обустройстве БАМа. В результате, надо отметить, что ни один из бамовских поселков не похож на другой, каждый имеет свое, неповторимое лицо. С этой позиции наиболее ярким градостроительным достижением на БАМе, безусловно, является Тында.

   Город расположен в северо-западной части Амурской области на берегах таежной реки Тында на высоте 500 метров над уровнем моря и представляет из себя основной транспортно-распределительный узел Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, административный и культурный центр Тындинского района. Это самый высокорасположенный город Амурской области.

   Его будущее с началом строительства железнодорожной линии Бам-Тында не предвещало ничего особенного. Дорога не внесла коррективы в размеренную жизнь таежного поселка, каким являлся в те годы Тындинский. Все шло своим чередом. Управление строительства «Бамстройпуть» базировалось в Сковородино, его подразделения – на станции Бам, откуда и началась рубка просеки, отсыпка первых кубометров земполотна, где произведен первый взрыв, уложено первое звено новой магистрали.

   Тындинскому поселковому Совету, партийному и советскому руководству района, стройка в первый год не доставляла хлопот. Все изменилось в первом квартале 1973 года, когда управление строительства «Бамстройпуть» завершила передислокацию управления и подведомственных подразделений из Сковородино в Тындинский. Кроме СМП-544, автобазы, отделения временной эксплуатации, переброшенного с железнодорожной линии Кунград-Бейнеу, в поселке высадились и субподрядчики: МК-116, МК-94 треста «Сибстроймеханизация», мостостроительный поезд № 448 треста «Мостострой-8», СМП-868 треста «Транссвязьстрой», СУ-87 треста «Трансвзрывпром».

   Стала подтягиваться группа заказчика, созданная при Забайкальской железной дороге, другие организации. Пришлось многим и о многом призадуматься, А тут еще ЦК ВЛКСМ подбросил масла в огонь. 22 февраля 1973 года строительство железнодорожной линии Бам-Тындинский ЦК ВЛКСМ объявляет Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Время требовало перестройки своей деятельности не только поселковому Совету, райкому и райисполкому, всем организациям поселка и района. Прибывающих строителей нужно было обеспечить жильем, питанием, предоставить кучу житейских услуг. Менялся уклад жизни всех жителей района.

   Это прекрасно понимал первый секретарь Джелтулакского районного комитета КПСС Александр Максимович Софронов и председатель райисполкома Виктор Константинович Сухоносов. И хотя они не один год провели на ответственных должностях и имели опыт партийной и хозяйственной работы, обрушившиеся на поселок житейские перемены, доставляли немало хлопот первым руководителям. Еще более ответственным представлялось будущее района, с которым они познакомились. Справятся ли они с ними, покажет время, а пока надо было решать комплекс проблем, которых становилось с каждым днем все больше. И одна из них – строительство будущего городка эксплуатационников.

   Отмечу, что и А.М.Софронов и В.К.Сухоносов старались влиться в комсомольскую атмосферу стройки и делали все возможное для удовлетворения потребностей строителей и жителей поселка. Судя по всему, устраивала их работа и Амурский обком партии. И, наверное, они еще долго бы руководили районом, не появись в Тынде группы работников ЦК КПСС, прибывших в поселок с инспекторской проверкой. Тут все и началось. Способствовало разгрому местных властей и постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали», вышедшее в свет 8 июля 1974 года. Оно требовало другого подхода к решению, стоящих перед временем проблем и проверяющие, оказавшись в Тынде в конце 1974 года, подвергли местных властей жесткому прессингу. Их не устраивало буквально все, что делалось в поселке и в районе. Выводы последовали незамедлительно. Первый секретарь райкома КПСС и председатель райисполкома были освобождены от занимаемых должностей. Конечно же, лишились должностей и другие работники райкома и райисполкома. Уволили заодно и редактора газеты «Авангард».

   Байкало-Амурская магистраль требовала новых руководителей, способных взвалить на себя весь груз ответственности за город, район, стройку. Амурский обком КПСС, учитывая опыт управленческой, партийной и хозяйственной деятельности, незаурядные организаторские способности, направляет в Тындинский - на Центральный участок БАМа- второго секретаря Зейского райкома КПСС Юрия Афанасьевича Есаулкова, где коммунисты избирают его первым секретарем Джелтулакского районного комитета партии.

   

   Шестак Иван


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Шестак И. - "Главный город Магистрали". 2020 год
   Электронный вариант - Коваленко Андрей, Главный редактор портала "Амурские сезоны"