город Тында О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      71
книги              71
панорамы       58
статьи        6812
фото           7322








Первый литературный портал:



Стихотворение
Солнышко игривое

Стихотворение
Дочь тишины






























Тында
Городу - быть!

19 апреля 2021 г.

   На страницу г.Тында

   

    В 1932 году, когда впервые начали разрабатывать проект БАМа и в северо-восточную тайгу двинулись отряды изыскателей, топографов и строителей, - заговорили об исключительной географической позиции Тынды. На трудном тысячекилометровом участке трассы она была единственным населенным пунктом, связанным автомобильной дорогой с действующей Транссибирской магистралью. Вывод – к поселку обязательно надо проложить соединительную железнодорожную линию, которая должна стать транспортной артерией, питающей Центральный участок будущей стройки.

   1933 год. Небольшая группа сотрудников Центрального научно-исследовательского института транспортного строительства (ЦИС НКПС) отправилась из Москвы на Дальний Восток. Поездка состоялась по договору с Восточно-Сибирской экспедицией. Институт был заинтересован в том, чтобы в экстремальных условиях испытать новый метод производства изыскательских полевых работ, внедрить его в практику. А экспедиция нуждалась в квалифицированном решении весьма сложной проектной задачи – найти оптимальный вариант трассы Байкало-Амурской железнодорожной магистрали от Тынды на запад, а также определить наиболее выгодное местоположение будущей узловой станции и города Тынды.

   Трассу БАМа от Тынды на восток проложили в 1932 году по верховьям реки Гилюй. Отнести ее севернее оказалось невозможным из-за Станового хребта. Тогда изучили вопрос о положении на местности трассы Уруша – Пермское (Впоследствии Комсомольск-на-Амуре) и станцию Тында расположили по расчету времени хода поезда (железнодорожные станции размещают друг от друга по времени хода поезда с интервалами, обеспечивающими максимальную пропускную способность дороги) между реками Тында и Гилюй, на левом берегу Тынды. В то время никто не предполагал, что она может стать узловой.

   В 1933 году начались изыскания БАМа и возникла новая инженерная задача – разместить в районе Тынды узловую железнодорожную станцию и большой город при ней. Проложить трассу Байкало-Амурской магистрали на запад можно было по долине Геткана или Сигикты. В первом случае узловую станцию следует расположить вблизи устья Геткана, а во втором – на левом берегу Гилюя, вблизи устья Сигикты. Станция Тында, как решили в 1932 году, не годилась для этих целей из-за своего географического положения. Пришлось специалистам института и Восточно-Сибирской экспедиции провести дополнительные изыскания.

   Первым документом, в котором было сформировано предложение расположить узловую станцию и город на месте пересечения БАМа и Амуро-Якутской автомобильной магистрали, вблизи устья реки Геткан и поселка Тындинский стала радиограмма, отправленная из Тынды 21 мая 1933 года в адрес управления Бамлага, расположенного в городе Свободный Амурской области. Начальник 36-й изыскательской партии Э.А.Норман докладывал: «Подробное изучение района Тынды убедило, что расположение станции Тында в восьми километрах на восток от Амуро-Якутской магистрали и поселка Тындинский не соответствуют народно-хозяйственным интересам. Обращая ваше внимание на это, полагаю, что станцию Тында следует расположить в двух или трех километрах восточнее нынешнего расположения разъезда № 18, на месте пересечения БАМа и АЯМа. Для этого имеются все возможности, как на левом, так и на правом берегу реки Тында, последнее решение предпочтительнее, благоприятный подход трассы с запада обеспечен…»

   В ноябре 1933 года материалы по этому вопросу были доложены начальнику управления строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали Н.А.Френкелю, который утвердил расположение узловой станции Тында на пересечении БАМа с АЯМом и города Тында на месте поселка Тындинский. Станция, на утвержденном месте, была построена в 1937 году. На этом же месте возведены и нынешние станционные постройки..

   В 1933 году начались строительные работы по сооружению железнодорожной линии от Транссиба (станция Бам) до Тындинского. В 1936 году строители дороги дошли до 132 километра и остановились из-за отсутствия рельсов. Работы возобновились только в августе 1937 года. Строители обязались закончить укладку до станции Тында к 7 ноября 1937 года, к 20-й годовщине Великого Октября. Слово свое они сдержали. В намеченный срок жители поселка услышали гудок паровоза, доставившего в Тындинский первые грузы. В 1939 году линия Бам-Тында была сдана в постоянную эксплуатацию, что давало мощный толчок к дальнейшему развитию таежного поселка и региона.

   В 1940 году Тындинский получил статус рабочего поселка. Тогда же готовилась ему новая громкая судьба: по проекту поселку предназначалось стать большим городом в центре северного рельсового пути, получившего в тридцатые годы название Байкало-Амурской магистрали. Шла даже речь о переносе областного центра в будущий город. Война перечеркнула эти планы, и новенькие рельсы с линии Бам-Тында ушли на сооружение Волжской рокады. И лишь через три десятилетия после войны – 8 мая 1975 года – в Тынде вновь раздался гудок локомотива, возвестившего о возрождении стройки.

   

   Шестак Иван


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Шестак И. - "Главный город Магистрали". 2020 год
   Электронный вариант - Коваленко Андрей, Главный редактор портала "Амурские сезоны"