Менталитет дореволюционного населения О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      71
книги              71
панорамы       58
статьи        6884
фото           7330








Первый литературный портал:



Рассказ
О чём Ромео и Джульетта

Повесть
Золото трёх китов. 03 - Блокнот белого офицера






Статьи по теме

Тамбовский район


























Менталитет дореволюционного населения Гильчинской и Тамбовской волостей

19 июня 2014 г.

   Население юга Амурской области с первых дней заселения Приамурья волей администрации области и ее переселенческого отдела было расселено так, что сразу же подразделилось на три обособленные по своему менталитету группы населения. Первая, самая большая группа расселилась на лучших землях района, расположенных в его центральной части и имеющих наиболее высокий бонитет почвы. Крестьяне — представители русского сектантства, отделившегося из официального православия, в основном молокане, частью духоборы (духоборцы) — поселились на этих землях с середины 60-х годов XIX века, основав села Гильчин, Тамбовка, Жариково, Толстовка, Чуевка, Новоалександровка, ряд сел нынешнего Константиновского района.

   Вторая группа представляла Амурское казачество. Казаками были основаны села Николаевка, Куропатино, Духовское, Муравьевка, Резуновка и ряд сел современного Благовещенского района, входивших в Николаевский станичный округ Амурского казачьего войска. Казаки исповедовали официальное православие и являли собой субэтнос русского народа.

   Третья группа населения расселилась на незанятых территориях севернее, в верхнем течении реки Гильчин, основав села Козьмодемьяновка, Успеновка, Лазаревка, Татьяновка. По национальному составу это были русские (великороссы) и украинские (малороссы) крестьяне, исповедовавшие официальное православие. Они переселились сюда во второй половине 80-х годов XIX века, когда лучшие земли вдоль рек Алима, Гильчина и Топкочи уже были заселены.

   Три эти группы, будучи по роду занятий земледельческими, имели различные обычаи и традиции, держались обособленно, сторонясь друг друга как по сословному, так и по религиозному принципу. Браки заключались практически только внутри своей группы.

   Молокане появились в пределах Амурской области в 1859 году, привнеся сюда иные, неправославные взгляды на устройство жизни. Молоканство как религиозное учение появилось в 60-е годы XVIII века среди государственных крестьян, в мещанских и купеческих кругах.

   Основателем секты был Семен Матвеевич Уклеин, деревенский портной из Тамбовской губернии. Свое учение молокане называли «чистым молоком духовным». Они отрицали православную церковную иерархию, монашество, иконы, мощи, святых, признавая Библию как единственный источник истины. Молокане истолковывали ее в духовном, то есть этическом смысле, считая ее главным руководством в повседневной общественной и личной жизни. Молокане отвергали все связанное с внешним поклонением Богу и заявляли, что поклоняются ему духом. Молокане—сторонники дешевой церкви. Среди молокан были распространены ветхозаветные пищевые запреты, в том числе и на свинину, но подразделений пищи на постную и скоромную не было, хотя пост (обязательный — на Страстной неделе) признавался.

   Однако, несмотря на все своеобразие молокан, в основе созданной ими культуры лежала русская народная культура, что и позволяет говорить о них, как об ответвлении православия, о русской конфессии. Отношение к власти было терпимым: молокане признавали, что всякая власть от Бога, поэтому были законопослушны.

   Особым, в отличие от православных, было положение женщины. Браки заключались в большинстве случаев только с ее согласия, по любви, хотя и бывали случаи обмана невесты. У молокан, так же, как и у духоборов, существовал развод, однако для него нужна была особо веская причина. Женщине в случае развода обязаны были вернуть приданое или его компенсацию, однако до смерти одного из супругов разведенные не могли вступить в повторный брак.

   К богатству, вдруг нажитому, а не приобретенному от предков или честной работой, молокане относились с подозрением. Его источник усматривали в мошенничестве, душегубстве, алчности. Молоканская этика осуждала это, приветствуя только добросовестный тяжкий труд. В сектах как молокан, так и духоборов нетерпимо относились к лентяям, тунеядцам и пьяницам, их после «проработок» — увещеваний на собраниях — нередко изгоняли из общин. Проблема пьянства в молоканских селениях вообще не существовала. Спиртные напитки и курение находились под запретом. Открытый в начале XX века магазин по продаже спиртного в селе Тамбовка через два года закрылся — не было спроса на товар, местному населению за это время не было продано ни одной бутылки. Запрещалось ругаться матерными словами. Любые нарушения морали рассматривались на собраниях общины.

   Особое место в обрядности молокан и духоборов занимали похороны. Над покойником, особенно в ночь перед захоронением, совершалось чтение Библии, в первую очередь Нового Завета, пение псалмов и духовных стихов. Наследием молокан тех лет осталось возведение в могиле над гробом ниши из досок, чтобы земля при захоронении усопшего сыпалась на доски, а не на гроб. Данная традиция соблюдалась во всех бывших традиционно молоканских селах и через 60 лет после исчезновения молокан: уже в наше время, до начала 90-х годов XX века, при похоронах в могильной яме нередко возводилась дощатая ниша. Обязательным отдельным блюдом на поминальном обеде являлась, да и поныне является по молоканской традиции самодельная, замешанная на куриных яйцах лапша. Во время похорон все их участники, несущие тело покойного, венки, одаривались полотенцами, которыми они обязаны были вытереть руки, помытые перед поминальным обедом в знак очищения от соприкосновения с мертвым, с таинством смерти. Полотенце повязывалось и на надгробный памятник, изготовленный из дерева в виде тумбочки. На памятнике исключалось изображение креста или какой-либо другой символики христианства — только надпись. На восьмой день после смерти, считая и день смерти, молокане отмечали, так же как и сейчас, девять дней.

   Во время употребления пищи мужчины-молокане, как теперь и их потомки, не позволяли себе сесть за обеденный стол полуобнаженными, с незакрытым торсом. Всегда, даже во время летних полевых работ, садясь за обеденный стол, накидывали на себя рубашку, куртку, иную одежду: «Не дай Бог согрешить» — так объясняли они эту традицию.

   В целом молоканское население поддерживало в домах порядок. Женщина-домохозяйка и ее дочери с самых малых лет воспитывались в культе чистоты, порядка, и в первую очередь—чистоты кухни, посуды. Одним из важнейших занятий женщины было мытье и перемывание посуды, мытье некрашеных стола и полов с выскабливанием грязи — так, чтобы они «светлели». Чистоту посуды в домах молокан, как, впрочем, и их гостеприимство, отмечали все окружа-ющие жители соседних православных сел. По их свидетельству, молокане «не похожи на обычных русских — любят работать и не любят грязи». Вместе с тем они отмечали, что сектантам была свойственна и особая брезгливость, особенно в пище, и в то же время неумение вкусно готовить, а также подчеркнутое ханжество, гордыня, завышенная самооценка и себялюбие, отношение к себе как к избранным, стремление поучать других.

   В ряде сел, в том числе в Тамбовке, жили и духоборы (духоборцы).

   Духоборы, «борцы за дух» — одно из направлений старого русского сектантства, относящегося к духовным христианам. Первые духоборы появились в Воронежской губернии в середине XVIII века. Учение духоборов было религиозной формой оппозиции крестьян официальной церкви. Они отвергали духовенство, монашество, храмы. Святой книгой духоборов является так называемая «Животная книга» («Книга жизни») — собрание псалмов, сочиненных самими духоборами и передаваемых изустно из поколения в поколение. Христос для духоборов—простой человек, в котором воплотился божественный разум. Бога они толкуют как «мировую любовь», «премудрость», «вечное добро».

   Значительное число духоборов в 1898 году эмигрировали в Канаду, где проживают и ныне их потомки. В 1990 году группа духоборов из Канады приезжала в Тамбовский район в поисках своих родственников-единоверцев.

   В конце 80-х годов начинает распространяться учение о водном крещении (от водных молокан) и о крещении по вере, названное учением евангельских христиан-баптистов.

   Баптизм — одно из направлений протестантизма, которое основано в XVII веке бежавшими в Голландию англичанами, преследуемыми англиканской церковью. Баптизм единственным источником вероучения считает Библию, провозглашает личное спасение посредством веры в «искупительную жертву» Иисуса Христа и избрание верующих Богом к спасению. Баптизм исповедует принцип всеобщего священства, отрицает духовенство как посредника между верующими и Богом, не признает святых, мощей, икон, крестного знамения, монашества, церковных таинств. Обряды крещения и причащения (хлебопреломление) символизируют у баптистов веру человека, его преданность служению Христу. Баптизм признает только праздники, связанные с именем Христа, а также некоторые специфические праздники. В России баптисты появились в 60-годы XIX века, под влиянием немцев Поволжья.

   Перед революцией 1917 года во всех сектантских селениях района были молитвенные дома молокан. В Жариково, Гильчине возникли молельные дома баптистов. В Тамбовке было на одной площади три молельных дома: молокан, баптистов и духоборов. Все они строились на средства верующих каждой религиозной общины. В Козьмодемьяновке и Николаевке в центре сел возвышались православные церкви.


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

    Форум Тамбовского района