Зейский народный театр О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      71
книги              71
панорамы       58
статьи        6881
фото           7330








Первый литературный портал:



Стихотворение
Кокетки

Стихотворение
Острова. А помнишь лето странное...






Статьи по теме

Зейский район


























































Зейский народный театр

19 июня 201 г.

   На страницу города Зеи

   

   Театральная жизнь в Зее началась в начале XX века, когда Зея еще не значилась городом. В 1895 году горным исправником Владимиром Константиновичем Фон-Адеркасом было организовано Общество полезных развлечений и драматического искусства, при котором значился драматический кружок. В здании Общества в зимнее время довольно часто устраивались любительские спектакли [10].

   В 1920-х годах театральным искусством заинтересовалась молодежь. чей театральный клуб был открыт в здании Торгового Дома «Чурин и КО». В это время драматическим кружком руководил артист императорского театра Чаадаев, который с семьей был выслан из Москвы за прогрессивные взгляды-Революционные пьесы, которые ставил под его руководством драмкружок, пользовались большим успехом у населения. Об этом пишет в своих воспоминаниях комсомолец 1920-х годов Владимир Скворцов [09]. К сожалению, об артистах 20-30-х годов не сохранилось почти никакой информации. Из воспоминаний Максимова Тимофея Васильевича5 мы узнаем, что в 30-х годах в спектаклях Зейского драматического кружка играли РейзмаН, Гулидов, Васильев, Чадов.

   Петр Васильевич Чадов (1905-1940) - актер Зейского театра в 30-е годы, работал автоэлетриком, был заядлым охотником. Сын известного в городе ювелира и часового мастера Василия Григорьевича Чадова, репрессированного и сосланного на Колыму в 30-е годы.

   Михаил Васильев пришел в Зейский дом культуры после демобилизации. Он был хороший чтец и актер. Удивляла его феноменальная память. Когда ему давали роль, он буквально на второй день знал все слова. М. Васильев играл в пьесах «На бойком месте» Островского, «Не было ни гроша, а вдруг алтын», «Соловьиная песня» Солодаря. Вскоре его приняли в Благовещенский драматический театр. Затем он уезжает в Ленинград и поступает работать в студию Ленфильма. Михаил стал известным актером, снимался во многих фильмах. Одной из заметных ролей в кинематографе стала роль Аникушки-казака в фильме «Тихий Дон».

   В 1940-м году участником драматического коллектива стал Александр Марьясов - будущий директор детского дома. Коллектив театра тогда был большой, пьесы ставились многоактовые. Руководителем художественной самодеятельности в то время была Ю.В. Шержинская. Будучи хорошей актрисой, она умело учила актеров-любителей. В то время были поставлены спектакли: «Розы и лед», «Женитьба» и другие. В этих постановках активное участие принимали любители: А. Лапин, М. Васильев, М. Казанина, В.Фомина, Н, Примак, М. Эделев, Т.Протченко. Драматический коллектив был неоднократным победителем областного конкурса художественной самодеятельности.

   В 1948 году в труппу театра приходит Тамара Степановна Протченко (1923-2008). (Ещё будучи ученицей 1-го класса, она сыграла свою первую роль в спектакле «На баррикады»). Активная участница драматического коллектива, она играла до войны и во время войны, работая старшей пионервожатой на прииске Октябрьском, ставила спектакли со старшеклассниками. Первый ее спектакль в Зее - «Соловьиная песня» Сологуба. «Коллектив кружка был дружный, - вспоминает Тамара Степановна, - многие учились в вечерней школе. После занятий, к 12 часам ночи, приходили на репетиции, не считаясь со временем. Репетировали вдохновенно, уходили с репетиций возбужденные, радостные, а день премьеры был просто праздником». Позднее, уже в народном театре, Тамара Степановна, будучи старшим лейтенантом милиции - инспектором по делам несовершеннолетних, сыграла много ролей в спектаклях: «На бойком месте», «Не все коту масленица», «Гроза» А.Островского, «Женитьба» Н. Гоголя, «Свадебное путешествие и сплошные неприятности» Дыховичного-Слободского, «Хрустальный ключ», «Квадратура круга», «Женатый жених» и других [08].

   Во многих спектаклях приняла участие Миногина Анастасия Степановна - ветеран труда, участница Великой Отечественной войны, заведующая районной библиотекой, человек неординарной судьбы.

   Шло время. В театре сменилось несколько поколений актеров, но не всегда театр развивался по нарастающей. Был период, когда и вовсе жизнь замирала, некому было возглавить драматический коллектив. Очередной свой взлет театр пережил в 50-е годы, когда в город Зею приехали профессиональные артисты Павел Николаевич Честнейший и Клавдия Васильевна Суслова. Зейским драматическим кружком под руководством Павла Николаевича было поставлено много замечательных спектаклей [02].

   В эти годы при театре действует школа-студия для старшеклассников, где под руководством того же Н.П.Честнейшина постигают актерскую науку школьники.

   С приходом нового режиссера в театре сменился репертуар, на суд зрителей предстали серьезные многоактовые пьесы, возросло мастерство актеров-любителей. Однако постепенно на первый план выступают проблемы. Районному дому культуры нужна серьезная помощь со стороны районных руководителей. Театр страдал от нехватки помещений, на тот момент в одном здании находились дом культуры с входящим в него театром, и районная библиотека, и кинотеатр. Случалось ставить спектакль без единой репетиции на сцене. Это, конечно, отражалось и на актерах-любителях, и на качестве спектаклей [06].

   В 1967 г. режиссером театра становится Сергей Логунеико. «В то время, вспоминает Сергей Михайлович, - все в городе в буквальном смысле бурлило. Разворачивалось строительство Зейской ГЭС, и по комсомольскому призыву сюда приехало много народу со всего Советского Союза. Сразу же оживилась и культурная деятельность. Каждое предприятие в Зее и подразделение будущей ГЭС имели свои творческие коллективы с обязательным хором. Ежегодные смотры, фестивали, поездки в другие города, грандиозные концерты к праздникам - все это создавало оптимистическую картину нашего бытия» [04].

   Сергей Михайлович пришел в коллектив, не имея за плечами практики, и свой театр начал строить с себя. Он родом из Новосибирской области, на сцене с первого класса, в армии активно участвовал в художественной самодеятельности. После армии закончил культпросветучилище. Затем, будучи директором Зейского театра, закончил режиссерское отделение Хабаровского института культуры. Первыми артистами, приглашенными им, стали библиотекарь Анастасия Ивановна Миногина и учитель словесности Михаил Николаевич Эделев. Первым поставленным им спектаклем был «Вечер русского водевиля».

   Режиссер взрослел, пытался разобраться в жизненных перипетиях, и театр рос вместе с ним, ошибался, переживал триумфы, заставлял своих зрителей сопереживать, плакать, смеяться и думать, думать. После первых спектаклей: «Случайные встречи» Р. Назарова, «Соловьиная ночь» В. Ежова - наступил период гражданской зрелости, что, конечно же, сказалось на репертуаре театра: «Мы, нижеподписавшиеся» и «Наедине со всеми» А. Гельмана. Затем - пора философских размышлений: «Беседы с Сократом» Э. Радзинского. Театр отдает дань и военной тематике. Спектакли «Рядовые» А. Дударева, «Барабанщица» А. Салынского - о том, как война преломилась в характере людей, как повлияла на личность. Нашлось место в репертуаре театра и для классики: «Проделки Скапена» Ж.Б. Мольера, «Правда хорошо, а счастье лучше» А.Островского, «Кровавая свадьба» Ф.Г. Лорки. Прекрасными сказками порадовали актеры зейских ребятишек: «Василиса Прекрасная» и «Финист - Ясный Сокол» А. Прокофьева, «Щелкунчик» Э. Гофмана. В выборе режиссером пьес для спектаклей заметно прослеживается традиция - включать в репертуар произведения, вошедшие в сокровищницу советской и мировой драматургии. Гельман и Островский, Вампилов и Мольер, Распутин и Маяковский - трудный, драматический материал оказывается под силу зейским самодеятельным артистам. По мнению зрителей, творческие силы народного театра достаточно зрелы для постановки таких произведений, которые с успехом идут на столичных сценах. Маленький провинциальный театрик ставит фундаментальные, а отнюдь не конъюнктурные вещи, не в угоду времени.

   Артисты нашего театра - желанные гости в поселках лесозаготовителей и золотодобытчиков, в отделениях совхозов района. Их ждут и радушно встречают жители сел Амуро-Балтийска, Ивановки, Овсянки, Чалбочи, Умлекана. Премьеры спектаклей народного театра в городе и районе превратились в праздники. Зрители с удовольствием идут в свой театр, с интересом следят за развитием действий спектакля.

   Мы строим дом, ведем машину,
   Пожары тушим, свет даем,
   И этой жизни половину
   Тебе, театр, отдаем.

   В самодеятельном театре зрителя интересует личность, в нем играющая. Как правило, каждый актер известен, как человек и как работник, всему городу. Режиссер с благодарностью говорит о мэтрах зейской театральной сцены, с которыми ему посчастливилось работать: Валентина Корниенко - методист Дома пионеров, Валентина Филиппович -преподаватель школы им.Фрунзе, Владимир Ляшенко - столяр Драгстроймонтажа, Татьяна Тарасова - заведующая отделом администрации города, Виктор Савельев - слесарь-ремонтник Зейской ГЭС, Наталья Шапран - библиотекарь, Андрей Якушенко - токарь в ОАО «Рудник Покровский». Это актеры с большой буквы, бескорыстные и преданные делу театра.

   Для некоторых самодеятельных актеров народный театр стал первой ступенью в большую творческую жизнь. Надя Стукова, сыгравшая несколько ролей, успешно окончила Хабаровский институт культуры. Многие годы работала режиссером в Тындинском районном Доме культуры на БАМе. Ирина Нагалевская, сыгравшая в театре две роли, окончила Хабаровский институт культуры. Юрий Кисурин также окончил Хабаровский институт культуры, работает актером в Томском драматическом театре. Всего три роли сыграла в народном театре школьница Юлия Гусейнова, затем окончила во Владивостокском институте искусств актерское отделение.

   Есть и творческая молодежь, сумевшая не только достигнуть поднятой когда-то Зейским народным театром высокой планки, но и держать эту высоту сегодня. Актриса Лариса Бобровникова, инженер-геолог, актерскому мастерству не обучалась. Всего несколько ролей сыграно ею, но искушенный зейский зритель уже понял: появился новый талант на подмостках нашего театра. Дмитрий Кузнецов — молодой актер, подающий большие надежды -также замечательная находка нашего режиссера. Надеемся, их театральная карьера будет успешной.

   Сегодня Зейский народный театр - лауреат Всесоюзных и Всероссийских смотров народных талантов, неоднократный участник Амурской ВДНХ, обладатель дипломов, грамот, призов. Режиссеру театра Сергею Михайловичу Логуненко 29 ноября 1990 года Указом Президиума Верховного Совета России присвоено звание «Заслуженный работник культуры». В 2005 г. — присвоено звание «Почетный гражданин г. Зеи». «Я профессию не выбирал, - говорит режиссер. - Более того, это не профессия, а миссия. Каждый день меня окружают инженеры, врачи, учителя. Моя работа не приносит материальных благ, зато таит в себе другие удовольствия. Город Зея стал для меня счастливой судьбой. Здесь я достиг профессионализма в своем деле, и здесь оценили мою работу. И моя жизнь, которая, считаю, состоялась, связана неразрывно именно с этим городом и людьми, живущими в нем. Этот год для театра юбилейный. 40 лет пролетели, как мгновение жизни, прекрасной, сложной, полной противоречий, но удивительно счастливой».

   Мы снимаем шляпу перед режиссером Зейского народного, посвятившим театру всю свою жизнь.

   Итак, театр! Яркий свет рампы, костюмы, маски, музыка! Занавес!

   История театра продолжается...

   

   И.А. Тимофеева, Краеведческий музей г. Зеи

   

   Библиография:
   01. Анкеты актеров Зейского народного театра.
   02. Белаш Д. Воспоминания. Рукопись.
   03. Большей Е. Дожить до лучших времен. - Зейский вестник, 1987, 26 ноября.
   04. Логуненхо С. Театр в глубинке - больше, чем театр. - Зейский вестник, 2002, 28 октября.
   05. Максимов Т. Воспоминания. Рукопись.
   06. Миногина А. Воспоминания. Рукопись.
   07. Народный театр города Зеи. - Зея, 1987.
   08. ПротченкоТ. Воспоминания. Рукопись.
   09. Скворцов В. Воспоминания. Рукопись.
   10. Шмидт К.Ф. Историко-статистический обзор города Зеи. - Зея, 1914.
   11. Материалы актеров театра.



ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   "Амурская область: История и современность. 1 часть. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Новиковские чтения)". Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского. Балговещенск 2009 год.
   Электронная версия документа - Коваленко Андрей, главный редактор портала "Амурские сезоны"