Вклад молокан в судоходство О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      71
книги              71
панорамы       58
статьи        6888
фото           7330








Первый литературный портал:



Стихотворение
Жизнь меняется постепенно...

Стихотворение
Солнышко взошло!...






Статьи по теме

Культура и спорт
















Статьи по теме

Религия






































Вклад молокан в развитие судоходства

25 сентября 2019 г.

   Главная страница о духовных христианах (молоканах)

   

   Благовещенск стал центром транзитной торговли между Приморской и Забайкальской областями, а также центром снабжения золотых приисков на севере Амурской области. Все необходимое для старателей закупалось в Благовещенске и доставлялось на место частью сухопутным путем, частью по реке Зее. В 60-е - 70-е гг. XIX в. речное судоходство по Амуру было нерегулярным вследствие наводнений, мелководий и недостаточного количества пароходов [01].

   Между тем спрос на речные перевозки рос. Предприимчивые люди нашли выход из положения. Пароходы доставлялись на Амур в разобранном состоянии из Бельгии, Германии и США. Первый завод по сборке пароходов и строительству барж пустили в г. Сретенске, а затем в Благовещенске - завод Шадрина. Братья Шадрины переселились на Амур из Сибири и, удачно застолбив золотые прииски на реке Аргунь, быстро разбогатели. Один из братьев погиб при загадочных обстоятельствах, а Семен Саввич Шадрин в 1898 г. купил расположенный неподалеку от города, на берегу Зеи, литейно-механический завод, на котором стали ремонтировать суда и судовые механизмы, а также изготавливались паровые котлы средних размеров локомотивного типа, малосильные машины простого расширения пара, корпуса пароходов и барж (впоследствии Благовещенская судоверфь). Второй в Благовещенске завод, где строились корпуса самоходных судов, принадлежал «Товариществу И.П. Чепу-рина и А.И. Афанасьева» (впоследствии завод «Амурский металлист»).

   Строившиеся в Благовещенске по американским чертежам заднеколесные пароходы имели, в основном, деревянный корпус. Пароходы этого типа в те годы считались самыми удачными, они имели меньшую по сравнению с другими судами осадку, стоили гораздо дешевле металлических и окупались за 2 - 3 года [02]. Завод С.С. Шадрина был передовым по тому времени предприятием и мог выполнять заказы даже военного ведомства. За первые 8 лет своего существования завод спустил на воду 24 судна.

   В 1901 г. «АОП и Т» владело флотилией в 19 судов. Столько же кораблей было у «Амурского пароходства». В этот период развитие амурского речного флота характеризовалось наличием большого числа мелких судовладельцев, владевших одним - пятью судами. Среди них уже упомянутые купцы И.А. Алексеев, Г.П. Косицин, М.З. Буянов, СП. Попов, а также П.В. Мордин, Самуил Вейнерман, И.А. Опарин и др. Всего числился 71 судовладелец, включая компании [03].

   Лет 30 - 35 назад, - писал в 1911 г. участник Амурской экспедиции, уполномоченный Министерства торговли и промышленности А.Н. Митинский, - пока не вступили в пароходство молокане, было всего пароходов 30, принадлежавших четырем владельцам: «Товариществу Амурского пароходства», Пахолкову и двум зотопромышленным компаниям: Верхне-Амурской и Зейской. Сейчас пароходство по Амуру в большинстве случаев находится во владении купцов (главнейше молокан), содержателей в крае всего хлебного и пароходного дела, имеющих и другие промышленные предприятия. Пароходы имеют все мукомолы, все крупные зотопромышленники и т.д.» [04].

   В начале второго десятилетия XX в. пароходство по рекам Амурской области осуществляли несколько компаний, в том числе с участием купцов молокан: торговый дом «В.А. Алексеев с С-ми» (распорядитель - Иван Васильевич Алексеев), пароходы «Атаман», «Амгунь», «Василий», «Бородино», «Иртыш», «Россия», «Николаевск», «Неронов», «Соболь», «Уссури», «Василий Алексеев», баржи «Атаманша», «Пристань», «Джон», «Жозеф», «Буря», «Дия», «Кер-би», «Кумара», «Мильчин», «Пайкан», «Сиктакглия», «Сулакиткан», «Томь», «Тырма», «Царица», «Кама», девять барж-«утюгов» под номерами 1 - 9; «Товарищество Братьев Буяновых» (распорядитель — Владимир Евтеевич Буянов), пароходы «Благовещенск», «Мельник», «Нерчуган», баржи «Буся», «Мальта», «Ульма»; «Товарищество Братьев Н. и М. Саяпиных» (распорядитель - Михей Иванович Саяпин), пароходы «Восток, «Север», «Экватор», баржи «Крестьянка», «Запад», «Полюс», «Юг»; «Товарищество Братьев С.С. и Е.С. Косицыных с С-ми» (распорядитель - Семен Саввич Косицын), пароходы «Бельгиец», «Полезный», «Порт-Артур», баржи «Бельгия», «Кречет», «Полезная», «Сунгари»; «Товарищество Восток и Меркурий» (распорядитель - Михаил Парамонович Косицын), пароходы «Кочубей», «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Иман», «Владимир Мономах», баржи «Лещ», «Нева», «Чайка»; «Акционерное общество Сормово» (распорядитель - Яков Исаевич Исаев); «Товарищество Благовещенского пароходства» (распорядитель - Марк Семенович Косицын); торговый дом «Ф. Кувшинов с С-ми» (распорядитель - Андрей Федорович Кувшинов), пароход «Ретвизан»; «Товарищество Племянники Братьев Буяновых и К0» (распорядитель - Иван Герасимович Косицын).

   Отдельными судовладельцами были: Семен Мокеевич Буянов (пароходы «Москва», «Одесса», «Негидалец», баржи «Шилка», «Ява»), Сергей Петрович Попов (пароходы «Купец», «Свобода», «Слава», «Богатырь», «Гражданин», «Левый», баржи «Волна», «Дума», «Сивуч»), Михаил Илларионович Хворов, Иван Павлович Ефимов, Степан Антипович Косицын, Фома Трофимович Коро-таев (пароходы «Англичанин», «Мудрец», баржа «Джолон»), Дмитрий Моисеевич Кузнецов. Кроме них, числились судовладельцами Н.И. Матвеенко и В.З. Косицын (владели пароходом «Кама»); компания «Терехов и Кондрашев» (пароходы «Геркулес», «Гавриил Скобельцын»); компания «Торговля Братьев Ко-ротаевых» (пароход «Путник»); товарищество «Ф.С. Ланкин и Братья Долговы» (пароход «Новик»); товарищество «Е.К. и М.П. Гридневых» (пароход «Вена»); торговый дом «Кувшинов с С-ми» (пароход «Тарас Бульба»); М.Л. Хворов и И.Н. Косицын (пароход «Азия»).

   Кроме того, «Товарищество Восток и Меркурий» и Ф.Я. Исаев владели баржей «Дуткан». Тот же Ф.Я. Исаев и «Товарищество Племянники Братьев Буяновых и К°» были собственниками парохода «Сунгариец» и баржи «Таван-хэ». За «Товариществом Косицыных и Гридневых» числился пароход «Амурец» [05]. Селемджинское пароходство владело пароходом «Вершинник», в котором 25 паев принадлежало товариществу «Братья Косицыны» (Андрей, Роман, Евстафий, Александр, Евлампий Ивановичи1)[06].

   Г.М. Ланкин владел баржей «Лисица» с железным корпусом, грузоподъемностью 3500 пудов, построенной в Благовещенске в 1901 г., и двумя баржами со стальными корпусами («Ильда» и «Спутница»), грузоподъемностью по 17000 пудов, изготовленных в 1897 г. в Бельгии на заводе Джона Коккериля. Баржи использовались в рейсах по Амуру от Благовещенска до Николаевска и обратно [07].

   Всего в Благовещенске в начале 1910-х гг. было 200 пароходов с 250 баржами, делавших в навигацию от 6 до 20 рейсов по Амуру и его притокам [08].

   Пароходство на реках Амурского бассейна приносило хорошую прибыль. Например, в навигацию 1902 г., по данным инспекции судоходства и управления водных путей, по Амуру проследовало 80 тысяч пассажиров, по Зее - 20 тысяч [09]. Не случайно это направление деятельности привлекло внимание предприимчивых молокан.

   24 апреля 1903, г. в день учреждения Амурского отделения Императорского общества судоходства, в Санкт-Петербург были посланы соответствующие телеграммы. Одна - в адрес великого князя Александра Михайловича, председателя Императорского общества судоходства. Телеграмму подписали: А. Березовский (начальник управления водных путей), Зиновьев, Накоренко, Лукин, Фальский, Попов, Паскевич, Буянов, Петрушевский, Файнберг, Фирстов, Клитчоглу, Ариан, Алексеев, Косицын, Келер, Калюжный, Федченко, Ро-ганов. В ответном послании было сказано: «Радуюсь началу занятий Отделения Императорского общества судоходства. Уверен, что оно усердно будет работать на пользу края. Передайте всем членам, что я близко интересуюсь амурским судоходством, буду ждать замечаний о тех мерах, которые Отделение считает необходимым для развития судоходства. Великий князь Александр Михаилович» [10].

   

   Примечание:
   01. Устюгова, О.А. Зарождение торговых отношений на юге Дальнего Востока России (конец 50-х - 70-е гг. XIX в.) // Историческая наука и историческое образование на Дальнем Востоке. Сборник научных статей / отв. ред. СМ. Дударенок. - Владивосток, 2009. - С. 103.
   02. 75 лет в рейсе...-С. 10, 11.
   03. Лыхин, П.А. Амурские пароходчики и пароходы. К 140-летию пароходства на Амуре // Благовещенск. 1994. 23 июля.
   04. Труды... Материалы о положении и нуждах торговли и промышленности на Дальнем Востоке. Составитель уполномоченный Министерства торговли и промышленности А.Н. Митинский. - С. 6, 6 - 7.
   05. Сост. по: Памятная книжка Амурской области 1911 года. - С. 200 - 201, 203; Памятная книжка Амурской области на 1913 год. - С. 111; Список паровых и непаровых судов, плавающих по рекам Амурского бассейна. Составлен на 1 февраля 1903 г. / МПС. Управление водных путей Амурского бассейна. Б.м., б.г. - С. 3 об - 4, 9 об - 10; Список паровых судов, плавающих по рекам Амурского бассейна. Составлен на 1 марта 1907 г. / МПС. Управление водных путей Амурского бассейна. Б.м., б.г. - С. 11 - 12; 13 - 14, 15 - 16; Список судов Амурского речного торгового флота и казенных судов, не принадлежащих МПС, плавающих по рекам Амурского бассейна. 1910 г. - Благовещенск, 1910.-С. 17-18,37-38,47-48,50-51, 52, 53, 56-57, 60-61; Амурская газета. 1901. 15 июля.
   06. ГАЛО. Ф. 11-й. Оп. 1. Д. 70. Л. 1.
   07. Список паровых и непаровых судов, плавающих по рекам Амурского бассейна. Составлен на 1 февраля 1903 г. ... -С. 4 об. -5.
   08. Труды... Вып. VII. Т. II. Животноводство и кормовой фонд Амурской области. Отчет члена экспедиции старшего специалиста по животноводству департамента земледелия К. И. Чукаева. -С. 33.
   09. Амурский край. 1903. 17 (30) января.
   10. Амурский край. 1903. 27 апреля (10 мая).


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

   Земледелие в жизни молокан

   Скотоводство в жизни молокан

   Извоз в жизни молокан


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Монография Е.В. Буянова, профессора кафедры всемирной истории и международных отношений АмГУ, доктора исторических наук "Духовные христиане молокане в Амурской области во второй половине XIX - первой трети XX в.
   Электронная версия - Коваленко Андрей, главный редактор портала "Амурские сезоны"