Первый литературный портал:
Стихотворение
Ночь пройдёт
Эссе
Береза-жаворонок, эрбагун и ханг: магическая ночь в ботаническом саду
Статьи по теме
Культура и спорт
Радиосериал Амурские волны.
|
Литературная студия ЗВЕНО |
||
В поэтическом ручье вместе с песком попадались и золотые россыпи поэзии. Это были стихи инженера управления «Бамстройпути» Тамары Шульги и инженера мехколонны № 47 Надежды Пузыревской, прибывших на стройку с первыми отрядами строителей.Из письма в редакцию: ... Да и, конечно, 40-летие легендарной литературной студии «Звено» (от 5 октября 1974 года) хорошо бы отметить в Тынде литературным мероприятием 5 октября этого года (на воскресенье, кстати, выпадает), дать об этом большой репортаж, статью об истории «Звена», да еще с эксклюзивными, не известными ранее фактами и т.д. И вообще, литература второго БАМа (без учёта литературы БАМлага 1930-х годов в период первого, старого БАМа) – это по-своему уникальный литературный факт не только истории нашей, амурской региональной литературы 1970-1980-х годов и позднее, но даже и истории литературы российской! (Так это нужно понимать и преподносить!). Евгений ПАРШИН, зав. секцией литературного краеведения СЛО, г. Свободный.Получив это письмо, мы обратились к создателю и руководителю литературной студии «Звено» Ивану Михайловичу Шестаку с просьбой вспомнить о том, как это было. К сожалению, за такими масштабными событиями, как распад Советского Союза в 1991 году и как итог – забвение БАМа, а затем и разделение магистрали на три подведомственные другим дорогам части, потерялся феномен строителя БАМа – поэта. Байкало-Амурская магистраль родила целую плеяду поэтов конца ХХ века – романтиков, реалистов, трибунов, патриотов… Вот только время им досталось слишком суровое. В 70-х годах ХХ века взлёт, а 20 лет спустя не просто забвение – строители БАМа вместе с магистралью стали никому не нужны: «отработанный материал»… Разве тут до поэзии было! Но всё, что написали за 20 лет строители БАМа, ставшие поэтами, бесценно. Там такая лирика, такая мощь, такая страсть и горечь, что сердце сжимается и слезу вышибает… Так, может, настало время поговорить не только о магистрали, но и о поэзии, рождённой БАМом?..И бамовцы писали. За годы строительства Байкало-Амурской магистрали рабочие-поэты оставили великое, не побоюсь этого слова, литературное наследие. Оно может сравниться только с годами строительства Братской ГЭС, временем покорения Ангары, началом освоения огромного сибирского пространства. Кстати, возведение по тем временам крупнейшей в мире гидроэлектростанции стало возможным благодаря строительству головного участка БАМа линии Тайшет-Лена. Именно она сыграла решающую роль в доставке на стройку грузов и оборудования. Но Братск – это далеко не БАМ, и гидростроители не строители железных дорог. Первым намного проще и комфортнее. Они годами живут на одном месте, другие же из племени непосед. Встретив тепловоз на одном участке, перебираются на другой, оставив насиженное место. И так до победного «золотого» звена. А уложив «золотое» на другой стройке, укладывают «серебряное». Чтобы всё повторить сначала.Удивительные люди транспортные строители! И труд их достоен самых высоких поэтических и прозаических слов. Более того, как показывают уроки БАМа, бамовцы и сами задавали себе высокую поэтическую планку. Свидетельство тому – десятки поэтических сборников, написанных лесорубами, водителями, взрывниками, путейцами, которые издавались в Москве, в городах зоны БАМа.2014 год – год сплошных юбилеев. И все они прошли под маркой 40-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Оно «забило» 30-летие стыковки на разъезде Балбухта, 25-летие сдачи БАМа в постоянную эксплуатацию. В юбилейной круговерти как-то вылетели из головы еще две даты, которые далеко не безразличны мне и тем, кто связал свою судьбу с журналистикой и литературой. 4 октября 1974 года вышел первый номер газеты «Байкало-Амурская магистраль», а 5 октября 1974 года родилась литературная студия «Звено».Как дорогую реликвию храню я тот номер октябрьской многотиражки, где было опубликовано следующее обращение к молодым строителям: «Как и любая большая стройка, Байкало-Амурская магистраль начиналась не только с первых просек, первых домов, первых кубов земли, отсыпанных в земполотно дороги, с первых опор будущего моста, она начиналась и с первых поэтических строчек, написанных у таёжных костров, первых дневниковых записей. Многие юноши и девушки берутся за перо, чтобы запечатлеть для будущего поколения происходящее вокруг себя. В целях объединения всех начинающих литераторов редакция газеты «Байкало-Амурская магистраль» приглашает в субботу, 5 октября, на первую организационную встречу…»К этому времени я уже знал, что в Тынде есть молодые люди, которые пробуют свои силы в литературе. Но придут ли они? В редакции тогда не было своего кабинета, первый номер пришлось делать сидя в коридоре управления строительства «Бамстройпуть», поэтому я пригласил пишущую братию в учебный пункт управления. Он отапливался, что имело немаловажное значение для встречи. И вот первое знакомство: инженер «Бамстройпути» Тамара Шульга, плотники СМП-573 Борис Борисов и Александр Чемиков, лесоруб этого же строительно-монтажного поезда Михаил Иконников. Все трое, кроме Тамары Шульги, бойцы отряда «Московский комсомолец». Негусто, но начало литературному объединению положено. Тем более, парни пояснили, что пишут многие, но стесняются показывать свои рукописи другим. Это обнадеживало, перспектива вырисовывалась хорошая. Решили назвать объединение «Звено». И начали звенеть.Литературные колокола первое время звучали приглушенно, но по мере того как стройка набирала обороты, а вместе с ней и редакция газеты, их звон становился всё громче. Его услышали не только в Тындинском, но и в других посёлках строящейся магистрали. Редакционная папка быстро толстела, требуя к себе постоянного внимания. В основном это были стихи, строчки которых наполнялись юношеским восторгом, грандиозностью происходящих событий, перспективой развития огромного региона, новую жизнь которому даст Байкало-Амурская магистраль. В большинстве своем стихи носили информационно-географический характер: переплетались названия таежных поселков, рек, хребтов, перевалов с мостоотрядами, строительно-монтажными поездами, мехколоннами, тоннельными отрядами. Конечно же, в них присутствовало и авторское «Я», что придавало стихам совершенно другой оттенок, заставляло задумываться, вызывало желание поговорить с автором или поспорить.В этом поэтическом ручье вместе с песком попадались и золотые россыпи поэзии, которым в редакции отводилась особая папка. Это были стихи инженера управления строительства «Бамстройпуть» Тамары Шульги и инженера мехколонны № 47 Надежды Пузыревской, прибывших на стройку с первыми отрядами строителей. Тамара – с Алтая, Надежда – из Новосибирска. Дорога железная, как ниточка, тянется,
| ||
Дополнительно по данной теме можно почитать: | ||
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:
Сайт Газеты "БАМ"
| ||