Первый литературный портал:
Стихотворение
Ночь пройдёт
Эссе
Береза-жаворонок, эрбагун и ханг: магическая ночь в ботаническом саду
Статьи по теме
Культура и спорт
Радиосериал Амурские волны.
|
Ёлка без границ |
||
В это можно не верить, однако новогодние торжества 50-х годов рушили все межгосударственные границы. Правда, жители Благовещенска и Хэйхэ от этого особо не страдали: когда весело — не до протоколов. Главную зеленую красавицу власти Приамурья устанавливали чуть ли не посередине Амура, а на праздник целыми семьями приходили жители соседнего китайского города.— Огромную елку устанавливали как раз напротив места, где сейчас памятник Муравьеву-Амурскому стоит, — припомнил фотокорреспондент «АП» с многолетним стажем Лев Алексеевич Безруков. — Я хорошо это помню, потому что делал снимки с елки для газет. В преддверии Нового года и городок строили — на традиционной тройке лошадей восседали Дед Мороз со Снегурочкой, а огромную горку заливали прямо с нашего берега к Амуру. Правда, она всегда слишком крутой получалась, много детишек на ней травмы получали. Малышам, чтобы не мерзли, красочные кибитки прямо на льду ставили.В том, что горка до середины пограничной реки была главной забавой молодежи тех лет, вспоминает Ольга Петровна Теселкина:— Казалось, что наша горка чуть ли не упиралась в китайский берег. Чтобы не было страшно по ней скатываться, мы, тогдашняя молодежь, придумали свой способ — сцеплялись человек по десять и стоя ехали. Скорость была дикая, дух захватывало! А рядом с елкой организаторы выбирали место с ровным льдом и делали каток. Китайцы приходили на нашу елку целыми делегациями. Я не помню, как они добирались, может, и пешком границу переходили. Мы их тепло встречали — конфликтов никогда не было.Благодаря елке на Амуре новогодние праздники стали окном для жителей закрытого СССР в новую страну, в другую культуру. На границе и амурчане, и китайцы устраивали друг для друга настоящие представления.— Я приехала в Благовещенск в конце 50-х, поступила в медицинский институт. Зимой как раз попала на такую международную елку, — рассказала Нина Федоровна Цегельник. — Особенно мне запомнились представления с обилием красок, с театральными постановками. Мы показывали свои сказки, китайцы — свои.По воспоминаниям многих участников межгосударственных елок, со временем появилась целая плеяда людей, которые готовились к этому событию. В те годы купить яркие карнавальные костюмы было практически невозможно, поэтому ребятня и взрослые мастерили наряды своими руками. Китайцы, живущие вдоль Амура, не отличались высоким благосостоянием, но старались не отставать от своих советских «коллег» по веселью. Порой выход к елке с двух сторон превращался в яркое костюмированное шоу.— Помню, как-то мы затащили молодых китайских ребят в хоровод, так некоторые испугались страшно — старались вырваться из круга и убежать. Им казалось, что мы проводим какой-то языческий и не совсем приличный ритуал, — вспомнила события прошлого века бывшая комсомолка Александра Николаевна Кошелюк. — Но после того, как мы угостили испуганных иностранцев стопочкой «сорокаградусной», страх как рукой сняло.Общий праздник на Амуре стал первым шагом по налаживанию общения жителей двух государств.— В 1958 году мне было девять лет, елку на Амуре я плохо помню, зато в память врезалось, как нас всем классом возили на тот берег, — рассказала о своей первой большой экскурсии Наталья Павловна Бутовская. — Документов никаких не требовали, просто собрали в кучу и повезли. В сам город нас, правда, не пустили, но у берега пообщались с китайцами. Их много пришло — дети, взрослые. Китайчата нам сувениры давали, особенно мне запомнились яркие закладки, с какими-то цветными перьями, а взрослые пиво дегустировали. Помню, китайцы попробовали наш пенный напиток и сморщились — не понравилось.Международные елки на Амуре были недолгими. Через несколько лет отношения между двумя великими государствами испортились, и зеленую красавицу на пограничной реке больше никогда не ставили.Наталья Фадеева | ||
Дополнительно по данной теме можно почитать: | ||
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:
Газета "Амурская правда". № 241 (26818) 26 декабря 2009 года
| ||