Велосипедный спорт О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      44
книги              71
панорамы       58
статьи        6188
фото           6987








Первый литературный портал:



Стихотворение
О Москве

Стихотворение
В чехарду играет лето






Статьи по теме

Культура и спорт














Статьи по теме

История спорта


















Развитие велосипедного спорта и туризма












    На фотографии слева - А.А.Фитингоф, один из первых председателей Благовещенского общества велосипедистов; в центре - Члены Благовещенского общества велосипедистов у памятника графу Н.Н.Муравьёву-Амурскому, 1911 год; справа - Ф.С.Шадрин, казначей Благовещенского общества велосипедистов, позе - председатель Благовещенского общества спорта.

    

    Впервые о развитии велосипедного спорта и туризма кратко упо мянуто в статье В. В. Белоглазова и в более широком аспекте — в статье О. Л. Олейниковой [1].

    Благовещенское общество велосипедистов, согласно архивным данным, было создано по инициативе жителей города 15 октября 1894 г. (в 1899 г. в городе организовали еще одно подобное обще ство — велосипедистов-туристов). Одним из первых председателей общества был барон А. А. Фитингоф [2], казначеем — Ф. С. Шадрин, сын известного благовещенского предпринимателя. Поле деятельности общества было настолько широким, что с 1903 года неоднократно возникал вопрос о его реорганизации. 24 марта 1905 г. оно было преобразовано в Благовещенское общество спорта и председателем был избран Ф. С. Шадрин. По состоянию на 1913 г. председателем общества являлся вице-губернатор А. Г. Чаплинский [3].

    Высшим органом управления обществом было общее собрание, которое созывалось 3—4 раза в год. Архивные документы и от четы общества позволяют судить о его де ятельности. Представляют интерес отчеты общих собраний, из которых видно, как решались организационные, хозяйствен ные и другие вопросы. Например, для проведения различ ных видов соревнований или массовых оз доровительных мероприятий избирались открытые комиссии во главе с их руково дителями — командорами. Комитет обще ства определял дату и программу соревно ваний. Программы публиковались в бла говещенских газетах для всеобщего сведе ния. Это свидетельствует о популярности среди населения спортивных состязаний, проводимых обществом.

    Одна из таких программ содержала следующий набор мероприятий: по вос кресеньям — состязания по различным видам спорта: лаун-теннис, велосипед — 4 версты, велосипед — 1 1/2 версты, ве лосипед — 4 1/2 версты, бег на 100 м, бег на 800 м, прыжки в вышину, прыж ки в длину, метание ядра. После состя заний обычно устраивалась игра в фут бол. В состязаниях принимали участие действительные члены и сезонные посетители общества, а велосипедные заезды были открыты для всех любителей.

    Несмотря на отдаленность края и отсутствие хороших дорог, велосипеды на Амуре в конце XIX века получили довольно широкое распространение. Если в 1894 году, когда в Благовещенске появи лось общество велосипедистов, в городе насчитывалось всего 6—7 велосипедов устаревших образцов, то к 1900 году их стало уже бо лее 200. В то время езда на велосипедах была возможна в основном в городе, но небольшое число любителей-туристов старалось испы тать свои машины и на окрестных дорогах, рискуя при этом по пасть в аварию. Постепенно туристы стали совершать поездки в бли жайшие деревни и станицы, расположенные по почтовому тракту — в Игнатьевку (23 версты), Марково (30 верст), Новотроицкое (25 верст). В сухую погоду по дороге можно было развить скорость око ло 10-12 верст в час, несмотря на то, что по пути следования были крутые подъемы и небезопасные спуски. В дождливое время поезд ки, как правило, отменялись.

    В другую сторону, по Зазейскому тракту, дорога была немного лучше, песчаный грунт давал возможность ездить даже в дождливое время. Один из маршрутов проходил по ровной болотистой местно сти, где первой деревней (с переправой через Зею на пароходе) была Будунда (ныне Усть-Ивановка), населенная в то время маньчжурами, далее — Черемховское (28 верст), Ивановское (40 верст), Толстовка (45 верст) и Тамбовка (55 верст). Этот маршрут не при влекал велосипедистов из-за отсутствия лесных зон. Более популя рен был другой маршрут — до Белогорья (50 верст), проходивший через живописную гористую местность со многими, очень крутыми подъемами и опасными спусками. Прохождение его осложнялось тем, что не все велосипеды были оборудованы тормозами.











    На фотографии слева - военный губернатор К.Н.Грибский; в центре - Члены Благовещенского общества велосипедистов в Хабаровске; справа - Группа благовещенских велосипедистов-туристов, участвовавших 15 апреля 1901 года в первом народном гулянии.

    

    Отчеты участников пробегов указывают на обстоятельства, ме шавшие развитию велосипедного туризма. Среди них — местные кли матические условия: сильные ветры весной и частые проливные дожди в середине лета, а также плохие дороги, в основном глинис тые. Тем не менее Общество велосипедистов развивалось и крепло. Поле его деятельности было чрезвычайно широким: от организации велосипедных прогулок до проведения крупных спортивных мероп риятий и издания собственной газеты — «Маскарадный листок» [4].

    Были у общества и международные контакты. «Амурская газета» сообщала, что 12 августа 1898 г. комитетом Благовещенского об щества велосипедистов и многими членами была организована встреча путешественника, американского подданного Вильяма Реймана. Рейман поставил своей целью совершить кругосветное путешествие на велосипеде, не затратив денег. Члены общества обеспечили его жильем на время пребывания в Благовещенске и знакомства с городом [5].

    Уже с первых лет существования общества в приложении к «Амурской газете» (тогда единственной в области) печатались приглаше ния на туристические поездки: «Комитет Благовещенского обще ства велосипедистов сим приглашает господ членов принять учас тие в общественной поездке по Айгунской дороге, назначенной на 15 сего августа. Старт ровно в 8 ч. утра с городской площадки, обрат ный приезд в город — не позже 3 час. дня» [6].

    Центром проведения летних спортивных мероприятий было живописное место на слиянии рек Зеи и Амура. С 1902 года вся парковая зона была разделена на два сада: первый составляла восточная часть территории, которая решением городской Думы была выделе на Обществу велосипедистов-туристов, второй принадлежал Обще ству велосипедистов (спорта) с момента его образования. 23 сентяб ря 1902 г. члены Общества велосипедистов поддержали инициативу Общества туристов и приняли самое активное участие в празднике древонасаждения.

    Ежегодно, в мае, проходило торжественное открытие сада обще ства, в котором имелись: велосипедный трек, кегельбан, площадки для лаун-тенниса, крокета и футбола. Для танцев был построен крытый павильон, для детей устроены всевозможные каче ли, гигантские шаги, гимнастический го родок, садовые игры. О значении этого сада местная пресса того времени писа ла: «5-го июля нам пришлось быть в чис ле зрителей на первой гонке велосипеди стов. Несмотря на то, что сад отстоит на далеком расстоянии от города, при гон ке присутствовала масса публики, даже из самых отдаленных пунктов города. Между прочим, гонку посетил и его пре восходительство, господин военный гу бернатор К. Н. Грибский, сочувственно от носившийся к спортсменам... В конце гонки его превосходительство, обратясь к взявшим призы велосипеди стам, произнес краткую речь, в которой, между прочим, пожелал процветания их обществу, поднял бокал с шампанским при друж ных криках «Ура» [7]. «В воскресенье, 2 августа, состоялась вторая гонка велосипедистов. Погода стояла прекрасная и поэтому публики было много. В общем, сад велосипедистов — единственное в Благовещенске загородное место для гулянья... Если прибавить к этому приспособления для раз влечения детей, как, на пример, гигантские шаги и качели, прекрасный ипподром, удобную три буну для зрителей и очень поместительный буфетный павильон, то можно с уверенностью сказать, что благовещенский велосипедный сад превосходит многие дру гие подобные сады как, например, Иркутский» [8].














    На фотографии - "Амурская газета", 1902 год, №61

    

    В газете «Голос окра ины» была опубликова на следующая информация: «Сегодня открытие сада Общества спорта. Сад является един ственным благоустроенным уголком в нашем городе. Несмотря на массу земли и близость рек для орошения, горожане и городская управа не берегут растительность и не умеют ею пользоваться. Вме сто прекрасных скромных бульваров, которые при желании можно было бы устроить вдоль Амура, все приходит в упадок. Единствен ным местом для семейных прогулок остаются сады общества спорта и туристов, где принимаются самые заботливые меры для сохране ния и улучшения растительности, устройства аллей, скамеек, игр для взрослых и детей, например, кегельбан, лаун-теннис, крокет, гимнастика, велосипедная дорожка и др.» [9].

    Перед началом летнего сезона в местной прессе публиковались объявления подобного рода: «Комитет Благовещенского общества велосипедистов доводит до сведения господ членов и гостей, что в пятницу, 29 июня, назначено открытие сада общества. Гости, жела ющие иметь сезонные билеты, могут их получить от казначея обще ства И. А. Фишер (Сибирский торговый банк). С платой за личный билет 3 руб., за семейный — 6 руб. Лиц, желающих записаться в число членов общества, просят обращаться к секретарю общества Левушкину Е. С. (Государственный Банк). Баллотировка кандидатов в члены общества будет в воскресенье, 24 июня, в 4 часа дня» [10].

    О разнообразии культивируемых видов спорта можно судить по программе соревнований, проведенных летом 1903 г. в Благовещенске. В воскресенье, 22 июня, проходил 3-й день спортивных состязаний Благовещенского общества велосипедистов, в програм ме которого значились: 1. Велосипедная гонка на 1/3 версты, с хода — гандикап. 2. Бег на 100 м, гандикап. 3. Прыжки в длину, гандикап. 4. Бег на 400 м. 5. Велосипед-тандем на 1 1/2 версты, с хода — ганди кап. 6. Прыжки в длину. 7. Велосипед, гандикап на 1 1/2 версты, берет с места. На 6 июля была запланирована дорожная велосипедная гон ка на правом берегу Амура — из бывшей маньчжурской деревни Чикезы в Сахалян и шоссейное велосипедное состязание по тому же маршруту. 13 июля — матч по футболу. 20 июля в саду общества — день спортивных испытаний: велосипед — 1/3 версты с хода; 30 са женей тихим ходом; 7 1/2 версты; бег на 100 и 1500 м; прыжки в длину. 3 августа — шоссейное велосипедное состязание из Ивановки в Благовещенск. 6 августа — матч по игре в городки. 10 августа — состязание в ходьбе из поселка Верхне-Благовещенского в Благовещенск. 15 августа — общественные игры и развлечения в саду обще ства; общедоступное гулянье — велосипедные гонки и спортивные состязания. 17 августа — общественная велосипедная поездка в Ивановку. 24 августа — матч в лаун-теннис. 30 августа — прогулка пеш ком в Астрахановку. 31 августа — кегельфест. 7 сентября — открытые состязания велосипедистов в легкой атлетике. 8 сентября — фут больный матч. 14 сентября — спуск флага и закрытие сезона. Игры и танцы в саду.









    На фотографии слева - "Амурская газета", 1906год, №15; в центре - Благовещенские туристы на привале у речки Малой Чикезы, начало 20 века; справа - "Эхо", 1909 год, №241

    

    Атмосферу спортивных баталий того времени передает описание одного спортивного дня 1905 г., сделанное очевидцем — репорте ром «Амурской газеты»: >«Спортивные гулянья состоялись в субботу 30 июля. Спортивные гулянья и состязания привлекли в сад Обще ства спорта массу городской публики. Под звуки тушей розданы были призы за предыдущую гонку, причем публика обратила внимание, что всего только 4 победителя получили жетон. Затем состоялись гонки с участием бесконечного количества гонщиков, впервые вы ехавших на трек рядом с хорошими ездоками... Гоночной комиссии рекомендовано разделить гонщиков на классы.

    В первом заезде на 1/3 версты (гита с хода) на приз почетной ленты и серебряный жетон победителей оказалось двое: К. И. Герин и Е. А. Гриднев, сделавшие пробег за 30 1/5 сек. Поэтому назначена перебежка, но результат оказался одинаковый — 29 3/5. Ввиду этого неожиданного совпадения во вторник состоится перебежка, при чем публика, на основании имеющихся у некоторых зрителей се кундомеров приветствовала громкими аплодисментами Е. А. Гриднева. Однако по данным гоночного комитета победителем признан К. И. Герин — 31 сек. против Е. А. Гриднева — 31 2/5 сек.

    Заезд для гонщиков, не бравших призов на 1 1/2 версты, прошел без обычного для новичков оживления. Победителями оказались И. В. Андреев (2 мин. 47 1/5 сек.) и Е. И. Герин (3 мин. 1/5 сек.), оба получили по жетону.

    Семиверстный заезд на золотой жетон и фигурная езда не состо ялись, т. к. все гонщики, ввиду явной, по их мнению, несправедли вости со стороны комитета, отказались от дальнейшего участия в соревнованиях.

    В метании копья и беге на 800 м победителем оказался Н. Ф. Пономарев, бросивший ядро на 8 1/2 метров и прибежавший впере ди всех за 2 мин. 56 сек.

    Трехверстный заезд на велосипедах состоялся с трудом, т. к. не оказалось записавшихся гонщиков, кроме братьев Гериных. Один из состава комитета, некто Вельский, взялся пополнить недостаток и выехал на состязание не в специальном костюме, а в форме ак цизного чиновника. Это подорвало у публики всякий интерес к гон ке, лишив ее серьезного значения, тем более, что Вельский пре красно доказал эту мысль тем, что изнемогая, сошел едва ли не с третьего круга и, конечно, встречен был смехом.

    К сожалению, в обществе мало обращается внимания на эту сто рону дела и гонки похожи на простые перебежки в перегонки слу чайно подобранного и смешанного состава велосипедистов.









    На фотографии слева и в центре - "Эхо", 1909 год, №241; справа - "Благовещенское утро", 1913 год, №136

    

    С обычным оживлением и красотой прошел заезд желтых и зеленых. Победили зеленые в 7 1/2 мин., в каждой группе участвовало по 10 человек. Затем в саду состоялся фей ерверк, танцы под музыку и раз нообразные живые игры, заняв шие публику. Мы рекомендуем господам гонщикам выработать свои чисто спортивные и техни ческие требования, изложить их письменно и подать в комис сию, а в гоночную комиссию из брать своего делегата или пред ставителя» [11]

    Благовещенское общество спорта (велосипедистов) при открытии очередного сезона ус-траивало гулянье в саду общества. Иногда по воскресеньям прово дились гулянья с устройством фейерверков, гонками велосипедис тов и другими спортивными состязаниями. Зимой общество откры вало катки на углу улиц Большой и Мастерской. Там же устраива лись игры в хоккей, обычно по праздникам. В помещении Обще ственного собрания проводились балы-маскарады с дамскими и муж скими призами за самые интересные костюмы, семейные танце вальные вечера, балы по случаю открытия зимнего сезона.

    В отчетах Благовещенского общества спорта за 1907 год отмечалось, что в этом году общество вступило в 13-й год своего существования. В его состав входило 4 почетных члена и 83 действительных, а также 9 сезонных посетителей. В течение зимнего сезона был построен каток около мола, где регулярно проводились игры в хоккей. Весной в сад общества был перенесен по жертвованный обществу го родскими властями павильон в память посещения Благовещенска наследником пре стола великим князем Ни колаем Александровичем. В течение лета общество устроило в своем саду два состязания по различным видам спорта, четыре ке-гельфеста, одну игру в лаун-теннис, провело че тыре общественных гуля нья и один детский праз дник. Кроме того, в это время периодически про водились футбольные мат чи, игры в лаун-теннис, показывались упражнения по «садовой» гимнастике. Для детей были устроены различные качели, гиган тские шаги (гужи), крокетные площадки и занятия гимнастикой. Было проведено также несколько игр на открытом воздухе («садовых»). За год общество организовало несколько общественных прогулок за город, пешком и на велосипедах — в Астрахановку (на мельницу Буяновых), на пароходе с музыкой вверх по Амуру до Игнатьевского затона и на лодках в пос. Верхне-Благовещенский. В конце года общество по сложившейся традиции устроило два бала-маскарада, спектакль и концерт. В саду общества во время проведения мероприятий посто янно играл оркестр 22-го Восточно-Сибирского полка.

    Всеми этими делами руководил комитет, возглавляемый его пред седателем Ф. С. Шадриным, в который входили товарищ председа теля П. П. Москвин [12], секретарь Н. Ф. Достовалов, казначей С. П. Попов, заведующий хозяйством Я. Ф. Натаров и члены комитета И. А. Замошников и В. С. Булович [13]. Несмотря на то, что в зимнем сезоне 1907—1908 гг. общество не имело своего катка, оно про должало устраивать игры в хоккей на катке частного предприни мателя.

    Особенностью организации соревнований являлось то, что в них могли участвовать не только члены общества, но и другие гражда не, в том числе нижние чины армии и флота.

    В саду Общества спорта продолжали регулярно проводиться велосипедные гонки, обычно из 5 заездов. Как это происходило, мож но узнать из спортивных разделов газет, характерное описание при водилось в газете «Эхо»: в первом заезде на 2 версты участвовали двое гонщиков, первым пришел и получил приз Кузьминский. Во втором заезде на 7 верст соревновались четверо и приз, без особых усилий, достался Е. И. Чепурину [14]. Третий заезд был на тихий ход на расстоянии 16 саженей. Приз получил Кузьминский, проехав за 2 мин. 14 сек.

    В четвертом заезде на установление рекорда ехало двое — И. Д. Мищенко и Е. И. Чепурин, который взял приз и установил рекорд в 19 1/5 сек. Но самым интересным был последний заезд на 3 версты, где собрались лучшие гонщики. В конце предпоследнего круга И. Д. Мищенко броском выдвинулся вперед и взял первый приз. Вто рым пришел Е. И. Чепурин.

    Между гонками были устроены бега на дистанцию в 300 м и прыжки в длину. Победителем в обоих состязаниях стал И. И. Ильенко [15].

    Часто гонки сочетались с различными представлениями, что при влекало большое количество зрителей. Например, 21 июня 1909 г. состоялось цветочное корсо [16]. После корсо начались велосипедные гонки, состоявшие из 3 заездов. Первый заезд — на почетную ленту общества, которая находилась у Чепурина, ранее установившего рекорд на дистанции 5 верст — 9 мин. 46 сек. Первым в заезде про шел дистанцию Забродин за 9 мин. 24 сек. и установил новый рекорд.












    На фотографии слева - Отец и сын Чепурины, Благвоещенск 1913год; в центре и справа - Евгений Чепурин на Гатчинском аэродроме, 1913 год.

    

    Е. И. Чепурин, желая оставить ленту за собой, вышел на одиночный заезд, но установил время 9 мин. 30 сек. Во втором заезде первым пришел Э. Меднис за 3 мин. 40 4/5 сек., вторым — Иванов. В третьем заезде первым прибыл Мищенко за 12 мин. 8 сек. В последнем заезде на 3 версты для 2-го класса вышли на старт трое, и первым, при овациях публики, пришел к финишу М. Забродин, пройдя дистан цию за 5 мин. 25 2/5 сек. [17].

    Велосипедные гонки проходили и осенью. Например, они состо ялись 19 сентября 1909 года. В тот день также была организована спортивная ходьба — этот вид спорта имел успех в Харбинском спортивном обществе, после чего был опробован и в Благовещенске. Наибольший интерес представляли велосипедные гонки на зва ние лучшего ездока Благовещенска сезона 1910—1911 гг. на дистан ции 3 версты. Первым пришел Бутылкин за 5 мин. и 5 1/2 сек., вто рым — Чепурин за 5 мин. 5 2/5 сек. Несомненный интерес представ лял заезд-гит на 1/3 версты на превышение рекорда в 29 1/5 сек. Расстояние прошли: Фирсов за 29 сек., Забродин за 29 сек., Чепу рин за 29 1/5 сек. и Бутылкин за 29 3/5 сек. Победители были награж дены шумными овациям. В адрес чемпиона мира публика выразила шумное неодобрение, затихнув только после заявления Бутылкина, что это был первый случай за 20 лет его пребывания в велосипед ном спорте [18].

    Благовещенское общество спорта заботилось о здоровье подрас тающего поколения и регулярно устраивало в своем саду детские праздники, программы которых были очень разнообразными. На пример, программа детского праздника, который состоялся в вос кресенье, 15 июля 1907 г., включала: 1) шествие с флагами по саду в сопровождении оркестра; 2) состязания для детей на призы в обыкновенном беге, беге в мешках, перетягивании каната, лазании на мачту; 3) игры и развлечения; 4) игру в футбол для мальчиков старшего возраста; 5) танцы для детей; 6) шествие с фонариками при бенгальском огне; 7) раздачу угощений.

    Местная пресса свидетельствовала, что общество непосредственно участвовало в организации и пропаганде новых видов спорта. «Лис ток амурского спортсмена» 21-го февраля 1908 г. в сообщении о ежегодном хоккейном матче отмечал, что игрой в хоккей в Благовещенске занимаются регулярно шестую зиму две корпорации: Благо вещенское общество спорта и команда хоккеистов, состоящая из воспитанников благовещенской гимназии. Упомянутый матч пред ставлял особый интерес благодаря удачно подобранному составу обе их команд. В этот же день на этом же катке Благовещенское общество спорта устроило конькобежное состязание на скорость на дис танции 500 м и 1500 м [19].

    Общество проводило различные экскурсии, прогулки на пароходах по Амуру. Устраивались экскурсии вверх по Зее, до заимки чле на Общества туристов Биршерта. Газета «Амурская жизнь» объявля ла: «Благовещенское общество спорта сим приглашает господ лю бителей верховой и велосипедной езды принять участие в следую щих поездках. 23 апреля — совместная поездка на велосипедах, на лошадях верхом и в экипажах в д. Астрахановку. 30 апреля — то же на мельницу в ВерхБлаговещенск, в дер. Августовского (так в тек сте. — С. К,), Зазейская, в Астрахановку и на мельницу Буянова» [20]. 11 апреля 1908 г. состоялась поездка на велосипедах в поселок Верхне-Благовещенский.

    Общество велосипедистов (спорта) стало вторым, после стрелко-во-охотничьего, спортивным обществом в Благовещенске, которое крепло и развивалось благодаря стараниям его членов. В связи с рас ширением сферы деятельности возникла необходимость его реорга низации в Общество спорта в 1905 г., а затем, в 1914 г., — слияния с Обществом туристов в единую крупную спортивную организацию — Амурское общество спорта, туризма и военной подготовки. Сад об щества в конце XIX — начале XX вв. являлся первым и основным местом проведения спортивных мероприятий. Общество существова ло не только на собственные средства (взносы, плата за входные би леты в сад, на маскарады, спектакли и т. д.), но и на пожертвования простых горожан, интеллигенции и предпринимателей.

    Следует отметить особый вклад в развитие общества его предсе дателя Федора Семеновича Шадрина — владельца механического завода и магазинов. Его стараниями и усилиями маленькое Обще ство велосипедистов превратилось в крупное Общество спорта, про водившее не только велосипедные гонки, но и множество других спортивных, праздничных и детских оздоровительных мероприя тий. За большой вклад в дело пропаганды физкультуры и спорта и особенно за устройство благотворительных мероприятий, способ ствовавших обучению и образованию детей, в 1902 году Ф. С. Шадрин был избран в пожизненные члены Общества туристов.

    Отдельного внимания заслуживает деятельность другого крупно го спортивного общества — велосипедистов-туристов (Благовещенское представительство Русского туринг-клуба).

    Комитет Благовещенского представительства Общества велоси педистов-туристов был создан 14 февраля 1899 г. Но официальное разрешение на открытие действий комитета было получено от правления Российского общества тури стов (РОТ) в феврале 1901 г., пос ле получения соответствующего раз-решения военного губернатора Амурской области, где говорилось: «...военный губернатор Амурской области уведомил правление, что он не встречает препятствия к откры тию комитета Общества в гор. Благовещенске-на-Амуре» [21].











    На фотографии - Иван Андреевич (Иоганн Генрихович) Койо, председатель Благовещенского комитета Российского общества туристов, почётный член общества с 1903 года

    

    Первым председателем Благове щенского представительства Обще ства велосипедистов-туристов был избран представитель Торгового дома И. Эмери Леопольд Петрович Лапинский. С 1900 г. общество воз главлял гражданин Финляндии Иван Андреевич (Иоганн Генрихович) Койо — человек, внесший огромный вклад не только в развитие этого вида спорта, но и в воспитание под растающего поколения независимо от возраста, вероисповедания и сословия [22] Заслуги И. А. Койо были отмечены на состоявшемся 11 января 1902 года общем собрании общества: «...Глубокоуважаемый Иван Андреевич! Прошло два года, как вы приняли на себя обязанность представителя Общества велосипеди стов-туристов в г. Благовещенске. Но и в этот короткий период, своим трудом и энергией вы достигли самых блестящих результатов.

    Еще два года назад наше благовещенское Общество велосипедистов-туристов было таким немногочисленным, едва насчитывалось несколько десятков человек, и таким незаметным, что о нас, тури стах, почти никто не знал и мы не играли никакой роли в местной общественной жизни. Мы робко смотрели вперед и шаги наши были неуверенны.

    Вы, Иван Андреевич, приняв на себя ответственное звание руководителя, вдохнули жизнь и в самое Общество. Оно стало расти количеством; в настоящее время нас около 250 человек и обещает быть еще более; оно стало крепнуть единодушным стремлением к общественным интересам» [23].

    В журнале «Русский турист» за 1902 г. была опубликована статья инспектора народных училищ Амурской области И. К. Окунцова [24], в которой он благодарил Благовещенское представительство вело сипедистов-туристов во главе с И. А. Койо за все доброе, сделанное детям-экскурсантам.

    Общество имело своих представителей в станице Покровской (А. М. Коноплев из конторы «Курбатов и К0» ), в городе Зея-Пристань (В. Яворский, А. Кузнецов), в станицах Поярковской (Н. К. Жуковский) и Кумарской (И. Ф. Утробин), в селах Средне-Бельском, Ивановском, Марковском (М. Е. Шульгин), Михайловском (В. С. Мищенко), Большой Сазанке (К. Е. Шульмин), деревнях Владимировке (А. А. Кокорев) и Толстовке, казачьих поселках Игнатьевском и Бибиковском.

    В 1900 г. Благовещенское представительство насчитывало 55 чле нов, а к концу 1903 г. — уже 583 (по другим данным — 623 челове ка), причем в этом же году Благовещенский комитет в занимал пер вое место по численности среди представительств Русского туринг-клуба. Состав членов клуба был многообразным по сословной, религиозной и национальной принадлежности. В него входили православные, молокане, сектанты, чиновники, промышленники, воен ные, казаки, полицейские, дворяне, купцы, врачи, журналисты, преподаватели учебных заведений, представители различных торговых фирм, даже крестьяне (правда, количество последних было не велико). Членами Общества туристов были также представители и других спортивных обществ Приамурья, включая видных в городе и области людей.

    Перечисление небольшой части членов общества в какой-то мере отражает его состав: военный губернатор Амурской области генерал-майор Д. В. Путята — почетный член общества [25] вице-губернатор Амурской области С. Н. Таскин [26] — член общества, В. В. Лукин — владелец винного завода и водяной мельницы, конного завода, вице-президент Амурского общества поощрения коннозаводства, внештатный корреспондент Главного управления государственного коннозаводства, с 1902 г. пожизненный член общества; представи тель отделения госбанка И. А. Койо, с 1903 г. — почетный член общества; потомственный дворянин П. А. Биршерт — почетный член общества; председатель Общества спорта Ф. С. Шадрин — пожизнен ный член общества; владелец чугунолитейного завода, крупный про мышленник С. С. Шадрин — почетный член общества [27]; купцы — М. Н. Саяпин, Е. 3. Буянов, В. А. Алексеев [28], А. М. Бродовиков [29]; пред ставитель Сибирского торгового банка И. А. Фишер [30]; представитель Амурского общества пароходства и торговли С. А. Левицкий [31] — почетный член; представитель Амурского общества пароходства и торговли Н. А. Зиновьев [32] — почетный член; полковник Ласский [33]; чиновник канцелярии военного губернатора С. И. Родионов; служа щий полицейского управления X. М. Полуянов [34]; член войскового правления Амурского казачьего войска Г. С. Толстокулаков [35]; офицер Восточно-Сибирского батальона Т. И. Вродзинский; редактор «Амурской газеты» А. Кирхнер [36]; редактор газеты «Голос окраины» Г. М. Афанасьев; редактор газеты «Амурский край» И. Е. Розин; вла делец типографии А. И. Хворов [37]; владелец магазина и конюшни Л. Б. Чайко; городской голова И. Д. Прищепенко.











    На фотографии слева - С.Н. Таскин, вице-губернатор Амурской области, член Общества туристов; в центре - П.П. Попов, благовещенский Городской Голова, член Общества туристов; справа - С.С. Шадрин, почётный член Общества туристов, постоянный жертвователь на спортивно-оздоровительные мероприятия.

    

    Для устройства гуляний в 1901 г. комитет Благовещенского представительства Общества велосипедистов-туристов (Российского туринг-клуба) вошел в соглашение с комитетом местного Общества велосипедистов, получив разрешение пользоваться их садом, и для проведения первого народного гулянья избрал комиссию в составе: И.А. Брузинского, А.И. Брузинского, К.И. Брузинского, К.В. Перлова, М.Г. Грубе, В.Ф. Крюкова, А.И. Винокурова и В.Я. Артемьева. Стараниями этой комиссии и комитета сад был иллюминирован и великолепно украшен. На народном гулянье собралось более 500 че ловек, причем члены общества велосипедистов и общества турис тов, а также их семьи имели право на бесплатный вход. Это первое народное гулянье, несмотря на значительные затраты, окупило себя, и праздник удался.

    В 1902 г. решением благовещенской городской Думы за № 1353 туринг-клубу был выделен участок земли для устройства сада рядом с садом местного общества велосипедистов (восточная часть). Уже к следующему году общество имело в своем распоряжении обшир ный городской сад, обнесенный забором, трек, в середине которо го располагалась прекрасная травяная площадка, очень удобная для спортивных игр и состязаний. Зрители, заполнявшие трибуны, имели возможность посетить площадку для танцев, кегельбан, музыкаль ные павильоны и буфет [38]. В дальнейшем сад туристов и велосипеди стов стал не только местом, где проходили различные соревнования, маскарады, спектакли, но и местом отдыха для всех горожан, куда могли прийти люди, чтобы насладиться этим «райским угол ком», созданным туристами и велосипедистами. Газета «Эхо» 15 июля 1912 года отмечала: «Сады общества спорта и туристов», это, назо вем, Амурским Крымом. Кто желает отдохнуть и подышать свежим воздухом и избавиться от пыли, тому непременно нужно посетить эти сады» [39].

    Комитет стремился дать горожанам возможность изучать свою малую родину: занимался организацией загородных велосипедных поездок, составлением маршрутных карт, устраивал туристические прогулки на пароходах по рекам Зее и Амуру. Общество уделяло большое внимание учебно-воспитательной работе: организовывались ученические прогулки и путешествия для учащихся городских школ и училищ во Владивосток, Хабаровск, в Солдатскую Падь, на заимку Биршерта и т. д.[40].

    «Амурская газета» информировала о том, как проводились тури стические поездки: «В 3 часа дети были посажены на пароход «Восток». Пароход направился сначала к «Сахарной голове», а затем, повернув обратно, спустился до Зейского переката, откуда в 6 1/2 вечера подошел к пристани Амурского общества пароходства и торговли, где дети, довольные проведенным днем, были распущены по домам.

    Во время прогулки и на пароходе учащимся было роздано около 16 пудов конфет» [41].











    На фотографии слева - А.В. Кирхнер, издатель и редактор "Амурской газеты", член общества туристов; справа - Ф.И. Васильев директор Благовещенской мужской гимназии, член Общества туристов.

    Члены общества составляли карты маршрутов, которые затем обсуждались на собраниях и утверждались на заседании правления. Во время туристических прогулок делались фотографии видов и лучшие из них отправлялись в Петербург, в правление Общества туристов, для публикации в журнале «Русский турист». Некоторые члены общества вели путевые записки.

    Важным направлением деятельности туринг-клуба была пропа ганда туризма и велоспорта, поэтому члены клуба устраивали вело сипедные гонки и туристические прогулки с образовательными це лями. Корреспондент газеты «Амурское эхо» писал: «С 17 мая туристы поверили в возможность чуда: устроили в этот день велосипедные гонки, и хляби небесные, к удивлению благовещенцев, не раз верзлись и не затопили города и его окрестностей. Если б не кочки и ямки, которыми изобилует трек, да не средний ветерок, то условия для гонок были бы идеальными.

    Следом за парадом на установку нового рекорда на 3 круга (1 км) идет лишь один первоклассный гонщик господин Повалинский, красиво прошедший дистанцию в 1 мин. 37 4/5 сек. Переходящий приз — лента об щества — остается за ним. В конце гонок, несмотря на совершен но утрамбованные виражи, годные только для «товарищеской», но не спортсменской езды на мотоциклетах, рискнул поехать господин Рунгайн, который хотя и «вспахал» трек, но все же благополучно покрыл дистанцию (5 кругов) в 6 мин. 58 4/5 сек. вместо установ ленных по программе 7 мин. 10 сек. Следую щая гонка — в воскре сенье, 24 мая» [42].

    При местном отде лении туринг-клуба был организован кру жок любителей физи ческих упражнений, о котором сообщалось в «Амурской газете»: «Кружок организуется как отдельная сессия при местном Туринг-клубе» [43]. Цели кружка совпадали с целями деятельности общества. Его члены стремились обеспечить разумный, здоровый физический отдых своим членам и внести систему и рациональность во многие виды обычных физических развлечений молодежи. Кружковцы за нимались легкой и тяжелой атлетикой (бег, прыжки, гири, борь ба), играми на свежем воздухе (лаун-теннис, футбол, кегли, крокет), зимними видами спорта (коньки, лыжи), фехтованием, анг лийским боксом, водным спортом (плавание под парусами и на веслах, купание), гимнастикой (трапеция, кольца, параллельные брусья, лазание). Проводились различные экскурсии, читались лек ции по физиологии и гигиене человека.

    В октябре 1903 г. в Благовещенске на одном из заседаний комитета члены Общества туристов К. В. Перлов, И. П. Вигандт, И. Е. Молоденков и К. И. Брузинский предложили образовать, совместно с Обществом приказчиков, кружок любителей атлетики и гимнастики. Собрание приказчиков бесплатно выделило для этой цели зал собрания для проведения двухчасовых занятий по средам и пятни цам. В кружке имелись необходимые приспособления, приобретен ные на пожертвования. В кружке в момент его создания насчитывалось 50 человек. Для преподавания гимнастики были приглашены поручик Н. Н. Макеев [44] и В. А. Шредер; атлетику преподавал К. В. Перлов. Врачом кружка был член общества М. П. Чердынцев [45], который до начала занятий проводил медицинский осмотр и осуществ лял медицинский контроль во время занятий. В летнее время уже в саду туристов (ныне восточная часть Первомайского парка) члены кружка оборудовали площадку для занятий гимнастикой и атлетикой.

    Часто во время праздничных и спортивных мероприятий проводилось «цветочное корсо». Так, 23 июня 1909 г. из «картин», участвовавших в корсо, обратили на себя всеобщее внимание «колесница римского цезаря», запряженная четырьмя лошадьми, в которой ехал господин Луйк, переодетый в одежду римского цезаря, затем «американка», обвитая кругом дубовыми листьями и цветами, наподобие корзинки.

    Кроме того, в саду общества в 1908 г. проходили полеты на воздушном шаре Густава Глекера и показательные выступления (джигитовка) амурских казаков. На спортивных праздниках общества выступали спортсмены из других городов. Например, чемпион Владивостока А. Петерсен и чемпион Риги И. Волченко, которые уча ствовали в велосипедных гонках в сентябре 1910 г. Сад общества использовался также для тренировок спортсменов-профессионалов. По воскресеньям и праздничным дням в нем проводили «закрытые» спортивные упражнения и игры исключительно для членов общества и сезонных посетителей.










    На фотографии слева - Учащиеся Алексеевской женской гимназии на туристической прогулке, окрестности Благовещенска, 1913 год; в центре - Пароход у Кумарского утёса, 1910-е годы; справа - "Амурская газета", 1902 год №89

    

    Общество содействовало развитию и укреплению у горожан интереса к здоровому образу жизни и желания заниматься физической культурой. Спортивные мероприятия объединяли людей разных со словий, чинов и званий, воспитывали дух содружества. Кроме того, в оздоровительную программу общества входило благоустройство города. Так, был проведен Праздник древонасаждения в саду турис тов. Это событие очень подробно отражено в заметке, опубликованной в «Амурской газете». На праздник собрались почти три тысячи человек. К празднику готовились очень тщательно. Для проведения этого важного для города мероприятия был создан оргкомитет в который вошли И. А. Койо, инспектор народных училищ И. К. Окунцов, директор мужской гимназии Ф. И. Васильев [46] и др. [47].

    Была составлена программа праздника и распределены места для посадки деревьев (по школам и по роду растений). Сначала, для пробы, под руководством ученого садовода Г. К. Гауглера и лесниче го Н. Ф. Калиновского [48] посадили 4 дерева. Для посадки было заго товлено 580 ям и около 600 молодых деревьев. Первоначально праз дник был назначен на 14 сентября 1902 г., но к тому дню не успели доставить все деревья и поэтому праздник перенесли на 22 сентября.

    К этому времени доставили 200 саженцев сосны и 150 тополя из Белогорья на пароходе «Амазар»; 150 саженцев лиственницы и 100 березы заготовили на правом берегу Амура солдаты 21-го стрелко вого полка. 22 сентября к 12 часам дня на Чуринской площади со бралось довольно много народу: учащиеся всех учебных заведений, преподаватели, лесничие, агрономы, ученые, садовники, под руководством которых и производилась посадка деревьев. С флагами и транспарантами процессия двинулась к саду туристов под звуки военного оркестра. В саду, по прибытии военного губернатора Д. В. Путяты и вице-губернатора С. Н. Таскина, начался молебен, совер шенный протоиереем Иоанном Коноплевым, и им же была сказана речь о значении праздника. По этому поводу также выступил член клуба туристов И. Е. Молоденков [49]. В 3 часа началась посадка дере вьев по ранее составленной программе. В саду играла музыка. Зрителей и юных садовников было более трех тысяч человек, было поса жено 583 дерева. Затем участникам раздали конфеты. Праздник удал ся во многом благодаря деятельности комиссии во главе с И. А. Койо и других участников его подготовки.

    Это был первый праздник древонасаждения не только в Приамурье, но и в Восточной Сибири. Такое важное событие не прошло незамеченным. О нем было написано в центральном журнале «Русский турист» и еще нескольких изданиях, так как подобные начинания в то время стали проводиться и в других регионах России.

    Общество не прекращало занятий туризмом, разрабатывало мар шруты путешествий: Благовещенск — Поярково, БлаговещенскБибиково. Маршруты в зазейской части области в разное время до ходили до следующих населенных пунктов: Владимировка, Будунда, Петропавловка, Черемховское, Березовка, Средне-Бельское, прииск Дмитриева, Ивановское, Большой и Малый Алим, Кани-Курган, Константиновская, Поярково, Большая Сазанка. По правому берегу Зеи маршруты, начинаясь с мельницы и лесопилки Алек сеева, деревни Астрахановки, Чигиринского парка, скотобойни, шли на заимку Шадрина, в Белогорье, на заимку Биршерта, в Но винку, Натальино, Новотроицкое. По почтовому тракту вдоль Аму ра они проходили Верхне-Благовещенский, Игнатьевский, Михайловку, Марково, Бибиковский, Покровскую; по реке Зее доходили до городов Алексеевска и Зея-Пристани. Водные и велосипедные маршруты были проложены и по маньчжурской территории. Переправляясь через Амур в селение Сахалян, туристы устраивали вело пробеги до селения Колушаны, города Айгуна и т. д. Почти в каждом из этих населенных пунктов были представители общества туристов (фамилии многих из них нами установлены).








    На фотографии слева - Благовещенские туристы на заимке Бишерка, 1913 год; в центре - Заимка Бишерта; справа - Буяновская заимка.

    

    Общество выписывало специальные книги, журналы, газеты, жетоны, издавало карту маршрутов, устанавливало указательные столбы, устраивало маевки. Комитет Благовещенского представи тельства в 1903 г. заключил соглашение с рядом предпринимателей и торговцев на скидки при работах и покупках для членов общества велосипедистов-туристов. Так, с владельцами механического и элек трического завода «Брузинский и сын» договорились на 10-процен тную скидку при починке велосипедов, моторов, автомобилей, элек трического и ацетиленового освещения, а также с продаваемых за пасных частей велосипедов и моторов. Магазин С. С. Шадрина обя зался делать 10-процентные скидки при покупке велосипедов, мо торов и их принадлежностей и 5-процентные — на все прочие товары. Нередки были подобные объявления для членов общества: «Комитет Благовещенского представительства Р.О.Т. доводит до всеобщего сведения господ членов, что им заключены новые договоры, а именно: с граверной мастерской Штейнмана (на углу Большой и Мастерской ул., дом Духовной консистории) на скидку в 20% на граверные работы, и с шапочной мастерской Левентаса (Большая ул., дом Иванова) на скидку 15% с продаваемого им товара... механическая мастерская Е. К. Ефимова и переплетных дел мастер Г. О. Шустер изъявили согласие делать скидку... членам за их работы: пер вый от 10 до 20%, а второй 10%; слесарная мастерская А. Бельсона и К0 предложила делать 10% скидку на починки и на продажу запас ных частей для велосипеда» [50].

    Заслугой общества являлась большая воспитательная работа с учащимися городских школ. Примером ее служит маршрут прогулки учащихся городских, народных и частных школ Министерства на родного просвещения на правый, маньчжурский,берег Амура, в рощу близ селения Сахалян 11 мая 1906 г.

    Все участники прогулки должны были собраться к 8 часам утра на бульваре у Ольгинской школы, «...захватив с собой каждый по кружке для питья чая, провизию и на каждые 10 человек один чайник. Каждая школа должна строиться около своего флага, рядами по 12 человек... В 8 час. 15 мин. двинуться с места под общим руко водством Ф. А. Васильева и И. А. Койо по Большой улице до пристани, в следующем порядке: Флаг общества — командор А. Ф. Извеков, помощник командора А. А. Корсун... В 9 часов посадка на пароходы по распределению пред ставителя общества Койо. В 9 час. 15 мин. отход от пристани вверх по Амуру, мимо лагерей и в 10 час. высадка в Сахаляне. По прибытии в рощу детям будет предложен чай, затем разные игры. С 12 часов начнутся танцы, с 2 до 3-х военная прогулка по окрестностям Саха-ляна, с музыкой. В 3 часа — чай и раздача конфет. С 4 до 6-ти разные игры и танцы и в 6 часов посадка на пароходы, а в 6 час. 30 мин. отъезд вниз по Амуру до Зейского переката и обратно к пристани к 7 час. 30 мин. вечера.

    Обратное следование детей отдельно по школам под наблюде нием преподавателей» [51].

    Наиболее популярный пригородный детский пеший маршрут стартовал от Ольгинской школы, затем по улице Большой до затона Министерства путей сообщения. Экскурсия начиналась с посещения механических мастерских управления водных путей, где детям показывались все станки, машины, паровой молот и шлюпочное производство. После осмотра мастерских экскурсанты отправлялись на мельницу и лесопильный завод члена общества Алексеева, где детей встречали хозяева и распределяли по группам: одних направляли осматривать мукомольное производство, других — лесопиль ный завод, третьих — машинное отделение, четвертых — мельницу. Затем маршрут продолжался до скипидарного и дегтярного завода члена общества туристов Ланкина, на котором дети знакомились с производством скипидара и дегтя и обжигом древесного угля. Далее маршрут шел до кожевенного завода Тулупова, где детям показывали приспособления для выделки кож; затем направлялись на дачу Зейского товарищества, где их всегда радушно встречали хозяева И. Е. Егоров и К. И. Ду бин. Здесь детям предлагали молоко, шашлык и чай. Они располагались вдоль берега Зеи, жгли костры и варили обед. Подкрепившись и отдох нув, экскурсанты шли далее до механического завода почетного члена общества С. С. Шадрина. На заводе детей знакомили с особенностями производства. Больше всего им нравилось осматривать боль шой паровой молот в кузни це завода, механические мас терские и отделение завода, где изготовлялись краски. После осмотра завода экскурсанты шли по Астрахановской дороге до скотобойни, которую также внимательно осматривали. Потом делали привал, пили чай. Затем маршрут продолжался до винокуренного завода товарищества «Ма каров и К0».













    На фотографии слева - "Эхо", 1912 год, №1091; в центре - Прибрежный утёс на Амуре, фото 1910-х годов; справа - "Эхо", 191 год, №1099.

    

    Ознакомившись с процессом винокурения, оставались на ночлег на этом заводе. Для мальчиков отводили большой пакгауз, а девочек на ночлег забира ли служащие завода. Устроившись на ночлег, дети ходили купаться на Зею, а после ужина организовывались спортивные и подвижные игры, танцы на свежем воздухе до ночи. На следующий день марш рут продолжался до деревни Астрахановки с посещением затона и мельницы братьев Буяновых (членов общества туристов). Далее ту ристы шли до пчельника Кузнецова, после его осмотра делался при вал на обед, затем проходили по Новотроицкой дороге на кирпич ный завод Назарова, и заканчивался маршрут посещением канат ного завода «Чурин и К0».

    Подобные детские пешие маршруты устраивались по направлениям: Благовещенск — Верхне-Благовещенский — Игнатьевский; Благовещенск — Астрахановка — Белогорье — заимка Биршерта — Новинка (заимка члена общества туристов В. В. Лукина); Благове щенск — Кани-Курган — Старый Айгун (Джо-Айхой) — перевоз (через Амур); Благовещенск — Владимировка — Будунда — Черем-ховское — Петропавловка — Белогорье — Астрахановка — Благовещенск.

    У членов общества особой популярностью пользовались велоси педные маршруты:

    Велосипедные маршруты проходили и по маньчжурской терри тории: Благовещенск — Сахалян — Малый Сахалян — Большая Чикезы — Колушаны — Айгун (Новый). В программу общества туристов включалось несколько пользовав шихся особой популярностью водных маршрутов по Зее и Амуру.
  • Водные маршруты по Зее: Благовещенск — Астрахановка — Будунда — Белогорье — заимка Биршерта — Большая Сазанка — АлексеевскЗея-Пристань.
  • Водные маршруты вверх по Амуру: Благовещенск — Верхне-Благовещенский — Чертов Палец — Падь Солдатка — Игнатьевский — Марково — Михайловка — Сахарная Голова — Бибиковский — Кумарская — Солдатская Падь — Покровская.
  • Водные маршруты вниз по Амуру: Благовещенск — Сахалян — Малый Сахалян — прииски Дмитриева — Большая Чикезы — Колушаны — Айгун (Новый) — Константиновская — Поярковская — Хабаровск — Владивосток.

    Прогулки открывали перед детьми красоту родного края и дава ли необходимое физическое развитие, так как сопровождались под вижными и спортивными играми, физическими упражнениями во время привалов и отдыха. Заметки и объявления в прессе о водных экскурсиях, письма, отзывы участников свидетельствуют о большой их популярности среди населения.

    Таким образом, побудительной причиной, привлекавшей людей вступать в Общество туристов, было желание познать свой край, увидеть новые природные ландшафты, встретиться с интересными людьми. Для взрослых туристов немаловажным было воспитать в молодом поколении любовь к родным местам. Густая речная сеть области предоставляла богатые возможности для развития водного туризма, содействовало этому и наличие развитого речного судоходства. Стремление туристов осваивать новые пешие и велосипедные маршруты отражалось и на состоянии дорожной сети, посколь ку привлекало внимание общественности к ее улучшению. Туризм в какой-то степени способствовал и хозяйственному освоению края, так как вызывал интерес к недостаточно освоенным территориям. Многие члены общества были крупными чиновниками и предпри нимателями, которые, по роду своей деятельности решая вопросы хозяйственного развития, использовали опыт и знания, накоплен ные обществом туристов. Следует отметить, что в 1903 году по коли честву членов общества и наличию представительств в населенных пунктах области Благовещенское общество велосипедистов-турис тов занимало первое место в России; второе принадлежало Влади востоку, третье — Санкт-Петербургу.

    Спортивная жизнь Общества велосипедистов-туристов благопри ятно повлияла на характер жизни Благовещенска — она содейство вала сплочению граждан, благоустройству города, воспитанию у молодежи интереса к здоровому образу жизни. Это говорит о том, что общественная жизнь может во многом определяться характером физкультурно-оздоровительной работы.

    








    На фотографии слева - "Благовещенское утро", 1913 год, №165; в центре - "Благовещенское утро", 1913 год, №165; справа - "Благовеенское утро", 1913, №136.

    

    В 1914 г. существовавшее в городе отделение Всероссийского общества туристов (В.О.Т.) и Общество спорта объединились в единую спортивную организацию под названием «Амурское общество спорта, туризма и военной подготовки» [52] в программу которого входили не только спортивные состязания, но и военно-спортивная подготовка молодежи, способной защищать Родину в связи с начавшейся мировой войной. В какой-то мере это повлияло на содержание и цели проводимых общих мероприятий. Членами общества были в основном представители купечества и интеллигенции: совладелец завода Чепурина А. И. Афанасьев [53], врач В. С. Булович, И. А. Молоденков, А. Ф. Извеков (магазин И. Я. Чурина), И. А. Денисов (магазин «Небель и Ко»), А. И. Чернов [54], К. К. Алек сеев, И. А. Аргунов [55], И. А. Фишер, И. И. Брокман, М. О. Неронов, Е. С. Левушкин, Гилперт, Беттихер, Якобсон и другие.

    Амурское общество спорта, туризма и военной подготовки (АОСТ и ВП) периодически устраивало народные гулянья, в программу которых обязательно включались спортивные мероприятия. Так, при проведении одного из «парадных» гуляний в саду спорта предусматривались: 1) матч футбольных команд на призы; 2) парад местных футбольных команд с флагами; 3) декоративный парад велосипедистов и мотоциклетов (машины украшены цветами) при участии чемпиона-гонщика И. 3. Повалинского и рекордиста на мотоциклете А. Я. Рунгайна; 4) призовая велосипедная гонка с участием И. 3. Повалинского, Мещерского, Лавриненко и других лучших гонщиков; 5) гимнастические упражнения на сна рядах, с выдачей участникам поощрительных розеток; 6) мотоциклетные гонки (4 участника) на призы; 7) общий парад на треке с участием допризывной команды; 8) заря с церемонией в лагере допризывной роты.

    Состязательные игры проводились в сопровождении духового оркестра. Сообщение между Министерской пристанью и садом под держивалось непрерывно рейсами катеров [56].

    По окончании курса допризывной подготовки общество устраи вало в своих садах спортивные праздники. Затем проводилось торжественное вручение удостоверений-свидетельств юношам, успеш но прошедшим курс.

    Руководители нового общества старались разнообразить спортивную жизнь города. Программы праздников свидетельствуют об этом: в них теперь входили состязания по бегу, матчи футбольных ко манд на призы, парады велосипедистов и мотоциклистов, призовые велосипедные гонки, гимнастические упражнения на снаря дах, мотоциклетные гонки и др.

    Общество проводило широкие воспитательные мероприятия. Газета «Благовещенское утро» сообщала, что Амурское общество спорта, туризма и военной подготовки совместно с родительским комитетом Благовещенского речного училища устроило в обоих са дах общества в воскресенье, 31 июля, большое гулянье, чистый сбор с него пойдет в пользу детской колонии Благовещенского ре ального училища и колонии общества. В программу дня входили: футбольный матч, велосипедные гонки, соревнования по легкой атлетике, гимнастические упражнения, состязание на мотоциклах, демонстрация приемов японской борьбы джиу-джитсу и самурайс кого боя на лыжах. Для детей под руководством воспитателя А. Н. Шарыгиной были организованы подвижные игры, для публики — игры в лаун-теннис, крокет, кегли, катание на лодках» ". В другом номере газеты можно прочитать о том, что общество устраивало «пикник-поездку» до заимки Шадрина, расположенной в красивой местности в 19 верстах от города, с продолжительным привалом на мельнице Буянова. Приглашались желающие на велосипедах, мото циклетах, лошадях. Маршруты поездок были разнообразными — до Новотроицкого, горного озера и других мест.

    Особенно интересно и празднично проходило закрытие спортив ного сезона. Об одном из таких мероприятий писал корреспондент газеты «Благовещенское утро»:

    «Амурское общество СТ. и В.П. по случаю закрытия своих садов на сезон дарит в воскресенье грандиозный осенний праздник цветов. Кроме обычной интересной спортивной программы (футбол, велосипедные и мотоциклетные заезды, сокольская и спортивная гимнастика) состоится в 4 дня народный кортеж, в котором примет участие многочисленная публика в оригинальных костюмах, убран ные декоративными живыми цветами автомобили, экипажи; на вер ховых лошадях, мотоциклетах, велосипедах и осликах.

    После кортежа немедленно начнется бой цветов. За изящные костюмы и красиво декорированные вышеуказанные предметы передвижения будут выданы призы. Весь доход от частной борьбы и продажи цветов в саду «Спорта» пойдет в пользу местного дет ского приюта. С этого же времени между министерской приста нью и садами будет курсировать пароход. Будет играть духовой оркестр» [58].

    В зимнее время общество открывало каток на Амуре напротив Триумфальной арки, где проходило катание на коньках. С 6 декабря оно устраивало праздники с 9 до 12 часов утра на катке у мола, игры в хоккей на коньках. На катке АОСТ и ВП проводились большие призовые гонки, фигурное катание, бег на коньках на скорость. В предновогодние дни очень насыщенным было расписание праздничных катаний: 21 декабря — елка, 27 декабря — праздничное катанье, 28 декабря — «катание-карнавал», бал цветов, серпан тин и конфетти, 29 декабря — праздничное катание, 30 декабря — то же, 1 января — новогоднее катание «праздник конькобежцев», 6 января — призовые гонки. При этом играл военный оркестр.

    Несмотря на объединение обществ, отдельные подразделения, в частности туринг-клуб, продолжали в какой-то мере играть самосто ятельную роль в культурной жизни города, о чем свидетельствует его программа мероприятий в садах и летнем театре Общества туристов 28 июня 1915 г., опубликованная в газете «Амурское Эхо»:

    «1. Велосипедные гонки (15 заездов, одиночный дамский, пер вый раз в Благовещенске; заезды с препятствиями, желтый и зеле ный; марафонский бег, прыжки в длину и прочее). 2. Футбол («Туринг» с командой «Ураган»). 3. Спектакль. 4. Оркестр балалаечников Общества туристов. Танцы.

    50% чистого сбора в пользу комитета помощи раненым и увеч ным воинам, состоящим под покровительством Великой княгини Елизаветы Ал.» [59].

    Таким образом, традиции физического воспитания населения, введение гимнастики как предмета в учебных заведениях области, общественная потребность в разумном проведении досуга в после дней четверти XIX века привели к зарождению элементов спорта в жизни Благовещенска. В начале XX века спортивное начало утвердилось повсеместно, распространившись и как одна из форм проведения досуга, и как средство физического развития. Бытовали и традиционные народ ные игры и развлечения (городки, лапта, катание на лыжах и конь ках), и специализированные виды спорта (стрельба, бега, туризм, велосипедный спорт и др.).

    В начале XX века в городе и области спортивное движение сфор мировалось как таковое и имело благоприятные перспективы для дальнейшего развития.

    

    Примечания:
    01. Белоглазое В. В. Спорт и физкультура в Благовещенске (1895-1951 гг.)- Благо вещенск, 1953.С. 56-57
    02. Фитингоф Александр Александрович, барон, коллежский советник, контролер Благовещенского отделения госбанка (1903). — С. К.
    03. Чаплинский Александр Гаврилович (1870-?), вице-губернатор Амурской области (1909-1913), статский советник (1909), офицер Сводно-гвардейского бата льона (1894-1900), чиновник Министерства внутренних дел (1900-1908), камер-юнкер (1906), камчатский вице-губернатор (1913-1917) // Дальний Восток Рос сии: из истории системы управления : Документы и материалы. Владивосток, 1999. С. 200-201.
    04. Решением Иркутской судебной палаты Восточной Сибири выпуск газеты был приостановлен.
    05. Амурская газета, 1898. № 34.
    06. Амурская газета, 1899. № 33.
    07. Амурская газета, 1898. № 28.
    08. Амурская газета, 1898. № 32.
    09. Голос окраины, 1906. № 63.
    10. Амурская газета, 1901. № 26.
    11. Амурская газета, 1905. № 86.
    12. Москвин Петр Павлович, товарищ директора Благовещенского отделения Рус ско-Китайского банка (1903). — С. К.
    13. Булович Владимир Степанович, делопроизводитель Амурского врачебного уп равления (1903). - С. К.
    14. Чепурин Евгений Иванович, сын известного в области владельца механичес кого завода, один из первых спортсменов области, увлекался велосипедным и мото циклетным спортом, впоследствии окончил гатчинскую школу летчиков, погиб в 1913 г. при аварии самолета. — С. К.
    15. Эхо, 1909. №213.
    16. Корсо — парад (показ) живых картин, иллюстрирующих мифологические, исторические и другие сюжеты. — С. К.
    17. Эхо, 1909. № 225.
    18. В описываемое время А. Бутылкин был чемпионом мира. — С. К.
    19. Листок амурского спортсмена, 1908. № 2.
    20. Амурская жизнь, 1906. № 13.
    21. Русский турист, 1901. С. 227.
    22. В 1916 г. председателем общества стал П. А. Малых. — С. К.
    23. Амурская газета, 1902. № 7.
    24. Окунцов Иван Кузьмич (1874-1939, Нью-Йорк), кандидат богословия, инс пектор народных училищ Амурской области (1900-1903), Забайкальской области (1903—1906), приговорен к смертной казни (1906), эмигрант в Японии и США, редактор-издатель газеты «Русский голос», журналист // Вопросы истории Амурс кой области. Благовещенск, 1981. С. 86.
    25. Путята Дмитрий Васильевич (1855-1915) военный губернатор и командующий войсками Амурской области, наказной атаман Амурского казачьего войска (1902—1906), Генерального штаба генерал-лейтенант (1905), военный дипломат, востоко вед, исполняющий должность заведующего Азиатской частью Главного штаба Во енного министерства (1897-1902)//РГИАД В. Ф. 704. Оп. 8. Д. 560.
    26. Таскин Сергей Николаевич (1863 — после 1909), вице-губернатор Амурской области (1898—1909), действительный статский советнк (1900). Окончил император ский Александровский лицей (1883); чиновник Министерства внутренних дел (1884—1886), Александровский окружной начальник и помощник управляющего островом Сахалин (1888-1898), руководил работой областной администрации по гражданской части // Дальний Восток России: из истории системы управления: Документы и материалы. Владивосток, 1999. С. 190.
    27. Шадрин Семен Савич, купец 1-й гильдии, меценат, за свой счет построил Троицкую церковь в Благовещенске. — С. К.
    28. Алексеев В. А. Купец 1-й гильдии, владелец крупного ТД «В. А. Алексеев» (1903).- С. К.
    29. Бродовиков Александр Михайлович (?-1921, Харбин), золотопромышленник, владелец типографии и журналист, редактор-издатель газеты «Амурское эхо» (1916) // Хисамутдинов А.А. Российская эмиграция в странах Азиатско-Тихоокеанского региона: Биобиблиографический словарь. Владивосток, 2000. С. 61.
    30. Фишер Иван Андреевич, бухгалтер банка (1903). — С. К.
    31. Левицкий Степан Антонович, управляющий пароходством (1903). — С. К.
    32. Зиновьев Николай Алексеевич, директор Товарищества амурского пароход ства, отставной капитан гвардии (1903). — С. К.
    33 Ласский Сильвио Северинович, командир 21-го Восточно-Сибирского полка (1903).- С. К.
    34. Полуянов Харлампий Матвеевич, переводчик китайского языка благовещен ского городского полицейского управления (1903). — С. К.
    35. Толстокулаков Георгий Сергеевич, подъесаул, начальник участка округи AKI3. -. С. К.
    36. Кирхнер Александр Валерианович, потомственный дворянин, редактор-изда тель. (1903). - С. К.
    37. Хворов Александр Ильич, управляющий частными типографиями, в 1909—1910 гг. редактор журнала «Колючки». — С. К.
    38. Олейникова О. Л. Зарождение амурского туризма (летопись истории: 1898—1914 гг.). Благовещенск, 1998. С. 3.
    39. Эхо, 1912. № 1099.
    40. Олейникова О. Л. Зарождение амурского туризма (летопись истории: 1898-1914 гг.). Благовещенск, 1998. С. 3.
    41. Эхо, 1909. № 196.
    42. Амурское эхо, 1915. № 83.
    43. Амурская газета, 1902. № 115.
    44. Макеев Николай Николаевич, подпоручик, мл. офицер учебной команды 21-го Восточно-Сибирского полка (1903). — С. К.
    45. Чердынцев Михаил Петрович, надворный советник, амурский уездный врач (1903). - С. К.
    46. Васильев Флорентин Иосифович, действительный статский советник (1903). — С. К.
    47. Амурская газета, 1902. № 106.
    48. Калиновский Николай Францевич, коллежский асессор, лесничий управле ния госимуществами (1903). — С. К.
    49. Молоденков Иван Егорович, коллежский секретарь, частный поверенный (1903). -. С. К.
    50. Русский турист, 1903. С. 41.
    51. Амурская газета, 1902. № 1546.
    52. Белоглазое В. В. Спорт и физкультура в Благовещенске (1895-1951 гг.). Благо вещенск, 1953.С. 56-57.
    53. Афанасьев Алексей Иванович, председатель совета старейшин Собрания об щества приказчиков (1903). — С. К.
    54. Чернов Алексей Иванович, член совета старейшин общества приказчиков, магазин «Кунст и Альберс» (1903). — С. К.
    55. Аргунов Иоаким Николаевич, губернский секретарь, письмоводитель управ ления Амурского горного округа (1903). — С. К.
    56. Амурское эхо, 1916. № 441.
    57. Благовещенское утро, 1916. № 166.
    58. Благовещенское утро, 1916. № 187.
    59. Амурское эхо, 1915. № 116.


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   С.А. Кашуба - "Физкультура и спортв в Благовещенске. Конец XIX - начало XX века. Книга издана на средства ОАО "Амурская ярмарка". Благовещенск-на-Амуре 2006г.
   Электронная версия - Коваленко Андрей, главный редактор портала "Амурские сезоны"