Репрессии О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      54
книги              71
панорамы       58
статьи        6266
фото           7040








Первый литературный портал:



Стихотворение
Растают тени...

Рассказ
Сказки для взрослых. Морщины






Разделы по теме

История Амурской области











Статьи по теме

Репрессии










Радиосериал Амурские волны.
Для чего нужна Книга Памяти?




Репрессированные этнологи

13 ноября 2014 г.

   Тяжёлые времена репрессий прошли чёрной полосой по жизни многих россиян. Не стали исключением и этнографы, судьбы которых были резко изменены, покалечены, а наука недополучила ценных исследований в области этногенеза человечества. Был расстрелян Бернгард Эдуардович Петри, воспитавший таких известных учёных-исследователей, как М.М. Герасимов, Г.Ф. Дебец, А.П. Окладников. Расстрелян Андрианов Александр Васильевич. Коснулись эти трагические дни и Бориса Осиповича Долгих. Понять значимость для соотечественников такого человека, как Борис Осипович Долгих, только по его научным трудам недостаточно. Из воспоминаний людей, близко знавших этого человека, возникает фигура гуманной и свободолюбивой личности. В обыденной жизни этот внимательный и душевный человек много раз выручал тех, кто нуждался в моральной и материальной поддержке. Среди благодарных Б.О. Долгих был профессор СП. Толстов. СИ. Вайнштейн, ученик Бориса Осиповича, в своих воспоминаниях пишет: «В начале 1942 г. в один из госпиталей Красноярска, привозят тяжело раненого на фронте под Москвой в рядах народного ополчения проф. СП. Толстова, известного учёного-этнографа.

   Борис Осипович сразу же побывал у постели коллеги и понял, что потерявшему очень много крови и крайне обессиленному на трудном пути в санитарном поезде от Москвы до Красноярска прежде всего необходимо усиленное питание. Начал регулярно приносить в госпиталь необходимые продукты, хотя достать их можно было только на рынке. А получал Б.О. Долгих всего 400 рублей в месяц, тогда как буханка хлеба стоила 100. Пришлось продавать вещи, книги...». И это не один пример. В первые послевоенные годы многие жили очень бедно. Семья Б.О. Долгих не была исключением. «Мне пришлось побывать у него в те годы, - пишет СИ. Вайнштейн,- он ютился в крошечной клетушке в полуразвалившемся то ли доме, то ли сарае на окраине Москвы. Столом служил перевёрнутый фанерный ящик. Дети спали на полу. Тем не менее, выезжая в экспедицию. Долгих купил кетам в качестве подарков из своих скудных средств вёдра, кастрюли, да и нам помогал чем мог». (Кеты - местный народ севера Сибири).

   Борис Осипович Долгих родился 18 апреля 1904 года в городе Риге, а впоследствии семья обосновалась в Самаре, где он учился сначала в гимназии, в 16 лет стал студентом Самарскою университета. Однако продолжать учёбу в университете не привелось в связи с его закрытием, и Борис Осипович был вынужден поступить в Самаре в техникум, получив там образование бухгалтера, пригодившееся ему через много лет. Благоприятная обстановка в интеллигентной семье, в окружении друзей побудила его попытаться продолжить обучение в Московском университете. Но поступить туда он не смог, и в 1925 году становится его вольнослушателем с правом посещать научные заседания в Институте антропологии МГУ и в обществе по изучению Урала, Сибири, Дальнего Востока. Тяга к знаниям удовлетворялась возможностью пользоваться книгами Румянцевской библиотеки. Дальнейшие события были для Бориса Осиповича неожиданными и желанными, окончательно определившими его жизненный путь. Студента-вольнослушателя приглашают в качестве статиста-регистратора принять участие в первой демографической и похозяйственной переписи народов Севера.

   1926 год начинается подготовкой к экспедиции, а это значит ознакомление с различными материалами, доступными в Москве, но особенно с фондами музея в Красноярске, где было много интересных экспонатов, отражавших жизнь народов Севера. Далее состоялась продолжительная и впечатляющая поездка на пароходе по «Сибирскому меридиан)' » - Енисею. «Здесь же, на берегу Енисея, возле крытых берестой беленьких чумов, он впервые увидел нескольких кетов, представителей того загадочного народа, среди которого надо было вести перепись. Двадцатидвухлетний молодой человек именно теперь понял, что судьба его бесповоротно отдана Северу», - пишет в своих воспоминаниях С.И. Вайнштейн.

   Этнографические наблюдения и исследования позволили Б.О. Долгих собрать ценнейшие сведения о кетах, нганасанах, энцах, долганах, якутах, эвенках. Объём этнографических исследований был просто уникальным. Научный мир узнал об этнографических группах Севера, их фольклоре, обычаях. Эти материалы позволили Борису Осиповичу сделать блестящий аргументированный доклад на заседании Института антропологии МГУ, что решило его дальнейшую судьбу - он был зачислен в МГУ, став сразу студентом второго курса. В 1929 году им была опубликована первая научная работа о населении Таймыра. Такое стремительное и плодотворное начало научной деятельности неожиданно оборвалось доносом кого-то из «друзей -однокашников» о неблагонадёжности Долгих, осуждавшего коллективизацию. Последовал арест, заключение в Бутырскую тюрьму, суд и ссылка в Сибирь на четыре года. Но это обстоятельство не сломило его волю, не заглушило интерес к творческой работе по изучению народов Сибири. Вдали от Москвы, в Восточной Сибири, в Туруханском крае, он продолжал заниматься изучением народов Сибири. К тому же вынужден был обеспечивать себе материальные условия для жизни, работая бухгалтером у местных заготовителей. Одновременно продолжал работу о кетах, по собранным до высылки материалам, которые он привёз с собой. Четырёхлетняя ссылка закончилась поселением в Иркутске и опубликованием в местном издательстве монографии «Кеты».

   Поселившись в Иркутске, Б.О. Долгих снова отправляется с землеустроительной экспедицией в районы Крайнего Севера, и снова в качестве бухгалтера, но это даёт ему возможность прожить два года среди людей, изучение быта и культуры которых было целью его научных исследований. В 1944 году вместе с семьёй Борис Осипович Долгих переезжает в Москву. Появляется возможность разрабатывать диссертационную тему «Родовой и племенной состав населения Средней Сибири». 1948 год принес ему много радостных дней: защита диссертации, приглашение на работу в Институт этнографии и, наконец, долгожданная поездка на Север.

   По инициативе Б.О, Долгих при Инстититуте этнографии был создан сектор, задачей которого стало изучение народов Севера. Руководство сектором дало возможность учёному понять проблемы народов Севера и выйти с предложениями по их устранению на правительство. Он писал, что существующий факт сокращения численности народов Севера обусловлен не их кочевым образом жизни, а недостаточным питанием, распространением туберкулёза, употреблением спирта и тем, что у людей плохая одежда и обувь. Как истинный гражданин и учёный, Борис Осипович страдал, видя трудности жизни малочисленных народов, и, заботясь об этих людях, доводил до правительственных инстанций высказывания жителей Севера о возникающих проблемах и их причинах. А жалобы были, по сути дела, отражением недовольства теми порядками, за которые отвечали чиновники от власти: «Доходов от работы в колхозах не хватает на жизнь, тяжёлые планы заготовки рыбы и низкие приёмные цены на рыбу, невозможность заготовлять рыбу для себя, принудительное поселение в колхозных центрах и невозможность жить в тайге и тундре по-старому обсчёты в конторах колхоза и магазинах...».

   Очень тёплые слова воспоминаний о Борисе Осиповиче его учеников свидетельствуют, что это был талантливый исследователь , человек большой души и благородных помыслов. СИ. Вайнштейн пишет о простоте и тактичности обращения Бориса Осиповича с людьми, его почти детской застенчивости, которые сочетались с мужеством и гражданской принципиальностью.

   Скончался Борис Осипович Долгих 31 декабря 1971 года, как бы подводя в канун нарождающегося Нового года итоги своей необыкновенной жизни.

   «В тот скорбный и холодный предновогодний вечер,- пишет СИ. Вайнштейн, - Отечество потеряло большого, очень честного учёного и гражданина, подвижника, в высшей степени интеллигентного и доброжелательного человека, до конца свободного от мелочного и суетного тщеславия».

   Б.О. Долгих относится к категории наблюдательных и кропотливых исследователей, пользующихся только достоверными сведениями, оперирующих неопровержимыми фактическими данными. Таков его подход как учёного к освещению вопросов, интересовавших его всю жизнь -истории народов Севера. Упорно трудился учёный над монографией «Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке». Значимость труда неоспорима. Что касается районов Приамурья, то в монографии рассматривается Нерчинский и Албазинский уезды. По данным отписок землепроходцев, материалов, собранных Миллером, и другим источникам, хранившимся в разных архивах, была воссоздана обстановка далёкого прошлого расселения людей в Сибири и в районах Дальнего Востока, определена их численность, социальное положение, образ жизни, межэтнические связи. Это был первый фундаментальный труд, давший ценнейшую информацию новому поколению исследователей. На богатейшей основе предшественников ныне легче создавать достоверную картину формирования, развития, взаимодействия аборигенных народов Дальнего Востока. Мы обязаны знать и помнить таких подвижников в науке, каким был Борис Осипович Долгих.

   

   И.П. Шиндялова, к.г.н., БГПУ, Благовещенск

   

   Источники:
   01. Алексеенко В.А. Кетская проблема //Этногенез народов Севера. М.,1980.- С. 118-140.
   02. Борис Осипович Долгих . Некролог //Сов. этнография. 1972. № 2,- С. 176-179.
   03. Вайнштейн СИ. Борис Осипович Долгих: дни и деяния подвижнической жизни // Этнографическое обозрение. 1992.№ 1 - С. 119 -129.
   04. Вайнштейн СИ. Судьба Бориса Осиповича Долгих - человека, гражданина, учёного. В кн.: Репрессированные этнологи. М., 2002.- С.284-307.
   05. Васильев В.И. Открытие самодийского мира : История одного научного поиска //Сов. этнография. 1976. 4.-С.145-156.
   06. Грачёва Г.Н. Шаманы у нганасан // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири : по материалам второй половины XIX - начала XX в. Л..,1981.-С.69-89.
   07. Долгих Б.О. // Советская историческая энциклопедия. Т.5.-С.276.
   08. Кочешков Н.В. Долгих Борис Осипович. В кн.:Этнографы Дальнего Востока (XVII-середина XX вв.).2ОО1- С.45-50.
   09. Кочешков Н.В. Долгих Борис Осипович. В кн.: Российские исследователи аборигенных народов Дальнего Востока ( XVII! - XX вв.). - С.71 -75. Туголуков В.А. Об определении численности коренного населения Сибири в X VII веке//Сов.этнография, 1981. №2.- С. 122-124.


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

   Война колоколам

   Даурская ссылка протопопа Аввакума

   История Даурской духовной миссии


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   "Государство и личность: политические репрессии на Дальнем Востоке в XX веке". Материалы региональной научно-практической конференции. 21-22 октября 2004 года. Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского. Благовещенск 2005 г.
   Электронная версия - главный редактор Портала "Амурские сезоны" Коваленко Андрей