Первый литературный портал:
Стихотворение
Что же останется после меня?...
Стихотворение
Мы любим Мухинку
Разделы по теме
История Амурской области
Статьи по теме
Репрессии
Радиосериал Амурские волны.
|
Деятельность музеев в годы репрессий |
||
Не одно преобразование претерпел Амурский областной музей, начиная с основания [01]. Но к концу двадцатых годов Амурский музей вновь возродился как научно-исследовательское учреждение по изучению природы, истории и производительных сил Приамурья.В связи с начавшимися в стране социалистическими преобразованиями, в частности работой по ликвидации неграмотности населения, повышению его образовательного уровня, партийными и советскими органами была поставлена задача активного включения в дело просвещения народа всех социальных институтов, учреждений образования и культуры. Перед областным музеем встала необходимость изменения содержания ранее существовавших форм и методов образовательной работы. Музеи Дальневосточного региона стали осуществлять функцию просвещения путем создания экспозиций, являвшихся «открытой книгой для всех грамотных и неграмотных», и проведения разнообразных мероприятий, лекций, бесед.Наиболее активный поиск и острые споры развернулись по поводу принципов создания такой экспозиции, которая отвечала бы требованиям своего времени.Эта проблема широко рассматривалась на второй Всесоюзной конференции по краеведению в 1924 г. в Москве. Наряду с реорганизацией и созданием новых экспозиций важной просветительной функцией музеев была организация массовой культурно-образовательной работы.В этот период музеи продолжали развивать традиционные формы деятельности: проведение тематических экскурсий по экспозиционным залам, выступление сотрудников с лекциями и докладами перед учителями, учащимися, красноармейцами, всевозможными курсами, в общественных организациях по вопросам сбора коллекций, проведению экспедиционной работы. Такие формы деятельности увеличивали музейную аудиторию, способствовали распространению знаний краеведческого характера, тем самым повышая роль музея в деле просвещения народных масс.Восстановление музейных экспозиций после гражданской войны вызвало значительный приток посетителей в залы. Годовые отчеты музея свидетельствуют о высокой посещаемости музея в 1923-1925 гг.Однако в 1927 г. наблюдается спад посещаемости. Падение интереса к музею было связано во многом с начавшейся идеологизацией музейных экспозиций, наличием в них большого количества копийных, маловыразительных экспонатов, недостаточной изученностью интересов основной массы посетителей.И все же, благодаря своей наглядной, предметной основе, музей по-прежнему оставался одним из наиболее посещаемых и доступных для народа учреждением культуры.Учитывая популярность музея среди населения, как средства досуга и одновременно формы получения новых знаний, агитпропотдел Далькрайкома ВКП(б) выдвинул идею превращения музеев в полит просветительное учреждение. Их главная задача — просвещение масс в духе коммунистической идеологии, наглядное ознакомление «...с тем, что было и есть, под углом зрения того, что должно быть». Партийные органы последовательно формировали мнение о музее как плацдарме для организованного мышления масс: «...руководство музеями должно находиться в опытных, умелых руках партийных товарищей».Уполномоченный Глав. Науки на Дальнем Востоке Н.Н. Билибин направил директивные письма в музеи, призывая их «мобилизовать классовые силы на историческом фронте» [02]. В целях упорядочения и централизации управления деятельностью музеев Глав. Наука утвердила «Типовое положение о центральных государственных музеях» [03]. В нем была разработала общая структура музеев, впервые регламентировался состав научных и образовательных отделов музеев с обязательным включением бюро просветительной работы, педагогической и социологической секциями. Новое типовое положение привело к структурной перестройке деятельности музеев, выделению приоритетными воспитательных функций в партийно-просветительном аспекте [04].Однако, идеи реорганизации музейного дела не были реализованы в связи с отсутствием средств как со стороны местных, так и центральных органов власти.В отчетах уполномоченного Глав. Науки за 1926 год отмечалось, что ни один из декретов о содействии музеев на ДВ не проводился в жизнь [05].Чаще всего со стороны Глав. Науки все сводилось к разработке рекомендаций, инструкций, указаний, которые носили формальный, бюрократический характер. Оно не могло быть иным в условиях хронического дефицита финансовых средств, когда основные материальные ресурсы направлялись на развитие разрушенной экономики, поддержание здравоохранения, ликвидацию безграмотности, а также содержание растущего управленческого аппарата [06].Тем не менее, в связи с острой потребностью решения задач изучения и развития производственных сил края и работой по ликвидации неграмотности населения, музеи были востребованы и как научные учреждения, и как культурно-образовательные центры. Шел поиск новых форм и методов показа экспонатов, включения музейных экспозиций в образовательный процесс. Впервые в музейной практике были предприняты попытки экспозиционного отражения не только событий далекого прошлого, но и актуальных проблем, связанных с развитием народного хозяйства 20-х годов, процесса социалистического строительства, коммунистического воспитания масс.В этот период начинают развиваться новые перспективные виды музеев - картинные галереи, идет активная работа по выявлению и изучению памятников и памятных мест.Новой формой образовательной деятельности стала работа по организации массового краеведческого движения. В этих целях решениями краеведческих конференций, проходивших в Москве в 1921, 1924, 1927 гг., постоянно выдвигалась проблема участия широких масс в изучении своего региона.В выступлениях на конференциях А.В. Луначарского, Н.К. Крупской и других партийных и советских деятелей уделялось большое внимание развитию краеведческого движения, его влиянию на решение задач социалистического строительства.30-е годы — период активного пополнения фондов музеев продукцией местных предприятий, материалами по истории революционного движения. Архивное бюро в г. Благовещенске передает в музей 25 фотографий, в том числе членов первого комитета Амурской группы РСДРП.В мае 1930 г. вышло постановление 1 лавполитпросветкомитета, в котором музеям предписывалось перестроиться так, чтобы «они превратились в базу массовой политико-просветительной работы» [07].Музей стал характеризоваться как своеобразный политпросветкомбинат, предполагалось даже ликвидировать термин «музей», а для большей доступности вынести музейные собрания на улицу.В ходе реализации решений первого Всероссийского музейного съезда, музеям отводилась роль «орудия классовой борьбы», которую ведет пролетариат СССР.Многие музеи, такие как художественные, потеряли свою актуальность и ценность. Хранилища государственного музейного фонда в Москве и Ленинграде были ликвидированы. Значительная часть коллекций перешла отделу антиквариата Наркомвнешторга для экспортных целей.Все музеи страны были рспределены на три категории: музеи столиц союзных республик, музеи крупных исторических городов и художественные отделы музеев других городов и территорий.Краеведческая сеть Дальнего Востока, вовлеченная в общественно-политическую работу, породила дублирование деятельности различных обществ, так как образование Дальневосточного общества краеведов привело к ликвидации «старого» Географического общества. Все чаще стали изучать упреки в «политической недальновидности», «верности старым традициям» в отношении к наиболее опытным кадрам музейных работников, впоследствии подвергнутым репрессиям.Идеи замены старой интеллигенции своей, «марксистской», выдвигалась еще в ходе работы 1-го музейного съезда: «по отношению к музейным работникам необходимо поднять клич по организации борьбы против политической нейтральности и аполитизма». Негативное отношение к высокопрофессиональным кадрам исследователей отрицательно сказалось на краеведческой деятельности в дальнейшем. Недооценка специфики научной работы, базировавшейся на первоисточниках, памятниках истории и культуры, стремление руководства страны превратить их в агитационно-просветительные учреждения, решающие сиюминутные проблемы, привела к последующему кризисному состоянию, деградации этих учреждений и музееведения как науки. Постепенно главным направлением деятельности музея стало отражение в экспозициях разделов истории гражданской войны и социалистического строительства.Экспозиционная и выставочная работы к концу 1930-х гг. носили партийно-лозунговый характер. Богатейшие коллекции известных экспедиций были расхищены, часть из них находилась в хаотичном состоянии без всякого учета.В течение 1939 года никакой научно-исследовательской работы не проводилось, за исключением работы по «правильному» построению экспозиции истории гражданской войны [08].Выставочная работа носила чисто политический характер. В 1939 г. в Амурском музее работали выставки только к выборам в местные советы и к 60-летию товарища Сталина, при этом экспонировался только иллюстрированный материал и тексты [09].Перестройка работы музеев на политико-просветительный характер контролировалась и направлялась партийными органами.Осуществляя радикальные преобразования в стране по принципу «революция сверху», высшее политическое руководство абсолютизировало методы внеэкономического принуждения и насилия.Стремление режима поддержать в обществе необходимый уровень революционного, трудового энтузиазма, готовности его к самопожертвованию, абсолютной веры в партийное руководство «могло быть достигнуто только в условиях поисков и борьбы с внешним и внутренним врагом» [10].На основании решения ЦК ВКП(б) от 2 июня 1937 г. «О борьбе с врагами народа» был издан секретный приказ от 30 июля 1937 г. № 0047, и началась усиленная борьба с «врагами народа».Был составлен план для всех республик краев и областей. Согласно плану, начальнику УНКВД по Амурской области Перельмутру вменялось арестовать 10 тысяч человек. По его представлению только в августе-октябре 1938 г. по решению «тройки» УНКВД по ДВ было осуждено 2 493 человека, из них приговорены к высшей мере наказания 2113 [11].Обострение отношений с Японией привело к усилению репрессий в дальневосточном регионе. НКВД СССР, считая, что здесь они ведутся медленно, направил группу работников в помощь местным чекистам для усиления борьбы с «троцкизмом» [12].Начались массовые поиски контрреволюционных троцкистских организаций в вузах, научных учреждениях, музыкальных школах, библиотеках, музеях и др. творческих учреждениях.В конце 30-х годов властные органы Амурской области высказали недовольство экспозиционной работой областного музея, не отвечавшей, по их мнению, требованиям времени. Основной причиной запущенности музея считалось вредительское отношение к делу бывших директоров музея В.М. Попова, Ладейщикова.Вопреки ленинскому утверждению о необходимости бережного отношения к наследию прошлого и преемственности в развитии культуры, к дореволюционной интеллигенции (научной, художественной, музейной и Т.Д.) применялись репрессивные меры. За связь с «белогвардейщиной» и сокрытие своего происхождения в марте 1932 г. был арестован, а затем выслан на 3 года в Нарымский край директор музея и известный в области краевед-исследователь В.М. Попов [13].Несмотря на заслуги в развитии научной работы, с августа 1938 года по январь 1938 года ученый-краевед Г.С.Новиков-Даурский, имя которого сегодня носит Амурский областной краеведческий музей, находился под арестом по подозрению в антисоветской деятельности. Но был освобожден, «так как материалами следствия его антисоветская деятельность не установлена» [14].Бывший учитель А.Я. Гуров, первый археолог Амурской области, составивший археологическую карту левого берега р. Амур, передавший крупную археологическую коллекцию в музей, арестовывался несколько раз. Последний раз по обвинению «в создании организации, ставившей целью свержение советской власти, и создании на Дальнем Востоке казачьего буферного государства при помощи белоэмигрантов и японских интервентов». А.Я, Гуров расстрелян 5 мая 1932 г. Реабилитирован в 1990 г.Репрессии сделали свое страшное дело: были потеряны высококвалифицированные специалисты, ученые, хранители; был также потерян весь краеведческий актив и связь с другими научными учреждениями; практически не велась работа со школами, не организовывались стационарные и передвижные выставки, не проводились лекции, доклады в музее и вне его.О.Я. Комоско, Белогорский краеведческий музей Источники:
| ||
Дополнительно по данной теме можно почитать:Война колоколамДаурская ссылка протопопа АввакумаИстория Даурской духовной миссии | ||
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:
"Государство и личность: политические репрессии на Дальнем Востоке в XX веке". Материалы региональной научно-практической конференции. 21-22 октября 2004 года. Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского. Благовещенск 2005 г.
| ||