Орочоны О проекте











Яндекс.Метрика





на сайте:

аудио            105
видео              30
книги              48
панорамы       58
статьи        5521
фото           6571







Первый литературный портал:



Стихотворение
Я буду ждать тебя и год, и два...

Стихотворение
Березовке



Статьи по теме

Народы Приамурья

















Статьи по теме

Орочоны





Статьи по теме

Эвенки
















Статьи по теме

Якуты



Народы Приамурья. Орочоны

16 января 2015 г.

   Информация об орочонах разделена на несколько статей:
   Наскальная живопись севера Амурской области и традиционные верования эвенков-орочонов
   Представления о мире и преемственность сюжетов древних и современных эвенков-орочонов

   Орочоны, орочены — народ в Китае . Самоназвание «орочон» — «человек на горном хребте» или «человек, приручивший оленя», упоминается ещё в исторических летописях раннего периода Цинской династии.

   Орочоны населяют районы Большого и Малого Хингана, проживают на территории района Внутренней Монголии и на севере провинции Хэйлунцзян, преимущественно в городском округе (бывшем автономном аймаке) Хулун-Буир, где для них создан Орочонский автономный хошун. (Абрамова 2006: 77-79).

   Численность около 7 тысяч человек (по китайской переписи 2000 года — 8196 чел.).

   “Орочоны” - самоназвание народности, означает: “человек на горном хребте” или “человек, имеющий прирученного оленя”. Это название встречается в исторических летописях раннего периода Цинской династии. На протяжении многих веков орочоны занимались охотничьим промыслом, неотделимым хозяйственным дополнением служили также сбор лесных плодов и ловля рыбы. Почти все мужчины-орочоны – великолепные наездники и меткие стрелки, отлично разбирающиеся в повадках и законах жизни различных диких животных, имеющие богатый опыт в звероловстве.

   Орочоны переселились в Китай в XVII в. из районов, расположенных к северу от р. Амур. В кон. XIX — нач. XX вв. они кочевали по правому берегу Амура, главным образом, по западным склонам Большого Хингана, в бассейнах рек Гана, Хайлера и Нонни. Ещё в 40-е гг. XX в. Орочоны по-прежнему были кочевым народом, занимавшимся охотой и сохранявшими первобытно-общинный строй. Пойманную на охоте добычу равномерно распределяли среди представителей общины. Свою долю получали также старые, больные и немощные. До образования КНР и проведения демографических реформ национальность орочоны находилась на грани вымирания, насчитывая лишь чуть более 1 тыс. человек. (Баженова 1989: 57).

   После образования Нового Китая жизнь и быт орочонов значительно изменился. Китайское правительство приняло ряд мер, способствовавших переходу орочонов от отсталого уровня жизни. Выделялись субсидии на защиту леса, компенсации за запрещение охоты, введены были бесплатное здравоохранение и образование, решался вопрос с жильем, поощряя тем самым, орочонов к оседлой жизни. За эти годы они освоили земледелие стали сеять культуры с высокой экономической отдачей, как например древесный гриб и др., животноводство (разводят кур, уток, коров, овец.

   Язык орочонский — эвенкийский язык (восточный диалект), относится к алтайской языковой семье тунгусо-маньчжурской языковой группы тунгусской языковой ветви. В последнее время среди орочонов получил широкое распространение китайский язык и китайская письменность.

   Традиционные занятия: Охота на парнокопытных (косуля, изюбрь, лось, кабан), промысловую птицу. Охотились на лошадях, с собаками, постоянно меняя районы промысла. Также занимались и добычей пушного зверя (зайцы, белки и другие, характерные для отдельных местностей). Помимо активной охоты на пушного зверя использовали и ловушки, преимущественно петли. Рыболовством практически не занимались. (Ермолов 1984: 108—109). Из бересты орочоны делают украшенные традиционным орнаментом шкатулки, корзины, кадки, посуду, сундуки и даже мелкие лодки, которые отличаются тонкостью работы и прочностью. (Абрамова 2006: 77-79).

   До 1950 г. основным верованием орочонов являлся шаманизм, причем как мужской так и женский, а также анимизм и культы предков. В настоящее время в их среде распространилось также и христианство (православие).

   Основным типом жилища является конический шалаш — чум, с летними берестяными или корьевыми и зимними кожаными или меховыми покрытиями, с жердяным остовом из 2-3-4 шестов, установленных по кругу и связанных у их вершин. К ним приставляются остальные 25-30 шестов, которые в самом верху ничем не прикрываются. Под этим всегда открытым «окном», посреди чума, находится очаг. Над очагом протягивается горизонтальная жердь с которой свешиваются крюки для котлов и чайников. Ещё одна горизонтальная жердь служит для просушки в чуме одежды. Диаметр чума около пяти метров. В центре чума на открытом очаге в чугунном котле варится пища, по бокам на подстилках из шкур располагаются люди, причем, у каждого члена семьи свое место. Постоянное место главы семьи в заднем северном секторе чума, женщины и дети — по бокам от входа. Все вещи, не нужные для жизни в чуме, хранятся снаружи во вьючных сумках и около чума. (Кочешков 1997: 120).

   Основная особенность общетунгусского костюма — его «составность» : кафтанчик, не сходящийся на груди; нагрудник, подвешенный на шею; натазники; пуговицы; унты. Причем, мужской костюм от женского не отличался по крою. Разве что женский кафтанчик был более украшен и немного длиннее мужского.


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Группа соцсети "Албазинская крепость"
   Группа соцсети "Албазинская крепость"