Эвенки О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      23
книги              55
панорамы       58
статьи        5789
фото           6893








Первый литературный портал:



Стихотворение
С болью сдавило мои виски...

Стихотворение
Незабудка






Статьи по теме

Народы Приамурья











Кочевые народы Приамурья

16 января 2015 г.

   Первое знакомство русских с амурскими эвенками произошло в середине XVII века. 15 июня 1643 года «по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Руси указу» из Якутска была отправлена экспедиция на Зию и Шилку.

   «Для государева ясашного сбору и для прииску вновь неясашных людей...», возглавлял которую письменный голова В.Д. Поярков.

   В это время эвенки формально зависели от маньчжурских властей, но фактически были свободными. Их зависимость выражалась в уплате дани мехами, но не носила строгого порядка. Они вели кочевой образ жизни и обитали в глухих, подчас только им знакомых местах.

   В середине XVII века русские имели уже довольно полное представление о расселении аборигенов. В XVII веке в Приамурье проживали 3860 дауров, 1240 пашенных тунгусов, 1260 оленных тунгусов.

   В 1653 - 1654 годы большая часть дауров и пашенных тунгусов была силой уведена маньчжурскими властями на свою территорию. Остались оленные тунгусы, которые жили и кочевали родами, имевшими различные самоназвания. Манагиры кочевали по рекам Гилюю, Уркану и Нюкже, бирары - вблизи р. Селемджи и Быссы, уиллагиры - в верховьях Зеи.

   Тунгусские роды охотно вступали в торговые отношения с русскими. Раз-два в году собирались большие ярмарки, на которых тунгусы-охотники в обмен на пушнину получали от русских купцов оружие, ткани, муку...

   В связи с Нерчинским договором 1669 года официальные экспедиции для изучения Приамурья и его населения прекратились. Но связь русских с эвенками продолжалась. Казаки, промышляя охотой и рыбной ловлей, проникали далеко в амурские леса, спускались по Амуру, пользуясь слабым надзором за границей. Торговцы для меновой торговли с эвенками доходили до берегов Зеи, Буреи, Амгуни. В 60-е годы XIX века, после окончательного закрепления Приамурья в составе России, здешнее население стало интенсивно расти за счет русских переселенцев. Редела и отступала тайга, уходил вглубь ее зверь, а вслед за ним двигались эвенки.

   Общественное устройство эвенков сохраняло черты родового строя. Люди объединялись в родовые управления во главе со старостами, высшим органом которого было родовое собрание - сагдагул. Власть старост над родами была очень сильной: избирались они собранием, затем утверждались начальством, так как считались государственными ставленниками, о чем имели документ. Главною обязанностью старост и старшин было собирать и платить в казну ясак.

   В Амурском областном краеведческом музее хранится несколько приказов, приговоров, расписок и ясачних квитанций того времени. «1696 года июня 17 дня. Мы, нижеподписавшиеся, кочующие оленные тунгусы Нинаганского рода Амурской области, быв в общем собрании на Цесаревическом прииске Верхне-Амурской золотопромышленной компании, заслушав словесную просьбу нашего родового старосты Василия Лазарева об увольнении его от службы по болезни, нашли его просьбу уважительной, а потому постановили: в старосты нашего рода избрать однородича Николая Абрамовича Маркова и в помощники ему по сбору ясачной подати (старшиною) Василия Александровича Соломонова. Избранные люди поведения хорошего и возложенные на них обязанности могут исполнять в точности. О чем и составили настоящий приговор, который и представляем на распоряжение в Албазинское станичное правление».

   Все внутриродовые дела эвенков решались без участия царских чиновников. По такому принципу управлялись народы, отнесенные «Уставом об управлении инородцев» (1882 г.) к группе «бродячих» племен.

   Быт эвенков полностью определялся кочевым образом жизни. Постоянных жилищ не строили. Жильем для них служил конический чум, покрывался он покрышками, сшитыми из бересты (тыкса), ровдуги (эллун) или ткани (унэкэн). К началу XX века чум использовали в основном только для шаманских обрядов или там жили бедные эвенки. Основная часть аборигенов приспосабливали купленные у золотопромышленников палатки с железной печкой. Все, чем пользовались эвенки, было легким и удобным в передвижении.

   Основная часть домашней утвари изготавливалась в хозяйстве. Материалом служили дерево (мо), береста (талу), шкуры животных (нанна) и рыб (сэвчу), рог (ие) и кость (гирамна). Основой питания являлись продукты, добытые и изготовленные в собственном хозяйстве - мясо, рыба, молоко, съедобные растения, ягода. Главным покупным продуктом была мука. Лакомством считалась поджаренная на сале или на масле с оленьим молоком мука. Традиционный костюм состоял из кафтана, нагрудника, натазника, ноговиц, унтов и шапки. Надевали его на голое тело.

   К концу XIX века из-за интенсивного промышленного освоения территории расселения эвенков охотничий промысел, являвшийся основной отраслью хозяйства, начал вытесняться оленеводством, а сам охотничий промысел трансформируется на пушную специализацию. Меха соболя, колонка, горностая, белки пользовались большим спросом у русских купцов.

   По переписи населения 1897 года «общее число тунгусов простиралось до 1.104 душ. В западной ее части (В. Амурский горный округ) названы в переписном материале «ороченами» или «оленными тунгусами», остальные «тунгусами», хотя ни в занятиях, ни в образе жизни между теми и другими разницы не наблюдается. Возможно, что часть тунгусов, скитающихся в пустынных тайгах между Буреей, Амуром и верховьями Аргуни, ускользнула от переписи».

   В это же время начался процесс «посвящения в православные» тунгусского населения области. Эвенкам давали русские фамилии. Крещение и другие обряды проходили в церквях русских приисковых поселков.

   

      Ольга Сашнина, заведующая выставочным отделом Амурского областного краеведческого музея.