Дючеры О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      73
книги              91
панорамы       58
статьи        8984
фото           8035








Первый литературный портал:



Стихотворение
Весна амурская

Стихотворение
Поминальная песня






Статьи по теме

Народы Приамурья











Народы Приамурья. Дючеры

16 января 2015 г.
Дючеры.

   Ближайшими соседями дауров являлись дючеры. Русские землепроходцы называли их «оседлыми тунгусами». Дючеры занимались пастбищным скотоводством и хлебопашеством.

   Впервые дючерский памятник – могильник у с. Саратовка Амурской области исследовался Евгенией Ивановной Деревянко в 1977 году.

   Район Приамурья, занимаемый дючерами в позднем средневековье, до выселения их в середине XVII в. в Маньчжурию, достаточно обширен: вдоль Амура от устья Зеи до устья Уссури и даже несколько ниже по реке. В.Д.Поярков пишет об этом: «С усть Зеи по Шилке (Амуру) пойдут пашенные многие сидячие люди дючеры родами до Шунгалы (Сунгари) реки». На севере они граничили с даурами, с которыми у них существовали тесные связи.

   Интеграция культур в позднем средневековье была распространенным явлением. Украшения, оружие, кувшины со стеклянной непрозрачной поливой, блюда и пиалы с подглазурной кобальтовой росписью привозились из ремесленных центров.

   Что же отличает две археологические культуры? Культурное своеобразие дючеров по сравнению с даурами прослеживается в традициях архитектуры фортификационных сооружений. Если дауры строили небольшие сильно укреплённые крепости особой оригинальной формы (городища «даурского типа»), то дючеры использовали не менее защищённые, но и намного превосходящие размерами городища. Так, периметрГродековской крепости около 3 километров. Дючеры, вероятно, крепостей не строили и, как показали исследования, жили в городищах, возведённых ещё мохэсцами и чжурчжэнями, лишь подновляя их.

   Информация о Гродековском городище поступила в Амурский областной краеведческий музей в 1929 году. Крепость была основана примерно на рубеже I-II тысячелетий и просуществовала до середины XVII века. Именно о ней в 1652 году Е.П. Хабаров сообщал воеводе Якутска Д.Францбекову: «С усть Зии по Амуру вниз ехать на коне половина дни все лугами и старыми пашнями до того города, а город земляной, иноземцы его зовут Айтюн (Айгун)». Дючеры покинули крепость, вероятно, после 1654 г., когда по указу маньчжурского правительства из Приамурья было выведено все местное земледельческое население. Но не долго пустовал город. В начале 80-х гг. ХVII в. на его месте было основано новое, уже маньчжурское поселение, ставшее опорным пунктом в борьбе с русскими в Приамурье.

   Дючерская культура относится к позднему средневековью и хронологически выделяется со второй половины XIII в. До этого рубежа на Среднем Амуре существовала культура амурских чжурчжэней. Однако реально грань между культурами провести невозможно.

   Основным занятием дауров, гогулей (родственное дючерам племя, жившее по реке Зея), дючеров было земледелие. Русские землепроходцы XVII века сообщают, что на Амуре выращивали рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо, гречиху, полевой горох и коноплю. Урожаи были богатые. Так, воевода Д.Францбеков в 1651 году писал царю, что после взятия Е.П.Хабаровым даурского города Албазин «запасного хлеба» там оказалось «хоть на пять лет». Зерно хранили как в домах, так и «в особых ямах, вырытых на полях». Урожай перерабатывался самими земледельцами. Имея ручные мельницы и крупорушки, дючеры платили дань «молотым хлебом», то есть мукою, а русских казаков дауры снабжали «крупами овсяными». Из зерна делали вино. Коноплю использовали для производства канатов и веревок. Об этом стало известно от казаков, которые, в 1650 году выйдя на Амур, нашли там «даурские признаки» - плот-паром, связанный пеньковым канатом. Пахали амурские земледельцы деревянной сохой при помощи рабочего скота, но если дауры запрягали лошадей, то дючеры использовали для этого быков. При сборе зерновых применяли серпы и косы. На огородах они выращивали огурцы, мак, чеснок, бобы, арбузы, дыни. В садах росли яблони, груши, орехи маньчжурские и лещина. Держали амурчане и скот: лошадей, быков. Особенно много разводили свиней, что традиционно для данного региона.

   Дауры и дючеры также занимались рыболовством и охотой на пушного зверя (соболь, рысь, лиса). Силки, капканы, как свидетельствовал В.Д. Поярков, они не применяли. Рыбу ловили, вероятно, индивидуальными средствами лова и сетями, грузила на которые делали из уплощенных галек, с двух сторон имеющих искусственные выемки для привязывания.

   Дауры носили халаты (куртки), запахивающиеся на правую сторону, с бронзовыми или костяными пуговицами, подпоясывались поясами, украшенными пряжками и бляшками-накладками из железа и бронзы. Они любили стеклянные бусы, ожерелья с бронзовыми пронизками, серьги в виде вопросительного знака, с бусиной (или двумя) на нижнем отростке, нашивки, выполненные из бронзы или серебра, чугунные или бронзовые бубенчики, которые изготавливались в виде рыбки. Как украшения использовались также китайские и чжурчжэньские монеты, в которых дополнительно делались отверстия для подвешивания. Особой популярностью пользовались железные браслеты, которые женщины носили преимущественно на ногах.

   Из ремесел у земледельческих народов Приамурья получила распространение обработка черных и цветных металлов, изделия из которых в изобилии обнаружены на могильниках владимировской культуры. Известен следующий факт: казак И.Квашин еще до прибытия на Амур предлагал князю Лавкаю в подарок железные котлы, топоры и ножи, но дауры отказались от этих предметов. О деревообработке и плотничьем ремесле у местного населения свидетельствуют обнаруженные в погребальных сооружениях доски и плахи. Иногда дючеры пиломатериалом даже платили дань маньчжурскому богдыхану. Знали дауры и каменное строительство.

   Дауры и дючеры торговали с маньчжурами, покупая у них дорогие ткани, серебро, медь, олово и, в свою очередь, предлагая хлеб и меха.


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

    А.В. Баранов, Д.П. Болотин, Ю.В. Малиновский, Б.С. Сапунов, А.А. Сидоренко, И.Е. Федорова, Н.А. Шиндялов «История Амурской области» С древнейших времен до наших дней - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005г.