Дауры О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      21
книги              54
панорамы       58
статьи        5754
фото           6880








Первый литературный портал:



Стихотворение
Наследная принцесса?!...

Стихотворение
Ты ничего не скажешь...






Статьи по теме

Народы Приамурья











Народы Приамурья. Дауры

16 января 2015 г.
Список дополнительных статей

   1. Даурские роды в XVII в.

Даурская земля.

   Приамурские племена остались в стороне от главных ударов монгольского нашествия. На землях Верхнего и Среднего Приамурья расселились племена монгольского происхождения, известные под названием дауров.

   К моменту появления на Амуре первых русских землепроходцев дауры представляли собой одну из наиболее крупных народностей Приамурья. Они занимали обширную территорию, простирающуюся от Шилки до верховьев Зеи, их численность составляла более 10 тысяч человек. Дауры делились на одиннадцать территориально-племенных группировок, называвшихся по именам отдельных князей.

   История дауров наиболее активно стала изучаться лишь в последнее время, после открытия амурскими археологами Д.П. Болотиным и Б.С. Сапуновым владимировской археологическойкультуры.

   Памятники владимировской культуры занимают южную часть бассейна Верхнего Амура и территорию вдоль нижнего течения Зеи. К настоящему времени открыто более четырех десятков городищ, селищ, могильниковэтой культуры. Укрепленные городки (улусы) даурских князей возвышались по всему левобережью Амура, и сейчас еще внимательный наблюдатель может обнаружить их довольно многочисленные остатки.

   Раскопки на селищах не велись, но результаты разведки дали возможность говорить об использовании местными жителями отопительной системы типа кан, о чем свидетельствуют большое количество обожженного камня-плитняка в жилищах. Жили амурчане как в наземных домах, так и углубленных в землю.

   Археологические раскопки проводились в основном на некрополях, которые находятся в поймах рек.

   По сообщениям этнографов, коренные народы Приамурья являлись шаманистами. Они считали, что с наступлением смерти в человеческом теле остается душа и находится там до тех пор, пока скелет не будет освобожден от мягких тканей. Помещалась она в верхней половине тела. Жившие вместе соплеменники исповедовали одну религию, т.е. у них был «один мир мертвых». Эксгумация проводилась редко, что связано с определенными видами смерти, порождавшими «страшные и злые призраки».

   Погребальный инвентарь можно разделить на несколько групп. Первую - «предметы быта» - составляют посуда, ножи, серпы, кресала, ножницы, точильные камни. Посуда встречается редко. Керамика представлена кувшинами, покрытыми темной поливой, пиалами, блюдами. Последние выполнены из селадона, покрыты прозрачной бесцветной поливой и украшены синей росписью по белому фону. Металлические емкости в могилы клались редко. Обнаружены фрагменты бронзового сосуда, чугунного котла.

   Предметы вооружения из могильников составляют наконечники копий и стрел (иногда со свистунками), топоры, фрагменты луков, колчанные крюки, латные пластины. Наконечники стрел были костяные и железные. Боевые топоры встречаются чрезвычайно редко. К предметам конской сбруи относились удила и стремя.

   Дауры носили халаты (куртки), запахивающиеся на правую сторону, с бронзовыми или костяными пуговицами, подпоясывались поясами, украшенными пряжками и бляшками-накладками из железа и бронзы. Они любили стеклянные бусы, ожерелья с бронзовыми пронизками, серьги в виде вопросительного знака, с бусиной (или двумя) на нижнем отростке, нашивки, выполненные из бронзы или серебра, чугунные или бронзовые бубенчики, которые изготавливались в виде рыбки. Как украшения использовались также китайские и чжурчжэньские монеты, в которых дополнительно делались отверстия для подвешивания. Особой популярностью пользовались железные браслеты, которые женщины носили преимущественно на ногах.

Откуда пришли дауры?

    Владимировская культура является культурной общностью, которая образовалась в результате культурного слияния двух этносов.

   Большинство ученых считает, что в период, предшествующий позднему средневековью, на Амуре жили тунгусоязычные мохэ, а затем их потомки чжурчжэни. Раскопки памятников владимировской культуры подтвердили эту точку зрения. Они показали, с одной стороны, преемственность традиций, а с другой, появление новых культурных элементов, не встречавшихся до ХIII в. на Амуре. Носителями монгольских традиций могли быть только дауры – народ, мигрировавший в Приамурье. О не амурском происхождении дауров писали еще исследователи ХIХ в. Л.И.Шренк, П.И.Кафаров, а позднее В.И.Огородников, Г.С.Новиков-Даурский.

   Когда и почему дауры пришли в Приамурье? Примерное время прихода дауров датируется ХIII в.

   Местностью, откуда началась миграция, вероятно, следует считать территорию современной Монголии и Забайкалья. Труднее установить причины, побудившие целый народ проделать столь длительный путь. По этому поводу существуют лишь гипотезы. Первая – политическая, высказанная Р.К.Мааком и Л.И.Шренком. Они предположили, что дауры на Амур пришли во время войны монголов Чингис-хана с империей чжурчжэней или сразу после нее и являлись монгольскими оккупационными войсками. Вторая гипотеза – социальная. На рубеже I и II тыс. у монголов зарождается социальное неравенство, обусловленное перераспределением пастбищ среди родственных племен и захватом их более сильными коллективами. Слабейшие племена оказались без угодий и были вынуждены мигрировать.

   Следующую точку зрения можно назвать экологической версией. В начале II тысячелетия изменился климат, он стал более сухим и холодным. «Великая сушь» лишила влаги пастбища Центральной Азии и привела в движение механизм миграций скотоводческих племен в сопредельные страны с большими низменностями, где еще длительное время сохранялись обильные травы.

   Таким образом, дауры – народ, пришедший на Амур в первых веках II тысячелетия, были оседлыми скотоводами и земледельцами.


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

    А.В. Баранов, Д.П. Болотин, Ю.В. Малиновский, Б.С. Сапунов, А.А. Сидоренко, И.Е. Федорова, Н.А. Шиндялов «История Амурской области» С древнейших времен до наших дней - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005г.