Чжурчжэни О проекте











Яндекс.Метрика





на сайте:

аудио            105
видео              22
книги              32
панорамы       58
статьи        5397
фото           6557







Первый литературный портал:



Стихотворение
Саранка

Стихотворение
Как салют хмельной весне...



Статьи по теме

Народы Приамурья

















Статьи по теме

Орочоны





Статьи по теме

Эвенки
















Статьи по теме

Якуты



Народы Приамурья. Чжурчжэни

16 января 2015 г.
Список дополнительных статей

   1. Заметки об этнониме «чжурчжэни» и наименовании языка

   2. Из истории жизни чжучжэней в Приамурье

   3. Монгольские и тюркские заимствования в образцах малого чжурчжэньcкого письма

   

Кто такие чжурчжэни?

   Чжурчжэни (нюйчжэни, нюйчжи) – народ, известный в Приамурье и сопредельных территориях с XI века. Первоначально так называли одно из племен, обитавшее в бассейне реки Сунгари. Позднее этот этноним распространился на большинство мохэских племен, вошедших в состав государства, которое создали чжурчжэни в начале XII века. Китайский историк Цзи Ши полагает, что чжурчжэни – это не самоназвание народа, а термин, которым обозначали их кидани. Происходит он от киданьского слова «нюйгу» - золото. «Нюйчжэнь», «нюйчучжэнь» - это «народ, живущий по реке Золотой».

   Развитое средневековье на Амуре и в Маньчжурии часто называют чжурчжэньской эпохой, то есть связанной с политически и культурно доминирующим этносом региона.

   Чжурчжэни – потомки мохэского этноса, занимавшего огромную территорию и имевшего множество локальных вариантов культуры. Они наследовали это разнообразие, и поэтому археологи, изучая чжурчжэньскую археологическую культуру в различных районах, сталкиваются порою с очень непохожим материалом. Даже амурских чжурчжэней следует делить на две группы: западную и восточную. Первая сформировалась на территории современной Амурской области из потомков найфельдских и троицких мохэ. В целом культура этих групп была похожа. Основное отличие - в оформлении домашней (лепной) посуды. В начале II тысячелетия народы Амура осваивают производство гончарной керамики, что почти полностью сглаживает различия между культурными группами.

   История и культура чжурчжэней наиболее активно стала изучаться со второй половины XX века. В настоящее время работа ведется как историками, так и археологами. По данной проблематике работал А.П. Окладников, исследования продолжают В.Е. Медведев, Е.И. Деревянко, Ю.М. Васильев. Изначально чжурчжэньская культура формировалась в бассейне рек Сунгари и Амур. Однако в древности Амур не расценивали как единую водную артерию, а считали, что верхнее и среднее его течение – приток Сунгари. Нижний Амур – продолжение Сунгари, которая впадает в море.

Поселения чжурчжэней.

   Жили чжурчжэни в неукрепленных и укрепленных поселениях (городищах), которые располагались, как правило, по берегам рек. Городища – это укрепленные валами и рвами поселения. В Амурской области чжурчжэньские жилища раскапывались на городищах Гора Шапка (с. Поярково), «Кучугуры» (с. Марково), Новопетровское. Чжурчжэни сооружали укрепленные поселения различных типов. Это зависело от ландшафта и фортификационных традиций, которым следовали строители, перенимавшие опыт соседних народов: бохайцев, корейцев, киданей, китайцев.

   Жилища чжурчжэни строили двух типов: полуземлянки и наземные дома. Полуземлянки - это деревянные строения четырехугольной формы, на несколько десятков сантиметров углубленные в землю. Средневековый источник по этому поводу пишет, что чжурчжэни строят дома, «вырывая ямы и заваливая их сверху лесом». Наземные дома строились на выровненной площадке.

   Обычно для строительства своих жилищ чжурчжэни использовали доски и бревна, которые затем выстилали берестой или покрывали дерном. Входом жилища были обращены на юг, юго-восток или восток. Согревались дома каном – оригинальным отопительным сооружением, изобретенным древним населением Дальнего Востока. Кан представлял собой систему дымоходных каналов, выложенных камнем и проведенных внутри жилища, вдоль стен. Циркулирующий по кану теплый воздух от очагов через долго сохраняющие тепло камни обогревал жилище. Китайский летописец так описывал чжурчжэньский кан: «Вокруг комнаты устраивается земляная постель, под которой разводят огонь. На этой постели спят, едят и живут». О существовании общественных зданий свидетельствуют останки храмового сооружения, обнаруженного на поселении в устье реки Тунгуска. Основанием этого здания служили каменные базы, украшенные выбивкой в виде лепестков лотоса. Для покрытия крыши постройки использовалась серая черепица. Вероятно, подобный храм, но с менее изысканно украшенными базами колонн и без черепицы когда-то стоял на месте современного села Владимировка (Благовещенский район).

Чем занимались чжурчжэни.

    Хозяйство у чжурчжэней было многоотраслевое. Они разводили свиней, лошадей, быков, собак. Занимались также и земледелием, пахали землю с использованием тягловой силы животных. Не была забыта и охота. Древняя летопись свидетельствует, что каждый чжурчжэнь «может преследовать животного по следу, догнать и убить его». Охотились они на изюбров, лосей, коз, медведей, тигров, кабанов, волков, фазанов.

   Важное место в хозяйстве чжурчжэней занимало рыболовство, о чем свидетельствуют обнаруженные на памятниках керамические и каменные грузила, рыболовные крючки. Промышляли они и собирательством, бортничеством, добывали золото, речной жемчуг. Ремесло в чжурчжэньском обществе можно разделить на домашнее недифференцированное, которое обеспечивало всем необходимым в основном рядовое население, и профессиональное, сосредоточенное в определенных центрах. Высокого уровня достигли чжурчжэни в изготовлении глиняной посуды. Если на ранних стадиях существования их культуры доминирует лепная керамика, то с IX в. начинается ее вытеснение станковой (изготовленной на гончарном круге), доля которой в XII – XIII вв. составляет около 95%. Станковая посуда богато орнаментирована различными штампами, прочерчиванием, налепами, лощением. Особым видом декора сосуда является дольчатость, делающая поверхность тулова рельефной и схожей с тыквой.

   Немалых успехов достигли древние амурчане в обработке черных, цветных и драгоценных металлов. Чжурчжэньские кузнецы и ювелиры владели такими технологическими приемами, как ковка, сварка, клепка кусков жести, кручение, литье, паяние, штамповка, чеканка, волочение.

   Большую часть своей истории чжурчжэни вели войны с соседними народами. Летописи писали, что это были люди, «не знающие в должной мере цену жизни и смерти». Основной их силой была конница. Воины одевались в доспехи, состоящие из железных пластин, накладывавшихся по принципу чешуи. Вооружены они были палашами, иногда особыми колющими мечами, ножами, топорами, копьями, которые условно можно разделить на простые и сложносоставные. Основным оружием чжурчжэней был лук. Делали его из разных пород дерева, рога, бересты. Наконечники стрел преобладали железные, однако найдены и костяные: граненные (бронебойные) и имеющие уплощенное перо. Последние применялись для стрельбы по незащищенному латами противнику, а также на охоте. Оригинальными, собственно чжурчжэньскими можно назвать наконечники стрел с поворотной функцией. «При попадании такую стрелу невозможно вытащить (из тела)».

Вера в загробную жизнь.

   Умерших и погибших в бою чжурчжэни хоронили. Их могильники археологи подразделяют на два типа: курганные и грунтовые. Погребальные действия были разнообразны. Доминирует трупоположение, то есть обряд, по которому умершего клали на спину с подогнутыми в коленях ногами. Единичны случаи, когда покойный был положен скорченно на бок или захоронен сидя. Вторичный обряд погребения состоял из двух этапов: сохранение костяка на воздухе до разложения мягких тканей и погребение останков в грунт. Отмечен и обряд кремации покойника до полного сожжения трупа или с целью лишь его обожжения. Ю.М.Васильев выделяет еще один обряд – эксгумацию.

   Несмотря на столь большое количество разнообразных действий, проводимых над покойником, цель их, вероятно, была одна – проводить душу сородича в загробный мир. Просто в зависимости от обстоятельств пути избирались разные. По аналогии с традиционными культами коренных народов Приамурья можно предположить, что чжурчжэни наделяли человека душой, которая была неразрывна с телом и жила в нем до разрушения мягких тканей. Кремация, вторичный обряд, эксгумация были способами разрушения вместилища души с целью освободить ее от пут тела.

   Многообрядность действий при захоронении говорит о широком распространении у чжурчжэней шаманизма. Однако знакомы они были и с буддизмом. Источник свидетельствует, что «чжурчжэни с особым почтением делают подношения Будде, чтобы пользоваться его милостями».

   Идеологические воззрения и окружающий мир находили воплощение в изобразительном искусстве чжурчжэней. В Корсаковском могильнике найдена объемная литая бронзовая с позолотой скульптурка стоящего Будды. Отражающим тот же культ можно назвать и изображение лотоса на керамике, подвесках. О шаманизме как религии, обожествляющей природу, свидетельствуют изображения животных, зоо- и антропоморфные подвески. На памятниках обнаружены обязательные предметы шаманского костюма – бронзовые зеркала толи. Изготавливались они в виде дисков, с одной стороны абсолютно гладких, с другой орнаментированных и имеющих петлю для подвешивания. В Амурской области такое зеркало обнаружено на поселении Иннокентьевское (Архаринский район).

«Золотая империя» Цзинь.

   Государственность начинает складываться у чжурчжэней с середины XI века. Формально их правители признавали сюзеренитет киданьской империи Ляо, но фактически правили лишь по собственным законам. Постепенно в чжурчжэньской среде возвысился род Ванянь, представитель которого Агуда в 1115г. объявил себя императором, а созданное государство – Золотой империей («Цзинь»). Есть две версии по поводу данного названия. Намекая на разгром империи Ляо («Железная»), Агуда, по преданию, провозглашая новую династию, сказал: «Хоть железо … и прекрасно, оно ржавеет и может быть изъедено ржавчиной! Только золото не ржавеет и не может разрушаться». По другим сведениям, Агуда назвал империю Золотой по названию реки Аньчуху или Альчук, у которой обитал правящий род чжурчжэней.

   Государство Цзинь было многонациональным и занимало огромную территорию, включая всю Маньчжурию и Северный Китай. Оно было разгромлено монголами в 1234 году.


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

    А.В. Баранов, Д.П. Болотин, Ю.В. Малиновский, Б.С. Сапунов, А.А. Сидоренко, И.Е. Федорова, Н.А. Шиндялов «История Амурской области» С древнейших времен до наших дней - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005г.