Амурская авиация О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      46
книги              71
панорамы       58
статьи        6249
фото           7023








Первый литературный портал:



Стихотворение
Мой друг поэт

Стихотворение
Верните цветение груши...






Статьи по теме

Народное хозяйство










Статьи по теме

Транспорт






























Радиосериал Амурские волны. История судоходства на Амуре. Начало

nbsp;   Радиосериал Амурские волны:
Капитан Амурской речной флотилии Демьян Высочин











Геннадий Сергеев - Счисление пройденного пути
Работа на трассе Ленд-лиза

15 июля 2020 г.

   На главную страницу: Геннадий Сергеев - Счисление пройденного пути

   

   Была еще одна очень важная работа для достижения успеха в войне — перегонка на фронт самолетов, изготовленных на заводах глубоко в тылу страны и на территориях союзных государств.

   Задолго до окончания Великой Отечественной войны в глубочайшем тылу действовала проходившая через Дальний Восток и Сибирь воздушная линия «второго фронта», по которой перегоняли американские боевые самолеты, поставляемые по ленд-лизу. Это было просто необходимо, так как в первые же дни войны СССР потерял 1200 своих боевых самолетов и в небе господствовала немецкая авиация.

   Попытки поставлять в СССР американское и английское вооружение, в том числе самолеты, через северную Атлантику провалились потому, что базирующиеся в Норвегии немецкие части топили морские транспорты. К примеру, только в начале 1942 года из 35 судов морского каравана союзников RQ-17 было потоплено 23. Вместе с ними в морскую пучину ушли 210 самолетов, 130 танков, 3350 автомашин и 100 тысяч тонн военного снаряжения.

   Транспортировка через Индийский океан до портов, скажем, Ирана занимала по времени больше двух месяцев. Поэтому на предложение президента США Рузвельта осуществлять поставки самолетов из США через Аляску, Дальний Восток и Сибирь Сталин среагировал незамедлительно: такой путь действительно давал возможность экономить большое количество времени.

   9 октября 1941 года Госкомитет Обороны своим постановлением № 739 поручил создание секретной воздушной трассы Главному управлению Гражданского воздушного флота, вручив тогдашнему его начальнику генерал-майору авиации В.С.Молокову мандат уполномоченного.

   К середине октября 1941 года изыскатели из управления аэродромного строительства ГУ ГВФ самолетами, оленьими и собачьими упряжками, на лыжах и пешим ходом добрались до мест строительства прежде всего базовых и в некоторых районах даже запасных аэродромов. В ноябре широко развернулись строительные работы силами Гражданского воздушного флота, Наркомата обороны и Дальстроя Наркомата внутренних дел. Чем могли, помогали местные власти. В июле 1942 года по строящейся трассе на американском бомбардировщике Б-25 пролетел известный всем летчик Владимир Коккина-ки. Он доставил в Москву американскую правительственную комиссию для согласования вопросов по началу массовых перегонок самолетов. Попутно проверялась готовность аэродромов и навигационного оборудования. Таким образом, по вновь созданной, сложной по рельефу и метеорологическим условиям авиалинии уже в октябре 1942 года пошла первая партия военно-транспортных самолетов Си-47.

   Во главе с опытнейшим пилотом Н. И. Новиковым в срочном порядке была создана специальная авиагруппа из 89 тыловых экипажей ГВФ для перегонок к линии фронта отечественных самолетов. К этому времени из состава Дальневосточного управления Гражданского воздушного флота, в том числе из подразделений, находящихся на территории нынешней Амурской области, на перегонку по ленд-лизу самолетов американского производства было направлено 24 экипажа. Они получали их от специалистов советской военной миссии на военной

   базе в Фербенте (штат Аляска) и далее осуществляли перелет вглубь страны.

   Начальником так называемой Красноярской секретной трассы был назначен полковник И.П.Мазурук, широко известный среди дальневосточников пилот, совершивший в начале тридцатых годов множество полетов, в том числе таких, которые прославили его имя на всю страну. (С июня 1944 года начальником секретной трассы стал А.И.Мельников).

   Трасса была построена за десять месяцев. Надо отметить, что для организации полетов по воздушной линии от Аляски — через Анадырь, Марково, Берелех, Якутск, Киренск — до Красноярска, протяженностью в 6300 километров, в мирное время понадобилось бы не менее пяти лет. По пути следования самолетов введено в строй полтора десятка аэродромов. Расстояния между основными аэродромами были большими, и для того, чтобы на трассе было легче фронтовой истребительной авиации, нужно было построить множество запасных промежуточных аэродромов, а на них -множество эксплуатационных и жилых помещений, ангаров и ремонтных мастерских. Возникла масса проблем, с которыми столкнулись в процессе организации и выполнения полетов наши летчики и техники, эксплуатирующие американские самолеты.

   Во второй половине 1943 года из одновременно строящихся на трассе пятнадцати аэродромов в строй действующих было введено четыре, из которых Учур, Токо и Экимчан находились в зоне досягаемости для гражданских авиаторов Приамурья.

   Таким образом, было завершено строительство авиатрассы Якутск — Хабаровск протяженностью 1560 километров.

   Новые линии на Дальнем Востоке готовили уже в ожидании военных действий с Японией, поскольку поражение фашистской Германии было неизбежно.

   С 26 июня 1943 года из Красноярска, Якутска, Марково начались перегонки боевых и транспортных самолетов для Забайкальского, двух Дальневосточных фронтов и для военно-воздушных сил Тихоокеанского флота. Значительная нагрузка выпала при этом на уже действующие аэродромы Тахтамыгда, Магдагачи, Тыгда, Свободный, Архара.

   В конце августа 1945 года американцы прекратили поставку самолетов по ленд-лизу. Всего из Америки по трассам Дальнего Востока наши летчики перегнали, по разным архивным документам, от 7908, до 8094 бомбардировщиков (Б-25, А-20), истребителей (Р-40, Р-39, Р-63, АТ-6, Р-47) и транспортных самолетов (Си-46, Си-47).

   

   Сергеев Г.И.


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

   Амурская авиация


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Сергеев Г.И. "Счисление пройденного пути". Благовещенск, 1999 г, Творческое объединение "ЗНАК"
   Электронная версия - Главный редактор портала "Амурские сезоны" Коваленко Андрей