Амурская авиация О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      46
книги              71
панорамы       58
статьи        6249
фото           7023








Первый литературный портал:



Стихотворение
Мой друг поэт

Стихотворение
Верните цветение груши...






Статьи по теме

Народное хозяйство










Статьи по теме

Транспорт






























Радиосериал Амурские волны. История судоходства на Амуре. Начало

nbsp;   Радиосериал Амурские волны:
Капитан Амурской речной флотилии Демьян Высочин











Геннадий Сергеев - Счисление пройденного пути
Местная авиация перед войной

08 июля 2020 г.

   На главную страницу: Геннадий Сергеев - Счисление пройденного пути

   

   Юбилейным для дальневосточных авиаторов стал 1940 год. В январе исполнилось десять лет с тех пор, как М.В.Водопьянов на самолете СССР-127 выполнил вошедший в историю рейс из Хабаровска на Сахалин и обратно. По этому случаю повсеместно были организованы торжества. Февральский девятый номер газеты «Тихоокеанский авиаработник» вышел с большим приложением, в котором редакция, как могла, отобразила весь десятилетний путь становления дальневосточной авиации с большим количеством цифровых материалов, фамилий и заметных событий. Наряду с другими на страницах приложения значатся имена приамурских пилотов Руднева, Пономарева и Антонова, успешно справившихся с работой по вывозке выборной почты из Экимчана, Дамбуков, Бомнака, Чекунды и Кумары.

   В передовой статье, посвященной десятилетию гражданской авиации Дальнего Востока, отмечено, что в результате широкой волны стахановского движения и соцсоревнования многие подразделения, летая безаварийно, значительно перевыполнили государственные планы перевозок 1939 года, В частности, первым среди них названо подразделение Чекрыгина, у которого показатель объема перевозок достиг 117,2 %. Командование Дальневосточного управления ГВФ присудило звену Чекрыгина переходящее Красное Знамя и четыре тысячи рублей для премирования лучших работников. Объявлена благодарность от начальника ГУ ГВФ на то время уже бывшему работнику Благовещенского авиапредприятия В.Опалеву (они с В.Пономаренко одними из первых пилотов были переучены на самолеты ПС-40,41. Эти воздушные суда с убирающимися шасси имели скорость до 300 километров в час. Но самое важное было в том, что на них стояло достаточно совершенное пилотажно-навигационное оборудование, которое позволяло летать ночью, в облаках и за облаками. У авиаторов Дальнего Востока, наконец, появилась возможность выполнять регулярные пассажирские рейсы в Москву, другие крупные административные центры страны.).

   В том же номере опубликована заметка Н.Лукашенко «Пилот — командир» о том, как кропотливо и вдумчиво работал командир звена Чекрыгин, чтобы завоевать признание среди сослуживцев, авиаторов Приамурья и всего Дальнего Востока.

   Когда пилот Чекрыгин был назначен командиром авиазвена местных линий, он увидел много «мелочей», которых не должно быть в авиации.

   Прежде всего в звене отсутствовала дисциплина, ее надо было восстановить. С налаживания порядка и начал работу в звене молодой командир. В результате — дело пошло хорошо.

   1937 год— год широкого развития местной авиации в крае. Звено выполняло ответственные задания, осваивало новые линии, новые воздушные пути - «неизведанные дороги воздуха», так в шутку называли пилоты новые трассы...

   Звено из года в год расширяло объем своей работы. Коллектив, преодолевая трудности, рос, сплачивался...

   В безаварийной работе звена, в ее четкой, спаянной работе велика заслуга командира тов. Чекрыгина.

   Личным примером он приучил подчиненных к дисциплине, аккуратности, безаварийным полетам, строгости к своему делу.

   Сам Чекрыгин имеет богатый опыт летной работы в крае. Он знал шалости дальневосточной погоды и их всегда учитывал. Прежде чем куда лететь, командир сам проверит погоду, состояние аэродрома, только потом разрешает вылет.

   Многим больным спасена жизнь. Тысячи гектаров посевов спасены от сельскохозяйственных вредителей. Сотни пассажиров, тысячи килограммов грузов перевезены звеном. В 1939 году звено работало безаварийно, производственный план выполнен досрочно. В этом большая доля работы командира звена тов. Чекрыгина.

   В очередном, десятом номере газеты «Тихоокеанский авиаработник» за февраль 1940 года был опубликован ответ коллектива звена, подписанный его командиром Чекрыгиным и заместителем по политчасти Снегиревым, в котором прозвучали заверение летно-тех-нического персонала высоко нести завоеванное упорным трудом переходящее Красное Знамя и обещание мобилизовать силы на претворение в жизнь известного приказа тогдашнего (1938 — 1942 г.г.) начальника ГУ ГВФ Героя Советского Союза В.С.Молокова по поддержанию высокого уровня безопасности полетов и выполнению конкретных планов.

   В аэропорту Свободный (с приходом туда 247-го авиаотряда, а вместе с ним новых лиц командно-руководящего состава) жизнь авиаторов заметно изменилась в лучшую сторону. А.М.Кубышкин вспоминает, что в начале 1940 года он был переведен из Ясного в Свободный. К тому времени там был уже крупный, с типовыми постройками, аэропорт на магистральных линиях Дальнего Востока. Свободненские экипажи местных воздушных линий выполняли полеты практически во все населенные пункты Приамурья и далеко за его пределы. В Свободном были хорошее служебное здание, склад ГСМ, три жилых дома и несколько бараков, столовая, клуб. К концу года по инициативе молодежной организации было закончено строительство радиолинии из города в аэропорт. Собственными силами установлены столбы. Работники радиотрансляционного узла провели проводку и установили радиоточки. Активнейшее участие в постройке радиолинии принимали заместитель командира отряда Ковбаса, пилоты Серегин, Стрелин, Макрушенко и другие.

   С приходом радио в дома и служебные помещения авиаторов, безусловно, оживилась общественно-политическая работа, с постройкой клуба появились новые возможности в проведении культурно-массовых мероприятий.

   Подвижки в этом плане были столь же необходимы, сколь время требовало сплачивать и организовывать людей. Продолжались провокации на границе с Маньчжурией. Все наращивал обороты маховик фашизма, а кованый сапог гитлеровского солдата уже второй год топтал Европу. Война казалась неминуемой, и это осознавали все. Потребности войны огромны. На первый взгляд не очень заметно, но предусмотрительно правительством Союза начали приниматься меры по укреплению оборонной способности страны. Проводимые мероприятия не оставляли в стороне и гражданский воздушный флот Дальнего Востока.

   В 1940 году для обслуживания народного хозяйства страны в Усть-Умальте было посажено звено из состава Хабаровского авиапредприятия, главным назначением которого была вывозка сырья из расположенных там молибденовых рудников. Несколько позже эти перевозки станут насущной заботой и амурских авиаторов.

   В этом же предвоенном году резко возросла интенсивность строительства первой очереди фунтовой взлетно-посадочной полосы размером 1000 на 200 метров в Экимчане.

   Газета «Тихоокеанский работник» за 1 января 1941 года широко пропагандировала опыт работы Ясненского авиазвена в свете новых задач, связанных с возможным возникновением военных действий. Там же, в очерке «Школа мужества», хорошо показана летная работа гражданских пилотов благовещенца А. Иванова и хабаровчан А.Енина, В.Алексахина.

   Глубоко трагично, что опасение возможной беды все-таки стало неотвратимой и чудовищной явью.

   

   Сергеев Г.И.


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

   Амурская авиация


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Сергеев Г.И. "Счисление пройденного пути". Благовещенск, 1999 г, Творческое объединение "ЗНАК"
   Электронная версия - Главный редактор портала "Амурские сезоны" Коваленко Андрей