Амурская авиация О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      46
книги              71
панорамы       58
статьи        6249
фото           7023








Первый литературный портал:



Стихотворение
Мой друг поэт

Стихотворение
Верните цветение груши...






Статьи по теме

Народное хозяйство










Статьи по теме

Транспорт






























Радиосериал Амурские волны. История судоходства на Амуре. Начало

nbsp;   Радиосериал Амурские волны:
Капитан Амурской речной флотилии Демьян Высочин











Геннадий Сергеев - Счисление пройденного пути
Развитие авиации для золотодобытчиков

08 июля 2020 г.

   На главную страницу: Геннадий Сергеев - Счисление пройденного пути

   











   Фото слева - Владимир Сидорович Харченко после обслуживания самолета СП «Спецпримененец» в аэропорту Ясный (1938 г.). Фото справа - Безимянов Василий Григорьевич

   

   В апреле 1938 года, в связи с близостью государственной границы, постепенным осложнением отношений СССР с милитаристской Японией, оккупирующей Маньчжурию, а также из тактических соображений было принято решение перебазировать авиаотряд гражданской авиации в Свободный, оставив в Благовещенске лишь звено санитарной авиации. В силу разных причин, организационные мероприятия с перебазированием затянулись примерно до конца сентября 1938 года, хотя перемещение личного состава началось почти сразу после принятого о перебазировании решения.

   В числе других авиаторов из Благовещенска переводят на работу в Тыгду пилота А:Кубышкина. Аэропорт Тыгда (начальник Пастухов), так же, как аэропорты Архара и Свободный, являлся одним из магистральных аэропортов страны и оборудован был гораздо лучше Благовещенского. Там базировалось звено самолетов По-2, командиром которого был пилот А.Кирсанов. Звено выполняло работу по доставке почты в Зею, Дамбуки. В обратном направлении свозились на железнодорожную станцию все та же почта и редкие пассажиры, отправляющиеся по разным срочным делам на запад или дальше на восток нашей огромной страны.

   Но уже в июне 1938 года, одновременно с открытием аэропорта, Тыгдинское авиазвено переводят в Ясный. Без преувеличения можно говорить, что означенное время явилось как бы началом очередного и более интенсивного по своему значению этапа в развитии гражданекой авиации Приамурья. Конечно, в основе этого этапа лежит все то же — золото, которое в значительном количестве было разведано и начало активно извлекаться из природных кладовых Зейского района Приамурья.

   Аэродром в Ясном представлял собой вырубленную в тайге площадку размером 400 на 300 метров с некорчеванными пнями вокруг взлетно-посадочной полосы. Полосы воздушных подходов на аэродроме из-за плохой подготовленности были трудными. «Вывозил» всех летчиков на новом аэродроме все тот же старший пилот Константин Антонов. Тогда в Ясном все было, как всегда: несколько полетов с инструктором, несколько предложений взять управление самолетом на себя, несколько секунд колебаний, несколько самостоятельных полетов — и летчик готов выполнять производственную работу с аэродрома в ранее изученных направлениях. Так, или примерно так, рассказывал в своих воспоминаниях пилот Анатолий Кубышкин, излагая вечный процесс ученья, приобретения навыков и постижения истины в авиации. В конце концов, истина постигается. Разница лишь в том, сколько секунд продолжаются сомнения, прежде чем появляется та самая уверенность, дальше которой наступает гарантия безопасности.

   К середине года в звене начали работать А.Иванов, Б.Нахин, А.Шиханцев, М.Булыгин, А.Ефстафьев, Ф.Назаров, Н.Симунин и другие.

   Ясненское (126-е) авиазвено в самом начале его создания располагало только тремя самолетами По-2. На них и осуществлялись перевозки из Тыгды пассажиров, авиабензина для собственных нужд, необходимых прииску продовольствия, хозяйственного инвентаря. Выполнялись транспортно-связные полеты со сбросом на только начавший развиваться прииск Октябрьский. Силами прииска Ясный, при участии свободного от основной работы летного и технического персонала вновь созданного аэропорта, было закончено строительство служебного здания. Подходило к концу строительство тепляка для осуществления профилактических работ и мелкого ремонта самолетов в зимних условиях. Замена самолетных двигателей производилась по-прежнему в аэропорту Тыгда. Техобслуживанием воздушных судов под руководством инженера Щербака занимались авиатехники Костенко П.М., Князев Г.С., Михайленко И.М. и Евгений Проняев — первый дипломированный авиатехник в авиаотряде, который впоследствии станет и первым начальником аэропорта Октябрьский.

   Объемы перевозок и работ Ясненского звена возрастали. Уже к концу 1938 года возникла острая необходимость подобрать посадочную площадку вблизи населенного пункта Аяк, где расположилась тогда база снабжения золотодобытчиков. Площадка была подобрана на берегу реки Зеи. Самолетами, а их насчитывалось 24, перевозили все: от огнеупорной глины до винограда.

   Вскоре командиром звена назначили пилота П.П.Петренко. Прежний командир звена решением начальника управления был переведен в другой регион. Работавшие тогда в Ясном авиаторы с теплом и уважением вспоминали первого начальника аэропорта А.И.Макарова, который, как умелый организатор, позже был переведен начальником аэропорта в Свободный.

   По воспоминаниям А.С.Мехедова, в сентябре тридцать восьмого поступившего на работу в аэропорт Свободный, тогда было только четыре пилота: Давыденко, Клинов, Ковбаса и Макаров. Начальником аэропорта работал Ерохин. Буквально в этом же месяце в процессе реформирования авиаотряда Свободненское звено (по воспоминаниям пилота Бориса Нахина) пополнилось пилотами Иваном Арнаутовым, Виктором Дадыкиным, Георгием Долотовым, Федором Назаровым, Федором Рытиковым, Василием Талахтиным, Иваном Чуевым.

   Одним из первых авиатехников в Свободном был Бревит. На радиомаяке работали С.Одиноков, Поправке, Ф.Фролов.

   Трудностей в аэропорту и в звене было множество. Нештатный корреспондент ведомственной газеты «Тихоокеанский авиаработник» Н.Лукашенко в номерах 17 и 34 за 1939 год отмечал, что развитие аэропорта Свободный идет из рук вон плохо. Преобладающая рабочая сила на строительстве объектов — это вербованные на 10 месяцев кочующие жители из центральных районов страны. Неустроенность быта строительных бригад создавала текучку. Недостаток стройматериалов порождал многочисленные факты простоев, нарушения дисциплины. В результате строительство шло медленными темпами. Так, жилой барак, начатый еще в 1936 году, не был введен в строй и к окончанию первого квартала тридцать девятого года. О качестве строительных работ говорить просто не приходилось.

   Корреспондент отмечает, что в аэропорту к тому времени не было магазина, амбулатории, столовой, в которых остро нуждались авиаторы. Начальник аэропорта Ерохин под разными предлогами часто уезжал в город, перепоручив свои обязанности дежурным по аэропорту, которые в авиационных делах не разбираются, потому что взяты на работу со стороны, не имея соответствующей подготовки. Отсутствие надзора снижало дисциплину, а пилоты, предоставленные сами себе, упрощали технологию подготовки к полетам, что в свою очередь являлось грубейшим нарушением требований летных нас ставлений. Имело место несколько случаев нарушения безопасности полетов, а 18 июля 1939 года из-за недисциплинированность произошла авария самолета, несмотря на то, что в это время ь Свободном находился начальник Дальневосточного управления гражданского воздушного флота Игнатов.

   Однако первое полугодие тридцать девятого Свободненское (182-е звено закончило с перевыполнением плана. В августе об этом свидетельствует собственный корреспондент той же газеты в публикации «Будни пилотов местной авиации». В ней называются авиазвенья, где командирами Трубач и Чекрыгин. Последний — руководитель Свободненского подразделения. Далее отмечалось, что звено Михаила Васильевича Чекрыгина выполняет самые различные работы. Самолетами производится патрулирование лесов от пожаров, перевозятся пассажиры, почта и различные грузы во все самые удаленные уголки области. Летчики звена без срывов выполняют санитарные задания. И дословно:

   «Молодые пилоты — питомцы авиашкол ГВФ в повседневной будничной работе показывают прекрасные образцы».

   Вообще же 1939 год в авиационной жизни Приамурья был довольно густо насыщен разного рода событиями и новшествами, включая организационные.

   Силами Ясненского звена было организовано авиазвено из 5-7 самолетов По-2 в аэропорту Зея. Первыми из авиаперсонала, кто начал там трудиться, были пилоты А.Иванов, Н.Симунин, авиатехники И.Михайленко и В.Харченко.

   Летом того года из состава Ясненского звена была подготовлена группа из трех самолетов для производства авиахимических работ в районе села Богородское на Нижнем Амуре по уничтожению саранчи. В работах участвовали пилоты Лештаев, Приходовский, Симунин, авиатехник Харченко и мотористы Колесников и Тищенко.

   Пилоты Ясненского звена начали летать на подготовленную зологодобытчиками площадку для самолетов По-2 в Октябрьском. Одним -из первых пилотов, начавших самостоятельно летать в Октябрьский, был А.М.Кубышкин. Он отмечал, что площадка в спешке была неверно сориентирована по розе ветров, из-за чего для пилотов была ,трудной с точки зрения выполнения на ней взлетов и посадок. Боковые ветра в Октябрьском значительно тормозили начавшиеся полеты. {Недостаток строительства площадки был исправлен позже, в ходе последующего расширения аэродрома.

   Заметим, что к маю 39-го года в Ясненском звене насчитывалось до 50 самолетов По-2. Звено и его часть, расположенная в аэропорту Зея, по количеству самолетов и личного состава выходили за общепринятые отраслевые рамки и именно по этой причине некоторое время находились под непосредственным руководством территориального управления ГВФ. Объем выполняемых перевозок по тем временам был огромен. На месте организовывали работу уже известные нам П.Петренко, А.Макаров, а также замполит Семен Козырев и инженер звена Василий Безимянов. В ноябре 1939 года командиром звена был назначен Б.А.Нахин. Все работали добросовестно, со знанием дела, не считаясь с личным временем. Со слов Бориса Нахина, в государственном фильмофонде должен был бы сохраниться короткометражный фильм «Прииск Ясный», который повествует о делах золотодобытчиков и авиаторов.

   Михаил Андреевич Булыгин (работал с небольшими перерывами в Приамурье с июля 1938 по август 1960 года) утверждает, что штаб 202-го Благовещенского авиаотряда перебазировался в Свободный только в конце 1939 года и был переименован в 247-й отряд ГВФ. Командиром его был назначен Илья Федорович Черемушников, а начальником аэропорта Свободный — Алексей Иванович Макаров. В Благовещенске, как и планировалось, были оставлены только звено санитарной авиации из трех самолетов По-2 и минимальное число авиаперсонала.

   

   Сергеев Г.И.


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

   Амурская авиация


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Сергеев Г.И. "Счисление пройденного пути". Благовещенск, 1999 г, Творческое объединение "ЗНАК"
   Электронная версия - Главный редактор портала "Амурские сезоны" Коваленко Андрей