Амурская авиация О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      46
книги              71
панорамы       58
статьи        6249
фото           7023








Первый литературный портал:



Стихотворение
Мой друг поэт

Стихотворение
Верните цветение груши...






Статьи по теме

Народное хозяйство










Статьи по теме

Транспорт






























Радиосериал Амурские волны. История судоходства на Амуре. Начало

nbsp;   Радиосериал Амурские волны:
Капитан Амурской речной флотилии Демьян Высочин











Геннадий Сергеев - Счисление пройденного пути
Развитие месной авиации

01 июля 2020 г.

   На главную страницу: Геннадий Сергеев - Счисление пройденного пути

   











   Слева направо: Моргиленко — командир отряда, Барышев — авиатехник, Пономаренко — пилот, Коноплев — авиатехник, Шулъ-женко — пилот, Рябоконь — пилот, Лимарь — авиатехник, Лесик — начальник охраны аэропорта Благовещенск, Харченко — авиамоторист, Григорьев — авиамоторист (1934 г.)

   

   В последние дни января 1934 года Благовещенский отряд местной авиации был переподчинен Дальневосточному управлению гражданской авиации — одному из двенадцати территориальных управлений ГУ ГВФ. На его базе образован 212-й летный отряд, командиром которого стал пилот Моргиленко. Освобожденным политработником к нему был назначен Иван Михайлович Кузнецов. Отряд пополнился свежими летными и техническими кадрами. В Благовещенск прибыли пилоты Багров, Иванов А.В., Кульгин, который с началом второго полугодия 1934 года назначается командиром авиаотряда, Рябоконь, Ополев, Пономаренко, Шульженко, авиатехники Анохин, Цубаренко, инженер Иван Карпович Щербак. Ученики авиамотористов, набранные из местного населения, стали работать самостоятельно.

   В начале следующего, 1935 года отряд продолжает наращивать материально-техническую базу. На аэродроме в Благовещенске построено деревянное служебное здание. Количество самолетов достигает двух десятков. В связи с этим растет численность персонала. На работу в отряд приходят инженер В.Сухарников, авиатехники Анохин, Бабицкий, Бобков, Куриенко, авиамоторист Зубанов.

   Кроме уже известного нам южного кольца, силами отряда начали выполняться регулярные полеты в Архару, Свободный. По воспоминаниям В.С.Харченко, к тому времени состоявшего уже в должности авиатехника, они вместе с пилотом Пономаренко летом тридцать пятого года базировались на реке Бурея (в районе н.п. Ново-Бурейск) с целью перевозки пассажиров и почты между железнодорожной станцией и населенными пунктами Усть-Умальта и Чекунда. Полеты выполнялись на самолете-амфибии Ш-2. По его же свидетельству, поздней осенью 1935 года пилот Иван Федорович Черемушников на самолете По-2 выполнил санитарное задание в Экимчан.

   В ноябре 1935 года вместо Кульгина, откомандированного в распоряжение начальника Дальневосточного регионального управления ГВФ, командиром 212-го отряда был назначен пилот Петр Самойленко. Однако вскоре, в начале 1936 года, командиром отряда назначается начальник аэропорта Свободный П.Поляков, а освобожденным политработником к нему — В.Борисов. Заместителем командира отряда по летной службе стал пилот О.полев, переведенный из Биробиджанского авиазвена. В этой должности Вячеслав Георгиевич Ополев работал достаточно долго, заслужил у личного состава беспрекословный авторитет, глубочайшее доверие, оставил о себе добрую незабываемую память.

   По свидетельству инженера Сухарникова, эта команда руководителей очень много сделала для становления 212-го отряда. Все они являли собой пример высокого профессионализма, добросовестного отношения к делу, работоспособности, порядочности. Они сумели значительно поднять в отряде регулярность полетов, их высокую рентабельность, наладить дисциплину. По инициативе этих людей в Приамурье расширилась сеть аэродромов базирования авиации, в значительной степени — география полетов. В 1936 году были подготовлены и открыты аэропорты Зея, Дамбуки, посадочная площадка в районе железнодорожной станции Тыгда, откуда самолетами начала доставляться почта для зейцев и дамбу-кинцев. В аэропорту Зея разместилось авиазвено самолетов По-2 из авиагруппы Бампроекта с целью производства только начинавшихся на Дальнем Востоке аэрофотосъемочных работ.

   В аэропорту Свободный из благовещенских летчиков было сформировано транспортное авиазвено. Из Благовещенска уже в начале 1936 года начали выполняться полеты на лед реки Амур вблизи населенного пункта Кумара, а к середине лета был открыт почтовый рейс до Биробиджана, Хабаровска и обратно, доставлявший амурцам в основном краевое издание — газету «Тихоокеанская звезда».

   Впервые авиаторы Приамурья приняли активнейшее участие в политической жизни региона по сбору и доставке в Благовещенск выборных материалов. Вот как рассказывалось о подготовке к обеспечению выборной кампании в Приамурье газетой «Тихоокеанский авиаработник» в заметке В. Борисова «О будничной работе пилотов» (приводим выдержки из этого материала):

   «...Хочется многое рассказать о незаметной, но плодотворной будничной работе наших рядовых людей. Это было в один из осенних дней. Заморозки затягивали лужи. Звено выполняло обычную работу. Перевозились на прииски запчасти, сахар, соль, кондитерские изделия, мех и много других товаров».

   «...Неожиданно нашему коллективу поручили одно из важных заданий правительства. Задание было хорошо изучено в коллективе, по нему составили план работы и после приступили к подготовке мат-части. Двое суток не уходили люди с аэродрома, готовили самолеты, выслушивали пульс моторов, заменяли все, что вызывало сомнение. К концу третьего дня подготовку закончили. Матчасть и люди готовы. С рассветом один за другим вылетали на места работы пилоты Быков, Бойцов, Шереметьев, Логачев, Петренко, Гаранин».

   «...Первый день удался на славу. В конце дня в стартовке, выпущенной Демкиным, мы увидели результаты. Впереди идут Бойцов и Логачев, слетавшие с полной загрузкой по 11 раз. Не намного от них отстали другие. Проверяли матчасть ночью, чтобы наутро с новыми силами и вполне подготовленными продолжать работу...».

   «...В результате звено с честью справилось с одним из сложных заданий без малейших происшествий и неполадок в срок — 6 дней, вместо 10...».

   С ростом объемов работ увеличивался коллектив базового аэропорта. Значительно выросла численность ведущего персонала летчиков и авиатехников. В июле, после окончания курсов радиооператоров в Хабаровске, в качестве помощника начальника аэропорта Благовещенск начал свою долгую жизнь в гражданской авиации В.И.Евтушенко.

   Однако обозначились и первые приятные «потери» авиаторов. Начала действовать так желанная населению Приамурья «кузница авиационных кадров». Шестого ноября 1936 года бывшие командир Благовещенского авиапредприятия Кульгин, его заместитель по политчасти Калашников с двумя десятками молодых авиаспециалистов разных профессий и пятью самолетами По-2 пароходом из Владивостока отправились в Петропавловск-Камчатский для организации там полетов и развития местных авиалиний.

   В январе 1937 года тогдашний командир 212-го авиаотряда П.Поляков, озабоченный настойчивыми требованиями властей Приамурья и необходимостью расширения географии полетов, создает группу авиаспециалистов с целью изучения возможностей регулярного воздушного сообщения с населенными пунктами, расположенными в пойме реки Селемджи. В группу вошли командир звена Вячеслав Ополев, пилот Василий Бочканов, бортмеханик Валентин Григорьев и помощник начальника аэропорта Благовещенск Василий Евтушенко. Их усилиями к февралю была подобрана площадка для аэропорта в Норске, а к августу — для аэропорта в Стойбе, где почти два года с небольшими перерывами оставался начальствовать один из его первооткрывателей Василий Иванович Евтушенко.

   В течение 1937 года в отряд продолжали поступать пилоты, авиатехники, обслуживающий персонал. Пришли пилоты Анатолий Иванов, Борис Нахин, Михаил Приходовский и многие другие. С апреля начал работать в отряде мотористом-заправщиком И.М.Михайленко.

   Уже тогда велись авиационно-химические работы в пределах Приамурья. Звено из трех самолетов По-2 вело их в Читинской области (районы н.п. Петрозаводск, Нерчинск) по уничтожению шелкопряда (по другим сведениям — малярийного комара). Участие в авиа-химработах принимали пилоты Б.А.Нахин и А.М.Кубышкин. Широко проводилась аэротаксация лесов.

   К декабрю 1937 года начались регулярные полеты из Благовещенска в Экимчан, однако только на ледовый аэродром. Полеты на самой по тем временам протяженной воздушной трассе обеспечивались метеорологической информацией из аэропортов Благовещенск (начальник метеостанции Косточкин) и Свободный (начальник метеостанции Лукашенко). Обе метеостанции к тому времени имели возможность получать фактическое состояние погоды на трассе из уже действующих аэропортов Норск и Стойба.

   Строительство грунтового аэродрома в Экимчане, равно как в Лукачке, Ольгинске и Златоустовске (Харге), началось субботниками и воскресниками с ранней весны 1938 года. Консультировать строителей был командирован инженер аэродромной службы Дальневосточного управления воздушного флота Дворкин. Ему призваны были помогать свободненский пилот Земский и тогдашний начальник аэропорта Стойба Евтушенко. Конечно, строительство аэродромов таким способом тянулось долгие месяцы и даже годы, поскольку главным делом в жизни населения всех северных районов Приамурья было все-таки золото.

   В январе-феврале тридцать восьмого в Благовещенск прибыли пилоты Кубышкин A.M. и Нахин Б.А. Оба они вспоминают, что штаб авиаотряда находился на окраине города, в конце улицы Артиллерийской. Там же находилась радиостанция. Поблизости проживали летный, технический состав и обслуживающий персонал предприятия. На аэродроме стоял тепляк, склад и помещения специального назначения. Здесь они познакомились с уже работающими пилотами Михаилом Приходовским (по прозвищу «Рыжий»), Сергеем Земским (по прозвищу «Соцкий»), Анатолием Ивановым (по прозвищу «Захар»). Позже им пришлось работать вместе с Сергеем Клеманевым, Петром Лештаевым. В памяти у них — пилоты Ф.Соломонов, Н.Цип-лаков, авиатехники В.Харченко, П.Костенко, П.Евдокимов, авиамоторист И.Михайленко. Командиром отряда к их приходу был Федор Пономарев. Вводом в строй молодых выпускников занимался старший пилот Константин Антонов, который из Благовещенска «возил» их на спарке по почтово-пассажирской линии Ивановка — Поярково — Архара. Вскоре они были допущены к самостоятельным полетам и продолжали выполнять задания до апреля.

   

   Сергеев Г.И.


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

   Амурская авиация


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Сергеев Г.И. "Счисление пройденного пути". Благовещенск, 1999 г, Творческое объединение "ЗНАК"
   Электронная версия - Главный редактор портала "Амурские сезоны" Коваленко Андрей