Амурская авиация О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      44
книги              71
панорамы       58
статьи        6199
фото           7009








Первый литературный портал:



Стихотворение
Люблю!

Стихотворение
Дочери






Статьи по теме

Народное хозяйство










Статьи по теме

Транспорт






























Радиосериал Амурские волны. История судоходства на Амуре. Начало

nbsp;   Радиосериал Амурские волны:
Капитан Амурской речной флотилии Демьян Высочин











Геннадий Сергеев - Счисление пройденного пути
Когда каждый полет был событием

24 июня 2020 г.

   На главную страницу: Геннадий Сергеев - Счисление пройденного пути

   

   Становление Амурского отряда местной авиации давалось нелегко.

   Созданная в Приамурье еще летом 1932 года сеть аэродромов для ближайшей перспективы использования авиации была ненадежной. Это были обыкновенные распаханные колхозные поля у п.Архара, г.Благовещенск, г.Белогорск, с.Ивановка, с.Поярково, г.Свободный, с.Тамбовка, немного прикатанные, а затем засеянные специальными многолетними травами. Строить их большого труда не составляло, но было сложно поддерживать их в хорошем состоянии, особенно в весеннее, летнее и осеннее время. Они размокали в дождливый период и становились непригодными для полетов самолетов. Отвратительными были подъездные пути к аэродромам. Предполагать наличие на них какой-либо техники в то время просто наивно. Однако некоторые из таких аэродромов, задуманные и построенные в 30-е годы, существуют до сих пор. К ним можно отнести аэродромы в с.Октябрьский, г.Свободный, с.Тамбовка, п.Ясный.

   Аэродром в г.Благовещенск первоначально располагался на пустыре, расположенном рядом с северо-западной окраиной города. Теперь это земельный участок южнее Инатьевского шоссе, заключенный между молокозаводом и корпусами издательско-полиграфического комплекса «Приамурье».

   В 1933 году на аэродроме г.Благовещенск были только палатка и три самолета По-2, полеты на которых должны были организовать и обеспечить пилоты Донской, Корчагин, Павлов (командир отряда), Шульженко, Яблонский, авиатехники Барышев, Коноллев и Лимарь. Названный, уже подготовленный авиаперсонал прибыл в Благовещенск в соответствии с приказом начальника управления Дальневосточных линий «Трансавиации». Остальных специалистов, в том числе и обслуживающий персонал, нужно было готовить из местных жителей, которых, к великому удовлетворению присланных авиаторов, оказалось более чем достаточно. В этой связи нельзя обойти вниманием Владимира Сидоровича Харченко, одного из первых наших земляков, поступивших на работу в аэропорт Благовещенск. Он был принят 1 сентября 1933 года в качестве ученика авиамоториста.

   Почтово-пассажирские перевозки по кольцевой авиалинии г.Благовещенскс.Ивановкаг.Белогорскс.Тамбовкас.Поярково силами Амурского отряда местной авиации начали осуществляться еще до 18 августа 1933 года, когда впервые был отпразднован День Воздушного Флота СССР.

   «Каждый полет считался крупным событием. На старой, почти изношенной машине, приходилось выдерживать серьезные испытания и подчас вступать в неравный бой со стихией. Расчет в этих схватках был прост: могли победить только выдержка и знание дела. Приходилось накапливать и то, и другое...». Так писал старейший дальневосточный пилот Илья Мазурук, который вслед за Водопьяновым отправился в очередной, но уже будничный полет по Сахалинской трассе. Нет сомнения в том, что первые полеты по кольцевой линии в Приамурье, равно как и все последующие в пределах нынешней Амурской области, являли собой крупные события и оказывали такое же большое и памятное психологическое воздействие на всех жителей региона, особенно на пилотов и авиатехников-приамурцев. Грозовые фронты, ветра с морозами, достигающими сорока и более градусов, здесь почти обычное явление. В таких условиях никто не знал, как надо обращаться с моторами и самолетами. Однако выдержка и умение, помноженные на опыт, делают свое дело. Вовремя опробывают-ся двигатели на земле, усердно изучаются маршругы предстоящих полетов, самолеты достигают заданных целей, а в общем выполняет ся оперативная транспортная связь, в которой крайне заинтересованы все амурцы.

   Подтверждением этому может служить заметка К. Деревцова, опубликованная в «Амурской правде» 5 июня 1934 года:

   Облисполкомовская авиация должна приобрести огромное значение в установлении почтово-пассажирской связи с районами. Но расширение воздушной связи требует улучшения аэродрома. Оборудование аэродрома было поручено зав. облкомхоза т. Дычко. Тов. Дычко это дело провалил, пропустив ясные сухие дни. В итоге подъездные пути к аэродрому находятся в безобразном состоянии. За бездеятельность Дычко отстранен от работ, а проведение их поручено тов. Любенецкому.

   Коллективы облисполкома, облплана, облупху и облзу на объединенном собрании взяли обязательство принять активное участие в устройстве подъездных путей к аэродрому. Коллективы вызвали другие организации последовать их примеру.

   В 1934 году в России и на Дальнем Востоке начинает развиваться планерный спорт. Этому виду спорта достаточно много уделил внимания пятый съезд ОСОАХИМа.

   Амурцы как всегда живо откликнулись на призыв этой общественной организации. Вскоре приобрели планеры пять организаций: Лен-затон, электростанция, учебный комбинат «Амурзолото» , связь и завод «Металлист». Активно создаются кружки по подготовке планеристов. В кратчайшее время были подготовлены больше 20 планеристов-инструкторов, которые были разосланы по всей области. Лозунгом тех времен становится всем ныне известная фраза: «От модели — к планеру, с планера — на самолет».

   В июне 1934 года «Амурская правда» (заметка И. Кальченко «Создадим в Благовещенске кузницу авиационных кадров») писала, что авиации отведена ныне исключительно важная роль как средству транспорта, связи.

   Наша боевая задача— удовлетворить тягу трудящихся области к овладению авиационным делом и как можно шире развернуть соревнование в этой многообразной работе. В своих постановлениях, принимаемых на общих собраниях, крупные коллективы требуют скорейшего создания аэроклуба. Среди практических мер следующие:
   - завод «Металлист» и Лензатон приобретают самолеты;
   - фабрика «Искра», электростанция, «Металлист», Лензатон, судоверфь, лесозавод N 16, Автодор, типография приняли решение стать юридическими членами аэроклуба;
   - облпрофсовет— выделяет 4000 рублей на постройку парашютной вышки.

   В это же время продолжаются сборы средств на постройку ангара для самолета «Максим Горький», о чем свидетельствует публикация Дм. Кушкова в газете «Амурская правда» за 14 июля 1934 года:

   Среди нас, курсантов военной школы, много рабкоров, селькоров, все мы аккуратно читаем газеты и журналы. Ровно 20 месяцев тому назад мы живо откликнулись на призыв литературной общественности оказать денежную помощь строительству самолета-гиганта «Максим Горький».

   Теперь, когда гигант реет над страной, а Михаил Кольцов, обращаясь к рабселькоровской и читательской массе, призывает нас оказать содействие постройке ангара для гиганта, мы не можем остаться в стороне от помощи этому делу. Редколлегия нашей газеты произвела сбор средств на постройку ангара. Среди 60-ти курсантов было собрано 123 рубля, которые мы перевели на текущий счет строительства ангара.

   Сейчас мы вызываем последовать нашему примеру коллективы всех других редакций газет области и воинских подразделений.

   Надо заметить, что все добрые патриотические устремления коллективов области не явились пустой иллюзией. 18 августа 1934 года в праздничном номере, посвященном Дню Воздушного Флота СССР, наряду с передовой статьей и поздравлением от Амурского обкома ВЛКСМ под заголовком «Водителям воздушных кораблей», «Амурская правда» известила своих читателей о том, что 16 августа в кабинете председателя горсовета состоялось совещание оргкомитета аэроклуба, на котором были поставлены задачи аэроклубу и определен его руководящий орган. Состав правления был утвержден из 16 человек: Баранов (электростанция), Барков (секретарь ГК ВЛКСМ, Боймин («Металлист»), Бриллиантов (облпрофсовет), Бутковский (Лензатон), Гольдштейн (горком ВКП(б), Жуков (НКВД), Кальченко (облсовет ОСОАХ), Кимбровский (аэроклуб), Кульгин (гражвоздухфлот), Любинецкий (облисполком), Мальцев и Онуфриев (воен. ведомство), Никитин (горсовет), Питерский («Амурская правда»), Пыжиков (обком ВКП(б).

   Таким образом, в Благовещенске и области были созданы практически все условия для планомерной подготовки авиационных кадров с учетом достижений в области российского и мирового воздушного флота, а зарождающийся гражданский авиатранспорт получал хороший резерв специалистов.

   

   Сергеев Г.И.


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

   Амурская авиация


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Сергеев Г.И. "Счисление пройденного пути". Благовещенск, 1999 г, Творческое объединение "ЗНАК"
   Электронная версия - Главный редактор портала "Амурские сезоны" Коваленко Андрей