Зейский перевоз О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      33
книги              71
панорамы       58
статьи        5936
фото           6959








Первый литературный портал:



Рассказ
Сказки для взрослых. Самолётик

Стихотворение
Я так старалась и не смогла...






Статьи по теме

Народное хозяйство










Статьи по теме

Транспорт






























Радиосериал Амурские волны. История судоходства на Амуре. Начало

nbsp;   Радиосериал Амурские волны:
Капитан Амурской речной флотилии Демьян Высочин










Зейский перевоз

12 октября 2015 г.

   Переправа через реку Зею из Благовещенска на зазейские территории начала действовать сразу с основанием города. Сначала было кто во что горазд, но вскоре власти взяли под контроль этот процесс. Как-то сразу определилось, что перевоз будет находиться в самом устье Зеи. Правда, были попытки организовывать переправу и в других местах, например от места, где сейчас судоверфь (там была загородная Архиерейская заимка) до Будунды (Усть-Ивановка с 1972 года). Именно от Будунды начиналась дорога в деревни Бельско-Зейской волости. Я даже смею предположить, что нынешние дороги от Благовещенска до Верхнеблаговещенского, между Усть-Ивановкой и Черемхово и примерно улица Чайковского до Астрахановки и есть первые дороги в Амурской области.

   Но вернёмся на переправу. Сначала это были лодки. На них клали деревянный настил, заводили подводу и транспортировали на другой берег. Со временем на переправе появились паровые баркасы, во всяком случае, есть упоминания о них уже в 80-х годах XIX столетия. Городские власти Зейский перевоз сдавали в аренду на пять лет. Арендатор обязан был обеспечить функционирование переправы гужевого транспорта, скота и пассажиров и ежегодно сдавать в городскую казну строго фиксированную сумму. Нареканий на работу переправы было много (желающие днями сидели в ожидании) и дело дошло даже до сбора денег населением зазейских деревень по три рубля со двора на постройку моста, однако власти оказались глухи к народному почину.

   Жизнь развивалась, переправа совершенствовалась. В 1930-х годах она, уже государственная с 1924 года, имела один пароход, две перевозные баржи и два причала: один на Амурской, другой на Худино. Пароход назывался «Комсомольск», его иногда подменял «Виноградов», а баржы – «Анюй» и «Архара». Пароход на верёвке таскал их туда-сюда. Позднее их начал толкать буксир «Баскунчак». Вот они-то и возили до 1957 года гужевой и автотранспорт, скот и пассажиров. А в 57-м в Благовещенск начали поступать самоходные паромы, которые и проплавали через Зею до постройки автодорожного моста в 1981 году. Отсыпали по три причальных насыпи на каждом берегу (до этого просто на берегах были вкопаны столбы, к которым привязывали причалы), поставили билетные павильоны и здание конторы переправы. Это где ГИМС сейчас, а в то время рядом была городская спасательная станция. Жизнь кипела. Паромы сновали каждые 15 минут. Бывало, сцепляли два штуки для какого-нибудь длинномера и он заезжал поперёк их. Народу было много, ведь на Худино был пляж, а ребятня и парни проникали на паром и с середины реки ныряли с кормы.

   А названия паромов просто песня: «Амурский партизан» и «Амурский комсомолец», «50 лет Октября» и «50 лет СССР», «Советская Россия» и «Советское Приамурье». А капитаны паромов были просто красавцы: все в белом, строгие и неприступные. Навигация начиналась обычно 5 мая и заканчивалась в третьей декаде октября. Очередь из автомобилей в 70-х иногда бывала от ул. Лазо. На левом берегу, возле Худино, имелась нефтебаза, на которую завозились ГСМ, которые тратились на зазейские территории в период шуги, ледостава и ледохода. К Новому году оборудовалась ледовая автомобильная переправа от ул. Октябрьской с выходом на Худино, существовавшая где-то до середины марта. Была и неофициальная народная ледовая тропа от верхнего причала на Худино с выходом через территорию РЭБ на остановку автобусов «К», «4» (был такой; ходил Пазик от Первомайского парка по Горького, Лазо, «Чайке», Конной, Пролетарской и Шевченко до центрального гастронома и кинотеатра «Октябрь» и обратно) и «9» Ленина-Первомайская». Пробивали её худинцы ещё по неокрепшему льду. И умудрялись ведь не проваливаться. Весной ходили «до талого».

   Был ещё один переезд через Зею. Это железнодорожный мост в Белогорье. Там между рельсами были настелены доски и машины пропускались по очереди с одного берега на другой, естественно, когда не было поезда. Скажу, очередь там тоже собиралась приличная. Если приглядитесь, то остатки шлагбаума и дороги к мосту заметите. В ноябре-декабре и в марте–апреле автобус, например в Константиновку, шел от автовокзала через Белогорье, там по мосту в Петропавловку, Черемхово, Усть-Ивановку, на 5-й км (Заречный), Кани-Курган и далее.

   А ещё ходил по Зее теплоходик «Берилл» («Берильчик» его любовно звали) между Гродеково и Усть-Ивановкой с остановками в Кани-Кургане, Худино, Амурская, спичфабрика, спиртзавод в Астрахановке, Владимировка.

   Ну вот, пожалуй, и всё о Зейском перевозе.

   

   Дмитриев Н.


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

   


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   блог Николая Дмитриева