Броненосный катер О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      64
книги              71
панорамы       58
статьи        6402
фото           7082








Первый литературный портал:



Стихотворение
Твой дух

Стихотворение
Я свет...






Статьи по теме

Народное хозяйство










Статьи по теме

Транспорт






























Радиосериал Амурские волны. История судоходства на Амуре. Начало

nbsp;   Радиосериал Амурские волны:
Капитан Амурской речной флотилии Демьян Высочин











Речной танк на пьедестале

09 июня 2015 г.

   Во многих странах мира существует обычай сохранять старые корабли и суда в качестве памятников истории. Есть такие памятники и у нас на Дальнем Востоке, в частности в нашем областном городе Благовещенске, на набережной Амура на бетонном пьедестале установлен бронекатер времён Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

   «Речные танки» – так в годы войны называли бронекатера за их сходство с грозной сухопутной боевой машиной. Их борта, палуба, боевая рубка, пулемётные башенки были прикрыты противопульной и противоосколочной бронёй, а орудия устанавливались в танковых башнях, сначала от танка «Т-28», а затем – «Т-34». Бронекатера имели довольно мощное вооружение: одну или две танковых пушки калибра 76,2 мм, два крупнокалиберных пулемёта ДШК, калибра 12,7 мм, или несколько пулемётов калибра 7,62 мм. На некоторые из них были вооружены установками неуправляемых реактивных снарядов (НУРС), – «Катюшами», как ласково называли их наши бойцы. Кроме того, катера имели химическое вооружение (для создания дымовой завесы), и могли брать на борт до 10 мин заграждения.

   Проекты бронекатеров: 1124 (большой – «амурский», с двумя танковыми башнями) и 1125 (малый – «днепровский», с одной башней) были разработаны ленинградским Речсудпроектом под руководством корабельного инженера Ю.Ю. Бенуа ещё в 1933-1934 гг. В 1939-1940 гг., с учётом приобретённого опыта эксплуатации и службы первых бронекатеров, оба проекта были модернизированы. В частности, прежние башни от танка «Т-28», были заменены башнями от танка «Т-34», и установлены модифицированные двигатели ГАМ-34-БС (бензиновые, авиационные).

   Бронекатера обоих проектов отличались сравнительно небольшими габаритами, водоизмещением и осадкой, хорошей скоростью и маневренностью, и небольшим количеством экипажа для их обслуживания. Малые габариты катеров позволяли перевозить их на обычных железнодорожных платформах, благодаря чему корабли этого класса можно было быстро перебрасывать с одного театра военных действий на другой.

   Бронекатера именно этих двух проектов составляли основную часть речных и озёрных флотилий во время Великой Отечественной войны, а иногда использовались для боевых действий даже в прибрежных морских районах. Где только не воевали эти корабли: на реках Волге, Днепре и Припяти, Дону и Кубани, Дунае, Висле, Одере и Шпрее, на Ладожском и Чудском озёрах, а также на Балтике, Азовском и Чёрном морях.

   За годы войны судостроительная промышленность, – главным образом заводы и верфи в Астрахани, Зелёнодольске, Молотове (ныне Пермь) и другие, – поставила Военно-Морскому Флоту 66 бронекатеров проекта 1124 и 109 проекта 1125. Поскольку бронекатера строились на разных заводах, то их серийные тактико-технические элементы имели некоторые различия, но, как правило, незначительные.

   Личный состав «плавающих танков» покрыл себя неувядаемой славой, участвуя в Сталинградской битве, в форсировании Керченского пролива, во взятии Пиллау и Кёнинсберга, Будапешта и Вены, в Берлинской наступательной операции, а на заключительно этапе Второй мировой – в разгроме японцев на Дальнем Востоке. В честь и память героических подвигов советских моряков в Великой Отечественной войне несколько бронекатеров подняты на пьедесталы славы. В России, кроме Благовещенска, они установлены в Москве, Зелёнодольске, Перми, Волгограде, Приморско-Ахтарске и Хабаровске; в Украине – в Мариуполе, Измаиле, Херсоне и Каневе; в Белоруссии – в Пинске.

   Бронекатера на пьедестале славы – это память не только о героях-моряках, воевавших на них, но и тех, кто конструировал и строил эти замечательные корабли. Кроме того, это уникальные на сегодня образцы военной техники, времён Великой Отечественной войны, представляющие большой познавательный интерес.

   Бронекатер, проекта 1125, установленный на набережной Амура был построен в 1943-1944 гг. в уральском городе Пермь (тогда Молотов) на заводе № 344 (заводской № 169). Его основные тактически элементы: водоизмещение полное 30,8 т, длина 22,65 м, ширина 3,54 м, осадка ),73 м; мощность двигателя 1200 л.с (либо ГАМ-34БС, либо «Паккард 4М», в послевоенный период – дизель М-50), скорость хода 18,6 уз, дальность плавания 250 миль, экипаж 14 человек.

   Летом 1944 г. вступил в строй, получив при этом тактический № 376. 28 сентября бронекатер «БК-376» был включён в состав Днепровской военной флотилии, и вошёл в 1-й отдельный гвардейский Пинский дивизион бронекатеров. Участвовал в Великой Отечественной войне: период вхождения в действующую армию с 28 сентября 1944 г. по 9 мая 1945 г. Принимал участие в Берлинской наступательной операции 16 апреля – 8 мая 1945 г., действовал на Одере и Шпрее, в направлении на г. Шведт (в сторону Балтийского побережья), имел пробоину.

   Днепровская военная флотилия создавалась дважды. Первый раз – 27 июня 1931 г. на базе отряда кораблей, сформированного ещё в октябре 1925 г. в Киеве. В июле 1940 г. флотилия расформирована, а её боевые корабли и вспомогательные суда вошли в состав Пинской и Дунайской военных флотилий. В начале Великой Отечественной войны большинство кораблей Пинской и Дунайской флотилии погибли, и обе флотилии были расформированы, но 14 сентября 1943 г. была вновь создана Днепровская флотилия (из катеров Волжской флотилии), а 19 апреля 1944 г. – Дунайская флотилия. Обе флотилии были награждены орденами Красного знамени и стали Краснознамёнными.

   После расформирования в 1945 г. годы Днепровской флотилии, большинство её кораблей и судов были переведены на Дунай в состав Дунайской флотилии, а после её расформирования в 1960 г. – Черноморского флота. Среди этих кораблей, в 327 дивизионе кораблей резерва 116-й Краснознамённой бригады тральщиков ЧФ, оказался и бронекатер «БК-376». В 1965 г. все бронекатера проектов 1124 и 1125 были переклассифицированы в артиллерийские катера (АК).

   В 1967 г., в связи с осложнением обстановки на Дальнем Востоке, «АК-376», в составе семи единиц однотипных катеров проекта 1125, был снят с консервации, и по железной дороге доставлен в Хабаровск, откуда своим ходом по Амуру прибыл в Благовещенск, где вошёл в состав 139 дивизиона артиллерийских катеров 74-й бригады речных артиллерийских кораблей 49-й Краснознамённой дивизии речных кораблей Тихоокеанского флота. В начале 1970-х гг. катер был расформирован и сдан на консервацию. В 1973 г. катер был снят с консервации и передан флотилии клуба «Юных моряков» города Свободного (ныне Детский морской центр им. адмирала С.О. Макарова). В августе этого же года катер прибыл на базу флотилии – в Бардагон, где использовался в качестве учебного судна. В 1980 г. был выведен из состава учебных судов и использовался как плав-казарма.

   По просьбе ветеранов 74-й бригады в октябре 1987 г. катер был приведён на буксире в Благовещенск, укомплектован, и поднят на набережную Амура. Открытие корабля-памятника состоялось в 1989 г. (в день города), а официальное – 9 мая 1995 г., в день 45-летия Победы.

   В июне 2010 г. катер был снят с постамента, отреставрирован и вновь установлен на прежнее место. 2 сентября 2010 г. у катера состоялся торжественный митинг, посвящённый 65-летию окончания Второй мировой войны. Среди выступавших на митинге, был и ветеран 74 бригады ТОФ, участник Великой Отечественной войны старший мичман в отставке И.М. Сердюк.

   На литой металлической доске, прикреплённой к передней стороне постамента, начертано: «Бронекатер проекта 1125 построен в годы Великой Отечественной войны. Установлен на месте переправы Зее-Бурейской бригады речных кораблей. В память о советских людях, оказавших интернациональную помощь китайскому народу в освобождении от японских захватчиков в августе 1945 г.»

   А внизу ещё одна плита с надписью: «В память форсирования р. Амур частями 396 ХИНГАНСКОЙ СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ в августе 1945 года. Участники встречи однополчан дивизии. Сентябрь 1990 г.».

   Бронекатера 4-й Зее-Бурейской бригады Краснознамённой Амурской флотилии на рассвете 10 августа 1945 г., выйдя из устья реки Зея, стремительно прошли вдоль правого (китайского) берега Амура, артиллерийским и пулемётным огнём подавили огневые средства противника, а затем высадили десант, чем во в многом обеспечили успех Сахалянской наступательной операции и полную безопасность Благовещенска (на город не упал не один вражеский снаряд или бомба). Вместе с кораблями других классов, бронекатера успешно действовали и на других приречных направлениях.

   За мужество и героизм, проявленные в боях с японскими милитаристами, многие офицеры, старшины и краснофлотцы Зее-Бурейской бригады речных кораблей КАФ были удостоены высоких наград Родины, а её командир капитан 1 ранга Максим Георгиевич Воронков (его имя носит одна из улиц Благовещенска) получил звание Героя Советского Союза. Канонерская лодка «Красная звезда» (командир капитан-лейтенант А.И. Тарасов) и отдельный дивизион бронекатеров (командир капитан-лейтенант С.Н. Филимонов) были преобразованы в гвардейские части. Сама 4-я Зея-Бурейская бригада была награждена орденом Ушакова 1-й степени и удостоена почётного наименования «Амурская».

   Поскольку в августе 1945 г. бронекатер «БК-376» числился в составе Днепровской флотилии, он не мог входить в состав 4-й (Зее-Бурейской) бригады Краснознамённой Амурской флотилии, и принимать участия в войне с Японией в августе 1945 г., но ни коей мере не умоляет его значение, как исторического памятника, времён Второй мировой войны!

   И ещё одни момент, на котором я хотел бы остановиться особо. Последним бортовым (условным) номером «БК-376» был № 948 (именно таким номером он прибыл в августе 1973 г. в Бардагон, и оставался в составе флотилии «Клуба юных моряков» города Свободного. Но почему-то на борту корабля-памятника стоит № 905, что абсолютно неверно с исторической точки зрения. Да, действительно, в 74-й бригаде был артиллерийский катер, имевший такой бортовой номер, но это был катер другого проекта – 1204, типа «Шмель», – который затем был передан в состав Морских частей погранвойск. Уже давно с этим разобраться, и либо изобразить на борту корабля-памятника его тактический номер –«376», который не менялся в течении всей его службы, либо последний бортовой (условный) номер, который менялся довольно часто, чтобы сбить с толку противника, то есть номер – «948»!

   

   Чепелев Владимир Романович, историк.

   

   Литература:
   1. Бережной СС. Корабли и суда ВМФ СССР. М., 1988. С. 117.
   2. Широкорад А.Б. Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945. Минск, 2002. С. 771.


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

   город Благовещенск, Бронекатер

   Последний причал бронекатера


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Чепелев Владимир Романович, историк, Благовещенск