Свободненская железная дорога О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      44
книги              71
панорамы       58
статьи        6199
фото           6993








Первый литературный портал:



Стихотворение
Цикл 'Тетради'. Линии дня

Повесть
Дед из настоящего. 08 - Ливень Беляничевой Г.






Статьи по теме

Народное хозяйство










Статьи по теме

Транспорт






























Радиосериал Амурские волны. История судоходства на Амуре. Начало

nbsp;   Радиосериал Амурские волны:
Капитан Амурской речной флотилии Демьян Высочин











Свободненская детская железная дорога

16 января 2015 г.








   На фото - Простейшая схема детской железной дороги (по состоянию на 2008 год).

   

   Ретро-фото-галерея Свободненской ДЖД

   Фото-галерея Свободненской ДЖД

   

   Свободненская (Свободненская Малая Забайкальская, первоначальное название — Малая Амурская) детская железная дорога известна тем, что является самой длинной детской железной дорогой в России (до 1991 года — в СССР). По состоянию на 2008 год, протяжённость главного хода от станции Юность до станции Пионерская составляет 10,5 км (с учётом участка от депо до станции Юность — 11,1 км), развёрнутая протяжённость — 11,6 км.

   Свободненскую детскую железную дорогу можно считать главной железнодорожной достопримечательностью Амурской области. Несомненно, детская железная дорога является главной достопримечательностью Свободного и своеобразным символом города.

   Строительство Малой Амурской детской железной дороги началось в 1939 году. В то время город Свободный являлся центром «БАМлага» НКВД СССР — управления лагерей, производившего строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Основной рабочей силой на строительстве детской железной дороги были заключённые.

   Первоначальным проектом было предусмотрено строительство 11 километров пути и четырёх раздельных пунктов: Сталинское Счастье (главная станция дороги), блок-пост Дальневосточный, станция имени Павлика Морозова (позднее получила название Подгорная), станция Пионерская (конечный пункт, местонахождение — село Бардагон, рядом с которым находятся пионерские лагеря).

   Церемония начала строительства детской железной дороги состоялась 14 ноября 1939 года. В ней принял участие Н.А. Френкель — руководитель дальневосточного «Управления железнодорожного строительства» (позднее — руководитель Главного управления лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) НКВД СССР).









   На фото слева - Свободненская детская железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1996 году (условно нанесена «резервная» железнодорожная линия широкой колеи — обход Зейских мостов). Нап фото справа - Свободненская детская железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1991 году (условно нанесена разобранная линия к совхозу «Дубовский»).

   

   В ноябре 1939 года коллектив Михайло-Чесноковского вагоноремонтного завода взял обязательство сверх плана работы изготовить для детской железной дороги шесть пассажирских вагонов. В декабре 1939 года на первых километрах детской железной дороги открылось рабочее движение.

   Первым поступившим на узкоколейную железную дорогу локомотивом был паровоз К-265, построенный Коломенским машиностроительным заводом в 1898 году (прежнее местонахождение не установлено). В апреле 1940 года был получен паровоз 159-575, ранее находившийся на узкоколейной железной дороге Райчихинского рудоуправления.

   4 августа 1940 года состоялась торжественная церемония открытия Малой Амурской детской железной дороги. Ей было присвоено имя наркома путей сообщения Л. М. Кагановича. Первая очередь детской железной дороги имела две станции: Сталинское Счастье (ныне Юность), построенную примерно в 1 километре от станции Михайло-Чесноковская на железнодорожной магистрали широкой колеи, и Дальневосточная (вблизи северной окраины посёлка Подгорный).

   К лету 1941 года был открыт новый участок Дальневосточная — Подгорная, протяжённость узкоколейной железной дороги возросла до 6 километров. Предполагалось, что вскоре будет введён в строй завершающий участок Подгорная — Бардагон (станция Пионерская). Но его строительство было прекращено после начала Великой Отечественной войны.







   В годы войны Малая Амурская детская железная дорога выполняла грузовые перевозки между железнодорожной станцией широкой колеи, мясокомбинатом и совхозом «Свободненский». Осенью 1941 года был построен новый участок длиной около 3 километров. Его трасса с достоверностью не определена (предположительно, эта линия пролегала в долине реки Бардагонка). В совхоз «Свободненский» завозилось топливо (уголь, дрова), в обратном направлении перевозилась сельхозяйственная продукция. В связи с нехваткой взрослого трудоспособного населения грузовые поезда водили юные железнодорожники. В 1950-е годы «грузовые» линии детской железной дороги были разобраны.

   Летом 1950 года было принято решение о возобновлении строительства участка Подгорная — Пионерская. Для нужд строительства были получены четыре вагона-платформы (прежнее местонахождение — лесовозная Сивакинская узкоколейная железная дорога).

   В 1951 году узкоколейная железная дорога приняла современную конфигурацию — был открыт участок Подгорная — Пионерская. С того момента и по сей день она является самой длинной среди детских железных дорог СССР (за пределами СССР незначительно уступает по протяжённости Будапештской детской железной дороге).

   С 1950-х годов предполагалось продолжение строительства от станции Пионерская до населённого пункта Малая Сазанка, в результате чего протяжённость главного хода составила бы около 20 километров. Однако реализовать план строительства участка Пионерская — Малая Сазанка не удалось.

   В 1952 (?) году на Малую Амурскую детскую железную дорогу поступил паровоз 159–288. Паровоз К-265 через некоторое время был списан и порезан.









   В 1959 году Амурская железная дорога была присоединена к Забайкальской. Детская железная дорога была переименована и стала называться Малой Забайкальской. В 1971 году была открыта детская железная дорога в Чите — центре Забайкальской железной дороги. После этого употребление названия «Малая Забайкальская детская железная дорога» применительно к детской железной дороге в Свободном стало неуместным. Несмотря на то, что с этого времени детская железная дорога во многих источниках упоминается как Свободненская, прежнее название остаётся официальным (встречается такая форма названия, как «Свободненская Малая Забайкальская»).

   В 1956 году (по другим данным — в 1958 году либо 1960 году) на детскую железную дорогу поступил первый тепловоз ТУ2 — ТУ2-044. В 1965 году поступил тепловоз ТУ2-074 (прежнее местонахождение — узкоколейная железная дорога Харанор — Приаргунск), в 1970 году поступил тепловоз ТУ2-001 (прежнее местонахождение — Хабаровск, Малая Дальневосточная детская железная дорога), в 1972 (?) году — тепловозы ТУ2-036 и ТУ2-072 (прежнее местонахождение — узкоколейная железная дорога Харанор — Приаргунск). В 1997 году поступил тепловоз ТУ2-069 (прежнее местонахождение — Малая Забайкальская детская железная дорога в Чите).

   В 1983 году (достоверность даты под сомнением, но достоверность факта сомнений не вызывает) на переезде (пересечение с автодорогой СвободныйБлаговещенск) произошло столкновение поезда с автобусом, на котором доставлялись дети в пионерлагерь. Водитель автобуса проигнорировал запрещающий сигнал светофора и выехал на переезд перед приближающимся поездом. В результате — 7 погибших, в основном дети. Водитель автобуса был приговорён к длительному сроку заключения. После трагического инцидента озвучивались намерения ликвидировать детскую железную дорогу.

   Согласно существовавшим в СССР негласным правилам, о подобных происшествиях не сообщалось в средствах массовой информации. Поэтому единственным источником информации о трагедии на переезде являются воспоминания жителей Свободного, помнящих это далёкое время.









   В начале 1990-х годов — тяжелейший для страны период, когда многие детские железные дороги временно прекратили свою деятельность, Свободненская детская железная дорога находилась под угрозой закрытия. По сравнению с другими детскими железными дорогами, её положение было едва ли не самым угрожающим: линия протяжённостью 11 километров требует значительных затрат на содержание пути, Свободный — сравнительно небольшой город с соответствующим бюджетом, Амурская область относится к числу «дотационных» регионов. Но детскую железную дорогу удалось сохранить.

   В 2007 году было принято о строительстве нового участка длиной около 1700 метров — от станции Пионерская до станции Юбилейная. Основная цель его строительства — улучшить сообщение с оздоровительными лагерями, расположенными на удалении от нынешней конечной станции Пионерская. Принятым планом реконструкции предусмотрено также восстановление путевого развития на станции Подгорная (после открытия нового участка со станцией Юбилейная будут курсировать два поезда со скрещением по Подгорной), поступление новых тепловозов, строительство нового здания депо.

   Свободненская Малая Забайкальская детская железная дорога действует. Она является одной из немногих детских железных дорог России, использующихся не только для развлекательных поездок: поездами детской железной дороги можно добраться из города до оздоровительных лагерей, села Бардагон и расположенных вблизи него садовых участков.

   Крайним северным пунктом детской железной дороги является локомотивное депо, совмещённое с подменным пунктом локомотивных бригад депо Белогорск. Внутри депо находятся два пути: колеи 750 мм и колеи 1520 мм (используется для хранения путевых машин Михайло-Чесноковской дистанции пути). Депо способно вместить три узкоколейных локомотива. Прицепной подвижной состав детской железной дороги круглый год хранится на станции Юность.

   Когда-то вблизи депо имелось значительное путевое развитие, на территории депо хранились не только локомотивы, но и вагоны. «В память» о тех временах осталась единственная недемонтированная стрелка.

   На участке между станцией Юность и локомотивным депо узкоколейная железная дорога пролегает под путепроводом железнодорожной линии Бамовская — Белогорск. C момента ликвидации Якшангской узкоколейной железной дороги в 2004 году Свободненская детская железная дорога является единственной действующей узкоколейной железной дорогой, пересекающей Транссибирскую железнодорожную магистраль (железнодорожную линию Москва — Ярославль — Киров — Красноярск — Иркутск — Владивосток).

   Недалеко от путепровода находится автомобильный переезд (пересечение с оживлённой городской улицей), за ним — огороженная территория станции Юность (первоначальное название — Сталинская или Сталинское Счастье). Станция имеет два главных пути и две посадочные платформы. Свободненская детская железная дорога не оборудована электрической централизацией стрелок, все стрелки переводятся вручную.

   На станции хранится весь имеющийся на детской железной дороге прицепной подвижной состав: 8 пассажирских вагонов ПВ40, 9 грузовых вагонов-платформ (все вагоны оборудованы автотормозами), 1 крытый грузовой вагон, 1 пассажирский вагон Pafawag (списан, используется для хранения инструмента). В здании вокзала хранится съёмная мотодрезина ТД5у.

   Здание вокзала станции Юность одновременно является учебным корпусом. В ближайшем микрорайоне города находится общежитие, предназначенное для юных железнодорожников, постоянно живущих за пределами Свободного.

   После станции Юность линия детской железной дороги пролегает по окраине города, вблизи заброшенной промзоны (недействующий завод «Автозапчасть») и кладбища. Затем — «полевой» участок, пересечение с автодорогой СвободныйБлаговещенск, металлический мост через реку Бардагонка, станция Дальневосточная (фактически — блок-пост, не имеющий путевого развития).

   Линия детской железной дороги почти на всём протяжении соседствует с пустой насыпью, построенной под широкую колею. Вблизи станции Дальневосточная она пересекает детскую железную дорогу. Рядом с металлическим мостом через реку Бардагонку находится железобетонный мост, предназначенный для широкой колеи.

   В случае разрушения мостов через реку Зею на главном ходу Транссибирской магистрали на «резервной» насыпи должен быть уложен обходной путь, пролегающий через понтонный мост. Железнодорожные войска иногда проводят здесь учения по строительству понтонного моста (аналогичные учения проводятся, к примеру, в Ярославле, в районе станции Сортировочная). При укладке рельсов широкой колеи движение по детской железной дороге становится невозможным — путь детской железной дороги засыпается временной насыпью, на которой укладывается верхнее строение пути широкой колеи. Однако учения проводятся крайне редко и не в период движения поездов по детской железной дороге.

   Станция Подгорная, расположенная на окраине одноимённого сельского населённого пункта, почти аналогична Дальневосточной. Она также представляет собой блок-пост без путевого развития.

   Между Подгорной и Пионерской находится последний автомобильный переезд (дорога к селу Бардагон и оздоровительным лагерям), металлический мост через пересыхающий ручей, небольшой лесной участок. Конечная станция Пионерская находится вблизи оздоровительного лагеря, садовых участков и сельского населённого пункта Бардагон. Станция имеет два пути, два стрелочных перевода, одну посадочную платформу и здание вокзала, весьма незамысловатое по архитектуре.

   Проектируемая станция Юбилейная должна быть построена к югу от Пионерской, вблизи детского оздоровительного лагеря «Гвардеец». Дальнейшее продление дороги (от Юбилейной до села Новгородка, затем — до Малой Сазанки) обсуждается на протяжении многих десятилетий, но едва ли когда-нибудь воплотится в реальности.

   На детской железной дороге находятся три локомотива: тепловозы ТУ2-001, ТУ2-069, ТУ2-072. Для вождения поездов обычно используется ТУ2-069. ТУ2-072 используется как источник запчастей. Скорее всего, после поступления новых локомотивов тепловоз ТУ2-072 будет порезан. Тепловоз ТУ2-001 обещано сохранить (возможные варианты его будущего — установка в качестве памятника на станции Юность, передача в музей железнодорожного транспорта, расположенный в Москве или Санкт-Петербурге).

   Движение поездов на детской железной дороге осуществляется в июне, июле и августе. Свободненская детская железная дорога — единственная в России, где заявлено о движении поездов каждый день, а не в определённые дни недели. Есть исключения: расписанием движения поездов на 2008 год было заявлено об отсутствии движения 16 и 30 июня, 15 и 28 июля, 11 августа. «Внепланово» движения не было также 7 и 8 июня.

   10 километров пути от Юности до Пионерской поезд проходит за 35 минут. Максимально допустимая скорость на отдельных участках — 35 километров в час. Графиком предусмотрено курсирование 5 пар поездов. Поезд всегда состоит из 8 вагонов (рекорд для детских железных дорог на пространстве бывшего СССР). Стоимость проезда в одну сторону 35 рублей.

   По личным впечатлениям автора, Свободненская детская железная дорога не вполне похожа на детскую. По укладу своего функционирования дорога разительно отличается от большинства детских железных дорог России, многие из которых находятся в парках и выглядят «прогулочными». Здесь возникает ощущение, что это — железная дорога общего пользования, переоборудованная в ДЖД, а не изначально строившаяся в качестве детской железной дороги. Этому способствует факт наличия совмещённого депо на широкую и узкую колею, высокая скорость движения (выше, чем на узкоколейной железной дороге общего пользования Тумская — Голованова Дача), наличие пассажиров, пользующихся детской железной дорогой для поездок из города в сельскую местность.

   Любопытный факт: если признать, что город Свободный в летнее время имеет три направления движения пригородных поездов (по Транссибирской магистрали — электропоезда на Шимановскую и Белогорск, по детской железной дороге — поезд на Пионерскую), то детская железная дорога окажется наиболее оживлённым из них. Количество перевезённых по ней пассажиров в отдельные дни может быть сопоставимым с электропоездами широкой колеи, которые состоят из четырёх вагонов и не заполняются полностью.

   По мнению автора, было бы не лишним обозначать Свободненскую детскую железную дорогу в схемах железных дорог сети «РЖД» — она заслуживает этого не меньше, чем другие тупиковые участки сходной протяжённости.

   

   С. Болашенко



ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Портал Железные дороги бывшего СССР