посёлок Амазар О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      23
книги              55
панорамы       58
статьи        5789
фото           6893








Первый литературный портал:



Стихотворение
С болью сдавило мои виски...

Стихотворение
Незабудка






Статьи по теме

Народное хозяйство










Статьи по теме

Транспорт






























Радиосериал Амурские волны. История судоходства на Амуре. Начало

nbsp;   Радиосериал Амурские волны:
Капитан Амурской речной флотилии Демьян Высочин










Амазарская железная дорога

16 января 2015 г.

   "Суровая окраина - богатая лесом, золотом, пушниной, просторами земли" - говорил Столыпин о Сибири.

   Чтобы ко всему этому иметь доступ и управлять этими районами - было решение построить железную дорогу, благодаря которой, на карте появилась станция Амазар. Забайкальская железная дорога считается построена 13 июля 1900 года, но в то время у нас не ходили поезда и не было станций. Рельсы были проложены с запада до Сретенска, а далее был водный путь по Шилке и Амуру. Расстояние от Сретенска до Хабаровска более 2000 верст было не как иное, как дикие просторы "страны сорока тысяч рек". Страны рыбаков, охотников, казачих поселков.

   Война с Японией 1905 года показала, что России нужен сквозной путь до Владивостока. В 1908 году Государственная Дума принимает решение о строительстве железной дороги. Но укладывать рельсы в безлюдной местности, при бездорожье было неимоверно трудно. Поэтому на Амуре стали строить пристани, а от них пути к Таптугарам, Сковородино, Белогорску. По ним новостройку снабжали рельсами и материалами. На строительство двинулись массы крестьян из центральных губерний России.

   В те годы людей в далекие края гнал голод, нищета, безработица. Кто-то из нас несомненно потомок тех переселенцев. Работали по 14 часов в сутки. Праздничных и выходных не было. Пешие переходы по тайге совершали через болота, по вьючным тропам. Одежда и обувь превращались в лохмотья. Медицинской помощи никакой. Жили в землянках, шалашах, сырых вонючих бараках с нарами в два ряда. В таких условиях не грамотные рабочие от отчаяния и паники переходили к протестам.

   Газета "Амурский край" в августе 1910 года писала: "На четвертый участок - станцию Амазар - губернатор прибыл в сопровождении полиции и судьи. Бунтовщики вызывали жалкий вид. Но встреча была грозной "Повешу! Расстреляю! " Губернатору разъяснили, что рабочим прямо-так не из-за чего работать, что обманул их подрядчик, пообещал уплатить по 42 рубля в месяц, а из них удержал по 20 рублей за продукты, да по 15 за сапоги, чтобы работать в ледяной воде. Семьям же ничего и не осталось. Генерал для остраски распек рабочих и отбыл в Таптугары. Здесь остервеневший отлупил по мордасам попавшего под руку труженика.

   Строилась железка. Возникали сотни населенных пунктов там, где раньше были степи и леса.

   В первой половине октября 1913 года строительство Амурской железной дороги посетил известный норвежский ученый и путешественник Ф. Нансен. Поездка проходила в служебном вагоне. Там, где поезда еще не шли, ехали на ручной дрезине - "качалке". А там где рельсы еще не уложены - ехали по временной гужевой дороге на автомобиле. Он пишет в своей книге "Началось Забайкалье, мы едем по дикой и пустынной стране. По отлогому склону спустились к реке Амазар и остановились ночевать на станции того же названия. Пятница 17 октября - холодно минус 12 градусов. Дальше железнодорожная линия медленно поднимается в гору по долине реки Амазар. На этом участке дороги работают много арестованных. Мы видели целые толпы их, под надзором солдат, а у станции Раздольное приютилась арестанская колония."

   Перед войной идет укладка вторых путей. Зеками Бамлага сооружен бюст Сталина, а на разъезде Бедовый, рядом с рельсовым полотном звезда из бетона. Если ее поместить в круг, то его диаметр будет 3 метра. На ней написано СССР , 1934 год и Ф 15.

    Первый разъезд на восток Красавка, назывался Хангли.

   Далее Жанна. До строительства вторых путей известный как разъезд 22. Обычно возникает вопрос-откуда такое название. Отряд геологов искал для людей воду. Неожиданно на них напал разъяренный медведь. Погибла девушка. Но ее имя - Жанна - осталась жить.


   Дополнительно по данной теме можно почитать:


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   источники - Восточная Сибирь, автор Ф. Нансен. Великий сибирский путь, автор В. Казимиров.Железнодорожные справочники к 100 летию Заб. ж. д.