Амурская флотилия О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      27
книги              65
панорамы       58
статьи        5852
фото           6907








Первый литературный портал:



Стихотворение
Старый дом из жизни давней...

Стихотворение
А сердце оживает невпопад...






Статьи по теме

Народное хозяйство










Статьи по теме

Транспорт






























Радиосериал Амурские волны. История судоходства на Амуре. Начало

nbsp;   Радиосериал Амурские волны:
Капитан Амурской речной флотилии Демьян Высочин










Кокуй - отец Амурской флотилии

16 января 2015 г.

   Об истории судостроительного завода в XX веке дополнительно:
   01. Начало завода (1935-36 гг.)
   02. Предвоенные годы (1937-40 гг.)
   03. Начало ВОВ (1941-42 гг.)
   04. Великая отечественная война (1943-46 гг.)
   05. Послевоенные годы (1947-55 гг.)
   06. Эпоха Хрущёва (1956-61 гг.)
   07. Эпоха шестой пятилетки-семилетки (1962-66 гг.)
   08. Эпоха седьмой и восьмой пятилетки (1967-74 гг.)
   09. Эпоха перед Перестройкой (1975-85 гг.)

   Манифестом царя 1851 года заводские крестьяне Забайкалья "освобождались" и зачислялись в казачье сословие. В создаваемое казачье войско по проекту генерала-губернатора Восточной Сибири Н.Н.Муравьева зачислилось 48169 человек, в том числе в Сретенской волости 5055 человек.

   После утверждения в 1851 году положения "О забайкальском казачьем войске" Сретенск становится казачьей станицей 3-го вольного отдела. В станицу входили поселки Епифанцево, Делюн, Кокуй, Матакан, Моргул, Алия, Удыча. Быстрое развитие золотопромышленности вызывает рост грузооборота, так как на каждый пуд добываемого золота требовалось завезти на прииск 2500 пудов разных технических грузов и продовольствия. В связи с этим возникает пароходство. В эти же годы идет усиленная подготовка к Амурской экспедиции. Начальником ее назначен Геннадий Иванович Невельской. Он дает задание выпускнику Морского кадетского корпуса, своему помощнику Петру Васильевичу Казакевичу провести географические работы на реках Онон, Ингода, Шилка, а тот берет в помощники товарища по корпусу Александра Степановича Сгибнева и ссыльного декабриста Дмитрия Завалишина. В течение двух лет они ведут съемки и промеры рек. На Шилке эти работы ведутся особенно тщательно. Весной 1852 года, Казакевич и Сгибнев снова прибыли на Шилку. Выбрали окончательно место для судоверфи в селе Шилкинский завод.

   Здесь под руководством инженера Шарубина был заложен первый в Забайкалье пароход. Паровая машина его была изготовлена на Петровском заводе. За постройкой судна наблюдал член-сотрудник Сибирского отделения Русского географического общества Оскар Александрович Дейхман. К весне 1854 года, когда Муравьев прибыл из Петербурга в Шилкинский завод, было готово 77 различных плав-средств, лодки, вельботы, баржи, плашкоуты, плоты и пароход "Аргунь". Сюда было сплавлено Корсаковым до 25 тысяч пудов разного груза.

   Муравьев выехал из Иркутска 19 апреля 1854 г., а в Шилко-Завод прибыл 7 мая. К этому времени весь сводный линейный батальон в 800 человек был привлечен к работе по подготовке к сплаву. Готовясь к сплаву, забайкальцы изобрели консервы. Всю мякоть хорошего быка просолили, высушили, искрошили, истолкли в порошок, которого получилось 200 фунтов. Одной столовой ложки этого порошка с добавлением сушенной капусты было достаточно для сытого бульона на два человека. 14 мая (по старому стилю) сводный батальон и дивизион горной артиллерии погрузился на суда. Отсалютовав из пушки, русская флотилия отплыла вниз по течению реки Шилка.

   Впереди – на лодке двигался проводник отряда, зауряд-сотник Скобельцин, бывавший на Амуре на приисках, за ним 20 лодок батальона, плоты с артиллерией и баркас генерала. Пароход "Аргунь" шел пустым. Машина его оказалась слабой и он не приносил пользы отряду. Сплавом руководил Казакевич, пароходом командовал Сгибнев. На каждой барже, кроме людей находилось до 1500 пудов провианта, только часть которого предназначалась для отряда. Часть на Камчатку.

   Деревня Кокуй основана в начале восемнадцатого века, как казачье село и входило в подчинение станице Сретенская. Как и многие другие старые города Сибири, Сретенск возник из острога. Острог был основан на правом берегу реки Шилки в 1689г с целью обезопасить дороги в восточное Забайкалье и на Амур от нападений монголов. Восточные земли Сибири и Забайкалья издавна привлекали внимание людей, которых мы называем землепроходцами. Привлекали не только богатством животного мира, но и огромными запасами различных полезных ископаемых. В сентябре 1709 года на Нерчинском серебро-свинцовом заводе впервые в России из добытых руд было выплавлено 1 фунт 24 золотника серебра, которое специальным нарочным, как подарок, было отправлено в Москву. Главную возможность проникновения на восток представляла река Амур, путь на которую был проложен по двум направлениям: с Лены по системе притоков Олекмы, Алдана, через Зейский волок, и второй путь – с Енисея по Ангаре, Байкалу и Шилке. Первым путем в 1643-1651 г.г. прошли Поярков и Хабаров, которые вышли на Амур в районе поселения Альбазино (Верхний Амур), второй путь через Сретенск проложен в 1652-1653г.г. С этого момента практически начинается эксплуатация Амура как единственного пути перевозки грузов на восток и в обратном направлении. В этом грузообороте незаменимую роль стала играть река Шилка, а на ней Кокуй и Сретенск, как начало более глубокого фарватера реки.

   В 1882-83г.г. в Кокуе была построена Верхняя пристань, а в 1897г Нижняя пристань (район современного завода). Эта пристань была в ведении товарищества Амурского пароходства и торговли, созданного в 1891-1892г.г. (до этого в Сретенске было организовано добровольное товарищество пароходства и торговли). Сретенск и его окрестности, в том числе Кокуй, связаны со многими интересными именами. В 1833 году сюда после отбытия каторги в Чите и Петровском заводе прибыли на поселение декабристы А.И.Вегелин и его двоюродный брат К.Г. Игельстром. Глубокий след в культурно-просветительной и исследовательской деятельности оставили врачи-краеведы И.С.Дудченко и А.К.Белявский. Летом 1890 года в Сретенске проездом на остров Сахалин останавливался А.П.Чехов. Отсюда на пассажирском пароходе "Ермак" отплыл на Амур. В 1906г. в Сретенске работал учителем Федор Васильевич Гладков, ставший впоследствии выдающимся Советским писателем. Здесь же он вместе с другим учителем А.И. Бутиным (впоследствии – первый председатель Читинского облисполкома, расстрелянный белыми в 1919 году) вошел в состав подпольной революционной группы.

   История развития судостроения в Забайкалье – в Кокуе неразрывно связана с освоением рек и природных богатств восточных районов Забайкалья и Дальнего Востока.

   До постройки железной дороги на восток, г. Сретенск и пос. Кокуй были одним из главных перевалочных пунктов по доставке транзитных грузов водным путем с Запада на Восток и с Востока на Запад (рыбу, пушнину, на первое место нужно поставить торговлю чаем –Чайная компания купцов Кокавина и Басова, мануфактурой – купец Чурин (выходец из татар). Эта торговля в свою очередь вызвала необходимость строительства речного флота – судов и организацию судоходства по рекам Шилка и Амур. Основным пунктом строительства судов речного флота был избран пос. Кокуй - место начала наиболее глубокого фарватера реки Шилка. Предприимчивый купец Валентовский первым в семидесятых годах прошлого столетия организовал в Кокуе примитивный заводик по постройке мелких судов, что дало ему преимущество в первоочередной отправке собственных товаров.

   В 1895 году было начато строительство Забайкальской железной дороги, составной части транссибирской магистрали до ст. Куэнга, а в 1901 г. до ст. СРЕТЕНСК. Дорога начала действовать с 1904 года. Железнодорожное сообщение с Дальним Востоком (Владивосток, Хабаровск) до 1913-1915 г.г. осуществлялось через бывшую КВЖД до Харбина, где эта дорога соединялась с бывшим Уссурийской, ныне Приморской железной дорогой. Таким образом на протяжении около десяти лет путь через Сретенск был единственным продолжением пути в восточные районы Забайкалья и Дальнего Востока по рекам.

   Нетрудно представить какое значение приобрел в этих условиях г. Сретенск, а вместе с этим, как более удобно расположенная, с точки зрения подъездных путей железной дороги деревня Кокуй. Они превратились в крупные перевалочные базы с большим количеством складов, временного жилья и наплывом приезжей рабочей силы (в основном грузчиков, в том числе китайцев). С резким увеличением грузооборота возникла необходимость и увеличения речного флота. В 1910-1912 г.г. в Кокуе начали действовать филиалы Воткинской судоверфи. В течении этих лет ими было построено два двухпалубных пассажирских парохода "Воткинск" и "Адмирал Макаров". Позднее, при Советской власти, переименованные в "Карл Либнехт" и "Роза Люксембург". Эти суда плавали от Сретенска до Благовещенска до 1950 года. Одновременно с Воткинским филиалом эти годы в районе "Старой пристани", вблизи железнодорожной станции на берегу действовал филиал Сормовского завода, который также построил два двухпалубных больших пассажирских парохода "Люкс" и "Канавин", которые плавали по Амуру (эти пароходы были сожжены белогвардейцами в годы революции). Кроме двух пассажирских пароходов этим филиалом были еще построены буксирные пароходы, баржи и большое сооружение – док для Хабаровска, который был отбуксирован в период большого подъема уровня воды на реке Шилка. Впоследствии, на этом месте возник заводик Кузнеца Д.М.(иркутского владения). Этим заводом были построены пароход "Боец" – 300 л.с. и шесть штук барж грузоподъемностью до 200 тыс. пудов. Завод Кузнеца, кроме судов изготовил фермы для моста через реку Амур в районе Хабаровска, которые были доставлены на баржах в Хабаровск для сборки моста.

   В целях укрепления дальневосточных границ, особенно, после войны с Японией в 1905 году. Военное ведомство в 1906 году сделало заказ на Балтийский завод на постройку 7 шт. канонерских лодок и 9 шт. моторных разведочных катеров. В связи с этим в 1907-1908 г.г. в Кокуе был открыт филиал Балтийского завода. Этот филиал по тому времени был хорошо оснащен оборудованием и укомплектован квалифицированными питерскими рабочими, при филиале был даже свой медпункт. Уже в 1907 году было построено четыре канонерки "Гиляк","Кореец", "Бобр", "Сивуч". Всего за период работы филиала Балтийского завода было построено семь канонерских лодок, которые по тем временам хорошо вооружены крупнокалиберными орудиями: палуба имела сферическую поверхность. Эти суда долгие годы плавали при Советской власти в составе Амурской военной флотилии в г. Хабаровске.

   В 1909 году Путиловским заводом в Кокуе было достроено десять бронекатеров для Амурской военной флотилии: "Пика", "Копье", "Палаш", "Пистолет", "Пуля", "Шашка", "Кинжал", "Рапира", "Сабля", "Штык", которые были доставлены с Петербурга на железнодорожных платформах. Их водоизмещение было 23,5 тн., мощность двух двигателей 200 л.с., осадка 0,51м. Рубка, борта палуба и погреба защищены противопульной броней толщиной 7,9 мм. Вооружение: одна 76 мм горная пушка, два пулемета. В конце 1914 года, в начале 1915 восемь из десяти были переброшены на запад. "Палаш", "Пистолет", "Пуля" и направлены на Черное море, где их 1 мая 1918 года захватили немцы в Севастополе, один из них был передан Турции, остальные в 1919 году оказались в Каспии в составе белогвардейской флотилии. Дальнейшая судьба их неизвестна. А на Балтике в апреле 1918 года эти четыре катера захватили белофины. "Пика" и "Копье", оставшиеся на Амуре участвовали в гражданской войне на Дальнем Востоке. "Копье" в 1920 году был уведен японцами на Сахалин, а в 1925 году возвращен Советскому Союзу. После капитального ремонта, оба катера снова вошли в состав ВМФ, участвовали в боях на КВЖД осенью 1929г, а в разгром японской Квантунской армии в августе 1945г. Лишь в 1954 году, после почти полувековой службы эти замечательные корабли были исключены из списков флота (журнал "Моделист" № 2 1986г).

   Было также построено 9 моторных разведывательных катеров, которые имели скорость до 25 верст в час.

   Кроме более и менее крупных филиалов заводов, в эти бурные годы развития торговли возникали частные строительные площадки, как в районе Кокуя, так и Сретенска. В основном строились ими деревянные суда: так в 1905 г. купец Машкович построил пароход "Варяг" 250 л.с. и к нему баржи "Лена" в 24 тыс. пудов и "Дума" в 6 тыс. пудов. В 1896 году купец Шустов построил пароход "Бурлак" – 48 л.с. и пароход "Шустрый" в 40 л.с. (машины поставила Английская компания). А в 1898 г построил баржу в тысячу пудов.

   В 1895г купец Шульман построил пароход "Зея" и деревянную баржу "Сибирячка" на 50 тыс .пудов. В 1903 году братья Набатовы построили деревянную баржу "Батрачка" в 20 тыс. пудов.

   Приведенные данные свидетельствуют о том большом грузообороте водным путем по рекам Шилка и Амур в те годы и необходимости строительства судов, как самоходных, так и несамоходных для перевозки грузов в двухстороннем направлении.

   В 1914 году с началом первой империалистической войны судостроение в Кокуе было прекращено. В эти годы заканчивалось строительство железной дороги на восток и значительная часть грузов стала транспортироваться по железной дороге, как по наиболее дешевому и ускоренному способу доставки грузов.

   В 1917-1918 г.г. все оборудование филиалов было демонтировано и вывезено, постройки распроданы. После этого поселок Кокуй вплоть до 1935 г захирел и потерял свое значение, как важный пункт судостроения на Дальнем Востоке.

   В начале 1900 годов в деревне Кокуй было около 90 дворов, было три улицы: Первая Набережная, которая начиналась с территории современного завода (от литейного цеха), 2-я Набережная от современного микрорайона и 3-я улица – ныне ул. Ленинская. Район современного стадиона, улица Заводская, Клубная, Луговая, Кировская были сплошные болота с кустарником, в котором летом водилось большое количество дичи и жители села там занимались охотой. А на возвышенных местах были пашни: сеяли пшеницу, овес, ячмень, сажали картофель и овощи.

   По падям Кунга, Мыгжа и другим, а также на сопках был сплошной лес, росли замечательные строительные сосны, лиственница, в низовьях березняк, а на противоположной стороне реки Шилка начиналась настоящая тайга.

   В 1907 году жителей в Кокуе насчитывалось около 560 человек и это было убогое местечко на берегу реки Шилки. Деревня Кокуй за годы Советской власти превратилась в рабочий поселок городского типа – поселок корабелов союзного значения.

   Борьба за установление и укрепление Советской власти в Забайкалье не обошла стороной и Кокуй. Для борьбы за Советскую власть в Кокуе был создан отряд Красной гвардии, организатором и командиром стал Олейник С. В отряде были главным образом рабочие железнодорожники (в их числе были Костюченко Василий, его сын Степан, Пуртов Егор, Пыхалов Милентий и другие). В августе 1919 г по городам Забайкалья, рабочим поселкам и деревням свирепствовали банды семеновцев. В один из дней бронепоезд семеновцев появился в Кокуе. К ночи каратели доставили сюда из окрестных сел группу партизан, не успевших укрыться. Началась расправа над измученными партизанами. Дав несколько очередей из пулеметов для устрашения жителей, поезд двинулся в западном направлении.

   В конце поселка, у железнодорожного мостика, в небольшом распадке были расстреляны партизаны, борющиеся за Советскую власть в Забайкалье: т.т. Ключевский Григорий, Тонких Сергей Иванович (в то время 20 летний Сережа), Бочкарников Дмитрий Михайлович, Вологдин Федот, Пискарев Федот Ксенафонтович, Судаков Афанасий Михайлович (здесь же похоронена молодая учительница с Молодовска с маленькой дочерью – расстрелянная карателями, фамилия не установлена). На станции Кокуй им установлен памятник-обелиск.

   Осенью 1921 г. была создана в поселке первая первичная комсомольская организация (ячейка). Первым секретарем ячейки был избран Овчинников Александр Яковлевич. Его старший брат Гордей Яковлевич – член РКП(Б) был командиром отряда Ч.О.Н. (части особого назначения) . Отряд входил в Сретенскую роту особого назначения. Создателем и руководителем отряда был Шибалов Н.В. В октябре 1922 года в Кокуе была образована партийная ячейка из трех человек – Костюченко Иван Васильевич – секретарь, Овчинников Гордей Яковлевич и Ананьев. В дальнейшем был организован и пионерский отряд. Первым пионерским вожаком стал Каптелов Евгений Никонорович. По инициативе комсомольской организации в поповском доме по улице Ленинской был открыт небольшой клуб и организованы кружки самодеятельности, хоровой, струнный.

   В те трудные годы в окрестностях все еще действовали отдельные вооруженные банды, поэтому коммунистам и комсомольцам в те годы приходилось участвовать в их ликвидации. Постепенно обстановка нормализовалась и началась новая эра жизни.



ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Портал "Кокуй-сити"