Завод Автозапчасть О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      73
книги              91
панорамы       58
статьи        8928
фото           7986








Первый литературный портал:



Стихотворение
Метель-девица

Стихотворение
Грешу и каюсь






Статьи по теме

Народное хозяйство









Статьи по теме

Промышленность области







































Завод "Автозапчасть"

05 сентября 2019 г.

    Завод "Автозапчасть" - Бывший Советский гигант и флагман машиностроения города Свободного и один из крупнейших (наряду с "Буреякран" и "Амурсельмаш") машиностроительным предприятием области периода Советского Союза.

    В 1935 году в Свободном начали функционировать авторемонтные мастерские Управления строительства вторых путей Байкало-Амурской магистрали, целевым назначением которых являлось производство капитального ремонта автомашин ЗИС-5, ГАЗ, работающих на строительстве вторых путей. Все цеха мастерских помещались вначале во временных деревянных фаршированных зданиях, отдельные цеха, например, кузовной, в утеплённых палатках. Оборудование состояло из 4-х токарно-револьверных станков, нескольких строгальных и сверлильных, станка для расточки блоков моторов и шлифовки коленчатых валов. Ремонт автомашин осуществлялся, в основном, за счёт замены изношенных частей новыми. Электростанция помещалась в деревянном фаршированном здании и имела два локомобиля ЛМ-5 с общей мощностью 250 лошадиных сил.

    В 1938 году было построено новое рубленое здание вулканизационного цеха.

    В 1940 году закончили строительство кирпичного здания главного корпуса, который вмещал в себя механический, демонтажный, кузнечный, термический, сварочный и гальванический цехи. В связи с этим мастерские были переименованы в Центральный авторемонтный завод (ЦАРЗ).

   Особенно быстро расширяется после войны Центральный авторемонтный завод (ЦАРЗ). В 1947 году был построен и введён в эксплуатацию новый кузнечный цех, в 1949 году построена электростанция, в 1950 году - 1-я очередь малого корпуса. Кроме авторемонта в 1951 году завод изготавливал шлейф-бороны, сортировки, кровати армейские и полуторные, кайла. В декабре 1955 года решением правительства завод передаётся Министерству автомобильной промышленности, начат выпуск автомобильных запасных частей. В 1957 году в связи с перестройкой управления промышленностью завод перешёл в систему Амурского Совнархоза. В начале 1959 года началось строительство рессорного и кранового цехов, а также приступили к соединению главного и малого корпусов в один корпус. Росла продукция, выпускаемая заводом. В 1958 году завод выпускал кроме автозапчастей кривошипные прессы с усилием в 32 тонны, автотракторные самосвальные прицепы подъёмной силой в 3,5 тонны, котлы чугунные марки "Универсал". В 1959 году вступил в строй рессорный цех, оборудованный новейшей техникой. Силами рационализаторов завода построена установка для окраски рессор в электростатическом поле с сушилкой, ввод в действие которой замкнул поток по изготовлению рессор от заготовительного отделения до выпуска готовой продукции. В 1960 году завод стал выпускать вместо 32-тонных прессов новые модели пресса типа КА-234 усилием 40 тонн и автокраны К-61 на базе ААЗ-220.

   Все эти годы завод непрерывно пополняется новым оборудованием, преимущественно станками-автоматами, полуавтоматами с высокопроизводительными агрегатными станками. В 1960 году выпуск валовой продукции завода возрос по сравнению с 1936 годом в 22,5 раза. На заводе широко развёрнуто соревнование за высокое звание бригады ударников коммунистического труда. Бригадам по обработке полуосей (бригадир Литашенко), по обработке крестовин (бригадир Нитяговский) присвоен о звание коммунистических. 126 передовым рабочим завода присвоено звание ударников коммунистического труда.

   Завод стал называться заводом "Автодеталь", а затем заводом "Автозапчасть", и являлся передовым предприятием города.

   В 1962 году также начинают работать СПТУ-6 (сейчас ПУ-17), с 1980 года - ПТУ-8, которое вначале готовило специалистов для завода "Автозапчасть". Свободненская образцовая автомобильная школа ведёт своё начало от курсов, а затем школы шофёров при доме обороны ОСОАВИАХИМа (1939-1950 гг.), которые возглавлял A.M. Кравченко.

   В 1960-1980 годы город переживал высшую точку своего развития. В эти годы наблюдался расцвет всех сторон жизни. Успешно развивалась экономика, продолжают расти, оснащаться новой техникой, увеличивать выпуск продукции, расширять её ассортимент промышленные предприятия города, возникшие ранее. Это, прежде всего, относится к ведущему предприятию города заводу "Автозапчасть", который продолжал выпускать запасные части к автомобилям, а также продукцию военного назначения.

   Количество работающих на нём достигало 4,5 тысячи. С 1959 по 1965 год, выполняя 7-летний план, коллектив завода увеличил выпуск промышленной продукции в 3 раза, в том числе автозапчастей в 7 раз.

   Освоено серийное производство автокрана "К-61М", за этот же период производительность труда возросла в 2,3 раза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1966 года группа работников завода награждена орденами и медалями. Среди награждённых были М.И. Карпычев. Ф.А. Колыхалин, В.И. Ситников, Н.Г. Коновалов, В.Н. Майоров, П.И Рютин, С.П. Гайдамак, Н.И. Дружин, А.В. Жилин, Р.А. Плескачевский, Н.И. Казаков и В.Н. Рогожин.

   Это событие на долгие годы осталось в памяти заводчан. Успешно были выполнены заводом и все последующие пятилетние планы. Коллектив завода был инициатором движения за досрочное выполнение и перевыполнение пятилетних планов, за выпуск сверхплановой продукции.

   За высокие достижения в труде и многолетнюю работу на заводе 7 тружеников завода были награждены орденами Трудовой Славы III степени. Среди них заточник В.П. Акимов, наладчик В.Г. Анпилогов, гальваник М.С. Афанасьева, бригадир слесарей А.С. Горбачёв, штамповщица A.M. Громова, стерженщица Е.Г Никифорова, наладчик Ю.М. Сапунцов. Большой вклад в выполнение обязательств вносили рационализаторы и изобретатели. Коллектив завода жил дружной семьёй, заводчане гордились предприятием и его успехами.

   Жизнь завода отражалась в многотиражной газете "За технический прогресс", которая издавалась с 7 сентября 1960 года. То, что случилось с заводом в годы перестройки, уму непостижимо.

   В 1987 году при отделе культуры создаётся духовой оркестр под руководством Ю.Ф. Шацкого и его помощника А.Е. Короткова. Оркестр до сих пор на всех торжествах создаёт приподнятое настроение горожанам. Работал народный хор завода "Автозапчасть" (руководитель В.П. Распопов).

   В 1990 году создано ОАО (открытое акционерное общество) завод "Автозапчасть". Этот завод - наша гордость в лучшие времена, на нём работало более 4,5 тысяч рабочих. В 1993 году на заводе закончился выпуск военной продукции, завод оказался в очень тяжёлом положении.

   В 1995 году 51% акций выкупило государство, 49% находилось в руках работников завода, его пенсионеров. Дела на заводе несколько оживились, но ненадолго. В 1997 году вновь сложилась тяжёлая обстановка, управляющим становится Ю.И. Раецкий, а после его смерти - О.В. Мочалова.

   Зимой 1999-2000 года администрация города, чтобы не заморозить микрорайон завода, через суд добилась передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства завода городу на правах аренды.

   В 2000 году начата процедура банкротства, назначен внешний управляющий М.А. Пинтусов. С 1998 года завод растаскивается, станки проданы на металлолом, заказов крупных нет, живут за счёт платы за коммуслуги, а представлять эти услуги не могут. Завод на грани умирания.


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

    Svb28.ru - общественный портал