По рекам за золотом О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      71
книги              71
панорамы       58
статьи        6645
фото           7184








Первый литературный портал:



Стихотворение
Ещё по рощам белые берёзки...

Стихотворение
Большая вода






Статьи по теме

Народное хозяйство























По рекам за золотом

05 сентября 2019 г.

    Первыми и долгое время главными транспортными артериями, по которым доставляли в тайгу грузы и людей, были реки. По рекам пришли в Приамурье русские, по рекам они начинали его познавать и заселять, по рекам везли на прииски и бочечные машины, и рабочих, а позднее - крестьян для снабжения их продовольствием.

    Места для поселений по берегам рек часто выбирали таким образом, чтобы к ним могли причаливать речные суда. В ряде таких поселений, наиболее удобных для перевалки грузов, были оборудованы пристани. Некоторые населенные пункты своему появлению обязаны именно стратегическим расположением: выросли вокруг складов золотопромышленных компаний.

    Так, например, образовались нынешний город Зея (изначально - Зейский склад Верхнеамурской компании), погребенный водами Зейского водохранилища поселок Дамбуки - Дамбукинский склад, бывший центр Зейско-Учурского района Бомнак - Бомнакский склад... Другие склады - Лунгин, Инарогда, Сугджар - остались лишь в воспоминаниях и исторических публикациях.

    Те приисковые районы, к которым можно было добраться речным транспортом, разбивались гораздо быстрее, и условия жизни, благодаря легкости завоза грузов, там были заметно лучше, чем в удаленных. К концу XIX века на крупных притоках Амура работал целый пароходный флот, ориентированный на нужды золотопромышленности.

    Реки, непроходимые для больших судов, тоже использовались в качестве транспортных магистралей - по ним перемещались на разного рода лодках и плотах. Это зачастую оказывалось отнюдь не простым занятием, ведь многие дальневосточные реки порожисты и отличаются своим норовом. По этому поводу сплавлявшийся на плоту горный инженер Казимир Яворовский писал: «Плавание лодки или на плоту вниз по течению сопряжено с немалыми затруднениями и опасностью: лодка, а тем более плот, поминутно садится на камни или застревает между ними в самых прихотливых положениях, угрожая в лучшем случае потерей или подмочкой багажа».

    Местные народности широко пользовались лодками-берестянками (ветками, оморочками), изготовленными из березовой коры и очень легкими (10 - 50 кг), а также лодками-долбленками (батами), сделанными из стволов тополя.

    В конце XIX века с развитием в Зейском районе предприятий золотодобычи на Зее появилось довольно много колесных (преимущественно заднеколесных) пароходов. В качестве топлива обычно использовались дрова, запас которых при необходимости всегда можно было пополнить в пути следования. Наиболее крупные золотопромышленные компании тоже имели свой флот. Деревянные корпуса пароходов и баржи строили в Благовещенске или на Зейской пристани. Машины для них заказывали за рубежом, а часть барж (с металлическим корпусом) покупали в Бельгии. Пароходное движение существовало от Благовещенска до Сугджарского и Бомнакского складов, хотя в малую воду перекаты становились препятствием, непреодолимым даже для мелкосидящих речных судов. Дореволюционные пароходы по необходимости заходили и в низовья крупных притоков Зеи - Брянты, Гилюя, Уркана и Депа.

    Река Бурея, ввиду своих гидрографических особенностей, мало использовалась для пароходного сообщения. Нерегулярно оно осуществлялось на линии Благовещенск - Чекунда, далее грузы доставлялись в зимнее время санным путем.

    «Прежнее название этой реки - р. Быстрая - указывает отчасти на ее отличительные и своеобразные свойства. Доступная для судоходства в нижней части своего течения, и то при сравнительно высокой воде, на протяжении первых 400 верст от устья р. Буреи выше Чекундинского склада представляет на своем дальнейшем протяжении ряд весьма трудно проходимых перекатов. Так что передвижение по ней, от Чекунды до зимовья Умальты, возможно только на небольших, неглубоко сидящих лодках, тягою на людях» (из «Предварительного отчета о геологических исследованиях, проведенных в Тырминско-Буреинском районе в 1910 году», Санкт-Петербург).

    На Селемдже довольно оживленное пароходное сообщение существовало до Норского склада (от Благовещенска). А дальше, в Верхнеселемджинский район, грузы доставляли санным путем. В большую воду пароходы с низкой осадкой ходили до Министерской Стойбы и Экимчана, хотя дело это было, судя по частым авариям и утонувшим пароходам («Вл. Мономах», «Бом»), небезопасным. Частный пароходный флот обслуживал нужды золотопромышленности, а более крупные государственные пароходы («Колонизатор», «Пионер») принадлежали Переселенческому управлению.

    После революции некоторые из них были переименованы сообразно историческому моменту (например, появился пароход «Энгельс»).

    

        Павел Афанасьев. п.Талакан.