Полицейская служба О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      73
книги              91
панорамы       58
статьи        9356
фото           8261 4






Полицейская служба

29 августа 2019 г.

    5 июля 1858 г. Александром II был подписан указ о преобразовании станицы Благовещенской в город Благовещенск. 8 (20) декабря того же года была учреждена Амурская область с административным центром в г. Благовещенске в составе Восточно-Сибирского генерал-губернаторства.

    Территория области состояла «из всех земель, находящихся на левом берегу реки Амур, начиная от соединения рек Шилки и Аргуни, или от границ Забайкальской и Якутской областей, по всему течению Амура до устья р. Уссури».

    Согласно указу, граница области устанавливалась следующим образом: на юге – юго-западе – фарватер Амура, служивший государственной границей между Россией и Китаем; на западе – условная линия от места слияния Шилки и Аргуни на север до горной цепи Олёкминского становика на протяжении 38 вёрст, разделяющая Амурскую и Забайкальскую области; на севере – по Становому хребту, отделяющему Амурскую область от Якутской области; на востоке – прямая линия от слободы Хабаровки до верховья Буреи. Общая площадь Амурской области охватила территорию в 449535 кв. км.

    В административном отношении Амурская область делилась на особые территории, каждая из которых имела свои органы управления. Административная структура носила не столько территориальный, сколько сословный характер, так как каждая группа населения области имела различные права, и, соответственно, обязанности.

    В связи с ростом населения и развитием хозяйства дальневосточные территории в1884 г. были выделены во вновь образованное Приамурское генерал-губернаторство с центром в Хабаровске. Восточная граница области была условно определена по меридиану, проходящему через Хабаровск и по границе его крестьянского уезда.

    По своему административно-территориальному делению Амурская область включала: Амурский уезд, три горных округа (Амурский, Буреинский и Зейский) и округ Амурского казачьего войска, состоящий из 11 станичных округов.

    Во главе Амурской области стоял военный губернатор, непосредственно подчинявшийся генерал-губернатору. Губернаторы области контролировали деятельность местных органов власти, командовали войсками, размещёнными на территории области, а также контролировали работу полиции. Они ведали всеми административными делами, формировали управленческий аппарат, решали гражданские дела и являлись наказными атаманами Амурского казачьего войска. Пограничное положение области давало право губернаторам решать текущие вопросы приграничных отношений с соседней провинцией Хэйлунцзян.

    Уезды возглавляли назначаемые губернатором уездные начальники; волости – крестьянские начальники. На территории области размещался достаточно большой по численности конный контингент. Помимо казаков и регулярных войск за порядком в области следила полиция.

    Структура полиции Дальнего Востока была сложной и несовер­шенной. В целом в России было принято деление полиции на госу­дарственную и частную (на территориях, находящихся в сфере инте­ресов российского государства). Государственная полиция, в свою очередь, делилась на общую и политическую. На территории российского Дальнего Востока собственно частной полиции не было.

    

    Общая полиция

    Различалось три уровня местного управления общей полиции. Первый уровень - генерал-губернатор, сначала Восточно-Сибирский, а с1884 г. - Приамурский. В начале XX в. (1903-1905 гг.) была осуществлена попытка еще более усилить этот уровень управления, учредив должность наместника Его Императорского Величества на Дальнем Востоке, которому подчинялся и генерал-губернатор. Второй уровень - это начальники более мелких административно-территориальных единиц Дальнего Востока, т. е. военные и гражданские губернаторы областей. На Дальнем Востоке Российской Империи к ним относились военный губернатор Приморской области (1856 -1917 гг.), военный губернатор Амурской области (1858 -1917 гг.), Владивостокский военный губернатор (1880-1888 гг.).

    Третьим уровнем управления общей полиции был окружной (уездный). Только на этом уровне создавались органы, непосредст­венно занимающиеся борьбой с преступностью и охраной общест­венного порядка. Области Приамурского края делились на округа или уезды, Сахалинская область - на участки. Окружной (уездной, участковой) полицией командовали окружные (уездные, участковые) начальники. Это было специфической особенностью дальневосточной полиции, тогда как в центральной России уездной полицией командовали земские исправники, которые уже, в свою очередь, подчинялись уездным начальникам. Должность земского исправника на Дальнем Востоке распространения вообще не получила.

    

    Городская полиция

    Городская полиция была представлена в городе Благовещенске полицейским управлением. В штат управления входили глава городской полиции - полицмейстер, а также секретарь. Кроме того, по штатному расписанию выделялось по 300 рублей в год на наем писцов и на канцелярские расходы. Первым полицмейстером города Благовещенска в 1858 году был назначен Д.И. Прищепенко, поручик 14-го линейного батальона, кавалер Св. Станислава 3-й степени.

    В 1867 г. была увеличена сумма на содержание Благовещенского городского полицейского управления - с 1600 до 2300 рублей. Для исполнения обязанностей низших полицейских чинов в полицейское управление был командирован 21 казак. В силу ряда других причин, население города стремительно возрастало. Он все более нуждался в надлежащем контроле за порядком и соблюдением законов.

    Происходило увеличение штатной численности. С ростом оборотов порта, увеличением золотодобычи, а соответственно и населения города, уже в начале 1890-х гг. канцелярия генерал-губернатора начала ходатайствовать о новом увеличении штата управления. Новый штат был введен только в 1904 г. Вводилась дополнительная должность полицейского надзирателя и на 6 человек увеличилось количество городовых. В конце 1886 г., несмотря на неоднократные ходатайства губернатора Амурской области, штат благовещенского городского полицейского управления по-прежнему состоял из 2 человек (осталась без изменения и сумма, отпускаемая на содержание управления). И это притом, что население города увеличилось к этому времени до 15000 жителей, а сам город разросся до 138 заселенных кварталов. А в производстве полиции ежегодно находилось более чем 800 дел. Только в 1897 г. был утвержден новый штатный состав полицейского управления в городе Благовещенске. В штат управления входили полицмейстер, его помощник, секретарь, 3 столоначальника, 3 полицейских пристава и столько же их помощников, а также переводчик, журналист, архивариус и 25 городовых.

    Городское управление состояло из нескольких подразделений, прежде всего канцелярии. В распоряжении полицмейстера, как правило, было несколько помощников. Городскую полицию составляли как классные, так и низшие чины, а также вольнонаемные служители, которые могли быть как штатными, так и сверхштатными. С ростом населения в городах и расширением территории таковых, а также с усложнением структуры городского общества, с увеличением количества преступлений неизбежно происходило развитие полицейских управлений. Усложнялась структура, создавались новые подразделения и должности, рос количественно и, безусловно, качественно личный состав, улучшалось материально-техническое обеспечение. Города разбивались на полицейские части и участки, которыми руководили приставы. Части и участки, в свою очередь, делились на околотки во главе с околоточными надзирателями. Нижние чины (городовые и стражники) несли патрульно-постовую службу, составляя полицейские команды. Начало XX в. характеризуется резким ростом численности городской полиции, появлением в ее составе новых подразделений. Особенно выросла штатная численность городской полиции накануне и после революции 1905-1907 гг. Но даже многократный рост штатов не приводил к желаемому снижению уровня преступности и успокоению общества.

    

    Окружная и уездная полиция

    Уездная полиция Дальнего Востока имела чрезвычайно широкий круг полномочий. В силу необходимости в ее компетенцию входили совершенно посторонние, не присущие полиции функции. Круг обязанностей окружных начальников, их помощников и участковых приставов был намного шире, чем у аналогичных чинов в других частях страны. Нагрузка на сотрудников полиции была слишком большой, на них возлагались многочисленные и разнообразные обязанности, как в соответствии с законом, так и по необходимости. Полиции приходилось исполнять функции чинов крестьянских учреждений из-за их слабости или отсутствия, отчасти мировых судей (из-за их нехватки), таможенной стражи (так как таможенная охрана государственной границы начала организовываться только с 1902 г.), заниматься заведованием и охраной лесов и разных промыслов (опять-таки из-за отсутствия или нехватки лесной и прочей стражи). Следствие, вопреки действовавшим законам, также велось преимущественно чинами полиции, потому что число судеб­ных следователей было явно недостаточным для обширных про­странств российского Дальнего Востока. Чины полиции в силу необ­ходимости выступали даже в роли специалистов по сооружению и ремонту дорог, мостов и прочих крупных дорожных сооружений, в которых нуждался дальневосточный край. Самые разнообразные обязанности волей-неволей ложились на плечи полицейских, так как они часто были единственными представителями администрации, особенно в отдаленных районах.

    В 1888 г. были введены новые учреждения окружной полиции. В Амурской области было образовано Амурское окружное полицейское управление, в состав которого входили девять человек: окружной начальник, три участковых пристава, секретарь, столоначальник, три толмача.

    Несмотря на то, что правовая база для деятельности полицейских чиновников в округах (уездах) была в основном такой же, как и по всей стране, в системе полицейских органов Приамурского края были и свои специфические институты. В частности, в нижнем звене окружной полиции края не было вольнонаемных полицейских служителей для исполнения «низших полицейских обязанностей». Их функции исполняли низшие чины казачьих войск, полков, команд или военного ведомства. В центральной России в 1903 г. стала создаваться уездная конно-полицейская стража, которая распределялась по полицейским станам, а в 1906 г. было решено ввести в действие закон о сельской полицейской страже, которая должна была заменить институт сотских в сельской местности. На Дальнем Востоке долгое время эти нововведения не применялись. С 1909 г. в правительственных кругах рассматривался законопроект о введении полицейской стражи в Сибири и на Дальнем Востоке. Но только в 1916 г. этот вопрос был решен положительно специальным указом императора. Каждый округ (уезд) в полицейском отношении делился на участки (станы), включавшие в себя несколько волостей, а также отдельных сельских обществ и кочевий, нижним звеном полицейского аппарата в сельской местности фактически были органы крестьянского и инородческого управления.

    

    Ведомственная полиция

    Помимо общей полиции, существовали различные виды ведомст­венной, которые создавались с развитием отдельных отраслей экономики, за счет которых она и содержалась. В районах добычи полезных ископаемых учреждалась горная полиция. Во главе ее стояли горные исправники, подчинявшиеся губернаторам областей и генерал-губернаторам напрямую. В состав горной полиции входили команды из местных казаков, а с1900 г. - вольнонаемная горнополицейская стража. Крупные горнодобывающие районы выделялись в горные округа (особые административно-территориальные единицы) - Амурский, Приморский, Уссурийский.

    Еще одним видом ведомственной полиции была полиция портовая. Она существовала в военных и торговых портах, подчиняясь ка­питану порта. В большинстве портов Дальнего Востока полиция не выделялась в особое подразделение, т. к. размеры этих портов были незначительны. Также к ведомственной полиции можно отнести и полицию, которая создавалась на территории казачьих войск на основании Особого положения об управлении Амурских казачьих войск. Полицейские обязанности возлагались в таковых на начальников участков, в состав которых входили 1 - 2 станичных округа. Законом от 2 февраля 1898 г. участковые начальники наделялись правами и обязанностями становых приставов.

    Особенно большое распространение на Дальнем Востоке из числа ведомственных полиций получила полиция горная. Это было свя­зано с необходимостью наведения порядка и эффективного управления в целом бурно развивающейся горнодобывающей промышленностью, промыслами. Прежде всего, горная полиция учреждалась на золотых промыслах. Главным отличием горной полиции от других полицейских органов было то, что она находилась в подчинении не только МВД, но и Министерства Государственных Имуществ (МГИ), содержалась частично за счет этого министерства, а также за счет частных золотопромышленных компаний. Местное управление горной полицией сосредоточивалось в руках генерал-губернатора, губернаторов отдельных областей.

    Нельзя не упомянуть и о вспомогательных формированиях, дол­женствующих помогать полицейским органам. Прежде всего, это бы­ли военные команды, откомандированные в распоряжение полиции. Помимо военных, создавались также вспомогательные формирования и из местного населения: казаков непризывного возраста, русских и корейских крестьян, из городского населения (отряды самообороны), из китайского населения.

    Были попытки создания своей сыскной полиции различными должностными лицами. В связи с нехваткой полицейских штатов на Дальнем Востоке с 1880-х годов практиковался наем дополнительных полицейских служителей за счет городов и частных лиц. По этой же причине в сельских местностях края организовывались дежурства ночных сторожей и караулов, а в городах еще сверх этого - дворников.

    Дальний Восток фактически находился на военном положении. Население само выполняло часть полицейских функций. Привлечение и использование в охране правопорядка вооруженных сил и мирного населения стало вполне традиционным.

    Специализированные органы по борьбе с уголовной преступностью в составе российской полиции начали формироваться во второй половине XIX в. Появление их было вызвано двумя факторами: 1) значительным ростом числа уголовных преступлений; 2) формированием слоя профессиональных преступников, для борьбы с которыми требовались специальные навыки и знания, отсутствовавшие у чинов общей полиции. Создавались сыскные отделения при канцеляриях полицмейстеров и градоначальников. Общее руководство ими осуществляло восьмое делопроизводство Департамента полиции МВД, хотя чины прокурорского надзора также контролировали работу сыскных отделений и могли давать служащим сыскной полиции непосредственные поручения. По закону от 6 июля1908 г. сыскные отделения 4 разрядов были созданы в составе полицейских управлений во всех губернских и других значительных городах (всего было создано 89 отделений). Инструкция1910 г. устанавливала, что в случае необходимости принятия сыскных мер по какому-либо делу одновременно в нескольких местностях соответствующие распоряжения отдавались Департаментом полиции. Этот порядок лишал сыскную полицию необходимой оперативности. Отрицательно сказывалось на деятельности сыскной полиции и установленное Инструкцией1910 г. предписание об обязательном ношении форменной одежды. Сыскные отделения учреждались в составе полицейских управлений наиболее важных в административном смысле городов, прежде всего губернских и областных. На Дальнем Востоке они были созданы также и в городе Благовещенске. Законом было предусмотрено открытие специальной школы с целью предварительной подготовки лиц, предназначенных для работы в сыскной полиции. Но тем не менее к службе в оной довольно часто привлекали не только людей, не получивших соответственного образования, но и лиц, имеющих откровенно преступное прошлое. В 1912 г. на всех чинов благовещенского сыскного отделения приходилось в общей сложности 54 года каторги. В то время считалось, что раскрывать преступления можно только с помощью профессиональных преступников. Перед уходом в отставку начальник сыскного отделения города Благовещенска Ермаков убедил в такой необходимости военного губернатора Амурской области Валуева. Находясь на государственной службе, преступники не прекращали и свой преступный промысел. Две шайки возглавлялись сыщиками. Многие грабежи и убийства организовывались именно ими. По некоторым из таких дел шли судебные разбирательства. Такое положение вещей продолжалось недолго, и вскоре в полицию перестали принимать людей с сомнительным прошлым. Разделение полиции на сыскную и наружную, создание первых специализированных органов уголовного розыска стало значительным явлением в процессе разви­тия полицейского аппарата и всей правоохранительной системы Дальнего Востока в начале XX в. Оно отражало новые, качественные изменения. Это свидетельствовало о тенденции полиции к большей профессионализации и специализации отдельных ее подразделений, к повышению квалификации полицейских кадров.

    

    Политическая полиция. Жандармерия

    Большую роль в системе местных полицейских органов играла политическая полиция, состоявшая из жандармерии и охранки. Ос­новным нормативным актом, согласно которому жандармерия осуществляла свою деятельность, было «Положение об отдельном корпусе жандармов», согласно которому корпус состоял из Главного управления, 56 губернских управлений, 50 уездных управлений, 13 конных команд и полицейских управлений на железных дорогах. Отличительной особенностью дальневосточной жандармерии была окружная система организации (чего не было в центральной России).

    Жандармерия не была подотчетна губернатору и даже генерал-губернатору, напрямую подчиняясь Восточно-Сибирскому окружному управлению, а с 1902 г. - Иркутскому губернскому жандармскому управлению. На Дальнем Востоке не были созданы территориальные органы жандармерии, аналогичные губернским жандармским управлениям. Здесь их функции выполняли жандармские полицейское управление (ЖПУ) железных дорог, в Амурской области с 1910 г.

    Этим управлениям присваивались все права и обязанности не только жандармских полицейских управлений на железных дорогах, но также общей полиции и губернских жандармских управлений. Так, по принятым 19 мая1871 г. «правилам о порядке действий чинов Корпуса жандармов по исследованию преступлений», жандармы по­лучили право на производство дознаний по политическим и уголовным преступлениям. Можно также отнести железнодорожную жан­дармерию к ведомственной полиции.

    В военных крепостях учреждались также крепостные жандармские команды, которые подчинялись комендантам крепостей и ЖПУ Амурской железной дороги. Эти команды, как и полицию казачью, можно выделить в особый вид военной полиции, так как под юрисдикцию и тех и других подпадали военные. Значительно возросли штаты жандармских органов в период первой русской революции 1905 -1907 гг. Более чем в два раза увеличилось число жандармских чинов на Амурской железной дороге.

    

    Охранка

    Другой вид политической полиции - охранка - появился на Дальнем Востоке после революции 1905 - 1907 гг. 12 августа 1902 г. министром внутренних дел было утверждено «Положение о начальниках розыскных отделений» (охранка). Этот документ строго раз­граничивал компетенцию жандармерии и охранных отделений, указав, что жандармы должны заниматься производством дознаний по политическим преступлениям, а охранные отделения должны осуще­ствлять оперативно-розыскные мероприятия по этим же преступлениям.

    Деятельность отделения распространялась и на Амурскую область. В Благовещенске в 1909 г. были учреждены свои розыскные пункты. Охранные отделения подчинялись напрямую Иркутскому (Восточно-Сибирскому) районному охранному отделению. Как и жандармерия, местной администрации они не подчинялись.

    Вскоре штат Амурского охранного отделения был увеличен - вводились новые должности одного помощника начальника охранно­го отделения, двух чиновников для поручений, были добавлены деньги на содержание 6 агентов наружного наблюдения (филеров): по два и в Благовещенске. Выделялись дополнительные средства на агентуру в Японии, содержание секретных сотрудников, на канцелярские средства и конспиративные квартиры.

    На протяжении второй половины XIX - начала XX вв. неоднократно видоизменялась структура, правовой статус и организация по­лицейских органов Дальнего Востока. Происходило это по различным причинам и под воздействием самых разнообразных факторов, постепенно приближаясь к общероссийскому образцу, но, тем не ме­нее, сохраняя специфические черты.

    Одной из главных проблем, с которой на протяжении всего периода сталкивалось руководство полиции, была нехватка квалифицированных работников, особенно это касалось нижних полицейских чинов, многие из которых ничем не отличались от армейских офицеров (откуда они в течение длительного времени и набирались) и не были приспособлены к специфической полицейской службе, требующей специальных навыков и достаточно высокого уровня образованности.

    Ситуация начала меняться в лучшую сторону лишь в начале XX в. Офицеры полиции, входившие в штатный состав, допускались к исполнению должностей после прохождения специальных подготовительных курсов. Был изменен порядок приема на службу в целом.

    По правилам 1865, 1882, 1897гг. для перевода из армии в полицию офицер должен был подать докладную записку с приложением сведений о прохождении им службы, после чего о кандидате собирались дополнительные сведения. Затем офицер выдерживал предварительные испытания, в ходе которых определялась степень его умственного развития (правда, это не всегда достигало желаемых результатов из-за случайности и бессистемности задаваемых вопросов). В заключение офицер прослушивал при департаменте курс лекций, состоявший из ознакомления с существующими законоположениями, относящимися к полицейско-жандармской деятельности, делопроизводству и исполнению практических задач.

    Несмотря на предпринимаемые усилия по комплектованию по­лиции профессиональными кадрами, количество совершаемых в крае правонарушений не только не снижалось, но и росло, усиливалась тенденция к увеличению числа тяжких преступлений. Следовательно, принимавшиеся меры были недостаточны, требовался качественно иной подход к решению проблемы.

    

    Деятельность органов общей полиции

    Круг обязанностей общей полиции, как городской, так и уездной, будучи весьма обширным и сложным, излагался в целом ряде законодательных актов. Компетенция органов полиции в основном была зафиксирована в «Общем учреждении губернском» и в «Уставе о предупреждении и пресечении преступлений».

    «Общее учреждение губернское» устанавливало следующие функции полиции:
    1. Наблюдение за исполнением законов, охранение безопасности и дел общественного благоустройства - обнародование указов и постановлений правительства; объявления, извещения и вызовы по приказанию начальства; охранение спокойного совершения обрядов церкви; охранение общественного спокойствия, благочиния, добрых нравов, порядка и повиновения властям; меры безопасности от воров и разбойников, поимка и истребление их шаек.
    2. Исполнение обязанностей по делам казенного управления общественного хозяйства.
    3. Исполнение обязанностей по делам судебного ведомства.
    4. Исполнение обязанностей по делам военного ведомства. Данный перечень функций полиции далеко не исчерпывал всей полноты сферы ее деятельности. В XIX в. главной функцией полицейских учреждений была административная деятельность среди сельского или городского населения.

    Еще более разнообразной была деятельность полицейских чинов на дальневосточной окраине, т. к. зачастую чины полиции были единственными представителями администрации в населенном пункте. Полиция вела следствие по преступлениям, осуществляла санитарный надзор, устанавливала карантины в случае эпидемий и эпизоотии.

    В сельской местности, особенно в северных округах Амурской области, полицейский исправник с помощником были единственной властью и выполняли абсолютно все административные функции: обеспечение жителей продовольствием, охрану порядка, расследование преступлений, суд по мелким делам, сбор стати­стических данных для отчетов губернатора, контроль за деятельностью предпринимателей, заведование почтой. Связь с начальством здесь осуществлялась, как правило, один раз в год. Все остальное время исправник был предоставлен самому себе. В большинстве северных округ не было ни больниц, ни учебных заведений.

    Особым подразделением полиции, действовавшим на российском Дальнем Востоке, была горно-полицейская стража. На горно­полицейских инженеров и их помощников возлагался надзор за со­блюдением порядка на частных промыслах и заводах, надзор за ис­полнением законов, ограничение занятости на приисках женщин, детей, попечение об учреждении школ, соблюдении санитарных норм, техники безопасности. Кроме того, надзор за производством, за безопасностью горных работ, за приобретением, хранением и употреблением взрывчатых веществ, за постройкой заводов, других сооружений, наблюдение за своевременным поступлением податей, принятие мер ко взысканию недоимок, сбор и обработка статистических данных по горному делу. К их служебным обязанностям относились также прием копий с заявок на добычу золота, рассмотрение их, распоряжение об отводе площадей, выдача свидетельств на добытое золото. В каждом горном округе находилось несколько исправников. Они наблюдали за исправлением паспортов, а также занимались учетом приискового населения, запасных нижних чинов, а также наблюдением за порядком на приисках.

    Значительное место в деятельности полиции занимал надзор за неполноправными группами населения. Это, прежде всего, контроль за китайскими и корейскими мигрантами. Администрация стремилась регулировать количество последних и их лояльность путем введения системы временных пропусков-паспортов (билетной системы). Выдача билетов производилась пограничным комиссаром на границе и полицейскими управлениями в городах.

    В деятельности полиции, несмотря на то, что должностных обязанностей было очень много, центральное место занимала охрана общественного порядка и борьба с преступностью. Одной из главных проблем, с которой сталкивались органы полиции в изучаемый период, была китайская преступность. Постоянное увеличение численности китайского населения сопровождалось ростом числа уголовных преступлений, совершаемых им. Как правило, выходцы из сопредельного государства проживали в отдельных районах городов и селений, т. н. китайских кварталах, надзор за которыми осуществляла полиция. Полицейские управления своими силами справиться с ростом китайской преступности были, в силу незнания языка, нехватки штатов, не в состоянии. Для борьбы с ней, а также для защиты населения от преступной деятельности китайских подданных, на рубеже веков создавались специальные подразделения китайской полиции при городских полицейских управлениях. Данный институт, по мнению автора, нельзя выделить в сколько-нибудь самостоятельную инстанцию, т. к. никакого правового статуса он не имел, и рассматри­вать существование китайской полиции можно только в качестве одной из мер борьбы с преступностью. Вопрос о создании китайской полиции ставился и в городе Благовещенске, но, как таковых, подобных подразделений создано в них не было. Русские полицейские сами осуществляли надзор за местами проживания китайского населения и вели борьбу с преступностью. В помощь им выделялось по одному-два переводчика. Эффект от таких мер был весьма низок.

    Одной из самых острых проблем, с которой столкнулась полиция в борьбе с китайской преступностью, было хунхузничество. На протяжении десятилетий китайские разбойники совершали многочисленные тяжкие преступления на территории российского Дальнего Востока. Только в1910 г. власти всерьез взялись за борьбу с хунхузами. Проблема хунхузничества обсуждалась на особом совещании в Государственном Совете. Был разработан чрезвычайный план по очищению от хунхузов всей территории Дальнего Востока. Борьба велась широким фронтом на воде и на суше. Амурская область была разделена на оперативные районы, каждый из которых закреплялся за отдельной воинской частью и тщательно ею обследовался. Проверялись все подозрительные лодки и при необходимости задерживались. Несмотря на принятые меры, с китайским бандитизмом справиться не удалось, но количество преступлений, совершаемых хунхузами сократилось.

    Согласно закону Российской империи от 6 июля 1908 г. об организации сыскной части и Правилам расходования чинами полиции кредита сметы МВД на сыскные надобности от 4 октября 1911 г., полиция располагала сетью негласных платных агентов-осведомителей. Они делились на постоянных и временных. Деятельность этих лиц направлялась, по преимуществу, на осуществление наблюдения или сбор надлежащих сведений в местах скопления населения, а также по отдельным поручениям о лицах, совершивших преступления. Они вербовались как из преступной среды, так и обычных граждан.

    Важное место в работе полиции занимала борьба с торговлей опиумом и опиекурением. На необходимость борьбы с этим явлением обращали внимание и военный губернатор Амурской области.

    На Дальнем Востоке получил широкое распространение (как уже указывалось ранее), такой вид преступного промысла, как фальшивомонетничество. Этим ремеслом промышляли и местные китайцы, и русские. От отдельных кустарей-одиночек до групп в 6-8 человек.

    Объем делопроизводства по всему спектру дел, которые были в ведении полиции, в городских полицейских управлениях в течение всего изучаемого периода был очень велик.

    Такое огромное количество дел было связано и со взысканиями по мелким искам денег с чиновников и офицеров. Так как они зачастую не имели собственности, взыскание налагалось на их жалованье и выплачивалось на протяжении нескольких лет.

    В Благовещенской полиции ситуация была еще более тяжелой. При сохраняющемся в начале 1880-х гг. штате (2 штатные единицы -полицмейстер и секретарь) и канцелярских деньгах в размере 500 рублей, количество разбираемых полицией дел было просто огромным. В 1878 году входящих бумаг было 5033, исходящих - 4043; в 1879 году входящих - 4086, исходящих - 6088; в 1880 году входящих - 4447, исходящих - 4372. Кроме бумажной волокиты, в производство полиции в 1878 году поступило 258 дел (из них решено 183), в1879 г. -277 (решены все 277), а1880 г. - 325 (решено 325). Все это громадное делопроизводство осуществлялось секретарем, кроме того, он, за неимением других полицейских чиновников, производил описи имуществ, а также следствия, в ущерб как прямым своим обязанностям, так и следствию. Обязанности полицмейстера состояли в просмотре докладов секретаря, разбирательстве словесных жалоб жителей города и наблюдении за спокойствием и порядком в городе, и иногда производстве важных следствий о преступлениях, учиненных в городе. Одни разбирательства словесных жалоб, приносимых жителями в полицию и просмотр докладов занимали все его служебное время, а между тем его самой важной обязанностью было все-таки наблюдение за спокойствием и благочинием в городе, который растянулся более чем на 4 версты в длину и 1 в ширину. Кроме обыкновенного делопроизводства, полицейское управление занималось выдачей удостоверений, справок, ведением метрических книг о раскольниках.

    До образования в Амурской области окружного полицейского управления, функции такового в сельской местности исполнял чи­новник особых поручений при губернаторе. Он заведовал 4 отдель­ными сельскими обществами, имеющими 30 деревень, 21 выселку, 1 заимку с населением более 7 тысяч человек. Число поселений и, соответственно, жителей, с каждым годом увеличивалось. Делопроизводство по сельской местности Амурской области было следующим: входящих бумаг в1878 г. - 1897, исходящих - 1876; в1879 г. - 2343, исходящих - 2697; в1880 г. - 2736, исходящих - 2978. За этот же период времени в производстве находилось в1878 г. 62 дела (решено 57), в1879 г. - 86 (решены все 86, а также 5 с предшествующего года), в1880 г. - 115 дел (решено 95). Но данные статистические данные не могут служить показателем количества работы, так как в таковые не были включены еще многие вопросы, которыми занималась сельская полиция в лице чиновника особых поручений. Не нашло в них отражения разбирательство по вопросам несоблюдения санитарных и противопожарных мер, решения сельских судов. Кроме того, чиновник, являющийся представителем полиции, занимался производством следствий по всем преступлениям и проступкам, совершаемым в крестьянских селениях. Для производства следствий чиновник на довольно продолжительное время уезжал из города (10-20 дней), оставляя канцелярию с одним наемным писцом. Все бумаги оставались без движения до его приезда. Многие дела, которые относились к обя­занности полиции, чиновником особых поручений не велись. В част­ности, дела о нарушениях питейного устава, подлежащие судебно-полицейскому разбирательству, производились в канцелярии граж­данского управления, а исковые гражданские дела производились без установленного для этих дел порядка.

    В начале XX в. ситуация стала катастрофической. В 1910-е гг. количество документов, проходящих через Благовещенское городское полицейское управление, за год стало составлять в среднем 190000. В это время население области еще более увеличилось. Еще два населенных пункта получили в Амурской области статус города: г. Зея-пристань и г. Алексеевск. Город Зея-Пристань, полицией в которой заведовал горный исправник Зейского горно-полицейского округа, также нельзя было назвать благополучным в полицейском плане. При отсутствии полицейского управления, делопроизводство по полицейской части было очень внушительным - в1911 г. входящих бумаг -3463, исходящих - 4013; в1912 г. - и входящих и исходящих бумаг было более чем 4000, а в 1913 г. - уже более 4500 бумаг.

    Город Алексеевск в полицейском отношении управлялся помощником заведующего переселенческим делом. В делопроизводстве за 1912 г. входящих бумаг было 414, исходящих -451; а в 1913 г. входящих уже 3887, исходящих - 4194.

    

    Деятельность органов политической полиции

    Более специализированными были функции полиции политической. Жандармские управления на железных дорогах обязаны были отслеживать политические настроения людей, проживающих в поло­се отчуждения железной дороги, появлением фальшивых денег, сле­дить за продажей периодической печати в своем районе, а после по­явления в «Правительственном вестнике» публикации о запрещении продажи какого-либо издания, начальник управления приказывал подчиненным ему офицерам наблюдать за появлением в продаже в районе дороги запрещенных газет, журналов и немедленно их конфисковывать. В обязанности начальников управлений входило производство дознаний по политическим преступлениям. Кроме того, они имели право на проведение обысков и арест. В начале XX века права жандармских управлений, ввиду нарастания революционной ситуации, расширились. Заметно расширилось право жандармской полиции на арест. Поводом для этого могли стать сведения о неблагонадежности лиц, внушающих подозрение в совершении политических преступлений, о принадлежности к революционным организациям, сведения о приготовлении к стачке, восстанию, печатание в подпольных типографиях запрещенных изданий, а также собрание членов революционной организации.

    Дознание по политическим преступлениям вели только офицеры. Унтер-офицеры и вахмистры обязаны были только задерживать об­виняемых, а также следить за сохранностью следов преступления и вещественных доказательств.

    Жандармская служба была строго регламентирована. В первые же дни после поступления на службу жандармский унтер-офицер обязан был:
    1. Обойти все свои участки, побеседовать со всеми дорожными мастерами или старшими рабочими пути. Осмотреть состояние пути, шпал, мостов, всех гражданских и технических сооружений.
    2. Составить списки всех служащих на участке, проверить виды на жительство всех иных лиц, проживающих в домах, находящихся в ведении железнодорожной полиции.
    3. Собрать точные сведения о частных лицах, проживающих в поселках при станциях, относящихся к ведению железнодорожной полиции, которые по каким-либо причинам считались неблагонадежными.
    4. О всех происшествиях, происходящих в районе участка, посылать об этом записку с первым же поездом начальнику отделения. О важных происшествиях сообщать телеграммами.
    5. Встречать все поезда заблаговременно, внимательно следить за всеми приезжающими, особенно за иностранцами. В случае, если таковые вызывали подозрение - задерживать (На каждое задержание составлялось постановление).
    6. Тщательно наблюдать за всеми контактами агентов железной дороги с местным населением и приезжающими.

    Два раза в месяц - к 1 и 15 числу - унтер-офицер, живущий на одной из станций вверенного ему района, представлял начальнику отделения сведения обо всем, происходящем в его районе. Обязан был сообщать о настроении местного населения и служащих, сани­тарном состоянии дороги, провозе войск и воинских грузов, проезде высокопоставленных лиц, а также обо всех других заслуживающих внимания событиях.

    Существовали также особые правила о порядке донесений о про­исшествиях по делам о государственных преступлениях. Об особо важных преступлениях, происшествиях, выдающихся событиях жандармский офицер, на участке которого имело место происшествие, должен был немедленно донести об этом телеграммой командиру корпуса жандармов и копию ее отправить в Департамент полиции. В случае дополнительных сведений туда же посылались письменные донесения. Письменно сообщалось о тяжких преступлениях, о происшествиях и событиях, выходящих за рамки обыкновенных и возбуждающих волнение в местном обществе. Сообщалось также о народных бедствиях, о «вредных направлениях» в жизни учебных заведений и в деятельности общественных учреждений, о злоупотреблениях должностных лиц, о выдающихся по своему значению обысках и арестах по делам политическим. Но, как правило, доносили об этом начальники жандармских управлений, и лишь в исключительных случаях эти донесения представлялись непосредственно теми жандармскими офицерами, на участке которых совершалось то или иное событие. В последнем случае копия должна была быть представлена и своему непосредственному начальнику.

    Большое внимание уделялось конспиративности переписки. Все секретные телеграммы после расшифровки и снятия с них копий подлежали немедленному уничтожению. Так же поступали с телеграммами, исходящими из жандармских учреждений.

    Самой главной функцией политической полиции был надзор и борьба с революционным элементом. Для этих целей, помимо суще­ствующих штатов жандармской полиции и охранки, существовала сеть агентов и филеров, на содержание которых государство тратило значительные суммы. Но постановка работы с агентами была крайне слабой. Несмотря на увеличение ассигнуемых на тайную агентуру средств, сыск велся плохо. Секретные сотрудники, вербовавшиеся из подонков общества, были малограмотными, не понимали тактики и программ политических партий и тайных обществ, сводя свою работу исключительно к пересказу слухов, сплетен, выяснению местонахождения отдельных личностей, замеченных ими на митингах и собраниях. Кроме того, сами сотрудники политической полиции не были приспособлены к ведению квалифицированного политического сыска, только начинали осваивать ведение агентуры: собираемые сведения, как правило, не представляли большой ценности.

    Более многочисленной становится секретная агентура и среди военнослужащих. После увеличения штатов, последовавшего буквально через несколько лет после образования отделения, охранка стала проявлять еще большую активность. По всей территории Дальнего Востока началась вербовка тайных агентов, филерская слежка за революционно настроенными солдатами, матросами, рабочими. Главным методом работы охранки, как и по всей стране, стала провокация. Большое внимание уделялось и так называемой «боковой» агентуре, не входящей в революционные организации, но близко с ними соприкасавшейся. Такой сотрудник мог работать, гораздо дольше не вызывая подозрений, к тому же проникнуть в революционные организации было достаточно сложно. Не последнюю роль в освещении деятельности различных партий сыграла некая Поселецкая, сыновья которой участвовали в революционном движении и многое доверяли своей матери. Каждый из агентов был строго засекречен, пользовался в своих донесениях буквенным или именным псевдонимом. Самым главным недостатком розыскного аппарата на Дальнем Востоке было то, что между полицейскими, сыскными службами не было взаимодействия и обмена информацией, как по уголовным, так и по политическим преступникам. Полицмейстеры городов, окружные исправники, начальник Амурской крепостной жандармской команды, начальники жандармско-полицейских управлений на железных дорогах действовали абсолютно самостоятельно и не обсуждали общих вопросов.

    В силу того, что во второй половине XIX - начале XX вв. полиция Дальнего Востока Российской империи, при недостаточном развитии других органов государственной власти и органов местного самоуправления, их слабости и даже иногда полном отсутствии, исполняла, кроме своих прямых обязанностей, многочисленные, несвойственные ей, функции; правительственная политика по управлению краем была направлена на всемерное укрепление местного административно-полицейского аппарата. Конкретные меры по усилению органов внутренних дел выражались, прежде всего, в увеличении их штатов, в том числе и штатов полиции, а также в повышении профессионализма ее работников, в появлении на российском Дальнем Востоке политической полиции - жандармерии. В начале XX в. происходит количественный и качественный рост полицейской системы края, создаются первые органы уголовного розыска - сыскные отделения.

    Одной из самых главных причин учреждения политической полиции, а также дальнейшего многократного увеличения количества ее подразделений и штатов, являлось революционное движение и общественный подъем. Помимо количественного и качественного роста полицейско-административных органов, царским правительством предпринимались меры по усилению власти губернаторов и ужесточению законодательства в отношении отдельных местностей. В течение 1881-1905 гг. был издан ряд законодательных актов, которые предусматривали возможность введения местными властями военного положения. На Дальнем Востоке военное положение было введено в 1912 г. генерал-губернатором Н.Л. Гондатти и просуществовало вплоть до февральской революции 1917 г. Согласно объявленному положению воспрещалось иметь в качестве жильцов и постояльцев находившихся в услужении или на каких-либо работах и занятиях иностранных подданных, не снабженных установленными или имев­ших просроченные виды на жительство. Дворники и ночные сторожа, обязанность которых состояла в надзоре за внешним порядком и общественной безопасностью, переводились в полное подчинение местной полиции, приказания которой они должны были беспрекословно исполнять.

    Деятельность полицейских органов на Дальнем Востоке во второй половине XIX - начале XX вв. была сопряжена с целым рядом трудностей. Выполнение многочисленных обязанностей, зачастую не свойственных органам полиции, приводило к некачественному ис­полнению ими своих непосредственных функций по охране законно­сти и порядка, а также к многочисленным злоупотреблениям и кор­рупции.

    Кроме этого, полиция Дальнего Востока периодически испытывала недостаток в кадрах, так как увеличение численности штатов не ус­певало за ростом населения и количеством совершаемых преступле­ний. Большим недостатком было полное отсутствие до начала XX в. низших полицейских чинов, из-за чего приходилось прибегать к по­мощи армейских подразделений, служащие которых абсолютно не были знакомы с полицейской службой.

    Проблемой было и повсеместное отсутствие квалифицированных работников. Несмотря на меры, предпринимаемые для повышения профессионализма служащих в полиции, острота ситуации не была устранена. Освобождающиеся вакансии восполнялись людьми слу­чайными, из других ведомств, некомпетентными в деле охранения закона и правопорядка. Маленькие оклады содержания, с учетом существующей дороговизны в крае, также не могли способствовать решению проблемы улучшения кадрового состава полиции.

    Тем не менее, именно органы полиции сыграли очень важную роль в развитии региона. Являясь представителями власти (зачастую единственными), а также, находясь на переднем фланге в деле борьбы с преступностью, органы полиции способствовали складыванию предпосылок для стабильного экономического развития региона (многочисленные виды преступного промысла наносили огромный ущерб экономике); закладывались основы гражданского общества со стабильно функционирующей правоохранительной системой. Несмотря на многочисленные трудности, полиции удалось справиться с обвальным ростом преступности, которая стала приобретать более скрытые формы.

    

    Вячеслав Гамерман.


    Дополнительно по данной теме можно почитать:


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

    Сайт УМВД России по Амурской области