Полицейская служба |
||
5 июля 1858 г. Александром II был подписан указ о преобразовании станицы Благовещенской в город Благовещенск. 8 (20) декабря того же года была учреждена Амурская область с административным центром в г. Благовещенске в составе Восточно-Сибирского генерал-губернаторства.Территория области состояла «из всех земель, находящихся на левом берегу реки Амур, начиная от соединения рек Шилки и Аргуни, или от границ Забайкальской и Якутской областей, по всему течению Амура до устья р. Уссури».Согласно указу, граница области устанавливалась следующим образом: на юге – юго-западе – фарватер Амура, служивший государственной границей между Россией и Китаем; на западе – условная линия от места слияния Шилки и Аргуни на север до горной цепи Олёкминского становика на протяжении 38 вёрст, разделяющая Амурскую и Забайкальскую области; на севере – по Становому хребту, отделяющему Амурскую область от Якутской области; на востоке – прямая линия от слободы Хабаровки до верховья Буреи. Общая площадь Амурской области охватила территорию в 449535 кв. км.В административном отношении Амурская область делилась на особые территории, каждая из которых имела свои органы управления. Административная структура носила не столько территориальный, сколько сословный характер, так как каждая группа населения области имела различные права, и, соответственно, обязанности.В связи с ростом населения и развитием хозяйства дальневосточные территории в1884 г. были выделены во вновь образованное Приамурское генерал-губернаторство с центром в Хабаровске. Восточная граница области была условно определена по меридиану, проходящему через Хабаровск и по границе его крестьянского уезда.По своему административно-территориальному делению Амурская область включала: Амурский уезд, три горных округа (Амурский, Буреинский и Зейский) и округ Амурского казачьего войска, состоящий из 11 станичных округов.Во главе Амурской области стоял военный губернатор, непосредственно подчинявшийся генерал-губернатору. Губернаторы области контролировали деятельность местных органов власти, командовали войсками, размещёнными на территории области, а также контролировали работу полиции. Они ведали всеми административными делами, формировали управленческий аппарат, решали гражданские дела и являлись наказными атаманами Амурского казачьего войска. Пограничное положение области давало право губернаторам решать текущие вопросы приграничных отношений с соседней провинцией Хэйлунцзян.Уезды возглавляли назначаемые губернатором уездные начальники; волости – крестьянские начальники. На территории области размещался достаточно большой по численности конный контингент. Помимо казаков и регулярных войск за порядком в области следила полиция.Структура полиции Дальнего Востока была сложной и несовершенной. В целом в России было принято деление полиции на государственную и частную (на территориях, находящихся в сфере интересов российского государства). Государственная полиция, в свою очередь, делилась на общую и политическую. На территории российского Дальнего Востока собственно частной полиции не было.Общая полицияРазличалось три уровня местного управления общей полиции. Первый уровень - генерал-губернатор, сначала Восточно-Сибирский, а с1884 г. - Приамурский. В начале XX в. (1903-1905 гг.) была осуществлена попытка еще более усилить этот уровень управления, учредив должность наместника Его Императорского Величества на Дальнем Востоке, которому подчинялся и генерал-губернатор. Второй уровень - это начальники более мелких административно-территориальных единиц Дальнего Востока, т. е. военные и гражданские губернаторы областей. На Дальнем Востоке Российской Империи к ним относились военный губернатор Приморской области (1856 -1917 гг.), военный губернатор Амурской области (1858 -1917 гг.), Владивостокский военный губернатор (1880-1888 гг.).Третьим уровнем управления общей полиции был окружной (уездный). Только на этом уровне создавались органы, непосредственно занимающиеся борьбой с преступностью и охраной общественного порядка. Области Приамурского края делились на округа или уезды, Сахалинская область - на участки. Окружной (уездной, участковой) полицией командовали окружные (уездные, участковые) начальники. Это было специфической особенностью дальневосточной полиции, тогда как в центральной России уездной полицией командовали земские исправники, которые уже, в свою очередь, подчинялись уездным начальникам. Должность земского исправника на Дальнем Востоке распространения вообще не получила.Городская полицияГородская полиция была представлена в городе Благовещенске полицейским управлением. В штат управления входили глава городской полиции - полицмейстер, а также секретарь. Кроме того, по штатному расписанию выделялось по 300 рублей в год на наем писцов и на канцелярские расходы. Первым полицмейстером города Благовещенска в 1858 году был назначен Д.И. Прищепенко, поручик 14-го линейного батальона, кавалер Св. Станислава 3-й степени.В 1867 г. была увеличена сумма на содержание Благовещенского городского полицейского управления - с 1600 до 2300 рублей. Для исполнения обязанностей низших полицейских чинов в полицейское управление был командирован 21 казак. В силу ряда других причин, население города стремительно возрастало. Он все более нуждался в надлежащем контроле за порядком и соблюдением законов.Происходило увеличение штатной численности. С ростом оборотов порта, увеличением золотодобычи, а соответственно и населения города, уже в начале 1890-х гг. канцелярия генерал-губернатора начала ходатайствовать о новом увеличении штата управления. Новый штат был введен только в 1904 г. Вводилась дополнительная должность полицейского надзирателя и на 6 человек увеличилось количество городовых. В конце 1886 г., несмотря на неоднократные ходатайства губернатора Амурской области, штат благовещенского городского полицейского управления по-прежнему состоял из 2 человек (осталась без изменения и сумма, отпускаемая на содержание управления). И это притом, что население города увеличилось к этому времени до 15000 жителей, а сам город разросся до 138 заселенных кварталов. А в производстве полиции ежегодно находилось более чем 800 дел. Только в 1897 г. был утвержден новый штатный состав полицейского управления в городе Благовещенске. В штат управления входили полицмейстер, его помощник, секретарь, 3 столоначальника, 3 полицейских пристава и столько же их помощников, а также переводчик, журналист, архивариус и 25 городовых.Городское управление состояло из нескольких подразделений, прежде всего канцелярии. В распоряжении полицмейстера, как правило, было несколько помощников. Городскую полицию составляли как классные, так и низшие чины, а также вольнонаемные служители, которые могли быть как штатными, так и сверхштатными. С ростом населения в городах и расширением территории таковых, а также с усложнением структуры городского общества, с увеличением количества преступлений неизбежно происходило развитие полицейских управлений. Усложнялась структура, создавались новые подразделения и должности, рос количественно и, безусловно, качественно личный состав, улучшалось материально-техническое обеспечение. Города разбивались на полицейские части и участки, которыми руководили приставы. Части и участки, в свою очередь, делились на околотки во главе с околоточными надзирателями. Нижние чины (городовые и стражники) несли патрульно-постовую службу, составляя полицейские команды. Начало XX в. характеризуется резким ростом численности городской полиции, появлением в ее составе новых подразделений. Особенно выросла штатная численность городской полиции накануне и после революции 1905-1907 гг. Но даже многократный рост штатов не приводил к желаемому снижению уровня преступности и успокоению общества.Окружная и уездная полицияУездная полиция Дальнего Востока имела чрезвычайно широкий круг полномочий. В силу необходимости в ее компетенцию входили совершенно посторонние, не присущие полиции функции. Круг обязанностей окружных начальников, их помощников и участковых приставов был намного шире, чем у аналогичных чинов в других частях страны. Нагрузка на сотрудников полиции была слишком большой, на них возлагались многочисленные и разнообразные обязанности, как в соответствии с законом, так и по необходимости. Полиции приходилось исполнять функции чинов крестьянских учреждений из-за их слабости или отсутствия, отчасти мировых судей (из-за их нехватки), таможенной стражи (так как таможенная охрана государственной границы начала организовываться только с 1902 г.), заниматься заведованием и охраной лесов и разных промыслов (опять-таки из-за отсутствия или нехватки лесной и прочей стражи). Следствие, вопреки действовавшим законам, также велось преимущественно чинами полиции, потому что число судебных следователей было явно недостаточным для обширных пространств российского Дальнего Востока. Чины полиции в силу необходимости выступали даже в роли специалистов по сооружению и ремонту дорог, мостов и прочих крупных дорожных сооружений, в которых нуждался дальневосточный край. Самые разнообразные обязанности волей-неволей ложились на плечи полицейских, так как они часто были единственными представителями администрации, особенно в отдаленных районах.В 1888 г. были введены новые учреждения окружной полиции. В Амурской области было образовано Амурское окружное полицейское управление, в состав которого входили девять человек: окружной начальник, три участковых пристава, секретарь, столоначальник, три толмача.Несмотря на то, что правовая база для деятельности полицейских чиновников в округах (уездах) была в основном такой же, как и по всей стране, в системе полицейских органов Приамурского края были и свои специфические институты. В частности, в нижнем звене окружной полиции края не было вольнонаемных полицейских служителей для исполнения «низших полицейских обязанностей». Их функции исполняли низшие чины казачьих войск, полков, команд или военного ведомства. В центральной России в 1903 г. стала создаваться уездная конно-полицейская стража, которая распределялась по полицейским станам, а в 1906 г. было решено ввести в действие закон о сельской полицейской страже, которая должна была заменить институт сотских в сельской местности. На Дальнем Востоке долгое время эти нововведения не применялись. С 1909 г. в правительственных кругах рассматривался законопроект о введении полицейской стражи в Сибири и на Дальнем Востоке. Но только в 1916 г. этот вопрос был решен положительно специальным указом императора. Каждый округ (уезд) в полицейском отношении делился на участки (станы), включавшие в себя несколько волостей, а также отдельных сельских обществ и кочевий, нижним звеном полицейского аппарата в сельской местности фактически были органы крестьянского и инородческого управления.Ведомственная полицияПомимо общей полиции, существовали различные виды ведомственной, которые создавались с развитием отдельных отраслей экономики, за счет которых она и содержалась. В районах добычи полезных ископаемых учреждалась горная полиция. Во главе ее стояли горные исправники, подчинявшиеся губернаторам областей и генерал-губернаторам напрямую. В состав горной полиции входили команды из местных казаков, а с1900 г. - вольнонаемная горнополицейская стража. Крупные горнодобывающие районы выделялись в горные округа (особые административно-территориальные единицы) - Амурский, Приморский, Уссурийский.Еще одним видом ведомственной полиции была полиция портовая. Она существовала в военных и торговых портах, подчиняясь капитану порта. В большинстве портов Дальнего Востока полиция не выделялась в особое подразделение, т. к. размеры этих портов были незначительны. Также к ведомственной полиции можно отнести и полицию, которая создавалась на территории казачьих войск на основании Особого положения об управлении Амурских казачьих войск. Полицейские обязанности возлагались в таковых на начальников участков, в состав которых входили 1 - 2 станичных округа. Законом от 2 февраля 1898 г. участковые начальники наделялись правами и обязанностями становых приставов.Особенно большое распространение на Дальнем Востоке из числа ведомственных полиций получила полиция горная. Это было связано с необходимостью наведения порядка и эффективного управления в целом бурно развивающейся горнодобывающей промышленностью, промыслами. Прежде всего, горная полиция учреждалась на золотых промыслах. Главным отличием горной полиции от других полицейских органов было то, что она находилась в подчинении не только МВД, но и Министерства Государственных Имуществ (МГИ), содержалась частично за счет этого министерства, а также за счет частных золотопромышленных компаний. Местное управление горной полицией сосредоточивалось в руках генерал-губернатора, губернаторов отдельных областей.Нельзя не упомянуть и о вспомогательных формированиях, долженствующих помогать полицейским органам. Прежде всего, это были военные команды, откомандированные в распоряжение полиции. Помимо военных, создавались также вспомогательные формирования и из местного населения: казаков непризывного возраста, русских и корейских крестьян, из городского населения (отряды самообороны), из китайского населения.Были попытки создания своей сыскной полиции различными должностными лицами. В связи с нехваткой полицейских штатов на Дальнем Востоке с 1880-х годов практиковался наем дополнительных полицейских служителей за счет городов и частных лиц. По этой же причине в сельских местностях края организовывались дежурства ночных сторожей и караулов, а в городах еще сверх этого - дворников.Дальний Восток фактически находился на военном положении. Население само выполняло часть полицейских функций. Привлечение и использование в охране правопорядка вооруженных сил и мирного населения стало вполне традиционным.Специализированные органы по борьбе с уголовной преступностью в составе российской полиции начали формироваться во второй половине XIX в. Появление их было вызвано двумя факторами: 1) значительным ростом числа уголовных преступлений; 2) формированием слоя профессиональных преступников, для борьбы с которыми требовались специальные навыки и знания, отсутствовавшие у чинов общей полиции. Создавались сыскные отделения при канцеляриях полицмейстеров и градоначальников. Общее руководство ими осуществляло восьмое делопроизводство Департамента полиции МВД, хотя чины прокурорского надзора также контролировали работу сыскных отделений и могли давать служащим сыскной полиции непосредственные поручения. По закону от 6 июля1908 г. сыскные отделения 4 разрядов были созданы в составе полицейских управлений во всех губернских и других значительных городах (всего было создано 89 отделений). Инструкция1910 г. устанавливала, что в случае необходимости принятия сыскных мер по какому-либо делу одновременно в нескольких местностях соответствующие распоряжения отдавались Департаментом полиции. Этот порядок лишал сыскную полицию необходимой оперативности. Отрицательно сказывалось на деятельности сыскной полиции и установленное Инструкцией1910 г. предписание об обязательном ношении форменной одежды. Сыскные отделения учреждались в составе полицейских управлений наиболее важных в административном смысле городов, прежде всего губернских и областных. На Дальнем Востоке они были созданы также и в городе Благовещенске. Законом было предусмотрено открытие специальной школы с целью предварительной подготовки лиц, предназначенных для работы в сыскной полиции. Но тем не менее к службе в оной довольно часто привлекали не только людей, не получивших соответственного образования, но и лиц, имеющих откровенно преступное прошлое. В 1912 г. на всех чинов благовещенского сыскного отделения приходилось в общей сложности 54 года каторги. В то время считалось, что раскрывать преступления можно только с помощью профессиональных преступников. Перед уходом в отставку начальник сыскного отделения города Благовещенска Ермаков убедил в такой необходимости военного губернатора Амурской области Валуева. Находясь на государственной службе, преступники не прекращали и свой преступный промысел. Две шайки возглавлялись сыщиками. Многие грабежи и убийства организовывались именно ими. По некоторым из таких дел шли судебные разбирательства. Такое положение вещей продолжалось недолго, и вскоре в полицию перестали принимать людей с сомнительным прошлым. Разделение полиции на сыскную и наружную, создание первых специализированных органов уголовного розыска стало значительным явлением в процессе развития полицейского аппарата и всей правоохранительной системы Дальнего Востока в начале XX в. Оно отражало новые, качественные изменения. Это свидетельствовало о тенденции полиции к большей профессионализации и специализации отдельных ее подразделений, к повышению квалификации полицейских кадров.Политическая полиция. ЖандармерияБольшую роль в системе местных полицейских органов играла политическая полиция, состоявшая из жандармерии и охранки. Основным нормативным актом, согласно которому жандармерия осуществляла свою деятельность, было «Положение об отдельном корпусе жандармов», согласно которому корпус состоял из Главного управления, 56 губернских управлений, 50 уездных управлений, 13 конных команд и полицейских управлений на железных дорогах. Отличительной особенностью дальневосточной жандармерии была окружная система организации (чего не было в центральной России).Жандармерия не была подотчетна губернатору и даже генерал-губернатору, напрямую подчиняясь Восточно-Сибирскому окружному управлению, а с 1902 г. - Иркутскому губернскому жандармскому управлению. На Дальнем Востоке не были созданы территориальные органы жандармерии, аналогичные губернским жандармским управлениям. Здесь их функции выполняли жандармские полицейское управление (ЖПУ) железных дорог, в Амурской области с 1910 г.Этим управлениям присваивались все права и обязанности не только жандармских полицейских управлений на железных дорогах, но также общей полиции и губернских жандармских управлений. Так, по принятым 19 мая1871 г. «правилам о порядке действий чинов Корпуса жандармов по исследованию преступлений», жандармы получили право на производство дознаний по политическим и уголовным преступлениям. Можно также отнести железнодорожную жандармерию к ведомственной полиции.В военных крепостях учреждались также крепостные жандармские команды, которые подчинялись комендантам крепостей и ЖПУ Амурской железной дороги. Эти команды, как и полицию казачью, можно выделить в особый вид военной полиции, так как под юрисдикцию и тех и других подпадали военные. Значительно возросли штаты жандармских органов в период первой русской революции 1905 -1907 гг. Более чем в два раза увеличилось число жандармских чинов на Амурской железной дороге.ОхранкаДругой вид политической полиции - охранка - появился на Дальнем Востоке после революции 1905 - 1907 гг. 12 августа 1902 г. министром внутренних дел было утверждено «Положение о начальниках розыскных отделений» (охранка). Этот документ строго разграничивал компетенцию жандармерии и охранных отделений, указав, что жандармы должны заниматься производством дознаний по политическим преступлениям, а охранные отделения должны осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по этим же преступлениям.Деятельность отделения распространялась и на Амурскую область. В Благовещенске в 1909 г. были учреждены свои розыскные пункты. Охранные отделения подчинялись напрямую Иркутскому (Восточно-Сибирскому) районному охранному отделению. Как и жандармерия, местной администрации они не подчинялись.Вскоре штат Амурского охранного отделения был увеличен - вводились новые должности одного помощника начальника охранного отделения, двух чиновников для поручений, были добавлены деньги на содержание 6 агентов наружного наблюдения (филеров): по два и в Благовещенске. Выделялись дополнительные средства на агентуру в Японии, содержание секретных сотрудников, на канцелярские средства и конспиративные квартиры.На протяжении второй половины XIX - начала XX вв. неоднократно видоизменялась структура, правовой статус и организация полицейских органов Дальнего Востока. Происходило это по различным причинам и под воздействием самых разнообразных факторов, постепенно приближаясь к общероссийскому образцу, но, тем не менее, сохраняя специфические черты.Одной из главных проблем, с которой на протяжении всего периода сталкивалось руководство полиции, была нехватка квалифицированных работников, особенно это касалось нижних полицейских чинов, многие из которых ничем не отличались от армейских офицеров (откуда они в течение длительного времени и набирались) и не были приспособлены к специфической полицейской службе, требующей специальных навыков и достаточно высокого уровня образованности.Ситуация начала меняться в лучшую сторону лишь в начале XX в. Офицеры полиции, входившие в штатный состав, допускались к исполнению должностей после прохождения специальных подготовительных курсов. Был изменен порядок приема на службу в целом.По правилам 1865, 1882, 1897гг. для перевода из армии в полицию офицер должен был подать докладную записку с приложением сведений о прохождении им службы, после чего о кандидате собирались дополнительные сведения. Затем офицер выдерживал предварительные испытания, в ходе которых определялась степень его умственного развития (правда, это не всегда достигало желаемых результатов из-за случайности и бессистемности задаваемых вопросов). В заключение офицер прослушивал при департаменте курс лекций, состоявший из ознакомления с существующими законоположениями, относящимися к полицейско-жандармской деятельности, делопроизводству и исполнению практических задач.Несмотря на предпринимаемые усилия по комплектованию полиции профессиональными кадрами, количество совершаемых в крае правонарушений не только не снижалось, но и росло, усиливалась тенденция к увеличению числа тяжких преступлений. Следовательно, принимавшиеся меры были недостаточны, требовался качественно иной подход к решению проблемы.Деятельность органов общей полицииКруг обязанностей общей полиции, как городской, так и уездной, будучи весьма обширным и сложным, излагался в целом ряде законодательных актов. Компетенция органов полиции в основном была зафиксирована в «Общем учреждении губернском» и в «Уставе о предупреждении и пресечении преступлений». «Общее учреждение губернское» устанавливало следующие функции полиции:
| ||
Дополнительно по данной теме можно почитать: | ||
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:
Сайт УМВД России по Амурской области | ||