Народная милиция Дальневосточной республики: комплектование и подготовка кадров |
||
Феномен государственной политики в сфере обеспечения безопасности личности и общества был и остается в сфере постоянного внимания исследователей [3, 8, 9]. Изучение подготовки кадров и особенностей комплектования правоохранительных органов является одним из приоритетных при определении эффективности и успешности работы органов власти [21, 22]. Изучение опыта гражданской войны на Дальнем Востоке особенно необходимо в реалиях сегодняшнего дня. Анализ фактологического материала позволяет учесть комплекс мер, проведенных руководством республики для обеспечения безопасности в условиях размытости дальневосточных границ, сложностей в экономике, упадка сельского хозяйства и разделения общества по идеологическому признаку. В современных условиях нестабильности внешнеполитической ситуации, изменения вектора угроз безопасности Российской Федерации, исторический опыт деятельности органов милиции актуален.Как известно, в апреле 1920 г. на территории от Верхнеудинска (ныне Улан-Уде) до Владивостока была объявлена власть Дальневосточной республики (ДВР). Однако объединению областей Дальнего Востока на демократических принципах мешала т.н. «читинская пробка», которая была ликвидирована в ноябре 1920 г.Сложная ситуация была и в Приморье. До объединения областей региона власть во Владивостоке принадлежала Временному правительству Приморской областной земской управы (ВП ПОЗУ), образованному 31 января 1920 г. Регион был оторван от Советской России, которая в тот момент не могла оказать помощь своей окраине. Большевики видели земство переходной ступенью к Советской власти [10, с. 42].Формирование дальневосточной милиции имело свои особенности. Местные органы власти каждой области сами определяли структуру, штаты, полномочия, формы и методы деятельности милиции. Так, в Амурской области милиция находилась в ведении военных властей, поэтому выполняла не свойственные ей функции [21, с. 58-59].После объединения областей ДВР в ноябре 1920 г. для обеспечения охраны общественного порядка была создана Народная милиция. В вооруженных частях и формированиях, в том числе и в милицейских, областей буферной республики были проведены чистки [22, с. 34—50].В состав Главного управления милиции вошли пять областных управлений (Прибайкальское, Забайкальское, Амурское, Приамурское и Приморское). До февраля 1921 г. деятельность сотрудников милиции буфера законодательно не регламентировалась. С принятием в апреле 1921 г. Основного закона Дальневосточной республики [11, с. 561—591] деятельность сотрудников регулировалась «Временным положением о народной милиции ДВР» (февраль 1921 г.). Документом устанавливались структура, штат и полномочия милиции буферной республики. Система комплектования милиции была двойной: по мобилизации и добровольно. Поступавшие на службу в милицию добровольно обязаны были прослужить не менее 1 года. Определялась система мер по повышению уровня профессиональной подготовки сотрудников милиции [19, с. 10-17].В сентябре 1921 г. был издан «Закон о милиции». Милиция ДВР входила в структуру органов исполнительной власти буфера, но контролировалась органами местного самоуправления. Законодательно были определены структура и назначение милиции, но задачи и правомочия этого правоохранительного органа составляли пробел в нормативном регулировании. Так, начальник городской милиции Читы в своем рапорте руководителю Министерства внутренних дел ДВР отмечал, что «кроме милиции нет учреждения с более разнообразными и неопределенными функциями» [9, с. 124]. Весной 1921 г. в Верхнеудинск прибыла комиссия во главе с товарищем министра внутренних дел ДВР Ивановым. Комиссия, изучая работу Государственной политической охраны и милиции, пришла к выводу, что «Госполитохрана руководит милицией и творит беззаконие» [14, с. 77].Система органов и организационные основы деятельности Народной милиции буфера представляли собой почти полный слепок советской рабоче-крестьянской милиции. Схожей была система двойного подчинения: министерству внутренних дел и органу власти на местах, а также организационно-штатное расписание. Однако имелись и различия. Так, например, милиция буферной республики занималась организацией призывной компании в армию, осуществляла контрольные функции в сфере добычи и использования полезных ископаемых.В соответствии с принятым законом в структуре Управления народной милиции ДВР был образован инспекторский отдел, а в областях — инструкторско-ревизионные отделы, на которые были возложены функции подбора и подготовки кадров для работы в милиции буфера. В состав отделов был набран небольшой штат опытных и благонадежных инструкторов. Разъезжая по областям они учили, инструктировали командный состав, рядовых, а так же правильно ставили делопроизводство [4, с. 875; 16, с. 5].«Закон о милиции» предполагал, что кандидаты на должность в народной милиции ДВР «должны быть хорошо грамотны, уметь прочесть и твердо усвоить закон о народном суде, толково и грамотно составить протокол, быть знакомыми с городовым положением и другими старыми действующими законами хоть немного». К высшему руководству народной милиции предъявлялись более высокие требования: образование не ниже среднего, обладание общественным доверием [5, с. 23—24].Кадровый состав милиции ДВР был весьма пестрым. Дальневосточный журнал «Вестник министерства внутренних дел Дальневосточной республики» отмечал, что «недостатком нашей милиции является отсутствие в ней опытных, знающих дело служащих» [2, с. 3]. Основную массу милиционеров составляли крестьяне, что было обусловлено не развитостью на Дальнем Востоке промышленного производства. Имелось значительное количество бывших царских служащих, а также лиц, состоявших ранее на службе у Временного правительства или белых режимов.Однако при назначении на командные должности народной милиции предпочтение отдавалось большевикам и бывшим партизанам. Так, в справке министерства внутренних дел ДВР направленной в Дальневосточное бюро ЦК РКП (б) в августе 1921 г. отмечалось, что «во главе милиции стоят люди волне благонадежные. Во главе всей милиции Республики тов. Колесниченко [12, с. 11—12], бывший активный земский работник, но в 1920 г. участвовал в захвате власти.Начальник Прибайкальской областной милиции — К.Г. Лагошный, ссыльно-политический каторжанин, но, безусловно подчиняющийся всем директивам РКП, в Прибайкалье командовал партизанским отрядом.В должности начальника Читинской городской милиции — Сержант, крестьянин-партизан, работе предан, но отрасль милицейской работы является для него новой.Начальники управления железнодорожной милиции Читинской, Амурской и Уссурийской дорог — Фоменко, Тимкин и Байрак, — революционеры, партийные работники, рекомендованные на должность партией».Бывший руководитель партизанского отряда Игнатенко стал начальником Приамурской областной милиции, среди его недостатков отмечалось отсутствие общего образования [17, с. 19-21].Главный правительственный инспектор Н.И. Колесниченко в отчете о деятельности учреждений народной милиции, направленном в МВД ДВР и Дальбюро ЦК РКП (б) в ноябре 1921 г. отмечал, что «штат милиции почти повсеместно состоит из партизан. Получился вполне благонадежный, но без всяких знаний и опыта в милицейском деле штат, что повлекло многочисленные акты произвола» [4, с. 875; 16, с. 5].Характерной чертой этого периода являлись массовые увольнения сотрудников милиции из-за нерегулярно выплачиваемого денежного довольствия, а у остававшихся милиционеров представления о милицейской службе были весьма своеобразными. Информационный отдел МВД анализируя деятельность милиции буферной республики по итогам 1921 г. отмечал, что в Прибайкалье «кадр административных работников больше занят изысканием средств для своего пропитания, чем исполнением своих непосредственных обязанностей, так как сидят на «голодном пайке». В области происходит массовая перегонка хлеба на самогонку, милиционеры сами занимаются этим. Личный состав милиции не соответствует своему назначению. Наблюдались случаи участия милиции в антигосударственных и уголовных преступлениях» [18, с. 4-6]. Еще хуже обстояли дела в Приамурье, где практически полностью отсутствовали опытные работники, «а о средствах и говорить не приходиться» [18, с. 9]. 25 ноября 1921 г. эмиссар Приамурской области П.П. Постышев и временно исполняющий должность командующего войсками Приамурского военного округа Б.Н. Мельников в разговоре по прямому проводу с начальником Военно-политического управления НРА и Флота А.Л. Сноскаревым и секретарем Дальбюро ЦК РКП (б) А.М. Буйко обсуждали необходимость кадровых перестановок руководства областной и хабаровской городской милиции, уголовного розыска, а также смещения с должности начальника тюрьмы. П.П. Постышев и Б.Н. Мельников утверждали, что начальник областных милиционеров Игнатенко «человек честный, но мягкий. Внутри милиции развивается страшный бандитизм: сотрудники занимаются взяточничеством, вымогательством и имеют прикосновения к участившимся грабежам. Прямыми обязанностями не занимаются» [12, с. 195]. Несмотря на требовательный характер разговора мгновенных кадровых перестановок произведено не было.В ноябре 1921 г. в резолюции Коммунистической фракции Народного собрания ДВР по докладу о работе МВД буферной республики с мая по ноябрь 1921 г. отмечалось, что работа министерства проходила в неблагоприятных условиях, имелась нехватка ответственных работников даже в самом министерстве, наблюдался «разнобой и двоевластие» [17, с. 1—3].Недостаток кадров в милицейской среде приводил к изменениям несения патрульно-постовой службы. Так, например, в Хабаровске к весне 1922 г. количество наружных постов было уменьшено в 5 раз, служба наружной милиции была полностью упразднена, а общий штат хабаровской городской милиции был уменьшен в 3 раза. Кроме того, руководством были выявлены факты неудовлетворительного проведения дознания [6, с. 33, 34, 81].В докладе главного правительственного инспектора Народной милиции ДВР направленном в ДБ ЦК РКП (б) в июне 1922 г. подчеркивалось, что «положение Народной милиции в отношении ее личного состава неудовлетворительно. Высшие командные должности замещены лицами, не соответствующими своему назначению. Прием в милицию и назначение проводилось случайно без учета данных о пригодности, специальности и образовании» [4, с. 884; 15, с. 27].Итогом проверок милицейского аппарата Приамурской области ДВР весной-летом 1922 г. стало проведение аттестации сотрудников в июле 1922 г. Цель аттестации заключалась в определении общеобразовательной и технической подготовки, служебного и практического опыта сотрудников, оценке революционных заслуг аттестуемых. В сентябре 1922 г. правительственным инспектором Народной милиции Приамурской области были проведены итоги и направлен доклад главному правительственному инспектору Народной милиции ДВР. В докладе отмечалось крайне бедственное положение областной милиции: малый штат, невыплата жалования, недоверие населения, разгул бандитизма и проч. Обращалось внимание, что «выбрасывая полицейщину и ставя во главу угла принципы привлечения в милицию почти неграмотного населения, которое приходится обучать не только милицейскому делу, но и грамоте. Единственное, что делается в этом направлении, так это проведение еженедельных собраний командного состава с представителями других ведомств, на которых проводится инструктаж по судебным вопросам, а также по дознанию, следствию и ведению протоколов» [6, с. 56—68].Нестабильность внутриполитической ситуации буфера, низкий уровень организации работы, рост нагрузки, отсутствие обмундирования и материальная необеспеченность приводили к кадровой чехарде. Только за 1921—1922 гг. в народной милиции ДВР сменилось три руководителя. Еще более удручающая ситуация была в низовом аппарате. Кадровый голод вынуждал привлекать на службу в милицию всех желающих, что неизбежно отражалось на профессиональной подготовке сотрудников. В совокупности с ростом уголовной преступности, в сравнении с 1913 г. в4 раза [7, с. 3], необходимостью отхода от партизанских методов противодействия внутреннему бандитизму, ликвидации юридической безграмотности сотрудников задача обучения кадров для народной милиции выходила на первый план. Вот почему народная милиция Дальневосточной республики остро нуждалась в организации системы профессионального обучения своих кадров.Флагманом в подготовке милицейских кадров стало Приморье, где в марте 1920 г. по инициативе С. Лазо была организована милицейская школа подготовки командующего состава, рассчитанная на 6 месячное обучение 200 курсантов. Однако политические события 4-5 апреля 1920 г., изменение внутренней политики земской власти не позволили завершить начавшееся обучение [7, с. 4].В июне 1920 г. в Приморье приказом по управлению милиции области было выпущено «Положение об инструкторских курсах для чинов милиции». Курсы состояли из двух отделений и были открыты во Владивостоке. На первом отделении предполагалось трехмесячное обучение классных чинов контингентом 60 чел., а на втором — полуторамесячная подготовка 20 милиционеров. План обучения предполагал изучение не только специальных военных, но и юридических дисциплин. Так, проводились занятия по государственному праву (9 ч), административному праву (20 ч), законоведению (18 ч) [8, с. 7-8].Общеизвестно, что буферная республика не обладала суверенитетом, почти все направления ее политики согласовывались с Москвой. В январе 1921 г. Главным управлением милиции РСФСР был выпущен приказ о создании курсов для командующего состава сотрудников милиции при губернских управлениях, а для углубленной, шестимесячной подготовки, создавались учебные заведения, подчинявшиеся народному комиссариату внутренних дел Советской России. В это же время, в январе 1921 г., на заседании коммунистической фракции Народного собрания ДВР был рассмотрен вопрос об организации в регионе подготовки милицейских кадров. Инициатива создания образовательных учреждений для милицейской среды принадлежала министерству юстиции ДВР [15, с. 48].Предложение было одобрено и трехмесячную профессиональную подготовку сотрудников милиции было решено организовать в крупных городах ДВР: Верхнеудинске, Чите и Благовещенске, организовав в них губернские курсы. Одновременно был обсужден и утвержден учебный план курсов, который определял, что курсанты должны были изучать государственное, уголовное и гражданское право, а также гражданский процесс [3, с. 30]. Их программа была разработана Главным управлением народной милиции и утверждена министерством внутренних дел ДВР [4, с. 875; 16, с. 5].Летом 1921 г. учебно-инструкторские курсы начали свою работу на базе существовавших учебно-милицейских команд. Курсы осуществляли подготовку старших милиционеров и надзирателей [5, с. 52; 8, с. 8]. По своей сути они являлись резервами для городских и уездных отделов милиции и представляли собой хорошо вооруженные боевые роты [4, с. 875; 16, с. 5; 22, с. 59]. Только к концу 1921 г. через курсы предполагалось обучить 330 человек, 2 выпуска сделали инструкторские курсы в Прибайкалье, по одному в Забайкалье и Амурской области [4, с. 875; 16, с. 5].Руководителем читинских курсов по подготовке старших милиционеров был утвержден А.И. Абрамов, известный в то время командир батальона Народной революционной армии Дальневосточной республики. Первый набор на курсы был осуществлен в конце июля 1921 г., переменный состав значился в количестве 50 чел. [1, с. 27] Изменение внешне- и внутриполитической обстановки, выразившееся в усилении дипломатического давления на делегации Советской России и ДВР в ходе международных переговоров и конференций, а также активизации белоповстанческих режимов, росте бандитизма, увеличении волнений в крестьянской среде, спровоцировало острую необходимость в подготовленных к несению милицейской службы кадрах. Ввиду этого руководство курсов пошло на сокращение программы обучение и досрочный выпуск курсантов, который состоялся в середине ноября 1921 г. [7, с. 5-7].Ввиду острого недостатка квалифицированных командных кадров в начале августа 1921 г. читинские курсы были переименованы в Центральную милицейскую инструкторскую школу с шестимесячным сроком обучения. Четыре месяца изучались основные общие предметы, а два месяца отдавалось на изучение предметов специализации (общей службы, уголовного розыска или железнодорожной милиции) [15, с. 23].Учебный план Школы был существенно пересмотрен. В рамках основного курса дисциплин 4 ч в неделю изучалось уголовное право и процесс, 3 часа в неделю - конституционное и административное право, а 2 ч в неделю — судебная медицина. Остальные предметы были общеобразовательными, часть часов отводилась на изучение уставов. Всего обучение велось при 36-часовой недельной нагрузке.Специальный курс предполагал еженедельные четырехчасовые занятия по уголовному праву и процессу, и трехчасовые по конституционному и административному праву. Помимо увеличения объема изучаемых дисциплин, учебный процесс в Школе завершался практикой [15, с. 27-28].Программы юридических дисциплин были крайне сложными и запутанными [15, с. 31-33].В целях регулирования состава дальневосточной милиции приоритет для поступления отдавался кандидатам, имевшим партийный стаж. Однако набор абитуриентов проходил крайне сложно. Первоначально предполагалось открыть школу 5 декабря 1921 г., однако к намеченному сроку прибыло лишь 8 чел. общее же количество мест в Школе составляло 120. Открытие состоялось 31 января 1922 г., когда контингент отобранных к дальнейшему обучению курсантов составил 45 чел., в связи с переводом части курсантов из Верхнеудинских курсов, контингент обучающихся достиг 72 чел., из них из органов народной милиции прибыли только 68 чел.Начальник Школы А.В. Нахлупин отмечал, что часть курсантов «малограмотна и с физическими недостатками», только двое имели среднее образование, а остальные либо домашнее, либо начальное. Однако в докладе Главного правительственного инспектора Народной милиции Воскобойникова указываются иные данные. Отмечено, что из 72 прибывших 5 чел. безграмотные, а 20 чел. имеют домашнее образование, т.е. малограмотные. Большая часть курсантов была молодежью призывного возраста, не желавшей служить в НРА ДВР. Поэтому, как только боевые действия прекратились, у них пропало желание продолжать обучение. Воскобойников, докладывая в Дальбюро ЦК РКП (б) о результатах набора отмечал, что «все управления милиции прислали самый негодный элемент (негодный для службы в милиции), иных брали стороны, зачисляя за несколько дней до командировки в Школу. Многие принятые заявляли, что их командировали помимо их желания и призвания» [4, с. 892; 16, с. 73].За период обучения было отчислено 16 чел.: 5 - по состоянию здоровья, 7 - за проступки, 2 дезертира, и 2 по собственному желанию. Завершили обучение 44 чел, а еще 12 чел. не окончили курс обучения и были выпущены милиционерами, среди которых 4 чел. оставались неграмотными [16, с. 74]. Выпуск состоялся 21 июля 1922 г. в торжественной обстановке, а сами выпускники прошли парадным строем во дворе школы [16, с. 44].Все выпускники, завершившие обучение и успешно сдавшие экзамены имели право на занятие должности надзирателя милиции. Выпускники, завершившие обучение по 1 разряду (т.е. имели по специальным дисциплинам оценки «хорошо» и «отлично») продвигались по службе в течение 3 мес., а по 2-му разряду — в течение 6мес. [15, с. 24].В июне 1922 г. главный правительственный инспектор Народной милиции ДВР Воскобойников докладывал в ДБ ЦК РКП (б) о том, что «в составе Центральной милицейской школы оказались полуграмотные и совсем не грамотные люди, а программа школы составлена чуть ли не в объеме юридического факультета и школы командного состава вместе взятых». В докладе отмечалось, что в Школу с мест был прислан не лучший элемент, а худший, от которого желательно было избавиться [16, с. 27].После инспектирования деятельности Школы Воскобойников взял под личный контроль ее комплектование переменным составом. Учтя отсутствие конкурса, набор летом 1922 г. сократили до 60 мест. На места были разосланы планы комплектования с требованием прибытия будущих курсантов к 1 августа 1922 г. Основными требованиями к направляемым были членство в РКП (б), политическая благонадежность, образовательный ценз не ниже двух классов школы и физическое здоровье. Начать обучение предполагали с зачислением не менее 30 человек, однако к 18 сентября 1922 г. прибыло всего четыре человека, двое из которых были отправлены обратно. Представители местных Советов, отвечая на запросы инспектора о причинах провала набора курсантов отмечали слишком высокий образовательный ценз для поступающих, нежелание членов партии работать в милиции, а следовательно — безлюдность. К концу 1922 г. для поступления прибыли 87 абитуриентов. Зачислено было 72 чел. на конкурсной основе [15, с. 49; 20, с. 84]. Из которых 27 чел. были направлены из НРА ДВР, 14 — управление милиции республики, 10 — профсоюзные органы, а 21 чел. — Главное управление милиции с рекомендациями государственных учреждений и профсоюзных организаций [4, с. 893; 16, с. 74-75].В конце октября 1922 г. японские интервенты и части белых армий покинули материковую часть Дальнего Востока, что явилось окончанием гражданской войны в регионе. 15 ноября 1922 г. Дальневосточная республика была упразднена, а территория от Верхнеудинска до Владивостока была преобразована в Дальневосточную область РСФСР. Для организации управления регионом был сформирован чрезвычайный орган власти — Дальневосточный революционный комитет [23, с. 31—35]. Уже на следующий день, 16 ноября, все законодательство буфера было отменено. Весь аппарат ДВР подвергся реорганизации, структурные и кадровые изменения произошли и в милицейской среде.Стоит подчеркнуть, что деятельность дальневосточной милиции в годы гражданской войны и интервенции не имела упорядоченного нормативного регулирования. В условиях необходимости решения задач по противодействию бандитизму, укреплению законности и правопорядка, осуществления комплекса мероприятий по обеспечению безопасности граждан, испытывая острый недостаток квалифицированных кадров, дальневосточные милиционеры сумели противостоять беззаконию, обеспечить внутриполитическую стабильность. Список литературы
| ||
Дополнительно по данной теме можно почитать: | ||
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:
Электронная версия - главный редактор портала "Амурские сезоны" Коваленко Андрей
| ||

