Из истории таможни О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      71
книги              71
панорамы       58
статьи        6641
фото           7182








Первый литературный портал:



Стихотворение
Дорога в никуда

Рассказ
Серебряный бор






Статьи по теме

Гос.структуры












































История деятельности таможенных учреждений на территории Еврейской автономной области

27 сентября 2019 г.

    История Биробиджанской таможни неотделима от процесса развития таможенного дела на Дальнем Востоке. Первый сотрудник таможенных органов в городе Биробиджане появился в 1988 году, им стала Васильева Галина Иннокентьевна, назначенная на должность таможенного уполномоченного Хабаровской таможни в Биробиджане.

    22 марта 1990 года приказом ГУ ГТК при Совете Министров СССР № 61 «О создании таможенных учреждений» создан Биробиджанский таможенный пост, подчиненный Хабаровской таможне. Установлена штатная численность Биробиджанского таможенного поста – 3 единицы. Начальником таможенного поста была назначена Васильева Галина Иннокентьевна. Посту была выделена часть кабинета начальника отдела внешнеэкономических связей облисполкома. 12 сентября 1991 года приказом Таможенного комитета СССР № 92 «О создании новых таможенных органов» Биробиджанский таможенный пост (12 единиц) Хабаровской таможни преобразован в Биробиджанскую таможню, переподчинив ей Нижнеленинский таможенный пост (11 единиц), определив зоной деятельности территорию Еврейской автономной области. Установлена штатная численность Биробиджанской таможни в количестве 30 единиц (с учетом выделения дополнительной штатной численности в количестве 7 единиц). Начальником таможни назначен Онищенко Валерий Михайлович, переведенный с должности старшего инспектора Тырминского таможенного поста Хабаровской таможни. Таможня тогда занимала помещение из двух комнат в здании общежития по улице Пионерская 30. Начальником Нижнеленинского таможенного поста в то время был Садов Игорь Иванович.

    В связи с возросшим уровнем возложенных на таможню задач и ростом объема внешнеэкономической деятельности в 1992 году составе таможни появляются: отдел статистики; отдел по борьбе с контрабандой; валютный отдел; отдел платежей; отдел кадров. В штатное расписание введена должность заместителя начальника таможни по экономическим вопросам.

    В 1993 году создаются: отдел капитального строительства; АСУ; группа МТО; группа ТСТК и связи; группа профилактики. На Нижнеленинском таможенном посту образуются пассажирский и грузовой отделы. Началось строительство служебно-производственного здания Биробиджанской таможни.

    Дальнейшее формирование структуры Биробиджанской таможни происходило в соответствии и во исполнение Постановления Правительства РФ № 36 от 24.01.94г. «О заключении соглашения между правительством РФ и Правительством КНР о пунктах пропуска на Российско – Китайской границе». Согласно данного Постановления на территории ЕАО устанавливалось три пункта пропуска: Пашково – Цзяинь; Амурзет – Лобэй;Нижнеленинское – Тунцзян.

    В составе таможни появляются отделы: дознания; контроля за доставкой товара; юридический; документационного обеспечения и защиты информации; по борьбе с таможенными правонарушениями; нетарифного и экспор-тного контроля; оперативно – дежурная служба; группа собственной безопас-ности; автотранспортная группа. В штатное расписание введена должность заместителя начальника таможни по правоохранительной деятельности. С января 1994 года начал функционировать пункт пропуска «Амурзет» – уполномоченный Биробиджанской таможни Николай Николаевич Сорокин.

    07.07.1994 приказом ГТК России № 347 создан таможенный пост «Пашково». Начальником поста назначен Андрей Юрьевич Дубинский. В 1995 году образуются: морская группа; группа ТК РДМ; отдел таможенного оформления и таможенного контроля. В штатное расписание введены должности: заместителя начальника таможни по работе с личным составом;психолога. Администрация ЕАО передала пункт пропуска «Амурзет» на баланс ГТК России. В течении 1996 года появляются новые структурные подразделения: таможенная инспекция; группа товарной номенклатуры и происхождения товаров; группа по работе с конфискатами и взиманию штрафов; инспекция по личному составу.

    21.11.1996 приказом ГТК России № 705 «О создании таможенного поста «Амурзет» и ликвидации таможенного поста «Пашково» Биробиджанской таможни ликвидирован таможенный пост «Пашково» и создан таможенный пост «Амурзет». Начальником таможенного поста назначен Андрей Юрьевич Дубинский. В ноябре 1996 года сотрудники таможни переехали в новое здания Биробиджанской таможни. Последующие годы происходили организационно-штатные изменения и сокращение штатной численности таможни.

    Приказом ГТК России от 26.06.2001 №610 «Об организационно-штатных мероприятиях в таможенных органах Дальневосточного таможенного управления» утвержден новый штат Биробиджанской таможни. В соответствии с произошедшими организационно-штатными мероприятиями произошло объединение таможенного поста «Нижнеленинского» и таможенного поста «Амурзет» в один таможенный пост «Амурзет» с зоной ответственности Октябрьского и Ленинского районов Еврейской автономной области. Начальником таможенного поста назначен Андрей Юрьевич Дубинский.

    С 01.07.2004 приказом ГТК России от 07.05.2004 №550 «О совершенствовании системы управления таможенными органами, расположенными в Дальневосточном федеральном округе» за счет перераспределения штатной численности Биробиджанской таможни создан Биробиджанский таможенный пост 1 категории (23 единицы), непосредственно подчиненный Биробиджанской таможни. Регион деятельности Биробиджанского таможенного поста – это Биробиджанский, Облученский, Смидовичский районы Еврейской автономной области, город Биробиджан. Начальником таможенного поста назначен Титов Сергей Владимирович.

    По состоянию на 01.09.2008 в структуре Биробиджанской таможни 2 таможенных поста (Амурзетский и Биробиджанский), 5 отделов, 5 отделений, 4 функциональные группы.

    Таможенная граница, обслуживаемая Биробиджанской таможней, имеет протяженность около 550 км. В летний период сообщение между Россией и КНР осуществляется речным транспортом, зимой - судами на воздушной подушке и автомобильным транспортом по ледовым дорогам.

    Но деятельность таможенных учреждений на территории Еврейской автономной области началась еще в первых годах прошлого столетия. И вот как это происходило. Первые сотрудники таможенного ведомства на Дальнем Востоке появились по утвержденному императором Николаем II постановлению Государственного Совета от 4 июня 1899 года « Об изменениях в устройстве таможенного надзора в Сибири», согласно которому во Владивостоке и Никола-евске на Амуре учреждались « для осмотра и очистки пошлиной» четыре должности таможенных чиновников с предоставлением положенных служебных прав и преимуществ. Эта дата – 4 июня 1899 года принята как день основания таможенной службы России на Дальнем Востоке. В архивных документах упоминается имя одного из первых служащих таможенного ведомства – чиновник VI класса Григоровский..

    В июне 1902 г. Государственный Совет постановил учредить должность окружного таможенного инспектора в Забайкальском, Приамурском и Заамурском районе, с этого времени и началось создание упорядоченной системы управления таможенной службы на Дальнем Востоке вместо существовавших разрозненных таможен, застав и постов. Интересным фактом истории можно считать учреждение в 1902 году в устье реки Сунгари на китайской территории Лахасусской таможенной заставы , которая в марте 1908 г ( по другим данным с 1 июня 1909 года) была перенесена в станицу Екатерино-Никольскую и получила название Екатерино-Никольской таможенной заставы. Следующим этапом стало преобразование 2 мая 1909 года таможенных районов в Приамурский таможенный округ c центром в г. Владивостоке. На должность начальника округа был назначен С.Н. Латкин. К этому времени на территории будущей Еврейской автономной области к уже имеющейся Екатерино-Никольской таможенной заставе были дополнительно созданы Раддевский и Михайло-Семеновские таможенные посты. В 1912 году Приамурский таможенный округ был ликвидирован и вместо него создавались три инспекторских таможенных участка: Читинский, Хабаровский и Владивостокский. Эта реорганизация была вызвана усложнением деятельности и необходимостью повышения самостоятельности таможенных учреждений и расширением их сети. Так через таможни I класса разрешалось провозить все разрешенные к ввозу товары, они напрямую подчинялись Департаменту таможенных сборов и только в ревизионном отношении – таможенному инспекторству; таможни II могли пропускать только те товары, которые не требовали применения технической экспертизы; через таможенные заставы ввозились товары, предназначенные для местного потребления, причем сумма пошлины за нее не должна превышать 15 рублей в каждом отдельном случае.

    К 1913 году на территории области , в наиболее важных пунктах ввоза товаров из Китая действовали :
    1- Пашковская таможенная застава в станице Пашково:
    2- Раддевский таможенный пост в станице Радде ;
    2- Екатерино-Никольская таможенная застава в станице Екатерино-Никольской;
    3- Союзный таможенный пост в хуторе Союзном ;
    4- Михайло-Семеновский таможенный пост в станице Михайло-Семеновской ( сейчас с.Ленинское );
    5. Усть-Сунгарийская таможенная брандвахта, которая размещалась на дебаркадере, стоящим в устье реки Сунгари;
    6- Забеловский таможенный пост ( с 1916 года брандвахту перенесли в с. Верхне-Спасское, перекрывая протоку Казакевичева).

    Несмотря на то, что Екатерино-Никольский, Михайло-Семеновский, Раддевский станичные округа, Благословенская и Ульдуринская волости административно входили в состав Завитинского уезда Амурской области, а село Нижне-Спасское Смидовичского района находилось тогда в составе Тунгуской волости Хабаровского уезда Приморской области, все таможенные учреждения до образования Дальне-Восточной республики управлялись Инспектором Хабаровского таможенного участка, которому подчинялись Благовещенская, Хабаровская и Николаевская таможня.

    По документам, находящимся в государственном областном архиве пока не удалось точно установить количество всех служащих таможенного ведомства, но в выписке из утвержденного министром финансов ( Департамент Таможенных Сборов подчинялись ему) расписания числа таможенных досмотрщиков и стражников от 28 декабря 1912 года установлено: в Пашковской и Екатерино-Никольских заставах по 14 штатных единиц досмотрщиков с годовым содержанием в 6594 рубля на каждую ,Забеловский таможенный пост был самым большим – 12 человек и 5694 рубля, Михайло-Семеновский пост – 8 ставок досмотрщиков и отпущено 3720 рублей, Раддевский и Союзный пост – по 6 досмотрщиков и денежным содержанием в 2874 рубля. Поэтому можно предположить, что с учетом должностей управляющих заставами и постами и их помощников, контролеров, надзирателей общая численность могла составлять 100-120 человек. По низшей ставке досмотрщик без добавок за выслугу лет и квартирных получал в год 396 рублей, а денежное содержание управляющего заставой составляла в год 1950 рублей ( 825 рублей жалованья, 825 – столовых и 300 рублей квартирных), пуд пшеницы в то время стоил один рубль, а пуд овса пятьдесят копеек. При этом на содержание казенной лошади выделялось 200 рублей ( при обычном режиме работы ей полагалось в день 10 фунтов овса и 15 фунтов сена, а при усиленном – 15 фунтов овса и до 20 фунтов сена).

    Ввиду сложных условий службы, постоянного нахождения в многодневных разъездах по бездорожью в слякоть и жару, ночевок зимой в 30-40 моро-зы около костров к претендентам на службу предъявлялись строгие требования. В «Положении о таможенных досмотрщиках», утвержденном мини-стром финансов 7 декабря 1912 года в параграфе № 4,5 говорится: в тамо-женные досмотрщики принимаются лица всякого звания, но предпочтительно из запасных воинских чинов, безупречного поведения, грамотные, вполне здоровые и пригодные к таможенной службе в возрасте не моложе 21 года и не старше 30 лет ( подпрапорщики, подхорунжие, кондукторы флота, а также флотские нижние чины сверхсрочной службы принимались на особых основаниях). Досмотрщики, призванные на военную службу по случаю мобилизации, могут вновь принимаемы на вакансии досмотрщиков в возрасте свыше 30 лет, но не позднее одного года по увольнению их с воинской службы.

    Так как до 1915 года действовали только отдельные участки железной дороги и лишь в 1916 году с окончанием строительства моста через Амур в г.Хабаровске было открыто сквозное сообщение, основной транспортной артерией до этого времени была река Амур и Уссури, то почти все тамо-женные учреждения были созданы в населенных пунктах вдоль этих рек.

    Учитывая трудность в обеспечении жителей, проживающих в приграничной местности, продукцией промышленности с западных областей империи, действовала 50-верстная пограничная полоса, в которую импортные товары для собственного потребления ввозились беспошлинно, но затем эти льготы в Амурской области и по сухопутной границе Приморской области с 1 января 1913 года были отменены.

    Так в ведомости Союзного таможенного поста о беспошлинном ввозе приграничными жителями в 1913 году значатся : 474 пуда пшеницы, 46 пудов ячменя, 22 пуда кирпичного чая, 6 пудов копченой кеты и почти 4 пуда соевого масла, а также 1750 пудов сена ( накошенного на китайской территории). По действующим на то время правилам жителям пограничных населенных пунктов не возбранялось перевозить через реку Амур и Уссури предметы сельского хозяйства и охоты с китайского берега на русский. У многих казаков на сопредельном берегу располагались основные сенокосные угодья

    При вывозе беспошлинно ввезенных в полосу товаров с них должна была взиматься пошлина и они клеймились таможенными клеймами или на них наклеивались гербовые марки разного достоинства, соответственно сумме положенного сбора , их отсутствие на товаре считалось признаком контра-банды. Так к примеру: акциз на импортные дрожжи за один фунт ( 430 грамм) составлял 12 копеек, а на коробку со спичками емкостью до 75 штук наклеивалась марка в 1 копейку, причем только на безопасные ( шведские), на спички других стран акциз увеличивался в два раза.

    Можно только посочувствовать казначеям таможен, застав и постов, а также другим лицам, уполномоченным принимать платежи. Ведь наряду с бумажными ассигнациями и кредитными билетами обязательными к приему была и золотая монета, как российская, так и иностранная – от английских соверенов, голландских гульденов, итальянских лир до японских иен. А также облигации займов, вышедших в тираж, причем действовали купоны займа еще 1822 года. При уплате таможенных платежей можно было расплатиться банковскими билетами тех стран, которые были допущены мини-стерством финансов. Так действовали билеты Германского имперского банка ( Reiche banknoten) и Французкого банка (Bangue de Franse). Курс русского рубля был тогда высоким, за 1000 немецких марок давали 462 рубля, а за 1000 французких франков – 375 рублей. С началом войны 1914 года валюта враждебных государств хождение на территории империи не имела.

    Правила пересечения границы были облегченными, лишь для длительного пребывания на сопредельной территории требовался заграничный паспорт, для местных жителей при выезде за границу и пребывания на срок до трое суток требовался только пропуск, выдаваемый пограничными полицейскими властями. Граждане Китая при переходе на нашу территорию на такой же срок платили сбор в размере 75 копеек.

    Прибывшие для работы на приисках и угольных шахтах были обязаны в этот же день явиться в управление пограничного комиссара Амурской области. При оформлении им выдавался русский билет , за который было необходимо уплатить сбор в 5 рублей 15 копеек, личная наемная книжка с фотографиями ( двойной снимок)- стоимостью 2 рубля 75 копеек ( современное разрешение на работу), а также взимался больничный сбор – 2 рубля ( после этого человек считался застрахованным и мог обращаться в медицинские российские учреждения для лечения). То есть всего 9 рублей 90 копеек. При выезде в Китай эти документы должны были изыматься на пунктах пропуска, на руках выезжающего оставался только национальный паспорт.

    Обстановка в пограничной полосе была сложной, расстояние между насе-ленными пунктами были большими, никаких инженерно-технических со-оружений и пограничных застав не было. Охрана границы осуществлялась разъездами по 2-3 человека, которые конечно не могли уследить за всем бе-регом. Подтверждением служит рапорт помощника инспектора Хабаровского таможенного участка Ковалева: охрана границы протяжением от ст. Покровка до г. Хабаровска, считая все бесчисленные повороты реки, около 2000 верст, тринадцатью таможенными учреждениями при составе 335 досмотрщиков, при 207 лошадях, почти при отсутствии лодок ( существующие, за громадным исключением, совершенно не достигают целей) является чуть ли не фикцией. Пользуясь этим граждане Китая занимались хищнической добычей золота на нашей территории, истребляли соболей и кабаргу, спиртоносы пробирались по глухой тайге на золотые прииски, где меняли свой «ханшин» на добытые каторжным трудом самородки и золотой песок. В доказательство приведем выписку из рапорта управляющего Союзным таможенным постом инспектору Хабаровского таможенного участка от 26 мая 1914 года:
     - от «местечка Поликарповка», отстоящего в 18 верстах от поселка Союзовского вверх по Амуру, на расстоянии 40-45 верст до «местечка» Пом-пеевка по всему русскому берегу в реку Амур впадает масса ключей, в кото-рых китайцы хищническим способом добывают золото. На этом растоянии русских жителей совсем нет, если не считать сторожей, зажигающих баке-ны. Пользуясь отсутствием не только какой то бы ни было администрации, но русских жителей, китайцы беспрепятственно переходят на русский берег и начинают добычу золота, все необходимые для себя товары завозят с ки-тайской стороны на лодках контрабандным путем, обнаружить их в тайге потом не представляется возможным. Союзный пост имеет честь покорнейше
    просить указания Вашего Превосходительства можно ли руководствоваться циркуляром от 11 июня 1913 года за № 3936, что по установлении Государ-ственной границы по фарватеру реки Амур и задерживать у левого, русского берега лодки, идущие с китайским товаром, без доказательства легальности их происхождения»
.

    Активно занимались криминальной деятельностью и горцы, так в предписании административного отдела Войскового правления Амурского казачьего войска за №1689 предписывалось станичным и хуторским атаманам проверить наличие видов на жительство у приезжих с Кавказа, в основном лезгин и осетин, которые там проживают и имеют при себе нарез-ное оружие – винтовки и маузеры, несмотря на то, что разрешений на ноше-ние оружия не имеют. Не были законопослушными и некоторые казаки, обязанные быть опорой власти. Так 22 ноября 1914 году в ст. Екатерино-Никольской один из казаков убил из винтовки двух таможенных досмотрщиков, которые хотели проверить содержимое груза на санях, в другом случае казак вырвал железный щуп у одного из таможенных досмотрщиков и набросился на него с молотком при попытке проверить копну привезенного с китайского берега сена.

    С началом в 1914 году Первой мировой войны и введением императором России сухого закона участились случаи контрабандного ввоза спирта и водки. При этом контрабандисты шли на невероятные хитрости, так : «при таможенном досмотре пассажиров, следовавших товарно-пассажирским поездом № 22, чины таможни обнаружили при личном досмотре у одного из пассажиров этого поезда хлебный спирт маньжурского производства,мерою в ; ведра, скрытый внутри специально для этой цели сшитого из плотно прорезиненной материала жилета, при чем влитый в него через устроенное, вместо кармана, с левой стороны отверстие, закрываемое обыкновен-ной пробкой, спирт обнаружить простым, без ощупывания, наружным ос-мотром не представлялось возможным, так как находящийся внутри жилета спирт равномерно расходится по всему жилету, вплоть до самого верха». В другом случае 29 октября 1914 года в Николаевской таможне при досмотре ящиков с соевым маслом были обнаружены в боковых стенках и днище в специально выдолбленных углублениях плоские жестяные банки с хлебным спиртом китайского происхождения в количестве 35,85 ведра.

    В целях усиления таможенного надзора законом от 29 июня 1914 года предусматривалось выделение средств для открытия новых таможенных учреждений. Министерство Финансов своим письмом от 14 октября 1914 года за № 26636 извещало Приамурского генерал-губернатора Н.Л. Гондатти , что в соответствии с его пожеланиями открываются новые таможенные учреждения, в частности: в Хабаровском таможенном участке – 7 постов, в том числе Венцелевский и Воскресеновский ; в Владивостокском – 2 заставы и 21 пост.

    Также с началом войны запрещался вывоз всех продуктов питания, кож и шкур, цветных металлов и изделий из него. С продолжением боевых действий правила ужесточались- запретили вывоз золота в любом виде, затем дошла очередь до шерсти, пряжи, валенок и сапог, резиновых галош. Правда жителям приграничных населенных пунктов были сделаны исключения – разрешалось вывозить в Китай в пределах средне годовой нормы рис и овощи.

    Для пополнения запасов золота, необходимого для закупки у стран Антанты оружия и платежей по займам поступающую в казну золотую монету запрещалось выдавать обратно населению – только ассигнациями. А тем, кто платил пошлину, акциз золотой монетой в размере не менее 60% от причитающего платежа предоставляли льготы – от оформления товаров, прибывших в их адрес без очереди и отсрочки остальной суммы платежей, до освобожде-ния от уплаты пени за неподачу объявлений на ввезенные товары ( таможенной декларации).

    Ввиду повышения мировых цен на драгоценные металлы увеличился в разы нелегальный вывоз золота за границу, в том числе и в Китай. В циркулярном предписании таможенного ведомства отмечалось, что по имею-щимся данным из Благовещенска в Харбин и из Владивостока пароходами или ж/д транспортом по Китайско-Восточной дороге в г.Тяньзинь и оттуда до Шанхая идет систематическая отправка золота в Китай, в основном гражданами этого государства. Это вытекает из того, что в адрес китайских фирм и частных лиц китайского происхождения высылаются денежные переводы от 2500 рублей до 65 000, ценными письмами пересылаются кредитные биле-ты на крупные суммы – из Шанхая, Тяньзина, Чифу выслано 138500 рублей и 1 565 777 швейцарских франков. И в реестре об отправке шлихового золота за период с 20 июля 1914 года по апрель 1915 зарегистрировано 43 отправки, из них только 5 отправок сделано гражданами Российской империи, в основ-ном в адрес «Торгового дома Чурин и К» в Москве. В связи с тем, что много трудоспособного мужского населения было призвано в действующую армию и запасные части стали меняться правила пересечения границы для граждан Китая и Кореи для работы на объектах промышленности. Так в одном из предписаний было разрешено пропускать китайцев и корейцев, приглашенных для работы на металлургических предприятиях и угольных шахтах при предъявлении национальных паспортов с визами наших консульств без оформления обязательных русских билетов и других формальностей ( циркуляр Департамента полиции от 31 августа 1915 года).

    Усиливался контроль за личными вещами и багажом при пересечении границы – разрешалось вывозить денег, ценных бумаг, серебра, платины,золота в виде украшений и предметов туалета на сумму не более 500 рублей,при этом предлагалось обращать внимание на положение человека и род перемещаемых вещей. Виновным грозило до 1 года и четырех месяцев тюрьмы или денежными взысканиями от 1000 до 25 000 рублей.

    Также ввиду недостатка многих материалов в условиях ведения войны предписывалось задерживать прибывающие в адрес частных лиц алюминий и изделия из него, нафталин и бертолетовую соль. А за донесение о готовящейся контрабанде при ее задержании выплачивать известившему лицу награду, для чего иметь на каждом посту аванс в сумме не менее 100 рублей.

    Февральскую буржуазную революцию весь личный состав принял с воодушевлением и получив со всех таможен, застав и постов телеграммы о поддержке Временного правительства Хабаровский таможенный инспектор Н.Н. Котлов 7 марта явился в Хабаровский Комитет общественной безопасности , где заявил о солидарности с установленным порядком и полной готовности приложить все силы на пользу и блага Родины.

    Но всеобщий порядок был уже нарушен, некоторые комитеты общественной безопастности возбудили ходатайства об отмене импортных пошлин, а в других местах местные общественные организации, созданные в дни революции отменили таможенную черту. Поэтому из центра пошли телеграммы о необходимости исполнять все изданные законы о таможенной очистке заграничных товаров, так как Государственному казначейству будет нанесен ущерб на десятки миллионов рублей, так необходимых для укрепления завоеванных свобод и обороны от нашествия врага.

    В связи с изменением государственного строя и порядка принятия решений управляющим Хабаровского таможенного участка было предложено о выборе коллегиальных органов управления, в которых бы приняли участие все служащие – и досмотрщики и чиновники. В состав особого комитета предлагалось избрать трех досмотрщиков и трех чиновников, в числе выбранных не могли быть: инспектор, его помощники и управляющий Хабаровской таможней

    Теперь уже Временное правительство смягчала условия пересечения для китайских граждан, нанятых с целью выполнения сельскохозяйственных работ. Так от Комиссара Временного правительства по делам Дальнего Восто-ка, члена Государственной Думы Русанова А.Н. поступило распоряжение от 3 мая 1917 года за № 217 о пропуске граждан Китая при наличии у них свидетельств, выданных Российским Генконсулом в Харбине без выдачи русских билетов и уплаты всех сборов. Граждане Кореи въезжали на территорию России по краткосрочным легитимационным билетам.

    Воодушевленные революцией в столице и на местах представители почти всех профессий стали создавать свои союзы. Было принято решение организовать Всероссийский союз таможенных служащих. В низовые учреждения были разосланы образцы заявлений для желающих вступить в число членов.Было создано правление таможенного союза в г. Хабаровске – председателем был избран контролер Хабаровской таможни Мокеев, товарищем председа-теля – помощник пакгаузного и корабельного смотрителя Пашуков, секре-тарями – канцелярский чиновник Куликовский и досмотрщик Фильшин. В члены правления входили – помощник управляющего Петропавловской заставой Тарашкевич, досмотрщики – Горинов, Папач, Миронов, Калужин,помощник пакгаузного и корабельного смотрителя Грищук.

    Учитывая сложность в обеспечении продуктами питания и инфляцию было принято решение об увеличении окладов таможенным служащим, для имеющих казенные квартиры на 160 рублей, а не имеющим – на 240 рублей. К примеру, все досмотрщики на Союзном таможенном посту имели казенные квартиры, имелись такие помещения и на Екатерино-Никольской и Михайло-Семеновской заставе. Хотя конечно, по сегодняшним меркам это были комнаты от 10 до 20 квадратных метров.

    В Москве и Петрограде обстановка накалялась и после расстрела июльской демонстрации и закрытия газет большевисткой направленности по всем постам были разосланы телеграммы за подписью генерал-квартирмейстера Главного управления генерального штаба генерала Потапова от 14 июля 1917 года № 14876 о закрытии с 13 июля по 2 августа всех границ империи.

    Начались первые реорганизации таможенного ведомства – 26 июля 1917 года на заседании Приморского Областного Исполнительного Комитета с участием комиссара Временного правительства по делам Дальнего Востока Русанова было принято решение объединить корчемную стражу и часть та-моженной стражи, на которой лежала охрана границы в один институт – в гражданскую пограничную стражу, сосредоточив ее в ведении министерства финансов по Департаменту Таможенных Сборов и подчинив ее на местах Амурской и Приморской областным управлениям. Такой проект находился в стадии рассмотрения и если он вошел бы в жизнь, то таможенные учреждения занимались бы только пропуском товаров и делами по конфискации-онному делопроизводству.

    Несмотря на все планируемые перестройки функций таможенных учреждений 18-22 августа 1917 года в г. Благовещенске прошел общий таможен-ный съезд, на котором было избраны делегаты на намеченный на 1 сентября в Петрограде первый Всероссийский съезд таможенных служащих. На съезде предполагалось обсудить такие вопросы как – редакция сохранена: 1) бюрократизм управления, 2) система таможенных учреждений, 3) техника службы, 4) применение Таможенного тарифа и ставок, 5) таможенные шта-ты, 6) права и преимущества службы.

    На съезде был образован ЦК профсоюза таможенных служащих, который взял на себя руководство Департаментом таможенных сборов, многие чиновники которого откровенно занимались саботажем. Этот профсоюз был единственным среди профсоюзов служащих финансовых учреждений, лояльно настроенный к Советской власти. Поэтому именно им были отправлены ряд документов регламентирующих организацию таможенного контроля. Так в указе от 30 ноября 1917 года рекомендуется организовать местные отделения Всероссийского союза таможенных служащих, развивать работу по культурно-просветительской деятельности и оказанию материальной помощи нуждающимся. Принимались меры к эффективной деятельности учреждений в это трудное время, в связи с призывом многих сотрудников на военную службу было принято решение о привлечении на службу местных жителей, независимо от возраста. На места уволенных – на постоянной основе, на места призванных – временно. Но принимаемых казаков направляли в другие населенные пункты, а не там где они жили, для пресечения кумовства.

    Если Февральскую буржуазно-демократическую революцию приняли все служащие департамента таможенных сборов, то после Октябрьской, проведенной партией большевиков в среде служащих начались разброд и шатания.С 28 декабря 1917 г. в центральном аппарате и ряде таможен в западном регионе начались частичные забастовки.

    Часть досмотрщиков Хабаровской таможни объединилась с бывшими сотрудниками, уволенными за упущения по службе и на своем собрании, проведенном без участия штатных чиновников и канцелярских служащих вынесло недоверие Хабаровскому таможенному инспектору Н. Н. Котлову и его помощнику П.П.Маевскому. Передав такое постановление в Совет солдатских и рабочих депутатов, состоящий из большевиков, они обратились с просьбой о смещении инспектора и его помощника, на что Совет дал свое согласие. Но другие досмотрщики, чиновники Хабаровской таможни и инспекторского управления опротестовали это решение и передали его в Совет правительственных служащих, образованный в Хабаровске для отстаивания своих профессиональных интересов и просили посты прислать телеграммы в поддержку Котлова и Маевского. Инспектора Котлов остался на своей должности и занимал ее еще несколько лет.

    К марту 1918 года на дальневосточной границе сложилась тяжелейшая обстановка, целый ряд постов по постановлениям местных комитетов солдатских, рабочих и крестьянских депутатов был закрыт. Их имущество, задер-жанные контрабандные товары разграблено и роздано местным жителям. Таможенные учреждения на территории нашей области разграблены не были, но после изъятия оружия с застав и постов местными казаками ( служащие Союзного таможенного поста к примеру были разоружены 26 августа 1918 года) местные жители и китайцы перестали платить пошлины и свободно пересекали границу без предъявления товаров к осмотру. Деньги на содержание и выплату содержания поступали нерегулярно. Отдельные служащие отказывались выполнять работу по уходу за казенными лошадьми, нести сторожевую службу ночью.

    Прошли первые месяцы неразберихи, центральная власть стала укрепляться. Подтверждением этому служит выпуск первого номера « Таможенного вестника», в котором было опубликовано положение о комиссии по делам личного состава. Членам Всероссийского союза таможенных служащих предлагалось заполнить особые регистрационные карточки – для рассмотрения вопросов о назначениях, перемещениях по службе. С 7 марта 1918 года было принято решение о повышении окладов не только таможенным служащим, но и курьерам, дворникам, сторожам, швейцарам и женщинам для досмотра пассажирок. Упоминание их последними в списке подтверждает неравноправие полов в начале деятельности новой власти.

    Отменялось и коллективная форма управления. На чрезвычайном общем собрании таможни 25 февраля 1918 года на должность управляющего Хабаровской таможней был избран А.П. Станкевич. Но уже 8 марта он обращается с рапортом к таможенному инспектору с просьбой о даче распоряжения о передаче управления законному лицу или старшему по службе.

    В таможенные учреждения стали возвращаться призванные в армию служащие. Поэтому было принято решение уволить всех принятых временно не позднее 15 апреля 1918 года без подачи последними прошений о увольнении. В первую очередь увольнялись те, которые имели ранения или контузии, по-лученные во время службы в действующей армии. Казаки принимались на службу только при наличии поручительств от казачьих обществ.

    В связи с повышением должностных окладов в зависимости от сложности несения службы и климатических условий вся территория была разбита районы. Дальний Восток входил в третий район, значит к повышенному окладу добавлялся еще районный коэффициент -30%. Приведу такие цифры-управляющий заставой при окладе годового содержания в 3720 рублей и 30% надбавке должен был получать 4830 рублей. А досмотрщик по низшему разряду с надбавкой -3600 рублей. Но благие пожелания остались в основном на бумаге, так сначала заявки предписывалось посылать в двух частях – в первой указывать оклад до повышения, а во второй – разницу с учетом надбавки.

    Но уже с 04.04.1918 поступило распоряжение приостановить выплату повышенных окладов.

    Понимая необходимость наведения порядка в ввозе и вывозе товаров декретом Совета Народных Комиссаров от 29 декабря 1917 года, опубликованного 3 января в газетах Рабочего и Крестьянского правительства с 1 января 1918 года вывоз и ввоз всех товаров допускался в случае разрешения отдела Внешней торговли Комиссариата торговли и промышленности. Перемеще-ние товаров без разрешений признавалось контрабандой, кроме товаров из областей Турции, занятых нашими войсками и перевозимых в воинских эшелонах, как имущество частей. Правда это не касалось правил перемещения товаров, предназначенных для собственных нужд жителями приграничных населенных пунктов. Все товары, задержанные по делам контрабанды, следовало передавать в Революционные трибуналы по протоколам, с указанием полной стоимости товаров и необходимых сумм для уплаты всех таможенных сборов.

    Стали набирать опыта хозяйствования и местные власти. Если 5-й объеденительный съезд крестьян и казаков Амурской области выносит резолюцию об упразднении таможенных постов и закрытия Благовещенской таможни, то уже на 6-ом чрезвычайном съезде был заслушан доклад представителя таможенного ведомства Мокеева и комиссара Благовещенской таможни ( была введена и такая должность) и съезд постановил: 1) Все таможенные учреждения оставить на местах и поручить исполкому области немедленно принять меры к восстановлению нормальной дея тельности и возвратить инвентарь; 2) Впредь до реорганизации все действия проводить по руководством Совета народных депутатов; 3) Все задержанные контрабандные товары, кроме спирта передавать для реализации кооперативным лавкам по ценам не ниже оценки таможенным уставом.

    В июле 1918 года приказом Дальне-Восточного Совета Народных депутатов № 155 от 23 июля был определен порядок перемещения через границу товаров и лиц. ( нарушителей беспощадно предавать суду, как врагов трудового народа – редакция приказа). Приказ был подписан Председателем Дальне-Восточного Совета Народных депутатов т. Калмановичем. Затем в газете « Дальне-Восточные Известия» за № 155 от 23 августа , являющейся офици-альным органом Совета Народных Комиссаров был напечатан приказ по министерству финансов СНК по Дальнему Востоку о том, что районным, воло-стным, сельским советам прекратить вмешательство в деятельность таможен-ных органов и принять все меры к восстановлению их нормальной работе.

    С приходом к власти Временного Сибирского правительства под руководством адмирала Колчака в его правительстве сразу же был создан тамо-женный отдел при министерстве финансов. Который начал рассылку своих циркуляров с предписаниями увеличить активность по взиманию всех таможенных сборов. Ввиду отсутствия бланков гербовых сборов даже предложил наклеивать вместо бандеролей ( так назывались тогда гербовые акцизные марки) полоски белой бумаги, с погашением этих полосок штемпелем для клеймения товаров, но взыскивать по установленным нормам, а с 1 января 1919 года все сборы увеличить в два раза.

    В связи с тяжелым положением на рынке была введена монополия на табак и сахар. А чтобы поддерживать цены на сахар на высоком уровне приня-ли постановление об увеличении пошлины на варенье, пастилу, желе и дру-гие продукты из сахара. Учитывая важность такого ведомства, как организа-ции, регулирующей ввоз и вывоз товара и источник поступления денежных средств на базе отдела был создан Департамент таможенных сборов с широ-кими функциями. Колчаковское правительство изыскивая все возможные способы поступления финансовых средств даже разослало требование об уплате подоходного налога за революционные 1917 и 1918 годы, а при неуплате требовало удерживать эти суммы из ближайшего месячного содержания.

    Но в полном объеме деятельность восстановить не удалось, пошлину пла-тили в основном только транзитные пассажиры, местное население пересекало границу без документов и без уплаты сборов. В своем ответе на циркуляр Хабаровского таможенного инспектора от 24 апреля 1919 года за № 5058 управляющий Союзным таможенным постом пишет, что население продолжает относиться враждебно и против восстановления деятельности поста ввиду отсутствия товаров на рынке и только доведение численности сотрудников до 20 человек с оружием может восстановить его работу. В это время на посту находилось шесть трехлинейных винтовок без патронов и четыре мексиканские винтовки с боекомплектом по сто патронов на каждую ( можно только предполагать как эти винтовки попали в наш регион. Нередко дохо-дило и до кровавых стычек с контрабандистами. В ночь с 6 на 7 февраля 1919 года в 25 верстах от г. Хабаровска на р.Амур были убиты во время разъезда 4 досмотрщика Забеловского поста – Феодосий Потапов, Иван Шубин, Николай Силантьев и Матвей Гущин, оружие и казенное обмундирование было похищено, а лошадей пристрелили. Управляющий Забеловским тамо-женным постом Пазюрич обратился к личному составу всех таможенных учреждений с просьбой прислать денежные средства семьям, оставшимся без кормильцев.

    В условиях фактической прозрачности границы нередкими были случаи, когда военнослужащие китайской армии за плату сопровождали контрабандистов до нашего берега. На одном из постов был задержан офицер китайской армии, который пересек границу вместе с двумя контрабандистами и пытался нанести удар шашкой одному из досмотрщиков, но был обезоружен и препровожден на пост. Ему на помощь кинулись 8 солдат китайской армии, но были задержаны на «Рогатке» двумя досмотрщиками, которые без применения оружия сумели их утихомирить. Протокол об этом инциденте был передан начальнику уезда Синьдун.

    Временное Сибирское правительство не смогло ничего сделать , экономическое положение страны за шесть лет войн и революций было катастрофическим. В краю, богатом лесом, был запрещен вывоз даже дров – за это нарушение было предусмотрено наказание в виде тюремного заключения на срок до трех месяцев или штраф до 3 000 рублей. Цены росли на дрожжах – к примеру если пуд сахара песка в августе 1919 года стоил 200 рублей, а рафинада 240, то уже к декабрю цены достигли до 600 рублей за сахар-песок и 720 за рафинад.

    В целях пополнения доходов новая власть в лице Президиума областного исполнительного комитета утвердила постановление Общего присутствия таможни №68 об обложении дополнительным налогом предметов, в связи с разрешением ввоза всех товаров, впредь до указаний центра. На предметы роскоши пошлина с фунта шелковых кружев равнялась 500 руб-лям, а за дамскую шляпку с отделкой – до 1000 рублей за штуку. Ужесточа-лась ответственность за нарушение правил перехода границы – штраф достигал от 500 до 1500 рублей. Независимо от уплаты штрафа виновные направлялись в органы милиции для привлечения к ответу согласно правил по борьбе с пьянством и хулиганством..

    22 апреля 1920 года областной исполком принял решение об усилении охраны границы и создания для этой цели батальона пограничной стражи, а на таможенные посты возложить только досмотр товаров и взимание сборов. Посты предполагалось сократить до 5 человек и оставить только одну лошадь с телегою и одно седло. И вновь в решении фигурирует: всем станичным, хуторским и сельским советам не вмешиваться в деятельность таможенных органов и оказывать содействие в борьбе с контрабандой и возвращением изъятого имущества. Значит вмешательство продолжалось и случаи не были единичными. Вознаграждение за задержание незаконно вывозимого золота достигло 50% курсовой стоимости, но выдавалась только кредитными билетами, на которых уже почти не удавалось ничего купить.

    Батальон пограничной стражи, набранный из обычных бойцов, оказался не готов к трудной и бескомпромиссной работе и уже 4-го октября в приказе Амурского областного народно-революционного комитета это подразделе-ние подлежало расформированию. В причинах указывалось, что личный состав, неся только охранно-сторожевую деятельность потерял свою боеспособность и не может ввиду протяженности границы в 2000 верст надежно ее защищать, морально разложился, не устояв перед соблазном обогащения. Число задержанной личным составом батальона контрабанды уменьшилось,а число изъятого имущества, осуществленного таможенными служащими увеличилось, не смотря на ограничение их функций и работе только на пун-ктах пропуска. Потоком шли жалобы, что изымаются вещи, не подлежащие конфискации, часто без составления протокола и обращаются на собственные нужды подразделений. Командный состав, мало сведущий в работе таможенных служб, вмешивается в их деятельность и создал фактически двоевластие на границе. Поэтому приказывалось все вооружение, имущество,конский состав и суда, отобранные у таможенных учреждений, передать обратно. Таможенный инспектор был обязан немедленно представить в Народно-Революционный Комитет положение и штаты вновь создаваемых постов и застав в тех местах, где их не было, но которые необходимо было открыть в интересах охраны экономического благосостояния республики. Скорее всего в этот период и был открыт Благословенский таможенный пост в одноименном селе, образованном корейцами, принявшими православие и переселившимися из Приморской области.

    Но неразбериха преодолеть не удалось, продолжалось не понимание и часто противодействие местных властей, финансирование поступало не в полном объеме и не регулярно. При растущей на глазах инфляции и невозможностью на денежное довольствие содержать семью привело к тому, что досмотрщики были вынуждены увольняться и например - к 1-му июлю 1921 года на Союзном таможенном посту остался всего один досмотрщик, граница оказалась без охраны, так как в разъезд можно послать не менее двух человек. Вот что пишет в своем прошении на имя управляющего Союзного поста досмотрщик Головкин : «имея шесть душ семейства не могу его прокормить и прошу уволить меня с 1-го июня 1921 года, так как вынужден ехать зарабатывать хлеб». Ввиду отсутствия кормов сами косили сено лошадям. Пришлось прикомандировывать сотрудников с других постов и застав.

    Учитывая тяжелое экономическое положение правительство ДВР дало разрешение на вывоз в Китай пушнины и продуктов охотничьего промысла с уплатой 10% пошлины. Цена шкурки соболя экстра-класса приравнивалась к стоимости шкуры тигра – 300 рублей, в 250 рублей оценивалась шкурка 1-го сорта чернобурой лисы, стоимость шкурки выдры равнялась медвежьей.

    При этом 1000 рублей кредитных билетов ДВР оценивался в одну копейку золотом. ( постановление министра финансов ДВР от 23.11. 1921 года). Такой курс вводился с 25.12. 1921 года.

    В целях пополнения бюджета было даже разрешено выращивать опийный мака и производить опий-сырец. Такое право получили частные лица, заключившими с аптекоуправлением облисполкома договор и уплатившим большой сбор. Постановлением от 23 апреля 1922 года было определено, что провоз опия должен быть свободным и никто не имеет право изымать его при производстве, хранение и перевозки. Однако вывоз опия в Китай был по прежнему запрещен.

    В таможенных органах вводился институт комиссаров. Приказом № 7 Амурского областного эмиссара правительства ДВР Носок-Турского от 17 января 1922 года политическим комиссаром таможенного инспекторства Амурской области назначался Невесенко.

    Правительство ДВР приняло меры к усилению границы. 31 мая 1922 года был принят закон « О усилении охраны границы ДВР в экономическом отношении». В нем говорилось - в порядке ст.43 Основного закона правительство ДВР постановило: 1) В целях усиления охраны границ ДВР в таможенном отношении прикомандировать потребное число конных бойцов из кавалерийских частей пограничных войск к таможенным учреждениям; 2) Учредить при Управлении таможенных сборов должности заведующего отделом пограничной охраны, а при инспекторе таможенного участка – помощника инспектора пограничной охраны; 3) Выделить на содержание каждого бойца по 25 рублей в месяц и дополнительное вознаграждение старшим отрядов –по 5 рублей в месяц.

    Для более качественного управления таможенными органами по распоряжению Рабочего и Крестьянского Правительства № 27 от 27 апреля 1922 года в соответствии с инструкцией Народного Комиссариата Внешней Торговли руководство таможенными органами возлагалось на таможенное Окружное управление. Районы таможенных округов, перечень входящих в него учреждений устанавливался НКВТ по согласованию НКФ. Таможенные органы подразделялись на таможни I, II, III класса ( ими стали таможенные заставы) и посты. Вся территория Благовещенского таможенного округа тоже была разбита на районы. Заставы и посты входили в них в таком порядке: 1)8 район - центр - с. Иннокентьевка - Иннокеньевская и Пашковская застава, Никольский, Скобельницкий, Михайловский и Раддевский посты; 2) 9 район - центр - ст. Екатерино-Никольская – Екатерино-Никольская застава и Союзный таможенный пост; 3) 10 район – центр – ст. Михайло-Семеновская застава и Венцелевский пост.

    Несмотря на трудности с финансированием, самоуправство и некомпетентность местных властей и командиров воинских частей, размещенных в пог-раничной полосе, таможенные служащие продолжали пресекать незаконное перемещение товаров через границу. Так только Союзный таможенный пост за год составил восемь протоколов по контрабанде опия и конфисковал 8 фунтов и 40 золотников опия ( около 3,6 кг.).

    Перед началом боевых действий в 1922 году с границы были сняты все воинские посты. На таможенные учреждения были возложены обязанности не только по охране государственной границы но и по наблюдению за сопредельной стороной с целью выявления перегруппировки китайских регуляр-ных частей ( отношение начальника штаба Приамурского военного округа от 19 мая 1922 3 1176/ оп).

    С целью составления полной картины положения дел на местах с обеспечением учреждений инвентарем и имуществом Совет Министров ДВР в циркуляре от 11 августа 1922 года № 1034 предписал всем министерствам про-вести инвентаризацию имущества с составлением подробных описей при участии комиссий Народного Контроля ( а там, где их не было – срочно создать ). Таможенные учреждения высылали к 25 октября свои ведомости в г. Читу с донесением в Инспекторство. На учет был взят каждый фунт овса и патрон, за их бесцельное расходование предлагалось накладывать взыскания вплоть до предания суду, как за растрату народного достояния. Могут показаться смешными такие нормы расхода, но вот что отпускалось для деятельности начальникам таможенных районов: 200 листов бумаги и три штуки перьев на месяц , один карандаш на два месяца, один флакон черных чернил на четыре месяца, флакон красных чернил и одна катушка ниток на полгода – циркуляр № 1529 от 06.10.1922 года.

    В целях налаживания порядка в финансовой сфере в РСФСР и ДВР была проведена денежная реформа. Все денежные знаки, выпущенные до 1922 года подлежали сдаче в казначейства до 25 октября 1922 года ( постановле-ние министра финансов ДВР от 14.09.1922 года).

    Усиливался контроль за таможенными органами – предписано провести учет всех служащих и сотрудников, на каждого заполнить анкету в двух экземплярах. Один оставался в учреждении, 2-й пересылался в органы ГПУ ( приказ № 8 от 14.11.1922 года). В связи с воссоединением ДВР с РСФСР охрана государственной границы в политическом, экономическом и военном отношении возлагалась на органы ГПУ – постановление ВЦИК от 06.11.1922 года, приказ ГПУ № 252 от 1922 года. В этом постановлении сказано: ст.14 – при пропуске багажа и грузов через границу досмотр производят таможни, руководствуясь таможенными правилами, при досмотре обязан присутствовать погранпредставитель ГПУ в качестве политического контро-ля, следя за правильностью таможенного надзора; ст.15 – в обязанности представителя погранотдела на таможенных пунктах кроме проверки документов, дающих право на пересечение границы входило и производство в случае необходимости личного досмотра, досмотра вещей и багажа, в том числе и вторичного; ст.16 – обнаруженные сотрудником ГПУ при досмотре предметы, не оплаченные таможенной пошлиной , запрещенные к ввозу или вывозу (кроме документов и бумаг) передаются таможне; ст.17 – Погранотдел при обнаружении неправильных действий таможен-ного сотрудника сообщает об этом Управляющему таможни или Таможен-ному Инспектору.

    В связи с привлечением к таможенному досмотру сотрудников пограничной стражи и обучением вновь принятых таможенных досмотрщиков поло-жениям таможенной и погранично-охранной службы была разработана специальная программа, в которой доводились правила ввоза, вывоза и транзита товаров, порядок перемещения пассажиров, взимания таможенных пошлин и сборов, понятие контрабанды и весь комплекс борьбы с таможенными правонарушениями, а также права и обязанности сотрудников.

    Для борьбы с контрабандой были организованы комиссии в составе таможенных представителей НКВТ, ГПУ и НКФ под председательством НКВТ. Было предложено Наркомюсту циркулярно предписать судебным органам поступающие дела о контрабанде рассматривать не позднее 10 дней со дня поступления в суд и организовать в местах нахождения таможен дежурные судебные камеры для задержанных контрабандистов. Лица, для которых контрабандный промысел являлся основным, подлежали высылке из пограничной полосы. Рекомендовалось периодически проводить облавы для обнаружения товаров привезенных контрабандным способом и не оплаченных пошлиной. Сотрудникам таможенных органов выдавались по предписаниям начальников таможенных органов и после проверки в органах ГПУ пропуска на свободное передвижение в погранполосе в любое время суток.

    Ужесточались правила нахождения жителей в пограничной полосе вне населенных пунктов: - была запрещена заготовка леса на дрова на китайском берегу; - всем пограничным волостным и сельским органам власти предписы-валось принять меры к установлению зимнего санного пути для пассажирского и грузового передвижения по льду реки Амур вдоль русского берега, не переходя государственной границы (приказ №2 Амурского губернского отдела управления от 15.11.1922 года г.Благовещенск).

    Начинается реорганизация таможенных учреждений. Постановлением Дальревкома от 10 февраля 1923 года были введены новые штаты таможенных учреждений Благовещенского таможенного участка. В состав которого входили две таможни I разряда: Благовещенская (91 человек, по штату ей полагался катер) и Хабаровская (71 человек и пароход с должностями капитана и моториста), а также таможни III разряда ( через эти таможенные учреждения могли быть пропущены только простейшие товары, не требующие технической экспертизы), среди которых числились Пашковская ( 7 чел.), Екатерино-Никольская ( 10 чел.), Михайло-Семеновская ( 9 чел.), а также посты : Радевский ( 5 чел.), Благословенский ( 4 чел.), Забеловский ( 6 чел.). Посты могли заниматься пропуском пассажиров, их багажа и « жизненных» товаров. Часть таможенных постов закрывалось. В процессе реорганизации таможенных структур почти полностью изменился состав служащих таможенных органов.

    Постановлением Дальбюро ЦК РКПб от 16.02.1923 года № 7 в таможен-ных учреждениях вводился институт комиссаров. В связи с политикой замещения руководящих должностей членами Коммунистической партии по распоряжению начальника Дальневосточного таможенного округа комиссары заняли должности управляющих таможнями 3-го разряда, а бывшие управляющие выполняли обязанности помощников в качестве специалистов-контролеров.

    При анализе личных дел сотрудников Екатерино-Никольской таможни оказалось, что из семи человек на 1 января 1924 года лишь один человек имеет стаж более трех лет. Только у одного из таможенных служащих, старшего стражника Стафеева Василия Петровича ,сдавшего экзамены экстерном за пять классов реального училища, был большой опыт работы – от чиновника почтово-телеграфного ведомства до начальника отдела в Московском международном коммерческом банке, работа в таможенном ведомстве. Ему в последствии придет вызов из Далькомбанка с предложением работать в должности помощника бухгалтера с окладом в 100 рублей, который тогда получал Управляющий таможни. Но в основном сотрудники закончили двухклассную сельскую школу или имели только домашнее образование. Впечатляет другое – жизненный опыт этих людей. Стражник Порушенков Ефим Васильевич за революционную деятельность в 1908 году был приговорен военно-полевым судом к смертной казни, впоследствии замененной 20 годами каторги. Был освобожден после революции, активно участвовал в Гражданской войне – прошел «вагоны смерти» у атамана Калмыкова, был ранен у Красной речки при освобождении Хабаровска. Да и в автобиографии других участие в боях под Порт-Артуром и в Гражданской войне. В это тяжелое время наверно было не до детей, многие были холостыми или имели в семье одного ребенка. Хотя тогда крестьянские и казачьи семьи были многодетными. Так в 1901 году в станице Екатерино-Никольской на 162 двора приходилось 1424 душ обоего пола, почти 9 человек на двор.

    Циркуляром № 733 от 07.03.1923 года предписывалось ликвидировать Союзный таможенный пост. Служащие подлежали увольнению, имущество передавалось на пограничную заставу. Вот список личного состава Союзного таможенного поста: управляющий – Космовский Боремир Юлианович; дос-мотрщики II разряда – Петухов Павел Иванович, Макеев Илья Семенович, Галицкий Владимир Иосифович; досмотрщики I разряда- Гринюк Даниил Сергеевич, Прокопович Александр Алексеевич. Досмотрщик Багаев Иван Семенович переводился делопроизводителем Михайло-Семеновской тамож-ни с 16.03.1923 года. Затем пришла очередь Благословенского и Венце-левского поста. Сотрудникам было объявлено, что они могут вновь устро-иться на общих основаниях в Михайло-Семеновскую таможню стражниками Сунгарийской таможенной брандвахты. Лишь некоторые получили распоря-жения. Так бывшему стражнику Благословенского таможенного поста Пет-рову А.А. предписывалось отправиться в Сунгарийскую брандвахту без расходов казны, как вновь принятому на должность помощника смотрителя складов.

    Гражданская война закончилась, на Родину стали возвращаться люди, волей или неволей заброшенные на чужбину. Учитывая это, было принято постановление СНК от 03. 03. 1921года « О пропуске возвращающихся из-за границы русских рабочих и эмигрантов». Согласно этому распоряжению все возвращающиеся должны были иметь визу от заграничных представителей РСФСР. Каждому разрешалось провести домашние вещи весом до десяти пудов на человека. Вся иностранная валюта подлежала изъятию и обмену в учреждениях банка на расчетные знаки РСФСР по установленному курсу.

    В качестве примера курс с 20.08. по 01.09. 1924 года: 1 $ - 1,93 рубля, 1 фунт стерлингов – 8,55 рубля, японская иена – 75 копеек золотом. Курс установлен котировальной конторой НКФ, постановление № 312 от 23.08.1924 года. Проходила революционная эйфория и красный флаг стал атрибутом власти. На всех государственных учреждениях было приказано повесить вывески,а флаги снять. Их разрешалось вывешивать только в дни революционных праздников. За нарушение правил виновные подвергались суду.

    Несмотря на присоединение территорий бывшей ДВР к РСФСР еще несколько лет здесь разрешалось золотое обращение ( дореволюционных российских, золотых японских иен и китайских золотых даянов). ( Циркуляр № 35-83 от 25.05.1923 года начальника Дальне-Восточного таможенного округа). Ввиду нахождения на руках у населения большого количества бу-мажной иностранной валюты в отдельные периоды разрешалось даже принимать платежи в бумажных иенах на территориях Камчатской и Приморской областей ( куда входили на тот период населенные пункты от ст.Волочаевки до села Верхне-Спаское). Постановление Распорядительного Бюро Дальревкома от 9 октября 1923 года – « О разрешении с 8 октября по 1 декабря 1923 года приема бумажных иен для платежей».

    Весь 1924 год граница между СССР и Китаем по реке Амур была закрыта для вывоза и ввоза товаров и пересечения в обоих направлениях. Местное население ввиду острой нехватки товаров стало активно заниматься контрабандным промыслом. Каждый месяц сотрудники ОГПУ и пограничной охраны регистрировали от 15 до 23 задержаний. Среди товаров чаще все-го фигурировали: х/б ткани- в 90% случаев; чай – 50 %; табак -45%; спирт-60%; спички -60%; нитки швейные на катушках- 20%. По докладам управляющего Екатерино-Никольской таможни до 70% населения подвержено контрабанде. А мерами по борьбе с этим явлением предлагалось – усилить погранохрану войск ГПУ и наладить снабжение населения товарами первой необходимости своего производства. На лиц, задержанных при перемещении контрабандных товаров налагались большие суммы штрафов и пени, но взыскивалось лишь не более 1-1,5%. Для увеличения поступления денежных средств в бюджет стали проводиться особые мероприятия. Так называемые « ударники по взысканию конфискационных недоимок» - циркуляр № 22 от 16.02.1925 года Управляющего Благовещенским таможенным участком Дальне-Восточного Таможенного округа. Весь участок разбивался на районы: 1-ый район –Михайло-Семеновская таможня, 2-ой район – Екатерино-Никольская , 3-ый район – Пашковская и Иннокентьевская таможни и т.д.

    Для проведения этой работы к учреждениям прикомандировывались сотруд-ники из других таможен и постов. Так например в Пашковскую таможню были направлены два человека с Димской таможни. Формировались группы по два человека в каждой, которым вручались списки недоимщиков по населенному пункту ( только по административным делам, по судебным делам взыскание проводилось сотрудниками милиции). Для более точного и правильного исполнения законов каждой группе выдавались инструкции о порядке взыскания налогов и сборов, копии руководящих документов и циркуляров ( инструкция от 15.10.1924 года по применению ст.8-11 и 13-15, циркуляр административного отдела Амурского губернского исполни-тельного Комитета от 14.02. 1924 года). Прием платежей осуществлялся по ордерам квитанционных книжек. Группам давались большие права – в случае отсутствия денежных средств у недоимщика на все имущество, за исключе-нием не подлежащих взысканию ( включающее необходимые носильные вещи и предметы домашнего обихода; орудий промысла и продуктов пита-ния на шесть месяцев на семью; одной лошади на десять десяти и одной коровы на шесть едоков с необходимым запасом кормов а также семенного зерна) обращалось на возмещение штрафов и пеней. На имущество и помещения составлялся протокол в присутствии органов местной власти и двух понятых и оно либо продавалось с аукциона или передавалось ответственному лицу на хранение.

    Суммы штрафов и пени по контрабандным делам росли, но их собираемость несмотря на все принимаемые меры составляла лишь несколько процентов. В последующие годы было принято решение о списании штрафов с неимущих граждан. Как пример – выписка из постановления Михайло-Семеновской таможни от 10 февраля 1926 года 6 « рассмотрев материалы по конфискационным делам 1924 года ( всего 8 дел), 1925 года – ( 25 дел), по которым числятся недоимки на сумму 3 479 рублей 50 копеек контрабандной пени и принимая во внимание, что имущество недоимщиков обследовано органами Рабоче-Крестьянской милиции и сотрудниками таможни и усматривается их несостоятельность - руководствуясь циркулярным распоряжением от 19.01. 1925 года №33 и циркуляром начальника Дальне-Восточного отделения ГТУ от 10.11.1925 года № 4211 постановило: обратиться к управляющему Благовещенской районной таможни с просьбой о возбуждении ходатайства перед Амурским губернским финансовым отделом о сложении числящихся недоимок со счетом, ввиду безнадежности их поступления.

    В целях совершенствования таможенного законодательства, приведения в единый порядок всех ранее принятых законов, приказов и распоряжений о транзите, вывозе и ввозе товаров, отправки международных почтовых от-правлений, перемещения через границу лиц Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР был принят 12 декабря 1924 года Таможенный Устав Союза ССР, введенный в действие Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР от 06.02.1925 года и опубликованный в «Известиях ЦИК СССР 11 февраля 1925 года в № 34.

    В Уставе были такие разделы как: о привозе и вывозе грузов – ст.29-1144 о транзите – ст.115-118; о пропуске пассажиров – ст.230-245; о производстве в таможенных учреждениях дел по контрабанде и иных нарушениях тамо-женных правил, а также определены права и обязанности сотрудников таможенного ведомства. Сохранялся и прежний дореволюционный порядок, по которому товары прошедшие таможенную очистку клеймились или на них накладывались пломбы или наклеивались марки гербового сбора. Все это проводилось в особых помещениях, где товары разбивались на мелкие партии под надзором таможни. Например: карандаши помещались в пачки или коробки не более 1-2 дюжин, затем на них наклеивались полоски белой бумаги с оттисками специальных клейм; на акцизные товары наклеивались марки акцизных сборов – к ним относились спички, свечи стеариновые, керосин и т.д; бритвы клеймились путем навешивания на черенок нитки со свинцовой пломбы с оттиском таможни выпуска. Пломбы отливались в учреждениях и на специальных прессах зажимались, чтобы исключить подмену товара. Существовали специальные чаеразвесочные или табачные пункты, с работающими постоянными артелями, где происходила переупаковка товара и нанесение таможенных обеспечений.

    Для сотрудников таможенных органов, занятых на наружной службе, вводилась новая форма одежды. Правда, до особого указания ношение формен-ной одежды являлось добровольным делом. ( Приказ по Народному комиссариату внешней торговли № 76/т от 8 июня 1924 года.) В циркуляре Главного таможенного управления от 18.02.1925 года № 42 предлагается всем сотруд-никам, наряжаемым для досмотра поездов и пароходов иметь фуражку уста-новленного образца и знаком на ней. Форменная одежда состояла из головного убора, бушлата или заменяющей летней блузы и пальто. Форма была черного, зимнее пальто черно-серого (маренго) цвета с кантами и петлицами из зеленого сукна. Фуражка могла быть повседневной из черного сукна, летней –верх из белого полотна, зимой – круглая черная мерлушковая шапка с донцем из черного сукна. Бушлат или зимнее пальто были двубортными. Из обуви – летом сапоги, зимой темно-серые валенки.

    Несмотря на принимаемые меры обстановка на российско-китайской годарственной границе продолжала оставаться сложной и даже ухудшилась. Воспользовавшись тем, что малочисленные заставы пограничных частей ОГПУ не могли тогда оказывать серьезное противодействие крупным бан-дам, а местное казачье население было вынуждено сдать оружие, активизировались хунхузы ( китайские бандиты). Только в станице Михайло–Семенов-ской размещался отряд конных красноармейцев, в селах Степановке, Головино, Надеждинском размещались заставы по 3-4 человека. Этих сил явно было недостаточно. Так в делах имеются докладные записки Управляющего Екатерино-Никольской таможни на имя Управляющего Благовещенским таможенным участком о том, что 26 марта 1924 года захватывалось село Нагибово, имеются раненные , а 18 января 1925 года деревня Доброе ( отряд в 150 хунхузов простоял в деревне 3 ; часа, уведено 58 лошадей и все имущество, вплоть до ложек и вилок, совершены насилия над женщинами и девушками, сожжен один дом и амбар, одна женщина убита, другая ранена, тяжело ранен мужчина. Во время отступления подоспевшими жителями с. Нагибово произведена засада, удалось отбить 15 лошадей и часть имущества. Отряд хунхузов в 300 человек стоит на китайском берегу. Можно ожидать последующих нападений.

    Несмотря на эти действия, в целях контроля над ввозом домашнего скота и мясопродуктов, для исключения проникновения болезней и эпидемий из Китая были определены пункты, через которые этот ввоз был разрешен. Одним из таких пунктов была и Михайло-Семеновская таможня, ввиду нали-чия в селе ветеринарного пункта ( в зону деятельности входила территория от Пашково до Нижнее-Спасского). Продолжалось совершенствоваться таможенное дело. В практику вводится понятие генеральной лицензии ( приказ Наркомторга от 23/11 -26 года № 56) , которая выдавалась на срок 6 месяцев. На летнюю практику в таможенные учреждения направлялись студенты институтов, которые готовили кадры для работы в таможенных органах.

    Вводится усовершенствованный Таможенный Тариф. Приказ Народного комиссариата внешней и внутренней торговли от 4 февраля 1926 года № 244/т.( произошло слияние Народного комиссариата внешней торговли и Народного комиссариата внутренней торговли в единый комиссариат). Этим приказом отменялось более 20 постановлений о порядке вывоза товаров, которые затрудняли работы своим разночтением. Все изменения Тарифа стали рассылаться централизованно до каждого поста.

    Ввиду тяжелого экономического положения страны активизировалась работа по сокращению расходов на содержание аппарата: требовалось сокра-тить канцелярские , хозяйственные и расходы на ремонт помещений не менее чем на 15 %, запрещались самовольные командировки; предписывалось сок-ратить штаты на 20 %, новых сотрудников не принимать, а на образующиеся вакансии брать сотрудников находящихся за штатом; пересмотреть дислока-цию и представить соображения о слиянии или упразднении таможенных учреждений. Техническое оснащение даже тех оставшихся учреждений, ко-торым было передано имущество всех ликвидированных таможен и постов оставалось крайне низким. Достаточно перечислить что находилось тогда по описям: весы с гирями; спиртометр; термометр; посуда жестяная с делениями для измерения объема; воронки; метр металлический; фонарь ручной; щуп железный. Правда уже имелась пишущая машинка.

    Все помещения, в которых размещались таможенные учреждения, арендовались у других организаций. Так помещение Михайло-Семеновской таможни было взято в аренду у Водного управления за плату в 12 рублей и 13 коп в месяц и состояла из двух комнат в 30,8 кв.метра под канцелярию, а также трех комнат ( общей площадью не более 10 кв. метров каждая) и общей кухни для жилья сотрудников с семьями. Арендовался амбар и конюшня – 38 кв. метров.

    В 1925 году началась очередная штатная реорганизация таможенных учреждений. Приказом Начальника Дальне-Восточного таможенного округа от 1 июня 1925 года № 26 упразднялось управление Благовещенского тамо-женного участка. Благовещенская таможня преобразовывалась в Благовещен-скую районную таможню I разряда с подчинением ей таможенных учрежде-ний бывшего Благовещенского таможенного участка (Пашковская таможня там уже не значится). Затем на основании постановления СНК от 3.07. 1925 года и приказа НКВТ от 11.07.1925 года за № 135/т упразднялось Управление Дальне-Восточного Таможенного округа и вместо него образовывалось с 1 сентября 1925 года Дальне-Восточное отделение Государственного таможен-ного управления с центром в г.Хабаровске. К этому времени на территории области еще действовали: Екатерино-Никольская и Михайло-Семеновская таможни III разряда со штатами по пять человек каждая ( управляющий -1; пом. управляющего -1; делопроизводитель – 1; стражник I разряда -1; стражник II разряда -1) и Усть-Сунгарийская таможенная брандвахта с правами таможни III разряда – 3 сотрудника.

    Навигация по реке Амур продолжалась , но пароходы совершали теперь только внутренние ( каботажные рейсы). В навигацию 1925-1927 годов ходили следующие пароходы: государственные – « Чичерин», « Дзержинский», « Ильич», « Калинин», « Троцкий» и частные- « Русский», « Колумб»,« Коротаев». В отчете Управляющего Михайло-Семеновской таможни от-мечено, что за навигацию 1927 года проверено 99 каботажных судов, которые привезли 301 тонну товаров, 12 голов скота; вывезли разной сельскохо-зяйственной продукции -2472 тонны, 56 голов скота, 10 лошадей, птицы домашней 650 штук.

    Основной формой деятельности оставалось ведение конфискационного делопроизводства и проверка посылок, отправляемых из 7 ; километровой пограничной полосы вглубь страны. ( ГА ЕАО Ф. Р-30. Оп. 1 Д. 18. л.34). Ввиду фактического закрытия границы и отсутствия в кооперативных лавках самых необходимых товаров, а также неоправданно большими ценами на имеющиеся жители приграничных населенных пунктов продолжали приобретать товары в Китае. В рапортах отмечалось, что главными базами контрабандистов являются ст. Тихонькая, Бира и Ин. Была также большая разница между ценами в городах и в селах. Та если пуд керосина в городе Благовещенске стоил 4 рубля 50 копеек, то в Михайло-Семеновской – 7 рублей 20 копеек. Для наглядности приведем таблицу цен на товары первой необходимости.

    Охрана границы осуществлялась только разъездами и ими задерживались простые жители, ни в одной сводке не упомянуто, что пойманы профес-сиональные контрабандисты. Поэтому дела о взыскании штрафов тянулись годами и даже после ликвидации последней таможни – Михайло-Семенов-ской – незавершенные дела были переданы в Хабаровскую таможню, которая вплоть до 1928 года производила взимание пеней. После ее закрытия все документы были переданы в Дальне-Восточное отделение ГТУ. В делах есть сопроводительная за подписью начальника Биро-Биджанской раймилиции, датированная 13 октябрем 1930 года за № 103/27 о пересылке дел за 1927 года по взысканиям. Было даже принято решение, что «если недоимщик к этому времени состоял членом комунны или колхоза, то недоимку взыскивать не следует, только составить акт. Одновременно истребовать подписку, что в случае выхода из колхоза правление сообщает об этом в город Хабаровск, в Дальне-Восточное отделение Государственного таможенного управления, в отдел по борьбе с контрабандой».

    В целях экономии и упрощения делопроизводства приказом НКВ и ВТ № 280 от 16.12.1927 года с 1 января 1928 года прекращалось ведение журналов входящих и исходящих документов. На документах указывалось время поступления и исполнения, они записывались в тетрадь специальной формы. При этом исходящие документы нигде кроме разносной книги не учитывались, исходящим номером служил номер дела и нумерация листов в деле. Предписывалось писать на двух сторонах листа без пропуска строк.

    Постановлением ЦИК и СНК СССР от 21 марта 1928 года « О вывозе, ввозе, пересылки и переводе за границу и из-за границы валютных и других ценностей» было запрещено ввозить советскую валюту из за рубежа. Курс советского червонца за границей упал почти в два раза и импортные товары стали неконкурентными на нашем рынке. Ввиду этого усилился ввоз валюты в СССР. Стали даже отмечаться случаи вывоза за границу муки, спичек, керосина, а валюту ввозили в СССР. Для пресечения возможных злоупотреб-лений приказом ГТУ № 70/26 от 24.03.1928 года определялось, что личный досмотр пассажиров производить только с личного разрешения руководителя таможенного органа.

    Ввиду полного отсутствия внешнеторговых связей с Китаем на территории области приказом управляющего Благовещенской районной таможни от 17 ноября 1926 года № 183 упразднена Екатерино-Никольская таможня , а Михайло-Семеновская приказом Благовещенской районной таможни № 184 от 15.12.1927 года переводилась на новый штат в три человека: управляющий-1; пом. управляющего -1; помощник заведующего складами -1. Затем предписанием Дальневосточного отделения Главного Таможенного управления от 22.05.1928 Михайло-Семеновскую таможню закрыли. После захвата КВЖД и обострения отношений между СССР и Китаем, а затем с захватом Маньжурии японскими милитаристами и создания на ее территории марионеточного государства Маньжоу-Го было не до торговли.

    

    За тот, кажется бы короткий период времени, всего в четверть века, таможенные учреждения успели поработать по законам Российской империи и Временного правительства, сначала под руководством эмиссаров Керенско-го, а потом и временного Сибирского адмирала Колчака; затем в буферной Дальне-Восточной республике и наконец в жестких условиях восстановления разрушенного гражданской войной и иностранной интервенцией народного хозяйства, когда на учете был каждый лист бумаги и карандаш. И всегда, при любой власти, стояли на страже экономических интересов России, пресекая незаконный вывоз золота и валютный ценностей, оружия и наркотических средств, а также незаконную миграцию. Выполняя с честью все поставленные задачи.

    

    Автор: Шевченко Владимир Владимирович.



ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Сайт Проза.ру