Благовещенская таможня О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      71
книги              71
панорамы       58
статьи        6645
фото           7184








Первый литературный портал:



Стихотворение
Ещё по рощам белые берёзки...

Стихотворение
Большая вода






Статьи по теме

Гос.структуры












































История Благовещенской таможни

27 сентября 2019 г.

    Начало XXI столетия отмечено юбилейной да-той в жизни таможенников. 30 апреля 2002 г. 100 летний юбилей создания таможенного органа в Амурской области отметил коллектив Благовещенской таможни. Судьба развития таможенного дела в нашей области отразила не только все противо-речия внешнеторговой и таможенной политики государства на восточной окраине, но и малейшие колебания политической конъюнктуры. 30 апреля 1902 г. Сенатом было распубликовано распоряжение Министра финансов об открытии таможенных застав в Благовещенске, на станции Пограничная Китайской восточной железной дороги и в Лахасусу, при устье реки Сунгари. Началось создание таможенных учреждений по сухопутной границе России с Китаем и Кореей. Первыми были - управляющий Благовещенской заставой Владимир Андреевич Бржозовский и бухгалтер Александр Петрович Цытович.

    В 1909 году с образованием таможенного округа "Приамурский"(в который вошли Приморская, Амурская и Забайкальская области С созда-нием Приамурского таможенного округа изменился и статус Благовещенской таможенной заставы.). 26 мая 1909 года распоряжением Министра финан-сов Благовещенской заставе присвоен статус Благовещенской таможни второго класса . В соответствии с Таможенным Уставом ей предоставлялись права по пропуску и очистке пошлиной всех "дозволенных к привозу" товаров. Штат новой таможни был увеличен до 10 чиновников и 35 таможенных досмотрщиков. С первых дней на пути налаживания нормальной работы нового тамо-женного учреждения стояло множество препятствий. Это и малочисленность штата и незнание прибывшими с западной границы на новые места службы чиновниками местных условий, и особый менталитет населения, которое не желало воспринимать сам факт закрытия границы и продолжало свободно перемещаться через государственную границу и ввозить из Китая товары за пределы 50-верстной полосы, тем самым потворствуя контрабандистам. Таможенникам приходилось преодолевать негативное отношение к себе не только со стороны контрабандистов, но и со стороны казачества, и даже офицеров расквартированных в Амурской области армейских частей.

    Впрочем, это были отдельные недоразумения, в целом таможня решала задачи защиты границы в тесном взаимодействии с командованием расквартиро-ванных в Амурской области воинских частей.

    Среди тех, кто прибыл в этот период на службу в Благовещенскую таможню из таможенных учреждений европейской части страны, были та-моженники, которым предстояло проработать в Приамурье долгие годы.

     Владимир Афанасьевич Орликов. Выпускник Варшавского университета по юридическому факультету, он в 1898 г. пришел на службу в Департамент таможенных сборов. Служил в Либавской, Вержболовской, Варшавской таможнях Царства Польского. В апреле 1909 г. в числе других чинов-ников из таможен европейской России командирован во Владивостокскую таможню. С 8 октября 1910 г. назначен управляющим Благовещенской таможней. Возглавлял ее вплоть до 1918 г.

    Антоний Дмитриевич Сихри в январе 1910 г. назначен членом Благовещенской таможни. Исполнял должность управляющего Благовещенской таможней с 13 октября по 14 декабря 1910 г., с 1 по 25 мая 1911 г. и .с 3 сентября 1913 г. по 3 марта 1914 г.

    В мае 1909 г. распоряжением Департамента таможенных сборов коман-дирован для усиления личного состава таможенных учреждений на Дальнем Востоке Александр Михайлович Деканозов, имевший к этому времени 10-летний стаж службы в таможнях Тифлисского таможенного округа, Служил надзирателем Кумарского и Черняевского таможенных постов. С августа 1912 г. исполнял обязанности пакгаузного надзирателя, корабельного смотрителя, контролера Благовещенской таможни.

    Повысить эффективность работы таможенных учреждений далекой окраины, второй раз за десятилетие переходившей от беспошлинной торговли к таможенному обложению, было невозможно без серьезного улучшения их материальной базы. В период существования Приамурского таможенно-го округа (1909-1912 гг.) были решены вопросы приобретения недвижимого имущества. В мае 1910 г. были выделены средства на приобретение недвижимого имущества и для Благовещенской таможни. За 90 тыс. руб. у Товарищества Амурского пароходства был приобретен участок земли с расположенными на нем постройками на углу улиц Набережная Амура и Мастерская. Таможня, наконец, получила собственное помещение.

    С 1 января 1913 г. Благовещенская таможня была преобразована в таможню 1-го класса и в своей оперативной деятельности подчинялась непосредственно Департаменту таможенных сборов, а в ревизионном отношении - Хабаровскому таможенному инспектору, обязанности которого долгое время исполнял Н.Н. Котлов.

    Нарастание объемов работы после отмены порто-франко и особенно в связи с отменой 50-верстной полосы требовало улучшения качества обслу-живания клиентов в таможне. Погрузо-разгрузочные работы в таможне проводились случайными людьми, стекающимися отовсюду на время навига-ции рабочими. "Этот пришлый элемент, из года в год постоянный, - замечал управляющий таможней В.А. Орликов, - монополизировал в своих руках грузовые операции и не считался ни с чьими требованиями. В частно-сти, при выгрузке товаров с заграничных судов чинам таможни постоянно приходилось вступать с грузчиками в пререкания по предъявлению мест к досмотру и соблюдению порядка при выгрузке". Использование случай-ного элемента при осуществлении таможенного досмотра товаров и их клей-мения не гарантировало таможню и товарохозяев от возможных хищений, Начатые еще в начале 1911 г. переговоры с Биржевым комитетом об учреждении при таможне "ответственной артели" в целях упорядочения приемам досмотра заграничных товаров увенчались успехом только в конце 1913 г. Артель учреждалась в г. Благовещенск "с целью отправления как личным трудом участников, так и при посредстве наемных рабочих и при круговой друг за друга ответственности различных должностей, связанных с деятельностью торговых фирм, частных лиц, казенных и частных учреждений же-лезных дорог, пароходов, фабрик, заводов, приисков и пр., для исполнения торговых поручений различных учреждений и частных лиц, а равно для производства работ по уходу за товарами в местах их производства, отпуска и хранения". Кроме того, артель принимала на себя исполнение разнообразных "сторожевых служб".

    В январе 1914 г. с согласия Приамурского генерал-губернатора Благовещенская биржевая артель получила назва-ние Гондаттиевская. Из сохранившихся в фонде договора между таможней и артелью и Устава биржевой тамо-женной артели можно сделать вывод о том, что у Благовещенской таможни появился надежный деловой партнер в организации таможенного досмотра и таможенного оформления.

    Еще более обострилась в связи с отменой 50-верстной полосы и без того острая для таможенных органов Приамурья и Забайкалья проблема обеспечения таможенного надзора "за непровозом контрабанды". Документы свидетельствуют об устойчивой тенденции роста конфискационного делопроизводства таможенных органов накануне первой мировой войны.

    Главное место среди конфискованных товаров традиционно занимал спирт. В первом полугодии 1913 г. на его задержание приходилось 58,9 % случаев и более 80,9 % стоимости всех конфискованных товаров. В 1914 г. количество задержаний контрабанды увеличилось в Благовещенской таможне почти в полтора раза к уровню 1913 г. (3032 случая контрабанды на сумму 49863 руб.. Приграничное население по-прежнему занималось приобре-тавшим характер традиционного промысла спиртоношеством. Управляющий Айгуньским таможенным постом в июле 1913 г. доносил в управление таможни о том, что казаки, занимающиеся контрабандой, отселяются из ста-ниц на выселки на берегу Амура. "Туда приезжают крупные контрабандис-ты, останавливаются, нанимают разведчиков и сами уезжают в Айгунь. Казаки выселка садятся на лошадей и под видом пропавшей какой-то овечки или чушки шныряют по кустам до тех пор, пока не находят досмотрщиков, дают о месте нахождения досмотрщиков условный знак за границу (выстрелом или огнем, следя за досмотрщиками до тех пор, пока те, потеряв всякое терпение, уезжают обратно. Следом за досмотрщиками проходит в сопровождении казаков контрабанда, останавливается в условном пункте, где ее поджидают свежие лошади, на которых стараются поскорее отъехать дальше от берега". Крупные партии контрабандного спирта и вина направ-лялись на прииски Амурской области.

    Небывалых размеров контрабандный промысел достиг в годы первой мировой войны. В 1915 г. на фоне сокращения операций таможни по всем направлениям количество задержаний контрабанды выросло почти в 2,5 раза. Причины этого "печального явления" коренились не только в сло-жившемся традиционном "контрабандолюбии" приграничного населения и ориентации на прибыльный контрабандный промысел, но и в новых факторах. В первую очередь речь идет о запрете на территории Российской Империи продажи, а следовательно, и ввоза из-за границы крепких спиртных напитков. "Испытываемые препятствия при водворении контрабанды, -пишется отчете управляющего таможней за 1915 г., - сопряженный с этим риск и отсутствие предложения на местном рынке подняли цену на этого рода продукты и, при существующей на них низкой цене на той стороне реки Амура, сделали контрабандный промысел весьма выгодным предприятием".

    Водворители контрабанды не останавливались ни перед какими затратами для успеха дела в уверенности, что их расходы сторицей будут возмещены потребителями. Несмотря на то что усилия таможенных досмотрщиков - задержателей контрабанды стимулировались (2 руб. вознаг-раждения с каждого задержанного ведра спирта), среди них находились сторонники более легкой наживы. Символично выглядит датированная 27 января 1915 г. небольшая сохранившаяся записка: "Препровождая при сем пятьдесят копеек, данные в подкуп чинам таможни, Благовещенская таможня имеет честь просить казначейство зачислить эти деньги в депозиты г. военного губернатора Амурской области. Управляющий В. Орликов".

    Водворители контрабанды, как правило остающиеся в тени крупные предприниматели, не останавливались ни перед какими затратами для успеха дела. "Чины ведомств, - с горечью замечает управляющий таможней, - на коих лежит по закону обязанность преследования контрабандистов и потребителей контрабанды, не могут нередко устоять пред соблазном взять взятку за пропуск крупных партий контрабанды. И благодаря этому злу пос-ледняя проникает в область и передвигается по ней". Таможенные чиновники понимали, что с этим злом гораздо труднее бороться, чем с самими контрабандистами.

    В целом последовательное пресечение попыток провоза контрабанды в районе Благовещенской таможни имело определенные результаты. Водво-рение контрабанды в районе таможни в больших размерах стало практичес-ки невозможным. Контрабанда направилась в обход и обычно задержива-лась в тылу за городом секретами из таможенных чинов и корчемной стра-жи. Однако решить проблему контрабанды в Приамурье в целом так и не удалось. С 1920-1928 годы организован Благовещенский таможенный участок Дальневосточного таможенного округа. В состав Благовещенского таможенного участка входили: управление Благовещенского таможенного инспектора со штатом 12 человек , Благовещенская таможня - 82 человека, таможни: Черняевская, Иннокентьевская, Михайло-Семёновская, Екатерино-Никольская. Покровская, Рейновская, Димовская.

     а 1927-1928 год штат Благовещенской таможни был сокращён почти наполовину. В это время управляющим таможни был Георгий Николаевич Михайлов, комиссаром таможни был член РКП Андрей Иванович Макаров. Следующим управляющим Благовещенской районной таможни стал Бредис.

    Усилению централизации таможенного дела в условиях монополии внешней торговли сопутствовало упрощение структуры таможенных органов. Целый ряд таможенных учреждений упразднялся. Была упразднена и Благовещенская таможня, здание которой на углу улиц Мас-терская и Краснофлотская в марте 1938 г. было передано Благовещенскому погранотряду. С этого момента таможенный надзор в районе Благовещенска возлагался на Владивостокскую таможню, которая в случае необ-ходимости направляла сюда своих сотрудников.

    Возрождение постоянного таможенного надзора на Амуре произошло после завершения второй мировой войны. В октябре 1945 г. в составе Вла-дивостокской таможни были открыты 10 таможенных постов, обеспечивающих таможенный надзор по границе с Маньчжурией. Среди них открыт и Благовещенский таможенный пост со штатом 3 чел. С апреля 1946 г. таможенный пост развернул свою работу на постоянной основе.

    В 50-х годах начальником Благовещенского таможенного поста был Пётр Фролович Матвеев С 1984 по 1989 годы Благовещенский таможенный пост возглавлял Игорь Олегович Степанов. Он же с1989 по 1992 годы являлся начальником Благовещенской таможни.

    С 1993 года по ноябрь 2002года руководил таможенной службой области Виктор Касьянович Цыганов. Сейчас Благовещенская таможня является структурным подразделением Дальневосточного таможенного управления. Её деятельность охватывает всю территорию Амурской области. В состав таможни входит 36 структурных подразделения, в том числе 5 таможенных постов: в Джалинде, Пояркове, Белогорске, Тынде и Благовещенский таможенный пост 1-ой категории в областном центре.

    Перед таможенными органами стоят масштабные и ответственные задачи НА СТРАЖЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ и по формированию доходной части федерального бюджета, защите экономического суверенитета страны.

    Являясь составным элементом системы правоохранительных государства, таможенная служба вносит значительный вклад в решение задач по борьбе с контрабандой, другими преступлениями, отнесёнными к её компетенции, и с нарушениями таможенных правил.

    И сейчас, как и столе-тие назад. Благовещенская таможня достойно обеспечивает защиту экономических интересов России в Дальневосточном регионе.

    

    Ведущий таможенный инспектор (пресс-секретарь) Благовещенской таможни, советник государственной службы 3 класса В.Е.Шабельский



ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

    Сайт Компании "Декларант плюс"