Пограничная служба О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      65
книги              71
панорамы       58
статьи        6418
фото           7086








Первый литературный портал:



Рассказ
Весёлые действа погоды

Стихотворение
Учительнице






Статьи по теме

Гос.структуры









Статьи по теме

Пограничная служба




nbsp;   Радиосериал Амурские волны:
Капитан Амурской речной флотилии Демьян Высочин















Экономическое развитие Дальнего Востока - составная часть пограничной политики СССР

03 октября 2017 г.

    Опыт формирования системы защиты государственных интересов на Дальнем Востоке в послевоенное время показывает тесную взаимозависимость экономического состояния приграничья и степени защищенности государства на границе.

    В целях укрепления обороноспособности СССР и обеспечения государственной безопасности в пограничном пространстве советским правительством сразу же после окончания Второй мировой войны был взят курс на усиление военной мощи и создание надежной системы охраны государственной границы. Потребовалось наращивание военной и пограничной группировок на Чукотке, Камчатке, Сахалине, в Хабаровском крае и в Приморье, где происходила существенная реорганизация всех воинских формирований.

    К началу 1947 г. в составе Дальневосточного и Приморского военных округов имелось 7 общевойсковых и 2 воздушные армии [01]. На Камчатке был создан Камчатский морской оборонительный район, свою базу базирования получили подводные лодки Тихоокеанского флота. В районе реки Камчатки началось строительство полигона РВСН «Кура» и космического контрольно-измерительного комплекса. На Дальнем Востоке дислоцировался Тихоокеанский флот, Амурская военная флотилия, округ ПВО, гвардейский воздушно-десантный корпус, авиационный корпус и воздушная армия дальней авиации.

    К 1948 г. завершилось восстановление охраны государственной границы СССР на всей ее сухопутной части в Хабаровском крае, Приморье, вдоль Тихоокеанского побережья. Общий режим границы был распространен на Чукотке. Численность личного состава пограничных частей, охранявших морские пространства на Тихом океане, увеличилась более чем в 7 раз по сравнению с 1945 г. Были сформированы новые отряды и выставлены 124 заставы.

    Одной из задач защиты государственных интересов Советского Союза в послевоенный период стало экономическое укрепление Дальневосточного региона, создание здесь комплексного многоотраслевого хозяйства. К концу войны на Дальнем Востоке уже были развиты основные жизнеобеспечивающие отрасли народного хозяйства: топливно-энергетический комплекс, машиностроение, пищевая, легкая промышленность, предприятия быта и т.д. Основой социально-экономического развития Дальнего Востока стал Закон о четвертом пятилетнем плане (1946—1950 гг.), принятый в феврале 1946 г. Всестороннее развитие металлургии, энергетики, судостроения, транспортной инфраструктуры, сельского хозяйства способствовало превращению края из потребляющего в производящий.

    В условиях мобилизации ресурсов для восстановления разрушенного хозяйства Европейской части СССР, Дальний Восток не пользовался преимуществами в распределении капиталовложений. Политическое руководство и плановые органы страны исходили из того факта, что районы Дальнего Востока России не пострадали столь масштабно от военных действий. Доля капитальных вложений в Дальний Восток в общем объеме по РСФСР была снижена до 5,1% (1 133 млн руб. в годы 4-й пятилетки), против 10,2% в довоенный период [02]. Кроме того, региону отводилась роль добывающего центра, ориентированного на создание собственных железорудных мощностей, заготовку леса, развитие рыболовства, особенно в районах Южного Сахалина, Курильских островов и Камчатки [03].

    По мере возрождения экономики обострилась проблема трудовых ресурсов, усугубившаяся потерями трудоспособного населения. В первые послевоенные годы был принят ряд законодательных актов, касавшихся вопросов хозяйственного освоения и заселения дальневосточных территорий путем переселения граждан из других районов страны, закреплению в регионе демобилизованных из Советской армии военнослужащих. В результате на Дальнем Востоке темпы прироста населения оказались самыми высокими в стране. Так, за период между переписями 1939 и 1959 гг. численность населения РСФСР в целом увеличилась на 8,4%, Дальнего Востока — на 60,0%. Среднегодовой прирост составил соответственно 0,4% и 3,0% [04]. Приток значительного количества переселенцев положительно влиял на экономический рост региона. Создание из числа прибывших на Дальний Восток постоянных строительных бригад позволило расширить производственную базу, строительство объектов в жилом и социальном секторах.

    Однако методы реализации экономической политики не всегда положительно влияли на уровень жизни и материальное обеспечение населения Дальнего Востока, степень его социальной защищенности. Возникали проблемы с продовольственным обеспечением. Например, в конце 1940-х — начале 1950-х гг. торговля мясом на Камчатке и Чукотке производилась с перебоями, длительно отсутствовали крупы, масло растительное, комбижир, сыр, молоко сухое, томат-паста, сухофрукты, специи, неудовлетворительно проводилась торговля рыботоварами, не удовлетворялся спрос на белый хлеб, хлебобулочные изделия. Допускались перебои в торговле промышленными товарами.

    В 1959—1965 гг. ежегодные размеры государственных капиталовложений в экономику востока страны достигали 1,5 млрд руб. [05] В период 1950—1960 гг. на Дальнем Востоке были сооружены и введены в действие Зейская и Вилюйская ГЭС, десятки крупнейших промышленных предприятий. Только в Хабаровском крае было построено более 60 новых заводов, фабрик, цехов, расширено и реконструировано 110 промышленных объектов. К концу 60-х гг. валовой выпуск продукции промышленных предприятий региона увеличился в 2 раза [06].

    Улучшение социально-экономической обстановки в регионе в 1950—1960 гг. позволило активнее решать вопросы обеспеченности пограничных войск материальными средствами, улучшать условия жизни пограничников. Например, с развитием электрификации региона одними из первых к источникам энергии подключались воинские части и отдельные городки. Это позволило повсеместно оборудовать линии связи, возводить инженерные сооружения, обеспечивать светом места расквартирования и боевого обучения войск.

    К концу 60-х г. на сухопутном участке дальневосточной границы были оборудованы электросигнализационные системы. В морские пограничные части поступали современные корабли. Тихоокеанский пограничный округ пополнился 17 кораблями различных классов. Часть из них поставлялась судостроительными заводами, расположенными в Хабаровском крае.

    Хотя материально-техническое и военное обеспечение воинских частей в основном проводилось централизованно из Москвы, но полноценно решать вопросы охраны государственной границы без тесного взаимодействия с региональными органами власти было невозможно. Практика показала, что без помощи местных предприятий нельзя было решить проблемы безаварийной эксплуатации казарменного и жилого фонда военных городков пограничных войск, инженерных систем и коммуникаций, энергетического и дизельного оборудования, материального обеспечения и торгово-бытового обслуживания пограничников. В решении задач охраны границы огромную роль играли региональные транспортные пути. На базе экономики дальневосточных приграничных субъектов РСФСР развивались объекты пограничной инфраструктуры, ориентированные на решение социально-бытовых проблем семей военнослужащих (обучение детей пограничников в местных школах, высших учебных заведениях, медицинское обслуживание, отдых и т.д.). В свою очередь, дальневосточные пограничники оказывали повсеместную помощь населению.

    Увеличение численности военной и пограничной группировок в Дальневосточном регионе повлекло за собой увеличение численности населения приграничных районов. Вместе с офицерским составом на Дальний Восток выезжали семьи. Рядом с военными городками строились школы, больницы, предприятия бытового обслуживания, учреждения культуры и отдыха и т.д. Постепенно сельские районы приграничных территорий, благодаря дислоцированию воинских частей, превращались в поселки городского типа, в культурные центры. Например, на Чукотке городское население увеличилось к 1960 г. в 8 раз по сравнению с 1939 г., в 1970 г. — в 21 раз; на Камчатке — в 3,7 и 6,2 раза соответственно [07].

    Дальний Восток в 1960—1970-е гг. стал единым территориально-производственным комплексом, успешное развитие которого во многом определялось сбалансированностью экономического и демографического развития. Благодаря реализации мероприятий по ускоренному развитию производительных сил, он отличался устойчивым абсолютным и относительным ростом числа жителей и существенным превышением темпов прироста над аналогичными показателями РСФСР и других экономических районов. В общем приросте населения за этот период на долю миграции приходилось 32,6%. Темпы прироста населения в годы девятой пятилетки (1971—1975 гг.) были в 2,5—3 раза выше среднереспубликанских и практически на 2 порядка выше аналогичного показателя на других территориях интенсивного хозяйственного освоения [08].

    Формирование на пограничных территориях постоянного населения способствовало созданию дополнительной силы, оказывавшей существенную помощь пограничным войскам в охране дальневосточных рубежей. В целях привлечения местного населения к охране границы во всех приграничных районах Дальнего Востока были созданы добровольные народные дружины и отряды юных друзей пограничников. Помощь добровольных помощников на границе с КНР позволила задерживать каждого шестого нарушителя границы [09].

    Таким образом, проблемы экономики и охраны государственной границы в приграничных регионах Дальнего Востока были взаимообусловлены. Прагматические соображения руководства СССР по обеспечению обороноспособности и государственной безопасности исходили из реально складывающейся военно-политической обстановки и экономического состояния страны.

    

    Примечания:
    01. Архив штаба ДВО (АШ ДВО), ф. 2188, оп. 2488, д. 2, т. 1, л. 133, л. 650-753.
    02. Государственный архив Российской Федерации, ф. 374, оп. 31, д. 511, л. 102.
    03. Законопятилетнемпланевосстановленияираз-вития народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг. Принят Верховным Советом СССР 18 марта 1946 г. // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. III. 1941—1952 гг.— М.: Политиздат, 1968, с. 268.
    04. Мотрич Е.Л., Кравчук С.А. Государственная политика хозяйственного освоения и заселения Дальнего Востока в конце XIX в. и до середины 1980-х гг. // Вестник ДВО РАН, № 6, 2006, с. 121.
    05. Крушанов А.И. Промышленное развитие советского Дальнего Востока // История СССР, № 5, 1967, с. 72.
    06. Деревянко А.П. Инженерно-технические кадры Дальнего Востока СССР (1959-1965 гг.). -М., 1978, с. 15.
    07. Итоги всесоюзной переписи населения 1959 года. Сводный том. — М.: Госстатиздат, 1962; Итоги всесоюзной переписи населения 1970 года. Том IV. Национальный состав населения СССР, союзных и автономных республик, краев областей и национальных округов. — М.: Статистика, 1973.
    08. Архив отдела демографии и использования трудовых ресурсов ИЭИ ДВО РАН, 1986, д. 15, т. 6, л. 1-2.
    09. ЦПА ФСБ, ф. 231, оп. 1, д. 170, л. 102, 154, 176.

    

    КРАВЧУК Сергей Александрович — к.и.н., доцент; заведующий кафедрой Института береговой охраны ФСБ России krafff@inbox. ru



ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Печатный источник: "Власть". - 2010, №3
   Электронная варесия - Главный редактор портала "Амурские сезоны" Коваленко Андрей