Проблемы советизации ДВ в 1920-х годах О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
книги              54
панорамы       58
статьи        5578
фото           6589








Первый литературный портал:



Стихотворение
Отгремела канонада...

Стихотворение
Нет времени выбирать слова...






Разделы по теме

История Амурской области











Статьи по теме

Приамурье Советское


























Проблемы советизации ДВ в 1920-х годах

12 апреля 2019 г.

   В современном мире идет процесс формирования новой модели мироустройства, сопровождающийся ростом глобальной и региональной нестабильности. Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за ресурсы, доступом к рынкам сбыта, контролем над транспортными артериями. В борьбе за влияние на международной арене задействован весь спектр политических, финансово-экономических и информационных инструментов. Все активнее используется потенциал специальных служб. Стратегическими целями страны являются создание условий для мирного и динамичного социально-экономического развития Российской Федерации, обеспечение ее военной безопасности [01].

   На протяжении всего исторического развития дальневосточный регион является стратегически важным субъектом как во внутренней, так и во внешней политике России. Как источник огромных запасов природных ископаемых и биоресурсов Дальний Восток представляет для России большой экономический потенциал, а выход к двум океанам - Тихому и Северному Ледовитому — имеет важное геополитическое значение. На сегодняшний день одним из факторов, обеспечивающих безопасность в регионе, является социально-экономическая и политическая стабильность. Главными причинами, сдерживающими реализацию экономического потенциала в регионе, являются экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части, низкая внутренняя транспортная связь в регионе, низкая плотность населения, высокие транспортные затраты при перевозке грузов и пассажиров между дальневосточными регионами и остальной частью России, экстремальные природно-климатические условия и др. [02]

   После Октябрьской революции 1917 г. Дальний Восток России оказался в опасной ситуации, которая могла создать все условия для отторжения региона от России. К осени 1918 г. установленная в декабре 1917 г. советская власть была здесь свергнута. Падение советской власти в регионе было сопряжено с вторжением иностранных войск. Причинами интервенции послужили обстоятельства взаимосвязанные между собой: наличие политических, геополитических и экономических интересов иностранных государств, привлекших их внимание на российский Дальний Восток в период ослабления России из-за Первой мировой и Гражданской войн [03].

   В этих непростых условиях для России, когда на европейской части нависла угроза войны с Польшей, советское руководство не могло допустить войны на востоке страны с Японией. Благодаря ведению гибкой политики Центральным комитетом РКП (б), при поддержке В.И. Ленина, было принято решение о создании здесь Дальневосточной республики (ДВР) как демократического государства, но с руководящей ролью коммунистической партии [04]. ДВР просуществовала два с лишним года и позволила России лавировать между сталкивающимися интересами США и Японии до окончания боевых действий в европейской части страны. В итоге Японии пришлось вывести свои войска из Приморья ввиду неготовности к открытому столкновению с США [05]. Освобождение Приморья 25 октября 1922 г. силами Народно-революционной армии ДВР от интервентов означало финал интервенции и Гражданской войны на Дальнем Востоке. Таким образом, потребность дальнейшего существования ДВР отпала. 14 ноября 1922 г. ДВР по решению Народного собрания прекратила свое существование, а декретом ВЦИК от 15 ноября 1922 г. она была объявлена нераздельной частью РСФСР как Дальневосточная область (ДВО) с центром в г. Чита.

   В 1920-е годы Дальний Восток в результате Гражданской войны и интервенции столкнулся с демографическими, социально-экономическими и политическими трудностями, что непосредственно сказывалось на обеспечении как внутренней, так и внешней безопасности в регионе. После вхождения ДВР в состав РСФСР руководством страны было принято решение о советизации региона. Основными задачами советизации являлись: ликвидация буферной администрации, избрание Советов, введение на территории Дальнего Востока законов РСФСР, проведение мероприятий по очищению контрреволюционного элемента, активизация деятельности по подъёму промышленности и сельского хозяйства, введение единого сельхозналога, а также интеграция экономики Дальневосточной области в экономическую систему СССР [06]. Для реализации мероприятий по установлению Советской власти, руководство страны прибегло к опыту создания чрезвычайных органов - революционных комитетов. В функции ревкомов входили борьба с бандитизмом, диверсионными группами, остатками белогвардейских формирований, восстановление народного хозяйства, организация культурно-просветительной работы, улучшение материального благосостояния населения и т.д. [07]. Под руководством партийных организаций ревкомы вели борьбу с хищничеством, саботажем, проводили сбор продналога, вели подготовку к выборам в Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов [08]. Деятельность ревкомов была закреплена «Положением о революционных комитетах», утвержденное ВЦИК 24 октября 1919 г. и, помимо указанных мероприятий, была направлена на вооруженную борьбу с интервентами и белогвардейцами. На Дальнем Востоке ревкомы создавались хотя и в тяжелых социально-экономических и политических условиях, но все же в период мирного строительства [09]. Для реализации решений партии и Советского правительства на территории края Президиум ВЦИК утвердил временный орган Советской власти - Дальневосточный революционный комитет (Дальревком) [10]. Он являлся высшей распорядительной и исполнительной властью края с задачей осуществить советизацию Дальнего Востока в тесной связи и под руководством Дальбюро ЦК РКП (б).

   Одним из первых мероприятий, проведенных на Дальнем Востоке в первые месяцы после окончания Гражданской войны, была выборная кампания в органы власти. Выборы в городские Советы депутатов прошли в первую очередь в Приморской губернии в ноябре 1922 г. как наиболее революционно настроенной. В марте-апреле 1923 г. были проведены выборы в других губерниях Дальневосточной области. В 1925 г. выборы были проведены на о. Сахалин и на Камчатке. Они способствовали распространению советских политических взглядов, идеологии на население Дальнего Востока, большую часть которого составляли крестьяне.

   В период советизации края руководство страны сознавало, что недостаточная численность населения на огромных территориях представляет угрозу со стороны густонаселенных соседних государств, таких как Китай и Япония. Поэтому Дальний Восток стал оцениваться не только как платформа для строительства индустриального общества, но и как стратегический регион военного значения [11]. В интересах государства насыщение региона людскими ресурсами велось главным образом в планово-организационных и пенитенциарных формах. Первые включали в себя оргнабор рабочих, красноармейские и сельскохозяйственные переселения, общественные призывы. Значимым источником пополнения трудовых ресурсов стала пенитенциарная система. В начале 1930-х гг. на Дальнем Востоке было организовано более 100 спецпоселков и три ИТЛ (Дальневосточный, Северо¬Восточный, Байкало-Амурский). Такая политика позволила увеличить население в 20-30-е гг. XX в. почти в 2 раза (с 1282 тыс. чел. в 1926 г. до 2750 тыс. человек в 1940 г.) [12], в то время как добровольная миграция так и не привела к массовому переселению на Дальний Восток.

   Результатом Гражданской войны и интервенции стало бесконтрольное использование природных богатств в угольной, лесной, золотодобывающей, рыбной промышленности, которое осуществлялось исключительно в интересах иностранного и частного капитала, что напрямую угрожало экономическим интересам СССР в дальневосточном регионе. По данным Всероссийской переписи 1923 г., иностранцам принадлежало в крае 57,9% всех предприятий, а из рыбной промышленности к концу 1922 г. принадлежало около 90% [13].С целью контроля за восстановлением народного хозяйства края руководством страны были созданы различные региональные государственные структуры, которые самостоятельно координировали привлечение и расходование средств государственного бюджета в пределах ДВО. Для решения хозяйственных, финансово-экономических проблем в конце 1922 г. было учреждено Дальневосточное экономическое совещание (Дальэкосо). С целью направления и согласования программ деятельности хозяйственных органов, обследования экономики региона, планирования дальнейших экономических планов в структуре Дальэкосо была образована Дальневосточная плановая комиссия (Дальплан). В 1923 г. по решению центрального руководства на территории региона в качестве самостоятельной хозяйственной единицы была создана государственная рыбопромышленная организация - Дальневосточное управление государственной рыбной промышленности (Дальгосрыбпром). Основной функцией организации являлось противопоставление влияния японских промышленников, поддержка деятельности русских предпринимателей и тем самым укрепление своего влияния на дальневосточное рыбное хозяйство. Для обеспечения государственного контроля за концессионной деятельностью был учрежден Дальневосточный концессионный комитет, который осуществлял рассмотрение заявок и подготовку договоров с иностранными предпринимателями [14]. Образованные государственные структуры в регионе осуществляли централизованный контроль в сфере восстановления и развития народного хозяйства, что способствовало развитию экономической и политической стабильности на территории края.

   Особый вклад в реализацию политики советизации региона принадлежит органам безопасности Дальнего Востока. Их сотрудники, осуществлявшие задачи, связанные с исполнением партийных установок, наделялись практически неограниченными полномочиями в борьбе со шпионажем, уголовным и политическим бандитизмом, противниками советской власти. Одну из угроз для неё в регионе наравне с бандитизмом представляло повстанческое движение, которое было распространено на всей территории СССР. Решение данной проблемы для советского руководства было крайне необходимым для полноценного восстановления народного хозяйства. Руководством страны при подавлении восстаний и ликвидации бандитизма активно применялись политико-экономические, чекистские и военные меры борьбы. Местности, пораженные бандитизмом и мятежами, объявлялись высшими органами власти на военном или чрезвычайном положении. За период советизации Дальнего Востока было ликвидировано значительное количество бандформирований, имевшие антисоветскую ориентацию [15].

   Таким образом, в 20-е г. XX в. решалась судьба Дальнего Востока как одного из субъектов советской России. Перед органами государственной власти стояли глобальные вопросы, связанные с изгнанием интервентов и завершением Гражданской войны. Процесс советизации был связан с распространением советской политики вглубь региона, восстановлением и развитием экономического потенциала, ликвидацией любых видов бандитизма, установлением как внутренней, так и внешней политической стабильности. Решая эти проблемы, советские органы власти прибегали к различным способам для реализации политики государства, что в конечном итоге способствовало укреплению политических и экономических позиций региона как внутри страны, так и на внешнеполитической арене.

   

   Список литературы
   01. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 // Российская газета. 2015. 31 дек.
   02. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 4. С. 421.
   03. Хитрый В.Г. Партизанская война на Дальнем Востоке России, 1918¬1920 гг. Хабаровск, 2016. С. 26-27.
   04. Шиндялов Н.А. Ликвидация «Читинской пробки» // Россия и АТР. 2011. № 1. С. 5-18.
   05. Шинин О.В. Особенности внутреннего положения и политического развития Дальнего Востока СССР в 1922-1941 гг. // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2005. № 11. С. 132-138.
   06. Крушанов А.И. Переход от гражданской войны к мирному строительству в Приморье (октябрь 1922 - 1923 гг.) // Дальний Восток за 40 лет Советской власти. Комсомольск-на-Амуре, 1958. С. 336-337.
   07. Бугай Н.Ф. Ревкомы. М., 1981. С. 28.
   08. Гончаренко И.Н. Некоторые вопросы партийного строительства в восстановительный период в Приморье (1922 -1926 гг.) Владивосток, 1962. С. 5.
   09. Флеров В.С. Организационно-хозяйственная деятельность Дальревкома (1922-1926 гг.) // Организационно-хозяйственная деятельность местных Советов на Дальнем Востоке (1922-1985 гг.). Владивосток, 1986. С. 3-21.
   10. Исаева Т.С. Дальревком - особый орган власти в период перехода от войны к миру // История, археология и этнография народов Дальнего Востока: научные доклады VIII Дальневосточной конференции по проблемам исторической науки. Вып. 1. Владивосток, 1973. С. 188¬190.
   11. Перспективный план колонизации Дальне-Восточной области на 1926-1935 гг. // Экономическая жизнь Дальнего Востока. 1926. № 9. С. 17-58.
   12. Чернолуцкая Е.Н. Эволюция форм трудообеспечения Дальнего Востока СССР: принуждение, мобилизация, рынок труда. // Советский Дальний Восток в сталинскую и постсталинскую эпохи: сб. науч. статей. Владивосток, 2014. С. 36-45.
   13. Исаева Т.С. Особенности становления и развития органов советской власти на Дальнем Востоке в восстановительный период (1922-1926 гг.) // Организационно-политическое укрепление Советов на Дальнем Востоке СССР (октябрь 1922-1983 гг.). Владивосток, 1985. С. 3.
   14. Флеров В.С. Организационно-хозяйственная деятельность Дальревкома (1922-1926 гг.) // Организационно-хозяйственная деятельность местных Советов на Дальнем Востоке (1922-1985 гг.). Владивосток, 1986. С. 3-21.
   15. Греков А.Ю. Бандитизм на Дальнем Востоке как рецидив Гражданской войны // Вестник ТГУ, 2010. Вып. 8(88). С. 191-196.

   

   Кулешов Денис Сергеевич, аспирант федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск


    Дополнительно по данной теме можно почитать:


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Печатный источник - УДК: 351.74
   Электронная версия - Главный редактор портала "Амурские сезоны" Коваленко Андрей