|
||
В современном мире идет процесс формирования новой модели мироустройства, сопровождающийся ростом глобальной и региональной нестабильности. Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за ресурсы, доступом к рынкам сбыта, контролем над транспортными артериями. В борьбе за влияние на международной арене задействован весь спектр политических, финансово-экономических и информационных инструментов. Все активнее используется потенциал специальных служб. Стратегическими целями страны являются создание условий для мирного и динамичного социально-экономического развития Российской Федерации, обеспечение ее военной безопасности [01].На протяжении всего исторического развития дальневосточный регион является стратегически важным субъектом как во внутренней, так и во внешней политике России. Как источник огромных запасов природных ископаемых и биоресурсов Дальний Восток представляет для России большой экономический потенциал, а выход к двум океанам - Тихому и Северному Ледовитому — имеет важное геополитическое значение. На сегодняшний день одним из факторов, обеспечивающих безопасность в регионе, является социально-экономическая и политическая стабильность. Главными причинами, сдерживающими реализацию экономического потенциала в регионе, являются экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части, низкая внутренняя транспортная связь в регионе, низкая плотность населения, высокие транспортные затраты при перевозке грузов и пассажиров между дальневосточными регионами и остальной частью России, экстремальные природно-климатические условия и др. [02]После Октябрьской революции 1917 г. Дальний Восток России оказался в опасной ситуации, которая могла создать все условия для отторжения региона от России. К осени 1918 г. установленная в декабре 1917 г. советская власть была здесь свергнута. Падение советской власти в регионе было сопряжено с вторжением иностранных войск. Причинами интервенции послужили обстоятельства взаимосвязанные между собой: наличие политических, геополитических и экономических интересов иностранных государств, привлекших их внимание на российский Дальний Восток в период ослабления России из-за Первой мировой и Гражданской войн [03].В этих непростых условиях для России, когда на европейской части нависла угроза войны с Польшей, советское руководство не могло допустить войны на востоке страны с Японией. Благодаря ведению гибкой политики Центральным комитетом РКП (б), при поддержке В.И. Ленина, было принято решение о создании здесь Дальневосточной республики (ДВР) как демократического государства, но с руководящей ролью коммунистической партии [04]. ДВР просуществовала два с лишним года и позволила России лавировать между сталкивающимися интересами США и Японии до окончания боевых действий в европейской части страны. В итоге Японии пришлось вывести свои войска из Приморья ввиду неготовности к открытому столкновению с США [05]. Освобождение Приморья 25 октября 1922 г. силами Народно-революционной армии ДВР от интервентов означало финал интервенции и Гражданской войны на Дальнем Востоке. Таким образом, потребность дальнейшего существования ДВР отпала. 14 ноября 1922 г. ДВР по решению Народного собрания прекратила свое существование, а декретом ВЦИК от 15 ноября 1922 г. она была объявлена нераздельной частью РСФСР как Дальневосточная область (ДВО) с центром в г. Чита.В 1920-е годы Дальний Восток в результате Гражданской войны и интервенции столкнулся с демографическими, социально-экономическими и политическими трудностями, что непосредственно сказывалось на обеспечении как внутренней, так и внешней безопасности в регионе. После вхождения ДВР в состав РСФСР руководством страны было принято решение о советизации региона. Основными задачами советизации являлись: ликвидация буферной администрации, избрание Советов, введение на территории Дальнего Востока законов РСФСР, проведение мероприятий по очищению контрреволюционного элемента, активизация деятельности по подъёму промышленности и сельского хозяйства, введение единого сельхозналога, а также интеграция экономики Дальневосточной области в экономическую систему СССР [06]. Для реализации мероприятий по установлению Советской власти, руководство страны прибегло к опыту создания чрезвычайных органов - революционных комитетов. В функции ревкомов входили борьба с бандитизмом, диверсионными группами, остатками белогвардейских формирований, восстановление народного хозяйства, организация культурно-просветительной работы, улучшение материального благосостояния населения и т.д. [07]. Под руководством партийных организаций ревкомы вели борьбу с хищничеством, саботажем, проводили сбор продналога, вели подготовку к выборам в Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов [08]. Деятельность ревкомов была закреплена «Положением о революционных комитетах», утвержденное ВЦИК 24 октября 1919 г. и, помимо указанных мероприятий, была направлена на вооруженную борьбу с интервентами и белогвардейцами. На Дальнем Востоке ревкомы создавались хотя и в тяжелых социально-экономических и политических условиях, но все же в период мирного строительства [09]. Для реализации решений партии и Советского правительства на территории края Президиум ВЦИК утвердил временный орган Советской власти - Дальневосточный революционный комитет (Дальревком) [10]. Он являлся высшей распорядительной и исполнительной властью края с задачей осуществить советизацию Дальнего Востока в тесной связи и под руководством Дальбюро ЦК РКП (б).Одним из первых мероприятий, проведенных на Дальнем Востоке в первые месяцы после окончания Гражданской войны, была выборная кампания в органы власти. Выборы в городские Советы депутатов прошли в первую очередь в Приморской губернии в ноябре 1922 г. как наиболее революционно настроенной. В марте-апреле 1923 г. были проведены выборы в других губерниях Дальневосточной области. В 1925 г. выборы были проведены на о. Сахалин и на Камчатке. Они способствовали распространению советских политических взглядов, идеологии на население Дальнего Востока, большую часть которого составляли крестьяне.В период советизации края руководство страны сознавало, что недостаточная численность населения на огромных территориях представляет угрозу со стороны густонаселенных соседних государств, таких как Китай и Япония. Поэтому Дальний Восток стал оцениваться не только как платформа для строительства индустриального общества, но и как стратегический регион военного значения [11]. В интересах государства насыщение региона людскими ресурсами велось главным образом в планово-организационных и пенитенциарных формах. Первые включали в себя оргнабор рабочих, красноармейские и сельскохозяйственные переселения, общественные призывы. Значимым источником пополнения трудовых ресурсов стала пенитенциарная система. В начале 1930-х гг. на Дальнем Востоке было организовано более 100 спецпоселков и три ИТЛ (Дальневосточный, Северо¬Восточный, Байкало-Амурский). Такая политика позволила увеличить население в 20-30-е гг. XX в. почти в 2 раза (с 1282 тыс. чел. в 1926 г. до 2750 тыс. человек в 1940 г.) [12], в то время как добровольная миграция так и не привела к массовому переселению на Дальний Восток.Результатом Гражданской войны и интервенции стало бесконтрольное использование природных богатств в угольной, лесной, золотодобывающей, рыбной промышленности, которое осуществлялось исключительно в интересах иностранного и частного капитала, что напрямую угрожало экономическим интересам СССР в дальневосточном регионе. По данным Всероссийской переписи 1923 г., иностранцам принадлежало в крае 57,9% всех предприятий, а из рыбной промышленности к концу 1922 г. принадлежало около 90% [13].С целью контроля за восстановлением народного хозяйства края руководством страны были созданы различные региональные государственные структуры, которые самостоятельно координировали привлечение и расходование средств государственного бюджета в пределах ДВО. Для решения хозяйственных, финансово-экономических проблем в конце 1922 г. было учреждено Дальневосточное экономическое совещание (Дальэкосо). С целью направления и согласования программ деятельности хозяйственных органов, обследования экономики региона, планирования дальнейших экономических планов в структуре Дальэкосо была образована Дальневосточная плановая комиссия (Дальплан). В 1923 г. по решению центрального руководства на территории региона в качестве самостоятельной хозяйственной единицы была создана государственная рыбопромышленная организация - Дальневосточное управление государственной рыбной промышленности (Дальгосрыбпром). Основной функцией организации являлось противопоставление влияния японских промышленников, поддержка деятельности русских предпринимателей и тем самым укрепление своего влияния на дальневосточное рыбное хозяйство. Для обеспечения государственного контроля за концессионной деятельностью был учрежден Дальневосточный концессионный комитет, который осуществлял рассмотрение заявок и подготовку договоров с иностранными предпринимателями [14]. Образованные государственные структуры в регионе осуществляли централизованный контроль в сфере восстановления и развития народного хозяйства, что способствовало развитию экономической и политической стабильности на территории края.Особый вклад в реализацию политики советизации региона принадлежит органам безопасности Дальнего Востока. Их сотрудники, осуществлявшие задачи, связанные с исполнением партийных установок, наделялись практически неограниченными полномочиями в борьбе со шпионажем, уголовным и политическим бандитизмом, противниками советской власти. Одну из угроз для неё в регионе наравне с бандитизмом представляло повстанческое движение, которое было распространено на всей территории СССР. Решение данной проблемы для советского руководства было крайне необходимым для полноценного восстановления народного хозяйства. Руководством страны при подавлении восстаний и ликвидации бандитизма активно применялись политико-экономические, чекистские и военные меры борьбы. Местности, пораженные бандитизмом и мятежами, объявлялись высшими органами власти на военном или чрезвычайном положении. За период советизации Дальнего Востока было ликвидировано значительное количество бандформирований, имевшие антисоветскую ориентацию [15].Таким образом, в 20-е г. XX в. решалась судьба Дальнего Востока как одного из субъектов советской России. Перед органами государственной власти стояли глобальные вопросы, связанные с изгнанием интервентов и завершением Гражданской войны. Процесс советизации был связан с распространением советской политики вглубь региона, восстановлением и развитием экономического потенциала, ликвидацией любых видов бандитизма, установлением как внутренней, так и внешней политической стабильности. Решая эти проблемы, советские органы власти прибегали к различным способам для реализации политики государства, что в конечном итоге способствовало укреплению политических и экономических позиций региона как внутри страны, так и на внешнеполитической арене. Список литературы
| ||
Дополнительно по данной теме можно почитать: | ||
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:
Печатный источник - УДК: 351.74
| ||

