Приамурье Советское О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      23
книги              57
панорамы       58
статьи        5801
фото           6893








Первый литературный портал:



Повесть
Alma Mater. 06 - Серёга

Стихотворение
Дни стали короче






Разделы по теме

История Амурской области











Статьи по теме

Приамурье Советское


























Подготовка к отмене карточной системы снабжения на Дальнего Востока (1946 год)

29 октября 2019 г.

   В последнее время большое внимание исследователей привлекает послевоенный период, так называемый «восстановительный». Мероприятия социального характера — отмена карточного снабжения, денежная реформа, неоднократное снижение цен, достаточно полно освещены историками. И, тем не менее, в архивах еще множество материалов из «особых папок», «не для печати», «секретно» ждут своих исследователей. Особенно это касается региональных архивов.

   В последние годы рассекречены материалы, отражающие мероприятия по подготовке к отмене карточек в 1947 г., и концентрация внимания на сравнительно узкой теме, возможно, позволила ввести в оборот новые архивные данные, поднять ряд малоизвестных фактов, касающихся жизни дальневосточников в 1946—1947 гг. Восстановительный период — этап в отечественной истории, сутью которого было продолжение «форсированного социализма» 30-х годов. Это нашло отражение и в той поспешности, наступательное™ в решении такой сложной послевоенной задачи, как выход из продовольственного кризиса. Один из мифов того периода, бытующий в сознании населения — «при Сталине был порядок, все боялись» - можно подвергнуть сомнению, и доказательство тому - факты хищений, воровства, разбазаривания, процветающие в системе учреждений и организаций, снабжающих население продовольствием. Ослабление государственного контроля и трудности адаптации к мирному труду в условиях послевоенной разрухи вызвали рост преступности.

   Во время войны городское и сельское население (за исключением колхозников) были переведены на так называемую систему нормированного снабжения и получали продукты по карточкам. Существовали рабочие карточки первой и второй категории, а также специальные карточки для служащих, детей, иждивенцев и литерные карточки. Как нормы отпуска продуктов по карточкам, так И цены (их называли пайковыми) были фиксированными и ниже цен на продукты, которые продавались в коммерческих магазинах и на рынках. Литерные карточки — особый вид продовольственных карточек для отдельных категорий граждан, предусматривающий повышенные нормы.

   Подготовка к отмене карточной системы снабжения и проведению денежной реформы началась сразу после окончания войны. Жесточайшая засуха 1946 г. и неурожай вынудили правительство отложить решение об отмене карточек на один год. И этот год был одним из тяжелейших для населения. Поспешность отмены карточной системы в пропагандистских целях не имела под собой экономической основы, и все жертвы правительственных решений, по заявлению Сталина, должно принять на себя население.

   «Не для публикации в печати», «Совершенно секретно» — этим грифом отмечены постановления Совета Министров СССР и Центрального Комитета ВКП (б). Они поступали в секретную часть крайкомов ВКП (б), и только часть из них под грифом «извлечения» публиковалась в печати. В настоящее время хранятся тексты постановлений, а их было немало, в архиве Южно-Сахалинска, Хабаровском и Приморском государственных архивах (Ф. П-35, Ф. П-68).

   27 июля 1946 г. выходит постановление Совета Министров и ЦК ВКП (б) за № 1630 «О мерах по обеспечению сохранности хлеба, недопущения его разбазаривания, хищения и порчи» (ГАХК. Ф. П-35, оп. 19, д. 3, л. 62), 3 августа 1946 г. вышел приказ Генерального Прокурора Союза ССР за № 147 «О решительной борьбе с хищениями, разбазариванием и порчей хлеба», согласно которому предусматривалась высшая мера наказания — расстрел - за хищения и растраты в особо крупных размерах. 27 сентября 1946 г. в Хабаровский и Приморский крайкомы партии поступила высшая правительственная телеграмма с текстом постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) за № 2188 «Об экономии в расходовании хлеба» (ГАХК. Ф. П-35, оп. 19, д. 3, л. 45). Сложность положения с хлебными ресурсами, их нехватка и в то же время идеологический и политический авантюризм руководства страны в желании первыми из воюющих стран отменить карточную систему снабжения подталкивали чиновников ко все большему «закручиванию гаек». 18 октября 1946 г. принимается еще одно постановление за № 2340-997с «О дополнительных мерах по экономии в расходовании хлеба и усилении контроля за работой Министерства торговли и его органов» (ГАХК. Ф. П-35, оп. 1, д. 1897, л. 211—215), а также постановления от 25 октября «Об укреплении органов торговли партийными кадрами и расстановке коммунистов на решающих участках, связанных с расходом хлеба и продовольствия» и «О мерах по усилению контроля обкомов, крайкомов и ЦК компартии союзных республик за работой органов министерства торговли на местах» (ГАПК. Ф. П-68, оп. 34, д. 176, л. 7). Было принято решение сократить коммерческую торговлю хлебом и крупой, установить с 1 ноября 1946 г. примесь овсяной, ячменной и кукурузной муки в хлебопечении для всех потребителей, во всех областях и краях — 40 %, для Москвы и Ленинграда — 20 %. Также было дополнено постановление Совмина от 10 июня 1946 г. «О подготовке хлебопекарной промышленности Министерства пищевой промышленности СССР к торговле хлебом без карточек» тем, что министру заготовок Двинскому было поручено создать в IV квартале 1946 г. на хлебопекарных предприятиях Министерства пищевой промышленности СССР неснижаемые запасы муки в размере 5-дневной потребности в 50 важнейших городах страны.

   В целях упорядочения снабжения населения, улучшения работы Министерства торговли и его органов на местах первые секретари обкомов и крайкомов ВКП (б) обязаны были усилить контроль за работой областных, краевых торговых отделов и органов карточной системы, обеспечив при этом безусловное выполнение указаний Совета Министров об экономии хлеба, ликвидации беспорядков и злоупотреблений в карточной системе, искоренении хищений и растрат хлеба. Этим постановлением было принято решение передать инспекцию по контролю за расходованием хлебопродуктов при Министерстве заготовок Министерству госконтроля СССР и реорганизовать инспекцию в Государственный контроль за расходованием хлебопродуктов. За № 2525 24 ноября 1946 г. было принято «Положение о государственном контроле за расходованием и сохранностью хлеба» (ГАХК. Ф. П-35, оп. 19, д. 3, л. 64) за подписью Л. Мехлиса, министра госконтроля Союза ССР.

   С целью предотвращения падения уровня реальной заработной платы населения в постановлении № 2122 от 16 сентября 1946 г. отмечалось, что в связи с предстоящей отменой в 1947 г. карточной системы, снижением коммерческих цен, расширением коммерческой торговли продовольственными и промышленными товарами, а также в целях укрепления рубля, Совет Министров СССР запретил всем министерствам и ведомствам, руководителям всех хозяйственных и общественных организаций прямое или косвенное повышение установленных окладов и ставок заработной платы на государственных, кооперативных и общественных предприятиях, повышение установленных норм продовольствия и промтоваров, распределяемых по карточкам, а также увеличение норм и лимитов всех видов дополнительного продовольственного и промтоварного снабжения населения (ГАХК. Оп. 1, д. 1897, л. 55).

   Для создания условий перехода к бескарточной системе 9 ноября 1946 г. принимается постановление «О развертывании кооперативной торговли в городах и рабочих поселках продовольствием и промышленными товарами и об увеличении производства продовольствия и товаров широкого потребления кооперативными предприятиями» (Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: сб. док. за 50 лет. М., 1968. Т. 3. С. 32—238). Предприятиям местной промышленности, промысловой кооперации, а в первые послевоенные годы — кооперации инвалидов, — предоставлялись широкие льготы финансового порядка, что должно было стимулировать их деятельность по использованию местных ресурсов для удовлетворения потребностей населения. Таким образом, партия и правительство, в период сильнейшей засухи в самых хлебопроизводящих районах, принимают решение об отмене карточной системы снабжения и начинают к ней подготовку, о чем свидетельствуют вышеуказанные постановления.

   Этот процесс перехода дальневосточного общества от войны к миру, в частности, к свободной торговле и решению продовольственного кризиса нашел отражение в архивных документах — постановлениях, отчетах, итогах проверок и т. д. За сухими строками «отчетов» — судьбы дальневосточников.

   27 сентября 1946 г. в Хабаровский крайком партии поступила высшая правительственная телеграмма Серии «Г», в которой сообщалось постановление Совмина СССР и ЦК ВКП (б) (не для печати) «Об экономии в расходовании хлеба» (ГАХК Ф. П-35, оп. 1, д. 1897, л. 55) и, в частности, указывалось, что сокращаются государственные хлебные ресурсы. Причина — сильная засуха в центральных районах страны летом и дожди, погубившие урожай в Сибири и Казахстане. В связи с этим в целях бесперебойного обеспечения населения хлебом до нового урожая Совет Министров «признал необходимым» сократить контингент снабжаемого по карточкам населения, проживающего в сельской местности, снять с пайкового снабжения хлебом в городах и рабочих поселках часть работающих взрослых иждивенцев, уменьшить норму выдачи хлеба остальным. Обосновывалось это решение тем, что произошло значительное снижение цен на продукты на колхозных рынках и лица, снимаемые с пайкового снабжения, должны покупать продукты. Совет министров постановил сократить расход хлеба по пайковому снабжению на 30 % к уровню сентября 1946 г., с 1 октября 1946 г. на 70 % уменьшить фонд хлеба для снабжения населения, проживающего в сельской местности, и сократить контингент снабжаемых на 23 млн. чел. (из 27,5 млн. сельских жителей, находящихся на гарантированном государственном снабжении в октябре 1946 г. осталось 4 млн.) (Отечественные архивы. 1992. № 6. С. 36).

   Предлагалось за счет упорядочения карточной системы и ликвидации злоупотреблений в деле выдачи карточек сократить количество хлебных карточек в городах на 500 тыс., уменьшить с 1 октября 1946 г. нормы выдачи хлеба иждивенцам с 300 до 250 г в день на человека, детям - с 400 до 300 г, отпуск крупы заменить картофелем, сократить производство сортовой белой муки и увеличить выпуск муки обойного помола. В данной телеграмме указывалось: «...обязать Министра торговли СССР Любимова обеспечить организованное проведение мероприятий по сокращению пайкового снабжения хлебом и навести порядок в деле карточного снабжения, ликвидировать злоупотребления в аппарате по выдаче карточек». Подписана телеграмма Ждановым и Сталиным.

   22 октября 1946 г. Хабаровским крайкомом партии было принято постановление по экономии в расходовании хлеба, наведению порядка в карточной системе, усилению партийного контроля за работой местных торговых организаций. Первыми сокращениям в обеспечении продовольствием подверглись сельские жители. С октября 1946 г. было снято со снабжения хлебом трудоспособное население колхозов, сельхозбригад рыболовецких колхозов, их иждивенцев и детей, рабочие местной и кооперативной промышленности, лесоохраны, подсобных хозяйств, машинно-тракторных станций. С сентября по октябрь контингент состоящих на пайковом снабжении хлебом сократился на 15 479 чел., в т. ч. работающих — на 4 402, иждивенцев — 7 307 и детей — 3 770 чел. С октября 1946 г. в крае была прекращена выдача муки и крупы по всем видам дополнительного питания, уменьшились нормы выдачи продовольствия по карточкам. Как примесь, при выпечке других сортов хлеба, на 40 % увеличился выпуск овсяной муки. Экономия в расходовании хлеба за сентябрь/октябрь составила 348,2 т. С 1 ноября 1946 г. прекращена была продажа коммерческого хлеба в чайных, что уменьшило расход хлеба еще на 13,5 т в месяц. В октябре была также упразднена 25 % надбавка хлеба и крупы сверх основной нормы для военнопленных. Прекращена выпечка подового хлеба, и с 1 ноября увеличился припек хлеба на 1 % (ГАХК Ф. П-35, оп. 18, д. 20, л. 91).

   Что касается усиления партийного контроля за работой местных торговых организаций, то эта работа велась в рамках постановления Совета Министров Союза СССР за № 2525 от 24 ноября 1946 г. «О государственном контроле за расходованием и сохранностью хлебопродуктов» (ГАХК. Ф. П-35, оп. 19, д. 3, л. 9). Согласно постановлению был создан Государственный контроль за расходованием и сохранностью хлебопродуктов — как составная часть Министерства госконтроля СССР. В обязанности созданного подразделения входило осуществление как предварительного, так и фактического контроля в органах Министерства заготовок и у потребителей хлебопродуктов — государственных, кооперативных и общественных организаций, в учреждениях и на предприятиях. Были назначены — главный контролер, старшие контролеры по областям, краям, республикам, контролеры на заготовительных пунктах, элеваторах, реализационных базах и мельницах. Все они назначались Министром госконтроля СССР. Основные обязанности и права вышеперечисленных лиц были расписаны в брошюрах «В помощь контролеру Министерства госконтроля СССР» (ГАХК. Ф. П-35, оп. 19, д. 3, л. 9—11) и «Положение о государственном контроле за расходованием и сохранностью хлебопродуктов» (ГАХК. Ф. П-35, оп. 19, д. 3, л. 80), изданных в Москве в 1946 г. и утвержденных постановлением Совета Министров от 24 ноября 1946 г. за №2525. В частности, в «Положении» указывалось, что «в своей работе контролеры обязаны были неуклонно руководствоваться интересами государства, не поддаваться каким-либо посторонним влияниям, в корне пресекать все беззакония в расходовании хлебопродуктов». Определялся круг обязанностей главного и старших контролеров. Они осуществляли повседневный и предварительный контроль за учетом, расходованием и сохранностью хлебопродуктов, имели право производить плановые и внезапные ревизии и проверки в государственных, кооперативных и общественных учреждениях и предприятиях, подвергать проверке все документы на отпуск хлебопродуктов (распоряжения, наряды, приказы). Если контролеры обнаруживали излишнее расходование хлеба, они могли запретить его выдачу. Фактический контроль осуществлялся через государственную ревизию наличия хлебопродуктов, проверку бухгалтерских записей, отчетных данных. Интересны добавления к «Положению» — «контролеры обязаны не щадить отдельных лиц, какое бы они положение не занимали, щадить только дело, только интересы дела» — это слова Сталина. В «примечании» данного документа отмечалось, что «контроль в вооруженных силах СССР, в войсках, лагерях и учреждениях Министерства внутренних дел осуществляется военными контролерами Министерства госконтроля».

   Контролерский состав обязан был при обнаружении фактов хищений, незаконного расходования и порчи хлебопродукгов представлять Министру госконтроля СССР материалы для привлечения виновных к дисциплинарной и судебной ответственности, а в необходимых случаях передавать материалы ревизий и проверок на месте органам прокуратуры. Также они могли производить изъятие подлинных документов по вопросам учета, расходования и сохранности хлебопродуктов, беспрепятственно осматривать склады и базы приема, хранения и расходования хлебопродуктов.

   Особо следует отметить пункты «Положения», касающиеся взаимоотношений контролеров и местных органов власти: «...Местные органы власти не могут вмешиваться в их деятельность, давать им поручения. Контролеры подчиняются только Министру госконтроля СССР и перед ним несут ответственность за свою деятельность». А в пункте 12 особо отмечены слова Сталина: «контролеры должны быть чисты, безукоризненны и беспощадны в своей правде для того, чтобы они могли иметь не только формальное, но и моральное право ревизовать других». За свою деятельность контролеры несли особую ответственность перед государством — вплоть до придания их суду.

   На территории Хабаровского края (куда входила до 1948 г. и Амурская область) учет и выдачу хлебных и продовольственных карточек осуществляли 80 карточных бюро, в конце 1946 г., в рамках перечисленных постановлений, проверки были произведены в 68 из них. Во всех городах и рабочих поселках была проведена сплошная проверка по следующим направлениям: правильности принятия на снабжение контингентов, выдачи организациям карточек, прикрепления определенных категорий населения к магазинам, составления отчетности расходования фондов муки, обеспечения бесперебойного снабжения населения хлебом и выполнения постановления о норме примесей в хлебопечении. Согласно сохранившимся в архивах многочисленным справкам и отчетам, нарушений в деле карточного снабжения было множество. Существующий порядок печатания, учета, хранения и выдачи продовольственных и промтоварных карточек систематически нарушался как в крупных городах края, так и в поселках и сельской местности. Работники карточных бюро, готовясь к отмене карточной системы, ослабили контроль за правильностью выдачи карточек предприятиям, запустили бухгалтерский учет, не соблюдался порядок доставки, хранения карточек в городских и районных бюро, в результате чего были допущены многочисленные нарушения.

   Так, областные и городские карточные бюро не анализировали отчеты подведомственных бюро и представляли в вышестоящие карточные бюро завышенные заявки на хлебные и продовольственные карточки. Не соблюдался установленный порядок уничтожения излишков и неиспользованных карточек в краевом, областных и районных карточных бюро, тем самым создавались благоприятные условия для всевозможных злоупотреблений. Например, с 1 января по 1 июля 1946 г. Хабаровским краевым карточным бюро было излишне заказано, а впоследствии уничтожено 639,2 тыс. разных карточек (без учета северных областей), что составило 40 % к общему количеству. Грубо нарушался порядок уничтожения неиспользованных карточек, талонов и типографского брака в краевом бюро. При проверке на 1 октября в крайбюро г. Хабаровска было обнаружено 82 277 разных карточек и талонов и 3 081 лист карточек типографского брака, которые по документам бухгалтерии и составленным актам числились сожженными.

   В Нижне-Амурской области, в Тахтинском районном карточном бюро, было обнаружено неуничтоженных карточек на 1 236 кг хлеба, 26 кг крупы, 13 кг жиров и т.д. Все эти карточки в районном бюро хранились безучетно и бесконтрольно и могли быть использованы отдельными лицами в личных целях.

   Процветала спекуляция хлебными карточками. По данным судебной статистики в Хабаровском крае только в августе-сентябре 1946 г. было возбуждено 32 дела о спекуляции ими. Показательной является схема преступления заведующей магазином станции Карга: в магазине скопилось 120 кг излишек хлеба, на это же количество ею было изъято хлебных талонов, которыми она спекулировала на рынке (ГАХК. Ф. П-35, оп. 1, д. 2019, л. 31).

   Начальник треста «Дальтранслес», выезжая в командировку, взял без карточек 111 кг мяса, 2 кг жиров, 15 кг сахара, 20 кг муки, 2 кг минтаевой икры, 6 кг сыра. Взят был с поличными. Начальник лесхоза получал по заборным книжкам детских учреждений продовольствие. Всего им незаконно было получено 97 кг муки, 95 кг мяса, 83 кг крупы. Совпартакгив Буреинского райпотребсоюза получал продукты не по коммерческим ценам, а по твердым государственным, что значительно ниже коммерческих. В итоге, только за 2 месяца 1946 г. через чайную было продано 87 кг сливочного масла, 243 кг крупы, 601 кг муки и 72 кг сахара по более высоким коммерческим ценам (ГАХК. Ф. П-35, оп. 19, д. 3, л. 9). В Примзолотопромснабе систематически разбазаривались нормированные продукты централизованных фондов. Только за первое полугодие 1946 г. через магазины и столовые было продано 8 465 кг мяса и рыбы. В январе 1946 г. на Завитинской реалбазе Заготзерно прокурором были арестованы 6 работников базы, которые расхищали зерно. У лиц, покупавших ворованное зерно, было обнаружено около тонны муки, готовой к продаже. Краевая комиссия по итогам проверки работы аппарата карточной системы по Хабаровскому краю обязала прокуратуру проводить следствия по делам о спекуляции и злоупотреблениях с хлебными карточками в десятидневные сроки, а уполномоченным министерства юстиции взять под особый контроль прохождение подобных дел в судах.

   Растраты и хищения в системе торговых организаций Приморского края принимали большие размеры. Например, в системе местных торгов за 9 месяцев 1946 г. было 1 095 случаев хищений и растрат на сумму 661 тыс. руб. По Крайпотребсоюзу за то же время произошло 1 340 случаев хищения на сумму 1 340 тыс. руб. Несмотря на меры, принимаемые против расхитителей, продолжалось воровство хлебных и продовольственных карточек, чаще всего у инспекторов. Так, с ноября 1945 г. по ноябрь 1946 г. у инспектора К-ой была выявлена недостача карточек на 786 кг жиров, 760 кг сахара, 233 кг крупы, 170 кг мяса-рыбы и др. Общая недостача по государственным ценам составила 110 тыс. руб. (ГАПК. Ф. П-68, оп. 34, д. 176, л. 11). Вину чаще всего находили в том, что «органы прокуратуры медленно и нерешительно привлекают к судебной ответственности лиц, виновных в незаконной выдаче хлебных и продовольственных карточек, а также их расхищений». Называлась и еще одна причина — «проверка показала, что ряд горкомов партии неудовлетворительно выполняют постановления ЦК ВКП (б) и крайкома партии по усилению партийно-организационной и партийно-политической работы в парторганизациях торговых отделов, учреждений и предприятий».

   В папках под грифом «Секретно» особого отдела в Хабаровском архиве хранятся материалы проверок, проведенных в крае - «О состоянии борьбы с расходованием хлеба, продовольственных ресурсов, злоупотреблении с хлебными карточками по Хабаровскому краю с 1 октября 1946 г. по 1 ноября 1947 г.» (ГАХК. Ф. П-35, оп. 18, д. 20, л. 108). В них указывается, что за указанный период органами прокуратуры города было возбуждено 24 уголовных дела, связанных с хищением, разбазариванием хлебопродуктов и махинациями с продовольственными карточками. Привлечено к различным видам ответственности 54 чел. По характеру преступлений, в основном, в вину вменялись хищения, порча зерна и хлеба, необеспечение сохранности, махинации с продовольственными карточками. Отдельной статьей выделялись дела о мелких хищениях зерна, которые совершались на предприятиях мукомольной и хлебовыпекающей промышленности. И тем не менее, 35 чел. были осуждены к тюремному заключению, 7 чел. — к исправительно-трудовым работам. После выхода указа Генерального прокурора Союза СССР от 3 августа 1946 г. «О решительной борьбе с хищениями, разбазариванием и порчей хлеба» № 147 за 6 месяцев органами прокуратуры Хабаровского края было расследовано 242 уголовных дела и привлечено к уголовной ответственности 335 чел. По всем делам, которые расследовались органами прокуратуры, ущерб нанесен хищением хлеба — 2 007 кг, муки — 5 151 кг, зерна — 432 кг. Учитывая особую опасность этого вида преступлений, прокуратура приняла решительные меры к усилению репрессий, а также провела ряд показательных процессов. К высшей мере наказания был приговорен 1 чел., к 10 годам лишения свободы — 5 чел., до 5 лет лишения свободы — 19. За покупку краденного продовольствия к принудительным работам было привлечено 94 чел.

   Таким образом, из продовольственного кризиса 1946 г- власть пыталась выходить методами, апробированными в 30-е годы. Ужесточение контроля, уголовная, административная ответственность, партийные взыскания, кадровые чистки — все это призвано было быть средством решения продовольственного кризиса. Население региона, зависящего от поставок продовольствия из центральных районов страны, испытывало огромные трудности в снабжении, и наведение относительного порядка в региональной системе распределения дало свои положительные результаты.

   

   Л.А. Слабнина, к.и.н., Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, г. Владивосток


    Дополнительно по данной теме можно почитать:


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   "Амурская область: История и современность. 1 часть. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Новиковские чтения)". Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского. Балговещенск 2009 год.
   Электронная версия документа - Коваленко Андрей, главный редактор портала "Амурские сезоны"